Решение №4002/03 РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы ИП Мелконяня О.М.... от 12 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

Исх. № 4002/03 от 12.09.2018                           Государственному заказчику –

ГОКУ «Новгородавтодор»

 

ул. Славная, д. 55,

Великий Новгород, 173000

 

 

Уполномоченному органу –

Администрации Губернатора

Новгородской области

и его аукционной комиссии

 

пл. Победы-Софийская, д. 1,

Великий Новгород, 173005

 

 

Оператору электронной площадки –

АО «ЭТС»

 

ул. Тестовская, д. 10,

г. Москва, 123112

e-mail: info@support.etp-ets.ru

 

 

Участнику закупки

(подателю жалобы) –

ИП Мелконяну О.М.

 

ул. Мира, д. 79/3,

г. Краснодар, 350033,

 

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

07 сентября 2018 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Виниченко О.С. – председатель Комиссии, Руководитель Управления,

Рогозкина М.В. - член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления,

Фомин М.Е. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителей:

государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» - <….> (доверенность № <….> от 30.01.2018);

уполномоченный орган – Администрация Губернатора Новгородской области надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, представителей на рассмотрение жалобы не направил;

податель жалобы – Индивидуальный предприниматель Мелконян Оганес Мелконович надлежащим образом уведомлен о времени и месте рассмотрения, ходатайств не заявлял, не явился, представителей на рассмотрение жалобы не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Мелконяна Оганеса Мелконовича (350033, г. Краснодар, ул. Мира, д. 79/3; далее – ИП Мелконян О.М.) на действия государственного заказчика – Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55; далее – ГОКУ «Новгородавтодор») при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – Администрация) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Крестецком, Окуловском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003918000725 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 17.08.2018, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

31.08.2018 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП Мелконяна О.М. на действия государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Крестецком, Окуловском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003918000725 о проведении которого было размещено на официальном сайте 17.08.2018 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

По мнению подателя Жалобы, установленные государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» по позициям 3 «Песчано-гравийная смесь по ГОСТ 23735-2014» (показатели: «Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе», «Содержание глины в комках, % по массе»), 4 «Песок для строительных работ» (показатель: «Максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг»), 5 «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» (показатель: «температура размягчения по кольцу и шару, ˚С»), 6 «Асфальтобетонная смесь плотная» (показатели: «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 50 ˚С, МПа», «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 25 ˚С, МПа», «Минимальная водостойкость смеси», «Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении», «Минимальная сдвигоустойчивость смеси по коэффициенту внутреннего трения, МПа»), 8 «Брус деревянный из хвойных пород в соответствии с ГОСТ 8486-86» (показатель: «Шероховатость, мкм») Приложения № 7 «Требования к значениям показателей (характеристик) товара, удовлетворяющие потребности Заказчика или показатели эквивалентности предлагаемого товара, используемого при выполнении работ» к документации о проведении рассматриваемого электронного аукциона (далее – Приложение № 7, Документация об электронном аукционе) требования о подробном описании показателей (характеристик) названных товаров (материалов), используемых при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, приводят к ограничению доступа к участию в электронном аукционе, поскольку значения данных показателей становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства.

В обоснование своей позиции ИП Мелеонян О.М. ссылается на положения письма Федеральной антимонопольной службы № ИА/44536/16 от 01.07.2016 (далее – Письмо ФАС России).

Кроме того, податель Жалобы указывает на то, что заказчиком по позиции 6 «Асфальтобетонная смесь плотная» необоснованно представлены требования к показателю: «Минимальная температура укладки смеси, ˚С» и к его минимальному значению – «110 ˚С».

Учитывая вышеизложенное, податель Жалобы просит выдать предписание об устранении допущенных нарушений.

Государственный заказчик – ГОКУ «Новгородавтодор» представил письменные возражения относительно доводов Жалобы от 06.09.2018 исх. № 4039/09 (вх. № 5978 от 06.09.2018 Новгородского УФАС России) следующего содержания.

По мнению государственного заказчика, Документация об электронном аукционе не содержит требований к показателям (характеристикам) товаров (материалов), значения которых становятся известными только при испытании определенной партии товара после его производства, поскольку требования к значениям приведенных подателем Жалобы показателей по позициям 3, 4, 5, 6, 8 Приложения № 7 установлены государственным заказчиком в соответствии с актуальной нормативной документацией и подлежат указанию в первых частях заявок участников рассматриваемой закупки в виде диапазонов, соответствующих положениям определенных ГОСТ.

