Предупреждение №3808/02 Предупреждение № 14 ПАО «Росгосстрах» о прекращении действий... от 16 августа 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

ПАО «Росгосстрах»

ул. Большая Ордынка, д. 40,стр. 3, Москва, 119991

e-mail: rgs@rgs.ru

 

Копия:

Филиал ПАО «Росгосстрах» в Новгородской области

ул. Рогатица, д. 34, г. Великий Новгород, 173000

e-mail: rgs@novgorod.rgs.ru

 

 

Исх.№3808/03 от 16.08.17

 

Предупреждение № 14

о прекращении действий, которые содержат признаки нарушения антимонопольного законодательства

 

«16» августа 2017 года Великий Новгород

 

В Новгородское УФАС России поступило заявление АО «СОГАЗ» (исх от 03.07.2017 № СГор 65/01-08/183), содержащий информацию о возможных признаках нарушения антимонопольного законодательства ПАО «Росгосстрах» при участии в открытом конкурсе извещение в Единой информационной системе в сфере закупок от 30.05.2017 № 0150200000617000369 на оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств (далее – ОСАГО), заказчиком по которому выступало ГОБУ «Автобаза Правительства Новгородской области»).

Согласно Конкурсной документации объектом закупки является оказание услуг по заключению договоров обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств в отношении 27 поименованных в техническом задании транспортных средств.

Согласно п. 3.2.1 Конкурсной документации, Услуги оказываются в соответствии с Федеральным законом от 25.04.2002 № 40-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее – Закон об ОСАГО), Положением Центрального Банка Российской Федерации от 19.09.2014 г. №431-П «О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее по тексту - Правила страхования), другими нормативно-правовыми актами Российской Федерации, регулирующими страховую деятельность, в т.ч. утверждающими страховые тарифы по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств, их структуру и порядок применения при определении страховщиками страховой премии.

Согласно статье 8 Закона об ОСАГО, регулирование страховых тарифов по обязательному страхованию осуществляется посредством установления Банком России в соответствии с настоящим Федеральным законом актуарно (экономически) обоснованных предельных размеров базовых ставок страховых тарифов (их минимальных и максимальных значений, выраженных в рублях) и коэффициентов страховых тарифов, требований к структуре страховых тарифов, а также порядка их применения страховщиками при определении страховой премии по договору обязательного страхования.

Частью 3 статьи 30 Закона об ОСАГО установлено, что в частности, в целях применения КБМ, создается автоматизированная информационная система обязательного страхования, содержащая сведения о договорах обязательного страхования, страховых случаях, транспортных средствах и об их владельцах, статистические данные и иные необходимые сведения об обязательном страховании.

К информации, содержащейся в информационной системе, обеспечивается свободный доступ, за исключением информации ограниченного доступа. Информация ограниченного доступа предоставляется органам государственной власти, Банку России, страховщикам и их профессиональным объединениям, иным органам и организациям в соответствии с их компетенцией, определенной законодательством Российской Федерации, и в установленном для них порядке.

Оператором автоматизированной информационной системы обязательного страхования, организующим и (или) осуществляющим обработку формируемых в ней сведений, является профессиональное объединение страховщиков.

В свою очередь, в соответствии со статьей 24 Закона об ОСАГО, профессиональное объединение страховщиков является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков и действующее в целях обеспечения их взаимодействия и формирования правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования, а также в целях обеспечения проведения технического осмотра транспортных средств в соответствии с законодательством в области технического осмотра транспортных средств.

Таким профессиональным объединением является Российский Союз Автостраховщиков, который в соответствии с пунктом 1 Устава Российского Союза Автостраховщиков (в редакции от 20.03.2012), является некоммерческой организацией, представляющей собой единое общероссийское профессиональное объединение, основанное на принципе обязательного членства страховщиков, осуществляющих обязательное страхование гражданской ответственности владельцев транспортных средств, и действующее в целях обеспечения их взаимодействия, формирования и контроля исполнения правил профессиональной деятельности при осуществлении обязательного страхования.

Коэффициенты страховых тарифов и порядок применения страховых тарифов страховщиками при определении страховой премии по договору ОСАГО установлены соответственно Приложением № 2 и Приложением № 4 к Указанию Банка России от 19.09.2014 N 3384-У (ред. от 20.03.2015) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»

Приложением № 2 установлен следующий порядок применения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - коэффициент КБМ).

