РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ООО «Контракт»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
11.07.2018
Управление:
Новгородское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 2840/03
Номер дела:

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

Муниципальному заказчику –

Муниципальному казенному учреждению «Служба заказчика»

 

ул. Революции, д. 35,

г. Малая Вишера, Маловишерский район,

Новгородская область, 174260

 

 

Оператору электронной площадки –

ЗАО «Сбербанк-АСТ»

 

Большой Саввинский переулок,
д. 12, строение 9,

г. Москва, 119435

e-mail: ko@sberbank-ast.ru

 

 

Участнику закупки (подателю жалобы) –

ООО «Контракт»

 

пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12,

г. Сочи, 354003

 

Исх.№2840/03 от 11.07.18

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

06 июля 2018 года                                                                                       Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. - член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления;

Петров Д.А. – член Комиссии, главный специалист-эксперт Управления,               

в присутствии представителей:

муниципальный заказчик – Муниципальное казенное учреждение «Служба заказчика» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил, ходатайств не заявлял;

податель жалобы – Общество с ограниченной ответственностью «Контракт»  надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки (определения поставщика) – Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12; далее – ООО «Контракт») на действия муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35; далее – МКУ «Служба заказчика») при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в г. Малая Вишера, извещение № 0350300006918000020 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 14.06.2018,

 

УСТАНОВИЛА:

 

29.06.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ООО «Контракт» на действия муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в г. Малая Вишера, извещение № 0350300006918000020 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.06.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

1. Муниципальный заказчик – МКУ «Служба заказчика»  не приложил к документации об аукционе обязательный файл с внесенными изменениями.

2. В документации об аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки и к составу их заявок на участие в аукционе в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации 99 от 4 февраля 2015 г. «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление № 99).

По мнению подателя Жалобы, требования Постановления № 99 не распространяются на данную закупку, поскольку требуемые заказчиком работы не относятся к группе работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту.

3. В сметных расчетах, приложенных к документации об аукционе, отсутствуют требования к функциональным, техническим и качественным характеристикам товаров и материалов, используемых при выполнении работ.

Указанные заказчиком в сметных расчетах требования к материалам указаны с конкретными и однозначными значениями характеристик (без указания минимальных и максимальных значений), что исключает использование товаров и материалов, эквивалентных или лучше по своим характеристикам, а также установлены только с целью определения стоимости данной позиции сметного расчета и расчета общей стоимости выполняемых работ.

4. Заказчик неправомерно установил требование о соответствии работ и материалов, используемых при их выполнении, недействующим/неопределяемым стандартам: ГОСТ Р 50597-93 и СНиП 3.06.03-85.

5. Заказчик не указал в проекте контракта срок возврата обеспечения исполнения контракта в случае его предоставления подрядчиком в денежном выражении.

6. Заказчиком в проекте контракта неверно установлены размеры штрафов, предусмотренные за неисполнение или ненадлежащее исполнение сторонами условий контракта.

С учетом вышеизложенного, податель Жалобы просит выдать муниципальному заказчику - МКУ «Служба заказчика» обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

Муниципальный заказчик – МКУ «Служба заказчика» согласно письменным возражениям на Жалобу (вх. № 3941 от 06.07.2018 Новгородского УФАС России) считает ее необоснованной по следующим основаниям.

1. Заказчиком были приложены документы, касающиеся внесенных изменений, а именно: на официальном сайте был размешен новый проект контракта, о чем указано в новой редакции извещения о проведении закупки.

2. Дополнительные требования в соответствии с Постановлением № 99 в документации об аукционе были установлены правомерно.

3. Какие-либо требования к товарам и их показателям в документации об аукционе не установлены.

4. ГОСТ Р 50597-93 и СНиП 3.06.03-85 являются действующими.

5. В пункте 1.6 проекта контракта указан срок возврата обеспечения исполнения контракта в случае его предоставления в денежном выражении.

6. Указание в проекте контракта всех возможных значений размеров штрафа в зависимости от порогового значения цены контракта носит рекомендательный характер, в связи с чем, все возможные варианты размеров штрафов для заказчика и подрядчика не были указаны в проекте контракта.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В июне-июле 2018 года муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» и его аукционной комиссией осуществлялась закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в г. Малая Вишера, извещение № 0350300006918000020 о проведении которого было размещено на официальном сайте 14.06.2018 (начальная (максимальная) цена контракта – 10 102 000, 00 рублей).