На заседании Комиссии по рассмотрению Жалобы представитель государственного заказчика поддержал письменные возражения в полном объеме.

Уполномоченный орган – Администрация письменных возражений относительно доводов Жалобы не представил.

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В августе – сентябре 2018 года государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» и уполномоченным органом – Администрацией осуществляется закупка путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Крестецком, Окуловском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, (извещение № 0150200003918000725 от 17.08.2018; начальная (максимальная) цена контракта – 147 714 071, 28 рублей).

Документация об электронном аукционе утверждена первым заместителем начальника ГОКУ «Новгородавтодор» <….> 16.08.2018.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в соответствии с требованиями статьи 33 Закона о контрактной системе в пункте 3.1 Документации об электронном аукционе определен объект рассматриваемой закупки – выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Крестецком, Окуловском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению.

Во исполнение требований пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Приложении № 7 установлена инструкция по заполнению заявок на участие в рассматриваемой закупке (далее – Инструкция).

Так, согласно пункту 3 Инструкции при установлении заказчиком значений показателей (характеристик) в столбцах 8 и (или) 9, которые определяются диапазоном, участник закупки должен указать диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должен превышать максимальное значение, установленное в столбце 9.

Необходимо отметить, что Приложение № 7 представляет собой таблицу, содержащую наименования показателей (характеристик) товаров, подлежащих использованию при выполнении работ, а также требования к значениям данных показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика.

Требования к значениям показателей, удовлетворяющие потребности государственного заказчика, в Приложении № 7 представлены в виде следующих столбцов: «Минимальное значение показателя» (столбец 5), «Максимальное значение показателя» (столбец 6), «Показатели (характеристики), для которых указаны варианты значений» (столбец 7), «Показатели (характеристики), значения которых не могут изменяться» (столбец 10), а также для случаев, когда показатели (характеристики) определяются диапазоном значений, столбец 8 – «Нижняя граница диапазона» и столбец 9 «Верхняя граница диапазона».

В столбце 11 («Единицы измерения») содержащейся в Приложении № 7 таблицы государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» предусмотрено указание единиц измерения показателей товаров (материалов).

Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация  о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Как  было указано выше, в соответствии с содержанием Документации об электронном аукционе требования к значениям показателей (характеристик) товара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки, установлены в Приложении № 7:

1). По позиции 3 «Песчано-гравийная смесь по ГОСТ 23735-2014» Приложения № 7 среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели и их возможные значения:

«Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 3 (столбец 9) % по массе;

«Содержание глины в комках, % по массе» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 0,5 (столбец 9) % по массе.

2). По позиции 4 «Песок для строительных работ» Приложения № 7 среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен следующий показатель и его возможные значения:

«Максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 740 (столбец 9) Бк/кг.

3). По позиции 5 «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» Приложения № 7 среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен следующий показатель и его возможные значения:

«температура размягчения по кольцу и шару, ˚С» - диапазон значений показателя: нижняя граница – «43» (столбец 8), верхняя граница – «51» (столбец 9)˚С.

4). По позиции 6 «Асфальтобетонная смесь плотная» Приложения № 7 среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлены следующие показатели и их возможные значения:

«Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 50 ˚С, МПа» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 1,2 (столбец 8), верхняя граница – 2,5 (столбец 9) МПа;

«Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 25 ˚С, МПа» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 2,5 (столбец 8), верхняя граница – 4 (столбец 9) МПа;

«Минимальная водостойкость смеси» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,09 (столбец 8), верхняя граница – 0,97 (столбец 9);

«Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,85 (столбец 8), верхняя граница – 0,93 (столбец 9);

«Минимальная сдвигоустойчивость смеси по коэффициенту внутреннего трения, МПа» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,81 (столбец 8), верхняя граница – 0,87 (столбец 9) МПа.

5). По позиции 8 «Брус деревянный из хвойных пород в соответствии с ГОСТ 8486-86» среди прочих показателей данного товара (материала) государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлен следующий показатель и его возможные значения:

«Шероховатость, мкм» - диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 1250 (столбец 9) мкм.

