Определение №3509/03 ОПРЕДЕЛЕНИЕ О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № Р-22/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕ... от 21 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством

Заявителю – физическому лицу Ф.

 

 

 

ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка»

 

ул. Купчинская, д. 12, лит. А,

пом. 2-Н, оф. 6,

г. Санкт-Петербург, 192281

 

ул. Федоровский ручей, д. 2/13,

Великий Новгород, 173000

 

 

 

МАУ «Редакция газеты «Новгород»

 

Воскресенский бульвар, д. 10,

Великий Новгород, 173002

 

 

 

 

Исх.№3509/03 от 21.07.17

 

ОПРЕДЕЛЕНИЕ

О ВОЗБУЖДЕНИИ ДЕЛА № Р-22/17 ПО ПРИЗНАКАМ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

21 июля 2017 года

Великий Новгород

 

Председатель Комиссии Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе Куриков И.А. – заместитель руководителя Новгородского УФАС России, рассмотрев заявление физического лица Ф. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы финансовых услуг в периодическом печатном издании,

 

УСТАНОВИЛ:

 

09.06.2017 в Новгородское УФАС России поступило заявление физического лица – Ф. о нарушении законодательства Российской Федерации о рекламе при распространении рекламы услуг по приему сбережений, размещенной в периодическом печатной издании – газете «Новгород» от 08.06.2017 на 9 полосе (вх. № 3152 Новгородского УФАС России; далее – Заявление).

Из Заявления следует, что в газете «Новгород» (свидетельство Управления Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций по Новгородской области ПИ № ТУ 53 – 00052 от 22.09.2009) № 22 (51) от 08.06.2017 года на 9 полосе распространено рекламное объявление под заголовком «Сберкнижка Сберегательный фонд», в котором указывается на прием сбережений от граждан лицом, которое такие услуги оказывать не имеет права.

В результате рассмотрения Заявления установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее – Закон о рекламе) реклама – информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно части 1 статьи 5 Закона о рекламе реклама должна быть добросовестной и достоверной. Недобросовестная реклама и недостоверная реклама не допускаются.

Согласно части 7 статьи 5 Закона о рекламе не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В вышеуказанном выпуске газеты «Новгород» на 9 полосе было размещено рекламное объявление следующего содержания:

«Сберкнижка Сберегательный фонд. Позвольте себе больше. Сбережения 21 % годовых. Приходите в офис и получите подарок. ТЦ «Диез», ул. Федоровский ручей 2/13. ООО Сберегательный фонд «Сберкнижка».

В соответствии с пунктом 2 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» от 26.07.2006 № 135-ФЗ финансовая услуга – банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Таким образом, в данном случае объектом рекламирования является финансовая услуга по привлечению денежных средств в качестве сбережений.

В соответствии с пунктом 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг не должна умалчивать об иных условиях оказания соответствующих услуг, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугами лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугами лица, если в рекламе сообщается хотя бы одно из таких условий.

В указанной рекламе содержится только одно условие оказания рекламируемой в ней финансовой услуги, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, а именно процентная ставка (21 % годовых).

Иных условий оказания рекламируемой услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, (минимальная и максимальная сумма принимаемых сбережений, срок хранения сбережений и порядок начисления процентов, возможность/невозможность досрочного полного либо частичного снятия денежных средств, переданных в качестве сбережений, и размер процентных ставок в данном случае; возможность/невозможность пополнения указанных сбережений и т.д.) указанная реклама не содержит.

Таким образом, в распространенном на 9 полосе периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 22 (51) от 08.06.2017 года рекламном объявлении о финансовой услуге по привлечению денежных средств в качестве сбережений под заголовком «Сберкнижка Сберегательный фонд» имеются признаки нарушения пункта 2 части 2 статьи 28 Закона о рекламе, выразившегося в умалчивании в рекламе финансовой услуги, содержащей одно условие ее оказания, влияющее на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица, информации об иных условиях оказания данной услуги, влияющих на сумму доходов, которые получат воспользовавшиеся услугой лица, или на сумму расходов, которую понесут воспользовавшиеся услугой лица.

2. Согласно части 14 статьи 28 Закона о рекламе, если оказание банковских, страховых и иных финансовых услуг или осуществление финансовой деятельности может осуществляться только лицами, имеющими соответствующие лицензии, разрешения, аккредитации либо включенными в соответствующий реестр или являющимися членами соответствующих саморегулируемых организаций, реклама указанных услуг или деятельности, оказываемых либо осуществляемой лицами, не соответствующими таким требованиям, не допускается.

В соответствии с действующим законодательством Российской Федерации финансовая деятельность по привлечению денежных средств физических и юридических лиц с условием возврата сумм этих средств и выплаты процентов допускается либо путем заключения договора банковского вклада (статья 834 Гражданского кодекса Российской Федерации) либо договора передачи личных сбережений (статья 4 Федерального закона от 18.07.2009 № 190-ФЗ «О кредитной кооперации»; далее – Закон о кредитной кооперации).

Согласно пункту 2 части 1 статьи 4 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив привлекает денежные средства своих членов на основании договоров передачи личных сбережений, заключаемых с физическими лицами в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.

В соответствии с частью 1 статьи 3 Закона о кредитной кооперации кредитный кооператив является некоммерческой организацией. Деятельность кредитного кооператива состоит в организации финансовой взаимопомощи членов кредитного кооператива (пайщиков) посредством:

1) объединения паенакоплений (паев) и привлечения денежных средств членов кредитного кооператива (пайщиков) и иных денежных средств в порядке, определенном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами и уставом кредитного кооператива;

2) размещения указанных в пункте 1 настоящей части денежных средств путем предоставления займов членам кредитного кооператива (пайщикам) для удовлетворения их финансовых потребностей.

Согласно части 1 статьи 30 Закон о кредитной кооперации для осуществления предусмотренной частью 1 статьи 3 настоящего Федерального закона деятельности кредитные кооперативы, членами которых являются физические лица, вправе привлекать денежные средства указанных лиц на основании договоров передачи личных сбережений.

В соответствии с частью 2 статьи 30 Закона о кредитной кооперации по договору передачи личных сбережений физическое лицо, являющееся членом кредитного кооператива (пайщиком), передает кредитному кооперативу денежные средства на условиях возвратности, платности, срочности.

При этом, в соответствии с частью 1 статьи 5 Закон о кредитной кооперации регулирование отношений в сфере кредитной кооперации осуществляется Банком России.

Согласно пункту 4 части 2 статьи 5 Закон о кредитной кооперации Банк России ведет государственный реестр кредитных кооперативов на основе сведений, полученных от уполномоченного федерального органа исполнительной власти, осуществляющего государственную регистрацию юридических лиц, и от саморегулируемых организаций в сфере финансового рынка, объединяющих кредитные кооперативы, в порядке, установленном Банком России.

В соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре кредитных кооперативов, размещенными на официальном сайте Банка России в сети «Интернет» по адресу: https://www.cbr.ru/, ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка», указанное в рассматриваемой рекламе в качестве лица, оказывающего услуги по приему сбережений, в данном реестре отсутствует.

Кроме того, ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка» с учетом указанной в рекламе организационно-правовой формы (хозяйственное общество) не может обладать статусом кредитного кооператива, так как является коммерческой организацией.

Учитывая, что ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка» не является лицом, осуществляющими профессиональную деятельность по предоставлению финансовых услуг и не имеет в соответствии с действующим законодательством права на заключение договоров передачи личных сбережений, в распространенном на 9 полосе периодического печатного издания – газеты «Новгород» № 22 (51) от 08.06.2017 года рекламном объявлении о финансовой услуге по привлечению денежных средств в качестве сбережений под заголовком «Сберкнижка Сберегательный фонд» имеются признаки нарушения части 14 статьи 28 Закона о рекламе.

В соответствии с пунктом 4 статьи 3 Закона о рекламе реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации, является ненадлежащей. Ненадлежащая реклама не допускается.

Ответственность за вышеуказанные нарушения законодательства о рекламе соответствии со статьей 38 Закона о рекламе несет рекламодатель (часть 6 статьи 38 Закона о рекламе).

Из информации, представленной рекламораспространителем рассматриваемой рекламы – Муниципальным автономным учреждением «Редакция газеты «Новгород» (ИНН 5321026987; 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 10) (вх. № 3579 от 26.06.2017 Новгородского УФАС России) следует, что рекламодателем указанного рекламного объявления является Общество с ограниченной ответственностью «Сберегательный фонд «Сберкнижка» (ИНН 7816640336; 192281, Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д. 12, лит. А, пом. 2-Н, оф. 6). Договор на распространение рассматриваемой рекламы не заключался. Оригинал-макет указанного рекламного объявления был прислан ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка» в редакцию газеты «Новгород» по электронной почте. Плательщиком по счету № 0000-001046 от 01.06.2017 за размещение указанного рекламного объявления в газете «Новгород» (приходной кассовый ордер № 525 от 07.06.2017) также выступало ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка».

Следовательно, в данном случае имеются все основания полагать, что рекламодателем рекламы, содержащей признаки ненадлежащей, является ООО «Сберегательный фонд «Сберкнижка».

На основании пункта 2 части 1 статьи 33, частей 1, 2 статьи 36 Закона о рекламе и в соответствии с пунктами 20, 21 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.08.2006 № 508,

 

 

ОПРЕДЕЛИЛ:

 

  1. Возбудить производство по делу № Р-22/17 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
  2. Признать лицами, участвующими в деле:

заявитель – физическое лицо Ф.;

лицо, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе – Общество с ограниченной ответственностью «Сберегательный фонд «Сберкнижка» (ИНН 7816640336; 192281, Санкт-Петербург, ул. Купчинская, д. 12, лит. А, пом. 2-Н, оф. 6);

заинтересованное лицо – Муниципальное автономное учреждение «Редакция газеты «Новгород» (ИНН 5321026987; 173002, Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д. 10).

3. Назначить дело № Р-22/17 к рассмотрению на 11 августа 2017 года в 14 часов 30 минут по адресу: Великий Новгород, Воскресенский бульвар (бывший пр. К. Маркса), д. 3, каб. 202.

4. Обществу с ограниченной ответственностью «Сберегательный фонд «Сберкнижка» в срок до 10 августа 2017 года представить:

- письменные объяснения по факту, послужившему основанием для возбуждения настоящего дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе;

- типовые договоры, условия, иные документы, устанавливающие порядок и правила предоставления рекламируемой услуги по приему сбережений.

 

Явка Общества с ограниченной ответственностью «Сберегательный фонд «Сберкнижка» (в лице представителя с документами, удостоверяющими личность и подтверждающими полномочия), в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства о рекламе, для участия в рассмотрении дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, обязательна.

 

 

 

Председатель Комиссии И.А. Куриков

Связанные организации

Связанные организации не указаны