Документация об электронном аукционе в редакции № 2 (далее – Документация) утверждена начальником ПТО МКУ «Служба заказчика»  … 14.06.2018.

1.  Согласно части 1 статьи 63 Закона о контрактной системе извещение о проведении электронного аукциона размещается заказчиком в единой информационной системе.

14.06.2018 в 16 часов 55 минут муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» на официальном сайте было размещено извещение о проведении рассматриваемой закупки.

Согласно части 3 статьи 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В соответствии с частью 1 статьи 65 Закона о контрактной системе в случае проведения электронного аукциона заказчик размещает в единой информационной системе документацию о таком аукционе в сроки, указанные в частях 2 и 3 статьи 63 настоящего Федерального закона, одновременно с размещением извещения о проведении такого аукциона.

Согласно первоначальной редакции извещения о проведении аукциона, пункту 11.3 первоначальной редакции документации об аукционе, дата и время окончания срока подачи заявок: 30.06.2018 года в 09 часов 00 минут.

В соответствии с частью 6 статьи 63 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение о внесении изменений в извещение о проведении электронного аукциона не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки при проведении такого аукциона не допускается. В течение одного дня с даты принятия данного решения заказчик размещает в единой информационной системе указанные изменения. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен таким образом, чтобы с даты размещения изменений, внесенных в извещение о проведении такого аукциона, до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

В соответствии с частью 6 статьи 65 Закона о контрактной системе заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. Изменение объекта закупки и увеличение размера обеспечения данных заявок не допускаются. В течение одного дня с даты принятия указанного решения изменения, внесенные в документацию о таком аукционе, размещаются заказчиком в единой информационной системе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Согласно части 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

14.06.2018 муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» было принято решение о внесении изменений в извещение о проведении аукциона.

14.06.2018 в 17 часов 27 минут на официальном сайте муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» была размещена измененная версия извещения о проведении аукциона.

Как следует из новой редакции извещения о проведении аукциона, причиной внесения таких изменений послужило ошибочное прикрепление в составе документации об аукционе проекта контракта, не относящегося к данной закупке.

После внесения изменений, в составе Документации был размещен проект контракта, относящийся именно к данной закупке.

Таким образом, муниципальным заказчиком - МКУ «Служба заказчика» был соблюден срок внесения изменений и размещения таких изменений на официальном сайте, была указана причина, послужившая основанием внесения изменений, а также размещен проект контракта, относящийся именно к рассматриваемой закупке.

Следовательно, данный довод Жалобы является необоснованным.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Муниципальным заказчиком - МКУ «Служба заказчика» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации определен объект рассматриваемой закупки: выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в городе Малая Вишера.

Согласно пункту 3.1.1 Документации работы, входящие в объект рассматриваемой закупки, в «ОК 034-2014 (КПЕС 2008). Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности» поименованы под кодом: 42.11.10.120.

В соответствии с частью 2 статьи 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно части 3 статьи 31 Закона о контрактной системе перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Дополнительные требования к участникам закупки, а также перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, установлены в Постановлении № 99.

Как следует из части 4 статьи 31 Закона о контрактной системе в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Согласно пункту 1 Постановления № 99 к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к настоящему постановлению.

В соответствии с пунктом 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей заказчики должны устанавливаться дополнительные требования к участникам закупки в виде наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Кроме того, согласно пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению № 99 документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительным требованиям, являются: копия исполненного контракта (договора); копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке; копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

В Приложении № 1 к Постановлению содержится примечание (<*>) к пункту 2 Приложения № 1 к Постановлению, согласно которому требование о наличии опыта выполнения соответствующих работ должно трактоваться как требование о наличии опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

Согласно пункту 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Как следует из пункта 4.1 Документации начальная (максимальная) цена составляет 10 102 000,00 рублей.

Перечень видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержден приказом Министерства регионального развития Российской Федерации от 30.12.2009 № 624 (далее – Перечень).

В Техническом задании (Приложение № 1 к Документации; далее – Техническое задание) содержится объем выполнения работ.

В соответствии с Техническим заданием в число работ, выполняемых в рамках заключаемого контракта, включены:

- розлив вяжущих материалов;

- устройство покрытия из горячих асфальтобетонных смесей;

- исправление профиля оснований гравийных без добавления нового материала, и т.д.

Вышеуказанные работы, согласно пунктам 25.2 «Устройство оснований автомобильных дорог» и 25.4 «Устройства покрытий автомобильных дорог, в том числе укрепляемых вяжущими материалами» Перечня, являются работами по капитальному ремонту, оказывающими влияние на безопасность объекта капитального строительства.

Таким образом, с учетом того, что начальная (максимальная) цена контракта составляет более 10 млн. рублей, ряд выполняемых работ носит капитальный характер и выполняется на объекте капитального строительства, муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» должны были быть установлены дополнительные требования к участникам аукциона и составу вторых частей их заявок на участие в нем в соответствии с Постановлением № 99.

Следовательно, данный довод Жалобы также является необоснованным.

3. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно части 1 статьи 22 Закона о контрактной системе начальная (максимальная) цена контракта и в предусмотренных настоящим Федеральным законом случаях цена контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), определяются и обосновываются заказчиком посредством применения следующего метода или нескольких следующих методов: метод сопоставимых рыночных цен (анализа рынка); нормативный метод; тарифный метод; проектно-сметный метод; затратный метод.

В соответствии с частью 9 статьи 22 Закона о контрактной системе проектно-сметный метод заключается в определении начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), на:

1) строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации;

2) проведение работ по сохранению объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, за исключением научно-методического руководства, технического и авторского надзора, на основании согласованной в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, проектной документации на проведение работ по сохранению объектов культурного наследия и в соответствии с реставрационными нормами и правилами, утвержденными федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации в области государственной охраны объектов культурного наследия.

Согласно пункту 4.1 Документации начальная (максимальная) цена контракта сформирована с применением проектно-сметного метода.

В Приложении № 2 к Документации содержится обоснование начальной (максимальной) цены контракта, в том числе, расчет начальной максимальной цены контракта (сметные расчеты).

При этом, смета используется для расчета начальной (максимальной) цены контракта, а не для установления требований к товарам и их показателям, в соответствии с которыми участники закупки должны сформировать свои заявки на участие в аукционе.

Документация не содержит указания о том, что требования к товарам и значениям их показателей содержатся в сметных расчетах.

При этом, сами товары и требования к значениям их показателей содержатся в Техническом задании (Приложение № 1 к Документации; далее – Техническое задание), в частности, в Техническом задании указаны следующие товары и требования к их значениям:

- щебень из природного камня для строительных работ марка 600, фракция 40-70 мм;

- устройство покрытия толщиной 4 см из горячих асфальтобетонных смесей плотных мелкозернистых типа АБВ, плотность каменных материалов 2,5-2,9 т/м3 и т.д.

Таким образом, соответствующий довод Жалобы в ходе ее рассмотрения не нашел своего подтверждения.

4. В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии

Согласно пункту 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно пункту 3 Технического задания, которое также является приложением к заключаемому по итогам закупки муниципальному контракту, работы, являющиеся предметом закупки, должны выполняться в соответствии с рядом нормативных правовых актов, в частности, ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» и СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».

Как указывает податель Жалобы, данные стандарты являются недействующими или несуществующими.

Изучив данный довод, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

ГОСТ Р 50597-93 существует и является действующим. Данный ГОСТ утрачивает силу только с 01.09.2018 в соответствии с Приказом Росстандарта от 26.09.2017 № 1245-ст «Об утверждении национального стандарта Российской Федерации».

Согласно пункту 3.5.2 Документации, пункта 3.3 Проекта муниципального контракта (Приложение № 3 к Документации; далее – Проект контракта) сроки выполнения работ: с даты заключения контракта по 10.08.2018 года. Работы могут быть выполнены досрочно.

То есть, на момент объявления о проведении закупки, рассмотрения Жалобы, а также в установленный заказчиком период выполнения работ, являющихся предметом закупки, ГОСТ Р 50597-93 является действующим.

СНиП 3.06.03-85 также является существующим и действующим.

Каких-либо доказательств того, что данные стандарты являются недействующими, подателем Жалобы представлено не было.

Учитывая вышеизложенное, данный довод Жалобы является необоснованным.

5. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В соответствии с частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Согласно части 27 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о сроках возврата заказчиком поставщику (подрядчику, исполнителю) денежных средств, внесенных в качестве обеспечения исполнения контракта (если такая форма обеспечения исполнения контракта применяется поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

Согласно части 3 статьи 96 Закона о контрактной системе исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с частью 4 статьи 96 Закона о контрактной системе контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Согласно пункту 1.6 Проекта контракта в случае если Подрядчиком применена такая форма обеспечения исполнения контракта как внесение на счет Заказчика денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта, денежные средства, внесенные в качестве обеспечения исполнения Контракта, возвращаются Подрядчику на основании письменного обращения Подрядчика в течение десяти рабочих дней со дня получения Заказчиком соответствующего письменного требования Подрядчика. Указанное письменное требование Подрядчика может быть предоставлено Заказчику не ранее подписания положительного заключения приемочной комиссией в виде протокола экспертизы результатов в соответствии с п. 3.5 настоящего контракта. Денежные средства возвращаются по реквизитам, указанным Подрядчиком в письменном требовании.

В соответствии с пунктами 3.4-3.5 Проекта контракта после выполнения работ Подрядчик  в течение 3 (Трех) рабочих дней направляет Заказчику комплект документов о выполненных работах: Акт выполненных работ по ф. КС – 2, справку о стоимости выполненных работ по форме КС-3, счет-фактуру (для плательщиков НДС), счет, исполнительную документацию (акты на скрытые работы, в случаях выполнения Подрядчиком скрытых работ, гарантийный паспорт на законченный ремонт, соответствующие сертификаты и другие документы, удостоверяющие качество используемых материалов для выполнения работ) в соответствии соблюдением требований и норм действующего законодательства РФ и другие документы, предусмотренные документацией электронного аукциона и ее приложениями. Заказчик, в течение 5 (Пяти) рабочих дней после даты получения документов,    указанных в  п. 3.4. Контракта,  проводит собственными силами (приемочной комиссией) экспертизу результатов выполненных работ, предусмотренных контрактом, в части их соответствия условиям контракта. Заключение приемочной комиссии оформляется протоколом экспертизы результатов.

Таким образом, после получения от приемочной комиссии заказчика положительного заключения проведенной экспертизы выполненных работ, подрядчик направляет в адрес заказчика письменное обращение о возвращении денежных средств, внесенных им в качестве исполнения контракта. Заказчик должен вернуть подрядчику вышеуказанные денежные средства в течение 10 рабочих дней с даты получения такого обращения.

Следовательно, в Проекте контракта надлежащим образом установлено условие о сроках и порядке возврата обеспечения исполнения контракта в случае его предоставления подрядчиком путем перечисления денежных средств на счет заказчика.

Учитывая вышеизложенное, данный довод Жалобы является необоснованным.

6. Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Частью 4 статьи 64 Закона о контрактной системе установлено, что к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с частью 4 статьи 34 Закона о контрактной системе в контракт    включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 5 статьи 34 Закона о контрактной системе в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы. Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с частью 8 статьи 34 Закона о контрактной системе штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В разделе 7 «Ответственность сторон» Проекта муниципального контракта (Приложение № 3 к Документации; далее – Проект контракта) содержатся виды и размеры ответственности заказчика и исполнителя за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а также ответственность за просрочку исполнения сторонами обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе заказчики обязаны осуществлять закупки у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объеме не менее чем пятнадцать процентов совокупного годового объема закупок, рассчитанного с учетом части 1.1 настоящей статьи, путем:

1) проведения открытых конкурсов, конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, электронных аукционов, запросов котировок, запросов предложений, в которых участниками закупок являются только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации. При этом начальная (максимальная) цена контракта не должна превышать двадцать миллионов рублей;

2) осуществления закупок с учетом положений части 5 настоящей статьи.

В соответствии с частью 3 статьи 30 Закона о контрактной системе при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) способами, указанными в части 1 настоящей статьи, в извещениях об осуществлении закупок устанавливается ограничение в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации.

Из пункта 6.1 Документации следует, что рассматриваемый электронный аукцион проводится среди субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организации.

Согласно пункту 4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042 (далее – Правила) за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, заключенным по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Федерального закона «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон), за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 3 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 3 млн. рублей до 10 млн. рублей (включительно);

в) 1 процент цены контракта (этапа) в случае, если цена контракта (этапа) составляет от 10 млн. рублей до 20 млн. рублей (включительно).