Соответственно, участники рассматриваемой закупки, подавая первые части заявок на участие в ней, должны были руководствоваться установленной государственным заказчиком в силу требования пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Инструкцией (пунктом 3) и указывать значения вышеназванных конкретных показателей товаров (материалов) по позициям 3, 4, 5, 6, 8 Приложения № 7, соответствующие установленным государственным заказчиком в Приложении № 7 требованиям к ним.

По мнению подателя Жалобы – ИП Мелеонян О.М., указанные требования к товарам (материалам), подлежащим использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, противоречат требованиям законодательства о контрактной системе, поскольку значения данных показателей становятся известными только при испытании определенной партии товара (материала) после его производства.

Изучив материалы Жалобы, а также положения государственных стандартов, соответствие которым для товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установлено государственным заказчиком в Документации об электронном аукционе (Приложение № 7) (ГОСТ 23735-2014 «Смеси песчано-гравийные для строительных работ. Технические условия», ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия», ГОСТ Р 52128-2003 «Эмульсии битумные дорожные. Технические условия», ГОСТ 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», ГОСТ 8486-86 «Пиломатериалы хвойных пород. Технические условия (с Изменениями № 1, 2, 3, с Поправкой)»), Комиссия приходит к следующим выводам.

При установлении заказчиком в документации об электронном аукционе требований к описанию участниками закупки товаров следует учитывать, что Закон о контрактной системе действительно не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичная позиция изложена в пункте 3 Письма ФАС России, а также подтверждена решением Верховного Суда Российской Федерации от 09.02.2017 по делу № АКПИ16-1287.

Однако, при оценке установленных государственным заказчиком в Документации об электронном аукционе требований к показателям товаров (материалов), необходимо учитывать следующее.

Предусмотренные государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» в Документации об электронном аукционе требования к товарам (материалам), подлежащим использованию при выполнении работ, входящих в объект рассматриваемой закупки, соответствуют положениям названных в Приложении № 7 государственных стандартов (ГОСТ 23735-2014, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 8486-86), согласно которым значения спорных показателей становятся известными только при испытании определенной партии товара (материала) после его производства:

1). По позиции 3 «Песчано-гравийная смесь по ГОСТ 23735-2014» Приложения № 7 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование, согласно которому песок должен соответствовать ГОСТ 23735-2014.

Из раздела 1 ГОСТ 23735-2014 следует, что настоящий стандарт распространяется на песчано-гравийные смеси, получаемые из гравийно-песчаных и валунно-гравийно-песчаных пород по ГОСТ 31426 и применяемые для устройства нижних слоев оснований под дорожные покрытия, дренирующих слоев, дорожных насыпей, временных автомобильных дорог, обратной засыпки котлованов, траншей, устройства подушек под монолитные фундаменты, отсыпки оснований под различные площадки, для планировки и благоустройства территории, для рекультивации и в других видах строительства, в соответствии с требованиями строительных норм и правил на соответствующие виды работ.

Согласно пункту 4.3.1 ГОСТ 23735-2014 к общим показателям свойств песчано-гравийной смеси относят:

- зерновой состав;

- содержание гравия, песка и валунов;

- наибольшую крупность зерен гравия;

- содержание пылевидных и глинистых частиц;

- содержание глины в комках;

- насыпную плотность;

- удельную эффективную активность естественных радионуклидов;

- коэффициент фильтрации (по требованию потребителя).

Согласно пункту 4.3.10 ГОСТ 23735-2014 содержание пылевидных и глинистых частиц в природной песчано-гравийной смеси не должно превышать 5%, в том числе глины в комках 1%, в обогащенной - 3% и 0,5% по массе соответственно.

При этом государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» По позиции 3 «Песчано-гравийная смесь по ГОСТ 23735-2014» Приложения № 7 в столбце 10 установлено неизменяемое значение «обогащенная» по показателю «Вид смеси».

Таким образом, исходя из пункта 3 Инструкции, обязывающего участников закупки при заполнении первых частей заявок указывать  диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должен превышать максимальное значение, установленное в столбце 9, содержащиеся в Приложении № 7 требования к значениям показателей «Содержание пылевидных и глинистых частиц, % по массе» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 3 (столбец 9) % по массе), «Содержание глины в комках, % по массе» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 0,5 (столбец 9) % по массе) для песчано-гравийной смеси государственным заказчиком установлены в соответствии с положениями ГОСТ 23735-2014 и не противоречат им.

В соответствии с пунктом 5.3 ГОСТ 23735-2014 для проверки соответствия качества песчано-гравийной смеси требованиям настоящего стандарта проводят приемочный контроль и периодические испытания.

Вместе с тем, согласно пункту 6.2 23735-2014 содержание пылевидных и глинистых частиц в песчано-гравийной смеси и глины в комках определяют как средневзвешенное значение результатов определения содержания их в гравии и песке.

Согласно пункту 6.4 23735-2014 для определения показателей свойств гравия и песка, входящих в состав песчано-гравийной смеси, ее разделяют на гравий и песок, обеспечивая при этом предельное содержание гравия в песке и песка в гравии, установленное соответственно ГОСТ 8736 и ГОСТ 8267.

Так, согласно пункту 6.1 ГОСТ 8736-2014 испытания песка проводят по ГОСТ 8735-88 «Песок для строительных работ. Методы испытаний», согласно пункту 6.1 ГОСТ 8267-93 испытания щебня и гравия проводят по ГОСТ 8269.0-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы физико-механических испытаний», ГОСТ 8269.1-97 «Щебень и гравий из плотных горных пород и отходов промышленного производства для строительных работ. Методы химического анализа».

2) По позиции 1 «Песок для строительных работ» Приложения № 7 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование, согласно которому песок должен соответствовать ГОСТ 8736-2014.

Из раздела 1 ГОСТ 8736-2014 следует, что настоящий стандарт распространяется на природные пески с истинной плотностью зерен от 2,0 до 2,8 г/смГОСТ 8736-2014 Песок для строительных работ. Технические условия (с Поправкой) и смеси природных песков и песков из отсевов дробления, предназначенные для применения в качестве заполнителей тяжелых, легких, мелкозернистых, ячеистых и силикатных бетонов, строительных растворов, сухих строительных смесей, для устройства оснований и покрытий автомобильных дорог и оснований взлетно-посадочных полос и перронов аэродромов, обочин дорог, производства кровельных и керамических материалов, рекультивации, благоустройства и планировки территорий и других видов строительных работ.

Согласно пункту 4.3 ГОСТ 8736-2014 пескам должна быть дана радиационно-гигиеническая оценка, по результатам которой устанавливают область его применения. Песок в зависимости от значений удельной эффективной активности естественных радионуклидов применяют:

- до 370 Бк/кг - во вновь строящихся жилых и общественных зданиях;

- св. 370 до 740 Бк/кг - для дорожного строительства в пределах территории населенных пунктов и зон перспективной застройки, а также при возведении производственных зданий и сооружений;

- св. 740 до 1500 Бк/кг - в дорожном строительстве вне населенных пунктов.

Таким образом, исходя из пункта 3 Инструкции, обязывающего участников закупки при заполнении первых частей заявок указывать  диапазон значений показателя (характеристики) предлагаемого товара, который не должен быть ниже минимального значения, установленного в столбце 8, и не должен превышать максимальное значение, установленное в столбце 9, содержащиеся в Приложении № 7 требования к значению показателя «Максимальная удельная эффективная активность естественных радионуклидов, Бк/кг» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 740 (столбец 9) Бк/кг) для песка строительного государственным заказчиком установлены в соответствии с положениями ГОСТ 8736-2014 и не противоречат им.

Вместе с тем, согласно пункту 6.4 ГОСТ 8736-2014 Удельную эффективную активность естественных радионуклидов определяют по ГОСТ 30108-94 «Материалы и изделия строительные. Определение удельной эффективной активности естественных радионуклидов».

Согласно разделу 1 ГОСТ 30108-94 настоящий стандарт распространяется на неорганические сыпучие строительные материалы (щебень, гравий, песок, цемент, гипс и др.) и строительные изделия (плиты облицовочные, декоративные и другие изделия из природного камня, кирпич и камни стеновые), а также на отходы промышленного производства, используемые непосредственно в качестве строительных материалов или как сырье для их производства, и устанавливает методы определения удельной эффективной активности естественных радионуклидов для оценки строительных материалов и изделий в соответствии с требованиями, приведенными в приложении А, и порядок проведения контроля.

3). Согласно Приложению № 7 эмульсия битумная (позиция 5) должна соответствовать положениям ГОСТ Р 52128-2003.

В соответствии с разделом 1 ГОСТ Р 52128-2003 настоящий стандарт распространяется на битумные и битумно-полимерные дорожные эмульсии прямого типа (далее - эмульсии), применяемые в качестве вяжущего материала при строительстве и ремонте автомобильных дорог, и устанавливает требования к ним и методы их испытаний.

Согласно пункту 5.2 ГОСТ Р 52128-2003 показатели свойств эмульсий должны соответствовать требованиям, установленным в таблице 1 для анионных, в таблице 2 - для катионных эмульсий.

Согласно таблицам 1, 2 ГОСТ Р 52128-2003 для анионных эмульсий классов ЭБА-1 – ЭБА-3, ЭБПА-2 – ЭБПА-3 и катионных классов ЭБК-1 – ЭБК-3, ЭБПК-2 – ЭБПК-3 значение температуры размягчения по кольцу и шару быть не ниже 43˚С и не выше 51˚С.

Таким образом, исходя из пункта 3 Инструкции, содержащиеся в Приложении № 7 требование к показателю «температура размягчения по кольцу и шару, ˚С» (диапазон значений показателя: нижняя граница – «43» (столбец 8), верхняя граница – «51» (столбец 9)˚С) для эмульсий битумных установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ Р 52128-2003 и не противоречат им.

Однако, в соответствии с разделом 7.9 соответствие значений вышеназванного показателя эмульсии требованиям ГОСТ Р 52128-2003 также определяется путем проведения испытаний.

4). Согласно Приложению № 7 асфальтобетонная смесь плотная (позиция 6) должна соответствовать положениям ГОСТ 9128-2013.

Согласно разделу 1 ГОСТ 9128-2013 настоящий стандарт устанавливает требования к изготовлению асфальтобетонных смесей и асфальтобетона, полимерасфальтобетонных смесей с применением полимерно-битумных вяжущих на основе блоксополимеров типа СБС и полимерасфальтобетона из этих смесей.

В соответствии с пунктом 4.1.9 ГОСТ 9128-2013 Показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 4.

Согласно таблице 4 ГОСТ 22245-90 для плотных асфальтобетонов класса Б марки I для дорожно-климатических зон II, III определены нижние границы значений для некоторых из показателей, а именно:

- предел прочности смеси при сжатии при температуре 50 ˚С – не менее 1,2 МПа;

- предел прочности смеси при сжатии при температуре 25 ˚С – не менее 2,5МПа;

- водостойкость смеси – не менее 0,90;

- водостойкость смеси при длительном водонасыщении – не менее 0,85;

- сдвигоустойчивость смеси по коэффициенту внутреннего трения – не менее 0,81 МПа.

Таким образом, исходя из пункта 3 Инструкции, содержащиеся в Приложении № 7 требования к показателям «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 50 ˚С, МПа» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 1,2 (столбец 8), верхняя граница – 2,5 (столбец 9) МПа), «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 25 ˚С, МПа» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 2,5 (столбец 8), верхняя граница – 4 (столбец 9) МПа), «Минимальная водостойкость смеси» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,09 (столбец 8), верхняя граница – 0,97 (столбец 9)), «Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,85 (столбец 8), верхняя граница – 0,93 (столбец 9), «Минимальная сдвигоустойчивость смеси по коэффициенту внутреннего трения, МПа» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,81 (столбец 8), верхняя граница – 0,87 (столбец 9) МПа) для асфальтобетонной смеси плотной установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 9128-2013.

Однако, в соответствии с пунктом 6.5 ГОСТ 9128-2013 для проверки соответствия качества смесей требованиям настоящего стандарта также проводят приемо-сдаточные и периодические испытания.

5). Согласно Приложению № 7 брус деревянный из хвойных пород в соответствии с ГОСТ 8486-86 (позиция 8) должен соответствовать положениям ГОСТ 8486-86.

В соответствии с разделом «Информационные данные» ГОСТ 8486-86настоящий стандарт распространяется на пиломатериалы хвойных пород и устанавливает технические требования к пиломатериалам, предназначенным для использования в народном хозяйстве и экспорта.

Согласно пункту 2.5 ГОСТ 8486-86 параметр шероховатости поверхности пиломатериалов не должен превышать 1250 мкм для отборного, 1, 2 и 3-го сортов, а для 4-го сорта - 1600 мкм по ГОСТ 7016.

В соответствии с пунктом 1 ГОСТ 7016-82 «Изделия из древесины и древесных материалов. Параметры шероховатости поверхности» настоящий стандарт распространяется на древесину и продукцию из древесины (пиломатериалы, фанеру, шпон, древеснослоистые пластики, древесностружечные и древесноволокнистые плиты и изделия из них), не имеющих защитно-декоративных покрытий, и устанавливает номенклатуру параметров шероховатости поверхности, их числовые значения и общие указания по нормированию.

В соответствии с пунктом 6 ГОСТ 7016-82 параметры шероховатости определяются методом вычисления по представленным в настоящем пункте формулам на основании результатов измерений различных параметров представленных образцов пиломатериалов.

Следовательно, значение показателя «Шероховатость, мкм» определяется также исключительно по результатам испытаний.

Вместе с тем, сам показатель «Шероховатость, мкм» является стандартным, поскольку его значение определяется в соответствии с положениями ГОСТ 8486-86.

Соответственно, исходя из пункта 3 Инструкции, содержащиеся в Приложении № 7 требования к значению данного показателя (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0 (столбец 8), верхняя граница – 1250 (столбец 9) мкм) установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями пункта 2.5 ГОСТ 8486-86.

Следовательно, вышеуказанные государственные стандарты (ГОСТ 23735-2014, ГОСТ 8736-2014, ГОСТ Р 52128-2003, ГОСТ 9128-2013, ГОСТ 8486-86), приведенные государственным заказчиком в Приложении № 7, не содержат конкретных значений спорных показателей (характеристик), а лишь определяют предельные (максимальные, минимальные) нормативы с использованием оборотов «не более…», «не менее…», а также их диапазоны значений («св…до…», «от…до…» и т.д.).

Таким образом, материалами Жалобы подтверждается, что установленные государственным заказчиком - ГОКУ «Новгородавтодор» в Приложении № 7 требования к значениям спорных показателей товаров (материалов) в виде диапазонов значений (в столбцах 8 «Нижняя граница диапазона» и 9 «Верхняя граница диапазона» таблицы) соответствуют предельным (максимальным, минимальным) нормативам и диапазонам значений, предусмотренным вышеназванными государственными стандартами для данных показателей (характеристик) товаров (материалов), и не противоречат им.

При этом, с учетом положений Инструкции, касающихся заполнения заявки по тем позициям Приложения № 7, требования к значениям которых установлены государственным заказчиком в столбцах 8 и 9 именно в виде диапазонов (должны указываться значения в виде диапазона значений показателя (характеристики) предлагаемого товара (материала), которые не должны быть ниже минимальных значений, установленных в столбце 8, и не должны превышать максимальные значения, установленные в столбце 9), участник закупки не обязан иметь в наличии предлагаемый им в заявке товар (материал) и проводить его какие-либо испытания для определения значений показателей (характеристик), необходимых для заполнения заявки, поскольку Документация об электронном аукционе и Инструкция позволяют участникам закупки указывать значения спорных показателей товаров (материалов) исключительно в соответствии с положениями рассматриваемых ГОСТ (требование о соответствии товаров (материалов) данным ГОСТ установлено государственным заказчиком в Приложении № 7 в качестве императивного), то есть в границах установленных ими пределов (предельных нормативов, диапазонов).

Иными словами, исходя из положений Инструкции, участники рассматриваемой закупки при заполнении первых частей заявок на участие в ней по тем позициям Приложения № 7, требования к значениям показателей которых установлены государственным заказчиком в столбцах 8 и 9 таблицы именно в виде диапазонов, могут указать максимально возможный диапазон тех или иных характеристик товара (материала), соответствующий как требованиям Документации об электронном аукционе, так и положениям государственных стандартов.

При дальнейшей поставке победителем (единственным участником) закупки, товаров (материалов), необходимых для выполнения работ, их действительные характеристики должны будут соответствовать диапазонам, указанным в первой части заявки данного участника на участие в электронном аукционе, то есть входить в них.

Соответственно, Документация об электронном аукционе не содержит положений, обязывающих участников рассматриваемой закупки иметь в наличии товар (материал) в момент подачи заявки и проводить их испытания.

Следовательно, доводы Жалобы в ходе рассмотрения не нашли своего подтверждения.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки установлено следующее.

  1. Из содержания пункта 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать технические регламенты, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, и документы, разрабатываемые и применяемые в национальной системе стандартизации, принятые в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом, в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

При использовании в описании объекта закупки требований государственных стандартов необходимо учитывать следующее.

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям стандарта показатели и (или) их значения.

Как было указано выше, согласно Приложению № 7 асфальтобетонная смесь плотная (позиция 6) должна соответствовать положениям ГОСТ 9128-2013.

В соответствии с пунктом 4.1.9 ГОСТ 9128-2013 Показатели физико-механических свойств высокоплотных и плотных асфальтобетонов из горячих смесей различных марок, применяемых в конкретных дорожно-климатических зонах, должны соответствовать указанным в таблице 4, согласно которой для плотных асфальтобетонов класса Б марки I для дорожно-климатических зон II, III установлены следующие показатели и их значения:

- предел прочности смеси при сжатии при температуре 50 ˚С – не менее 1,2 МПа;

- предел прочности смеси при сжатии при температуре 25 ˚С – не менее 2,5МПа;

- водостойкость смеси – не менее 0,90;

- водостойкость смеси при длительном водонасыщении – не менее 0,85;

- сдвигоустойчивость смеси по коэффициенту внутреннего трения – не менее 0,81 МПа.

Исходя из пункта 3 Инструкции, содержащиеся в Приложении № 7 требования к показателям «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 50 ˚С, МПа» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 1,2 (столбец 8), верхняя граница – 2,5 (столбец 9) МПа), «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 25 ˚С, МПа» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 2,5 (столбец 8), верхняя граница – 4 (столбец 9) МПа), «Минимальная водостойкость смеси» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,09 (столбец 8), верхняя граница – 0,97 (столбец 9)), «Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,85 (столбец 8), верхняя граница – 0,93 (столбец 9), «Минимальная сдвигоустойчивость смеси по коэффициенту внутреннего трения, МПа» (диапазон значений показателя: нижняя граница – 0,81 (столбец 8), верхняя граница – 0,87 (столбец 9) МПа) для асфальтобетонной смеси плотной установлены государственным заказчиком в соответствии с положениями ГОСТ 9128-2013 и указание конкретных значений по вышеуказанным показателям от участника закупки не требуется.

Однако, в соответствии с ГОСТ 9128-2013 верхние границы значений указанных показателей не определены.

Таким образом, установленные государственным заказчиком верхние границы диапазонов значений показателей «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 50 ˚С, МПа», «Минимальный предел прочности смеси при сжатии при температуре 25 ˚С, МПа», «Минимальная водостойкость смеси», «Минимальная водостойкость смеси при длительном водонасыщении», «Минимальная сдвигоустойчивость смеси по коэффициенту внутреннего трения, МПа» для товара «Асфальтобетонная смесь плотная» (позиция 6) Приложения № 7 не соответствуют требованиям государственных стандартов (ГОСТ 9128-2013).

Обоснование указанных выше установленных государственным заказчиком границ диапазонов значений в Документации об электронном аукционе отсутствуют.

В аналогичном виде представлены требования к показателям «Глубина проникания иглы при 25 ˚С, 0,1 мм», «Глубина проникания иглы при 0 ˚С, 0,1 мм», «Растяжимость при 25 ˚С, см» «Растяжимость при 0 ˚С, см» для товара «Эмульсия битумная дорожная в соответствии с ГОСТ Р 52128-2003» (позиция 5) Приложения № 7, а именно, в виде диапазонов значений, где нижняя граница соответствует ГОСТ Р 52128-2003, а верхняя – определена государственным заказчиком самовольно.

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ 9128-2013, ГОСТ Р 52128-2003).

  1. По позиции 11 «Горячекатанная арматурная сталь» Приложения № 7 государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» установлено требование, согласно которому товар должен соответствовать ГОСТ 5781-82.

Из раздела 1 «Информационные данные» ГОСТ 5781-82 следует, что настоящий стандарт распространяется на горячекатаную круглую сталь гладкого и периодического профиля, предназначенную для армирования обычных и предварительно напряженных железобетонных конструкций (арматурная сталь).

Согласно пункту 1.3 ГОСТ 5781-82 номера профилей, площади поперечного сечения, масса 1 м длины арматурной стали гладкого и периодического профиля, а также предельные отклонения по массе для периодических профилей должны соответствовать указанным в таблице 1, согласно которой: масса 1 м длины для арматурной стали гладкого и периодического профиля с номером профиля (номинальным диаметром стержня) 20 и 22 составляет 2,470 и 2,980 соответственно, с предельными отклонениями + 3,0 % и – 5 %.

При этом государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» по позиции 11 «Горячекатанная арматурная сталь» Приложения № 7 в столбце 7 установлены варианты значений «20 или 22» по показателю «Номинальный диаметр стержня».

Государственным заказчиком – ГОКУ «Новгородавтодор» требования к значению показателя «Теоретическая масса 1 м профиля, кг» установлены в виде диапазона значений:

- нижняя граница – «2,346» (столбец 8);

- верхняя граница – «3,069» (столбец 9) кг.

Однако, с учетом погрешностей (предельных отклонений) в соответствии с ГОСТ 5781-82 указанный диапазон должен выглядеть следующим образом:

- нижняя граница – «2,165» (столбец 8),

- верхняя граница – «3,069» (столбец 9) кг.

Соответственно, установленная государственным заказчиком нижняя граница диапазона значений показателя «Теоретическая масса 1 м профиля, кг» для товара «Горячекатанная арматурная сталь» (позиция 11) Приложения № 7 не соответствуют требованиям государственных стандартов (ГОСТ 5781-82).

Таким образом, в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки, а именно в отсутствии в документации о проведении электронного аукциона обоснования необходимости использования показателей, требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации (ГОСТ 5781-82).

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях государственного заказчика – ГОКУ «Новгородавтодор» могли привести к вводящему в заблуждение участников электронного аукциона описанию объекта закупки.

Однако, информация о том, что данные нарушения существенно повлияли на результаты закупки, а именно на количество поданных заявок на участие в электронном аукционе отсутствует.

Кроме того, установлено, что заявлений о даче разъяснений положений документации о рассматриваемом электронном аукционе в части требований к поставляемым товарам, к государственному заказчику – ГОКУ «Новгородавтодор» не поступало.

На основании вышеизложенного, Комиссия полагает, что у неё имеются достаточные основания для выдачи предписания об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе.

А именно, чтобы указанное нарушение не привело к нарушению порядка отбора участников электронного аукциона, а также не воспрепятствовало надлежащему исполнению государственного контракта предписание об устранении допущенных нарушений законодательства о контрактной системе выдать аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации, в части не учитывать при рассмотрении первых частей заявок на участие в рассматриваемом электронном аукционе вышеуказанных верхних и нижних диапазонных значений показателей поставляемых товаров, которые установлены не в соответствии с требованиями государственных стандартов или по которым отсутствуют обоснования требований к товару, не предусмотренных законодательством Российской Федерации о стандартизации.

Руководствуясь статьями 33, 64 пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Мелконяна Оганеса Мелконовича (350033, г. Краснодар, ул. Мира, д. 79/3) на действия государственного заказчика – Государственное областное казенное учреждение «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» (173000, Великий Новгород, ул. Славная, д. 55) при осуществлении им и уполномоченным органом – Администрацией Губернатора Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) закупки путем проведения электронного аукциона на право заключения государственного контракта на выполнение работ по капитальному ремонту участков автомобильных дорог общего пользования регионального и межмуниципального значения, поврежденных в результате чрезвычайной ситуации в Крестецком, Окуловском и Любытинском муниципальных районах Новгородской области, извещение № 0150200003918000725 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 17.08.2018, необоснованной.

2. Признать в действиях государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе.

3. Выдать аукционной комиссии уполномоченного органа – Администрации Губернатора Новгородской области обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица государственного заказчика – Государственного областного казенного учреждения «Управление автомобильных дорог Новгородской области «Новгородавтодор».

 

 

Председатель Комиссии                                                                                  О.С. Виниченко

 

Члены Комиссии                                                                                              М.В. Рогозкина

 

                                                                                                                           М.Е. Фомин

 

 

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны