Определение №3737/02 Определение о назначении дела № А-22/18 о нарушении антимо... от 27 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

                                                                         Муниципальное унитарное предприятие Великого Новгорода «Новгородский водоканал»

 

173003, Новгородская область,

 Великий Новгород, ул.Германа, 33

 

Тел./факс: 8 (8162) 77-35-64
E-mail: reception@vdk.natm.ru, vdkadm@vdk.natm.ru
 

 

Исх.№3737/02 от 27.08.18

                                                                                                             

 

                                                           Определение

                    о назначении дела № А-22/18  о нарушении антимонопольного

                                       законодательства к рассмотрению

 

 

27 августа 2018  года                                                                        Великий Новгород

 

 

Председатель Комиссии Новгородского УФАС России по рассмотрению дела №  А-22/18  о нарушении антимонопольного законодательства

 

у с т а н о в и л:

 

 Новгородским УФАС России (далее – Управление)   проведена   плановая выездная проверка   в отношении Муниципального унитарного предприятия Великого Новгорода «Новгородский водоканал» (далее – МУП «Новгородский водоканал»).

В ходе  проверки   установлено следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

Федеральным законом от 03.07.2016 № 321-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц», вступившим в силу с 01.01.2017, пункт 1 части 2 статьи 1 Закона о закупках был изложен в новой редакции, слова «государственными унитарными предприятиями, муниципальными унитарными предприятиями» были исключены.

Этим же Федеральным законом пункт 3 части 1 статьи 1 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) был изложен в новой редакции: «Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги (в том числе приобретение недвижимого имущества или аренда имущества), от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, а также бюджетным учреждением, государственным, муниципальным унитарными предприятиями либо иным юридическим лицом в соответствии с частями 1, 2.1, 4 и 5 статьи 15 настоящего Федерального закона».

Таким образом, до 01.01.2017 МУП «Новгородский водоканал» осуществлял свою закупочную деятельность в соответствии с Законом о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (далее - положение о закупке).

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено Приказом директора МУП «Новгородский водоканал» от 30 ноября 2017 года № 199 Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «МУП Новгородский водоканал» (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.,

С 01.01.2017 МУП «Новгородский водоканал» начало осуществлять закупочную деятельность в соответствии с положениями Закона о контрактной системе.

Согласно части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами: информационная открытость закупки; равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки; целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика; отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

В соответствии со статьей 6 Закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.

Статьей 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон о защите конкуренции) установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе:

- создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом (пункт 2 части 1 указанной статьи).

Учитывая изложенное, заказчик – МУП «Новгородский водоканал», применяя нормы Закона о закупках и Закона о контрактной системе при осуществлении своей закупочной деятельности, должен исходить, прежде всего, из необходимости обеспечения максимального уровня открытости и эффективности процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей),  обеспечение конкуренции при их проведении.

В ходе проведенной проверки Новгородским УФАС России были выявлены следующие нарушения, допущенные МУП «Новгородский водоканал» при осуществлении закупочной деятельности.

 

1. В апреле 2017 года заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» осуществлялась закупка (определение поставщика) путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на поставку песка ГОСТ 8736-2014 для нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 0550600002217000005 о проведении которого было размещено на официальном сайте 04.04.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 204 666, 67 рублей).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент осуществления закупки) в извещении о проведении запроса котировок должна содержаться следующая информация:

1) информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона (в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта), а также в пункте 8 данной статьи (если установление требования обеспечения исполнения контракта предусмотрено статьей 96 настоящего Федерального закона), требования, предъявляемые к участникам запроса котировок, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками запроса котировок в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, равно как и требование, предъявляемое к участникам запроса котировок в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 настоящего Федерального закона;

2) форма заявки на участие в запросе котировок, в том числе подаваемой в форме электронного документа;

3) место, дата и время вскрытия конвертов с заявками на участие в запросе котировок и открытия доступа к поданным в форме электронных документов заявкам на участие в запросе котировок;

4) информация о контрактной службе, контрактном управляющем, ответственных за заключение контракта, срок, в течение которого победитель запроса котировок или иной участник запроса котировок, с которым заключается контракт при уклонении победителя запроса котировок от заключения контракта, должен подписать контракт, условия признания победителя запроса котировок или иного участника запроса котировок уклонившимися от заключения контракта;

5) информация о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями частей 8 - 26 статьи 95 настоящего Федерального закона;

6) преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 настоящего Федерального закона.

В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе (в редакции, действовавшей на момент проведения закупки) заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) предложение о цене контракта;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.

Как следует из части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

Из вышеуказанных положений Закона о контрактной системе следует, что в случае осуществления запроса котировок, предметом которых является поставка товара, в извещении о проведении запроса котировок указываются требования к  характеристикам поставляемого товара, а к составу заявок участников запроса котировок устанавливается требование о предоставлении конкретных характеристик поставляемого товара.

Согласно извещению о проведении вышеуказанного запроса котировок описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к настоящему извещению.

Приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок представляет собой Техническое задание, в котором, помимо прочего, содержатся наименование товара – песок ГОСТ 8736-2014, а также описание и характеристики товара:

-Класс и группа песка - 2 класс, очень тонкий;

-Модуль крупности: до 0,7;

-Содержание зерен крупностью свыше 10 мм, % - не допускается;

-Содержание зерен крупностью свыше 5 мм, % - не допускается;

-Содержание зерен крупностью менее 0,16 мм, % - не нормируется;

-Содержание пылевидных и глинистых частиц не более, % - 10;

-Содержание глины в комках не более, % - 1.

Количество – 1000 тонн.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 12.04.2017 на участие в запросе котировок поступила одна заявка – Открытого акционерного общества «Новгородский порт» (далее – ОАО «Новгородский порт»), запрос котировок был признан несостоявшимся на основании части 6 статьи 77 Закона о контрактной системе.

При этом, в составе котировочной заявки ОАО «Новгородский порт» отсутствовала информация о характеристиках поставляемого товара.

Согласно части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

Поскольку в составе заявки ОАО «Новгородский порт» отсутствовала информация о характеристиках товара, заявка данного участника должна была быть отклонена.

В соответствии с частью 2 статьи 79 Закона о контрактной системе в случае, если запрос котировок признан не состоявшимся по основанию, предусмотренному частью 9 статьи 78 настоящего Федерального закона в связи с тем, что котировочной комиссией отклонены все поданные заявки на участие в запросе котировок, заказчик продлевает срок подачи заявок на участие в запросе котировок на четыре рабочих дня и в течение одного рабочего дня после даты окончания срока подачи таких заявок размещает в единой информационной системе извещение о продлении срока подачи таких заявок. При этом заказчик обязан направить запрос о подаче заявок на участие в запросе котировок не менее чем трем его участникам, которые могут осуществить поставку необходимого товара, выполнение работы или оказание услуги.

Однако вместо проведения вышеуказанных процедур, направленных на обеспечение конкуренции, 20.04.2017 между МУП «Новгородский водоканал» и ОАО «Новгородский порт» был заключен контракт на поставку песка. Приложением № 1 к данному контракту являлось Техническое задание в том же виде, в котором оно было размещено на официальном сайте в составе извещения о проведении запроса котировок (с неконкретными значениями показателей товара).

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Данный вывод соответствует позиции судов, изложенных в правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 и Верховного Суда РФ, изложенной в Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 по делу № 307-КГ15-1408.

Учитывая вышеизложенное, в действиях МУП «Новгородский водоканал» в лице его котировочной комиссии имеются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании преимущественных условий участия в запросе котировок ОАО «Новгородский порт», от которого, в нарушение требований Закона о контрактной системе, не требовалось предоставления характеристик предлагаемого к поставке товара.

 

2. В мае 2017 года заказчиком – МУП «Новгородский водоканал» осуществлялась закупка (определение поставщика) путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на поставку торфо-песчаной смеси для нужд МУП «Новгородский водоканал», извещение № 0550600002217000010 о проведении которого было размещено на официальном сайте 10.05.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 217 146, 67 рублей).

Согласно извещению о проведении запроса котировок описание объекта закупки содержится в Приложении № 1 к извещению.

Приложение № 1 к извещению о проведении запроса котировок представляет собой Техническое задание, в котором, помимо прочего, содержатся наименование товара – торфо-песчаная смесь, а также описание и характеристики товара: оптимальное соотношение от 70 до 80% торфа и от 20 до 30% песка, количество – 170 тонн.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 18.05.2017 на участие в рассматриваемом запросе котировок поступила заявка одного участника закупки – Общества с ограниченной ответственностью «СнабГруз» (далее – ООО «СнабГруз»).

Запрос котировок был признан несостоявшимся на основании части 6 статьи 77 Закона о контрактной системе.

В составе котировочной заявки ООО «СнабГруз» паспорт на торфопесчаную смесь, в котором был указан следующий количественный состав товара – торф низинный – 50%, песок – 50%, что не соответствует установленному в Техническом задании количественному составу: 70-80% торфа, 20-30%  песка.

То есть, ООО «СнабГруз» к поставке был предложен товар, несоответствующий потребностям заказчика, выраженным в Техническом задании, в связи с чем его заявка на участие в запросе котировок подлежала отклонению.

Тем не менее, котировочная комиссия МУП «Новгородский водоканал» в нарушение части 7 статьи 78 Закона о контрактной системе признала заявку ООО «СнабГруз» соответствующей установленным заказчиком требованиям.

Аналогичным образом, вместо проведения процедур, предусмотренных частью 2 статьи 79 Закона о контрактной системе и направленных на обеспечение конкуренции, 26.05.2017 между МУП «Новгородский водоканал» и ООО «СнабГруз» был заключен контракт на поставку торфо-песчаной смеси. Приложением № 1 к данному контракту являлось Техническое задание в том же виде, в котором оно было размещено на официальном сайте в составе извещения о проведении запроса котировок, а не с учетом предложения поставщика о характеристиках товара.

Учитывая вышеизложенное, в действиях МУП «Новгородский водоканал» в лице его котировочной комиссии содержатся признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, что выразилось в создании преимущественных условий участия в запросе котировок ООО «СнабГруз», предложившему к поставке товар, несоответствующий требованиям извещения о проведении запроса котировок.

Руководствуясь частью 13 статьи 44 Закона о защите конкуренции, Председатель комиссии по рассмотрению дела № А-22/18 о нарушении антимонопольного законодательства  

 

                                                           о п р е д е л и л:

 

  1. Назначить дело №  А-22/18  к рассмотрению на 07 сентября 2018 года  в 11 часов   00 минут по  адресу:  Великий Новгород, Воскресенский бульвар, д.3, каб.217.
  2. МУП «Новгородский водоканал» в срок до 05 сентября 2018 года представить письменные пояснения (со ссылками на нормативно-правовые акты) о правомерности своих действия по обстоятельствам, изложенным в установочной части настоящего определения.

 

          Явка лиц, участвующих в деле, или их представителей (с доверенностью на участие в рассмотрении дела и документом, удостоверяющим личность) обязательна.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                               П…..

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Иванова В.В.

(8162) 73-88-54

Связанные организации

Связанные организации не указаны