В соответствии с пунктом 9 Правил за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 1000 рублей, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей (включительно);

б) 5000 рублей, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей (включительно);

в) 10000 рублей, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей (включительно);

г) 100000 рублей, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Однако, в нарушение вышеуказанных требований, муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» в пункте 7.3 Проекта контракта установлено, что в случае неисполнения Заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, Заказчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования Подрядчика об уплате штрафа оплатить ему штраф. Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы 1000 рублей. Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом.

В пункте 7.6 Проекта контракта указано, что в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения Подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств (в том числе гарантийного обязательства), Подрядчик обязан в срок не позднее 10 календарных дней после получения требования Заказчика об уплате штрафа оплатить ему штраф.  Размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы_____ рублей, определяемой в следующем порядке: 1 процент цены контракта (этапа). Штраф устанавливается за каждый факт неисполнения или ненадлежащего исполнения Исполнителем обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с вышеуказанными положениями Правил, а также учитывая начальную (максимальную) цену контракта – 10 102 000, 00 рублей, муниципальный заказчик – МКУ «Служба заказчика» должен был установить в Проекте контракта все возможные размеры штрафов, предусмотренные Правилами за неисполнение или ненадлежащее исполнение заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 68 Закона о контрактной системе электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максимальной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукциона, в порядке, установленном настоящей статьей.

Муниципальным заказчиком – МКУ «Служба заказчика» в Проекте контракта должна быть предусмотрена возможность изменения величин штрафов в зависимости от ценового предложения участника закупки.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» содержатся нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе, выразившиеся в ненадлежащем установлении в Проекте контракта размера ответственности заказчика и подрядчика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение ими своих обязательств по контракту.

Учитывая вышеизложенное, данный довод Жалобы является обоснованным.

При этом, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Одновременно с рассмотрением Жалобы внеплановая проверка осуществления закупки не проводилась в связи с её проведением по результатам рассмотрения жалобы по данному аукциону другого участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙЦЕНТР» (111116, г. Москва, ул. Энергетическая, д. 16, корп. 2, эт/пом/ком 1/16/20; далее – ООО «СТРОЙЦЕНТР»).

По результатам рассмотрения жалобы ООО «СТРОЙЦЕНТР» на действия муниципального заказчика – МКУ «Служба заказчика» и проведения внеплановой проверки при осуществлении вышеуказанной закупки, в действиях муниципального заказчика и его аукционной комиссии были установлены, помимо указанных  в данном решении, иные многочисленные нарушения законодательства о контрактной системе.

Муниципальному заказчику – МКУ «Служба заказчика», его аукционной комиссии и оператору электронной площадки – ЗАО «Сбербанк-АСТ» было выдано  обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования торгов.

 

Руководствуясь статьями 31, 33, 34, 63, 64, 66, 96 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

 

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки - Общества с ограниченной ответственностью «Контракт» (354003, г. Сочи, пер. Вишневый, д. 85Б, пом. 12) на действия муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» (174260, Новгородская область, Маловишерский район, г. Малая Вишера, ул. Революции, д. 35) при осуществлении закупки (определении поставщика) путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог в г. Малая Вишера, извещение № 0350300006918000020 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 14.06.2018, частично обоснованной в части доводов о ненадлежащем установлении в проекте муниципального контракта (Приложение № 3 к документации об аукционе) размера ответственности заказчика и подрядчика в виде штрафа за неисполнение или ненадлежащее исполнение им своих обязательств по контракту.

2. Признать в действиях муниципального заказчика - Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» нарушения частей 4, 5, 8 статьи 34 Закона о контрактной системе.

3. Предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе не выдавать в связи с его выдачей по итогам рассмотрения жалобы Общества с ограниченной ответственностью «СТРОЙЦЕНТР» на действия муниципального заказчика – Муниципального казенного учреждения «Служба заказчика» и проведения внеплановой проверки действий муниципального заказчика и его аукционной комиссии при осуществлении ими рассматриваемой закупки.

 

Председатель Комиссии                                                                                  И.А. Куриков

                                                                                                                                

Члены Комиссии                                                                                              А.Т. Иванов                       

                                                                                

                                                                                                                      Д.А. Петров          

           

Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.