 

N п/п

Класс на начало годового срока страхования

Коэффициент

Класс по окончании годового срока страхования с учетом наличия страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования

0 страховых возмещений

1 страховое возмещение

2 страховых возмещения

3 страховых возмещения

Более 3 страховых возмещений

1

2

3

4

5

6

7

8

1

М

2,45

0

М

М

М

М

2

0

2,3

1

М

М

М

М

3

1

1,55

2

М

М

М

М

4

2

1,4

3

1

М

М

М

5

3

1

4

1

М

М

М

6

4

0,95

5

2

1

М

М

7

5

0,9

6

3

1

М

М

8

6

0,85

7

4

2

М

М

9

7

0,8

8

4

2

М

М

10

8

0,75

9

5

2

М

М

11

9

0,7

10

5

2

1

М

12

10

0,65

11

6

3

1

М

13

11

0,6

12

6

3

1

М

14

12

0,55

13

6

3

1

М

15

13

0,5

13

7

3

1

М

Таким образом, начиная с 3-го класса страхования за каждый последующий год безаварийной езды значение КБМ снижается на 0,05 и составляет, минимум, 0,5.

Согласно Приложению № 4 к Указаниям Банка России, при обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств, зарегистрированных в Российской Федерации (за исключением случаев следования к месту регистрации транспортного средства, а также к месту проведения технического осмотра транспортного средства, повторного технического осмотра транспортного средства) применяется следующая формула определения страховой премии, подлежащей уплате по договору обязательного страхования (далее-Т)

 

Транспортные средства категории "B", "BE" (в том числе такси)

Т = ТБ x КТ x КБМ x КВС x КО x КМ x КС x КН

Т = ТБ x КТ x КБМ x КО x КМ x КС x КН x КПр, где КО = 1,8

Таким образом, КБМ является одним из производных коэффициентов при расчёте и напрямую влияет на размер страховой премии.

Согласно пункту 3 примечания к вышеуказанному приложению, сведения о предыдущих договорах обязательного страхования (в том числе досрочно прекращенных), необходимые для определения класса собственника транспортного средства (водителя), могут быть получены из автоматизированной информационной системы обязательного страхования, созданной в соответствии со статьей 30 Федерального закона "Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств", если иное не установлено Положением Банка России от 19 сентября 2014 года N 431-П "О правилах обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств"(далее – Правила).

Согласно части 1 статьи 5 Закона об ОСАГО, порядок реализации определенных настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами прав и обязанностей сторон по договору обязательного страхования устанавливается Центральным банком Российской Федерации (далее - Банк России) в правилах обязательного страхования.

Согласно главе 2 Правил («Порядок уплаты страховых премий»), расчет страховой премии по договору обязательного страхования осуществляется страховщиком исходя из сведений, сообщенных страхователем в письменном заявлении о заключении договора обязательного страхования или заявлении, направленном страховщику в виде электронного документа, сведений о страховании с учетом информации, содержащейся в автоматизированной информационной системе обязательного страхования (далее – АИС РСА).

Учитывая то обстоятельство, что в Конкурсной документации отсутствовали сведения о значении КБМ, соответствующие значения должны были быть применены страховщиком на основании сведений, содержащихся в АИС РСА.

Согласно информации, полученной от ПАО «Росгосстрах» (исх. б/н от 27.07.2017) при подготовке конкурсной документации и определении КБМ по транспортным средствам, указанным в Конкурсной документации, Обществом была использована информация не из базы данных АИС РСА, поскольку ряд ТС был застрахован на период 2016-2017 гг. в ПАО «Росгосстрах». Следовательно, данные о договорах ОСАГО и КБМ подлежащих к применению, имеющиеся и у ПАО «Росгосстрах», отсутствовали у конкурентов Общества, ввиду невнесения данных сведений Обществом в базу данных АИС РСА.

В тоже время, согласно части 7 статьи 15 Закона об ОСАГО, при заключении договора обязательного страхования страховщик вручает страхователю страховой полис, являющийся документом, удостоверяющим осуществление обязательного страхования, или выдает лицу, обратившемуся к нему за заключением договора обязательного страхования, мотивированный отказ в письменной форме о невозможности заключения такого договора, о чем также информирует Банк России и профессиональное объединение страховщиков. Страховщик не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в автоматизированную информационную систему обязательного страхования, созданную в соответствии со статьей 30 настоящего Федерального закона. Бланк страхового полиса обязательного страхования является документом строгой отчетности.

Таким образом, согласно ответу ПАО «Росгосстрах», в нарушение вышеуказанной нормы Закона об ОСАГО, сведения в АИС РСА в отношении ряда договоров внесены не были.

Согласно информации, полученной от ПАО «Росгосстрах» (исх. б/н от 27.07.2017), РСА (исх. от 14.08.2017 № И-68071) по 2 из 27 указанных в Конкурсной документации ТС расчёты Обществом были произведены следующим образом:

№ в Конкурсной документации -5.

Toyota Camry VIN-номер ТС: XW7BKYFK80S104601

Предыдущий договор страхования – 14.07.2016-13.07.2017, САО «ВСК», КБМ - 1,0

Подлежащий применению КБМ – 0,95.

Применённый ПАО «РОСГОССТРАХ» - 0,5

№ в Конкурсной документации – 12

Hyundai H-1 VIN-номер ТС: KMHWH81KBCU497892

17.09.2015-16.09.2016, ПАО «РОСГОССТРАХ», КБМ- 0,85

Подлежащий к применению КБМ – 0,8.

Применённый ПАО «РОСГОССТРАХ» - 0,75

Таким образом, по двум вышеуказанным ТС Обществом КБМ был применён некорректно, а именно: были применены значения КБМ, отсутствующие в базе данных АИС РСА.

В связи с наличием в действиях (бездействии) Публичного акционерного общества «Росгосстрах» (место нахождения: ул. Большая Ордынка, д. 40, стр. 3, г. Москва, 119991; ИНН 7707067683; ОГРН 1027739049689) (далее – ПАО «Росгосстрах», Общество) признаков нарушения антимонопольного законодательства, предусмотренного статьей 14.8 Федерального закона от 26.07.2006 года №135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), которой, наряду с указанными в статьях 14.1-14.7 Закона о защите конкуренции, запрещаются иные формы недобросовестной конкуренции, выразившихся в заявлении в открытом конкурсе № 0150200000617000369 ценового предложения по указанным заказчиком в конкурсной документации транспортным средствам, принадлежащим ГОБУ «Автобаза Правительства Новгородской области», не соответствующего требованиям действующего законодательства, а также в невнесении в установленный законодательством срок сведений об изменении значения коэффициента страховых тарифов в зависимости от наличия или отсутствия страховых возмещений при наступлении страховых случаев, произошедших в период действия предыдущих договоров обязательного страхования (далее - КБМ), а также в использовании при расчёте ценового предложения данных, не содержащихся в АИС РСА, Управление Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Управление) на основании статьи 39.1 Закона о защите конкуренции предупреждает ПАО СК «Росгосстрах» о необходимости прекращения указанных действий путем принятия мер, обеспечивающих прекращение нарушения антимонопольного законодательства, устранение причин и условий, способствовавших возникновению такого нарушения, а именно:

-производить расчёт минимального размера страховой премии при участии во всех торгах на оказание услуг по ОСАГО, в том числе в открытых конкурсах, проводимых на территории Новгородской области в соответствии с Указанием Банка России от 19.09.2014 №3384-У ) «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств»;

- вносить не позднее одного рабочего дня со дня заключения договора обязательного страхования вносит сведения, указанные в заявлении о заключении договора обязательного страхования и (или) представленные при заключении этого договора, в базу данных АИС РСА, в соответствии с требованиями части 7 статьи 15 Закона об ОСАГО;

- довести (под роспись) до сведения сотрудников ПАО СК «Росгосстрах», в должностные обязанности которых входит внесение сведений относительно заключенных договоров ОСАГО в базу данных АИС РСА, а также расчёт и дальнейшая подача ценового предложения для участия в торгах на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Новгородской области настоящее предупреждение с целью недопущения возникновения нарушения действующего законодательства к страховым тарифам по ОСАГО и антимонопольного законодательства при участии в торгах на оказание услуг по ОСАГО, проводимых на территории Новгородской области.

 

Данное предупреждение подлежит исполнению в срок до 15.09.2017.

 

Примечание:

В соответствии с частью 7 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции при условии выполнения предупреждения дело о нарушении антимонопольного законодательства не возбуждается и лицо, выполнившее предупреждение, не подлежит административной ответственности за нарушение антимонопольного законодательства в связи с его устранением.

В соответствии с частью 8 статьи 39.1 Закона о защите конкуренции в случае невыполнения предупреждения в установленный срок при наличии признаков нарушения антимонопольного законодательства антимонопольный орган обязан принять решение о возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня истечения срока, установленного для выполнения предупреждения.

 

 

 

 

Временно исполняющий обязанности

руководителя Управления <….>

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны