Решение №4135/02 РЕШЕНИЕ по делу № А-17/18 от 21 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

Администрация Холмского

муниципального района

                                                                                 пл. Победы, д. 2.

г. Холм, Новгородская область, 175270

 

 

 

 

исх № 4135/02 от 21.09.2018

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А-17/18

                                                                                                      

    Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 19 сентября 2018 года.

 

         Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Председатель Комиссии:

Пашкова Г.Н. – заместитель руководителя Управления,

Члены Комиссии:

Паньков С.Е. – главный специалист-эксперт Управления;

Иванова В.В. – главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя ответчика - Администрации Холмского муниципального района –  по доверенности №б/н от 21.08.2018,

рассмотрев дело № А-17/18 по признакам нарушения Администрацией Холмского муниципального района (ИНН 5317000344, ОГРН 1025301189253, площадь Победы, 2, Холм) части 2  статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа руководителя Управления Федерального антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) Виниченко О.С. от 03.04.2018 № 30/2018 о проведении плановой выездной проверки и приказа о продлении срока проведения плановой выездной проверки от 15.05.2018 № 45/2018, инспекцией Новгородского УФАС России в срок с 16.04.2018 по 12.07.2018 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией  Холмского муниципального района (юридический адрес: 175270, Новгородская область, г. Холм, пл. Победы, д. 2). Место проведения проверки: 175270, Новгородская область, г. Холм, пл. Победы, д. 2.

В результате проверки соблюдения Администрацией Холмского муниципального района антимонопольных требований при осуществлении закупок (конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд установлено следующее.

В июне - августе 2017 года муниципальным заказчиком – Администрацией Холмского муниципального района (далее – Администрация) проводилось осуществление закупок путем проведения электронных аукционов:

- на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обслуживанию и содержанию автомобильных дорог на территории Холмского городского поселения, извещение № 0350300005517000022 о проведении которого (в последней редакции) было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 05.06.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 1 927 451,00 рублей) (далее – аукцион № 0350300005517000022);

- на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по обустройству общественных территорий в Холмском городском поселении (асфальтирование пешеходных дорожек в городском парке), извещение № 0350300005517000024 о проведении которого было размещено на официальном сайте 21.06.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 440 500,00 рублей) (далее – аукцион № 0350300005517000024);

- на право заключения муниципального контракта на выполнение работ по благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в Холмском городском поселении, извещение № 0350300005517000029 о проведении которого (в последней редакции) было размещено на официальном сайте 15.08.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 890 189,00 рублей) (далее – аукцион № 0350300005517000029).

Документации по проведению вышеуказанных электронных аукционов были утверждены Главой Холмского муниципального района В.И. Саляевым (далее – Документации).

В соответствии с частью 3 статьи 33 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе) не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Каких-либо исключений относительно возможности установления заказчиками в документациях об электронных аукционах  с вышеуказанными предметами контрактов требований о наличии у участников закупки производственных мощностей и технологического оборудования для выполнения соответствующих работ Закон о контрактной системе не предусматривает.

Согласно пунктами 3.2, 3.3 Документаций наименование, объем и характеристики выполняемых работ содержатся в Техническом задании (Приложение № 1 к Документациям).

Кроме того, Техническое задание является обязательным приложением к муниципальным контрактам, заключаемым по итогам проведения вышеуказанных аукционов.

Техническое задание по аукциону № 0350300005517000022 содержит указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- механизированная очистка покрытий комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с. без увлажнения;

- скашивание травы косилкой на базе трактора на пневмоколесном ходу: 80 л.с., ширина  окашивания до 2 м;

- очистка площадок отдыха и стоянок автомобилей от грязи, пыли и мусора комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с.;

- очистка дороги от снега плужным оборудованием на базе комбинированной дорожной машины мощностью менее 210 л.с.;

- доставка противогололедных материалов к месту распределения: комбинированными дорожными машинами мощностью от 210 до 270 л.с. (среднее растояние доставки 4км, V  кузова 5,54м3-1 загрузка);

- распределение пескосоляной смеси или фрикционных материалов: комбинированной дорожной машиной мощностью от 210 до 270 л.с.(среднее растояние доставки 20 км, V  кузова 5,54м3-1 загрузка).

Техническое задание по аукциону № 0350300005517000024 содержит указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- перевозка грузов II класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 4 км  (асфальт).

Техническое задание по аукциону № 0350300005517000029 содержит указание на необходимость использования при выполнении работ следующей техники:

- перевозка грузов II класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 4 км  (асфальт);

- перевозка грузов II класса автомобилями-самосвалами грузоподъемностью 10 т работающих вне карьера на расстояние до 47 км (гравий).

Каких-либо указаний на возможность использования при выполнении работ специальной дорожной и строительной техники иных типов и обладающей иными характеристиками по сравнению с указанными в Техническом задании  Документации не содержат.

Таким образом, в действиях муниципального заказчика – Администрации содержится нарушение части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, выразившееся в установлении неправомерных требований к участникам закупки о наличии у них производственных мощностей, технологического оборудования, необходимых для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, поскольку включение Техническое задание техники с указанием вышеуказанных характеристик ограничивает участие в закупке хозяйствующих субъектов, применяющих технику функционально способную выполнять работы, заявленные в Документациях, но при этом обладающую иными характеристиками.

На участие в данных закупках поступила заявка только одного участника – Общества с ограниченной ответственностью «Коммунальщик» (175400, Новгородская область, Валдайский район, г. Валдай, пр-кт. Васильева, д. 74А; далее – ООО «Комунальщик»), в связи с чем аукционы в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе были признаны несостоявшимися, контракты были заключены с ООО «Комунальщик» как единственным участником торгов по начальной максимальной цене конкуренция хозяйствующих субъектов за право заключения муниципального контракта по наименьшей цене обеспечена не была.

Статьей 17 Закона о конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.

Таким образом, при осуществлении вышеуказанных закупок в действиях Администрации, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах, имеются признаки нарушения части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

  Из письменных пояснений Администрации Холмского муниципального района  (вх. № 5359 от 23.08.2018 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что при подготовке технического задания для проведения аукциона                                 № 0350300005517000029 на право заключения муниципального контракта по благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов в Холмском городском поселении и технического задания для проведения аукциона № 0350300005517000022 на право заключения муниципального контракта по обслуживанию и содержанию автомобильных дорог на территории Холмского городского поселения были допущены нарушения действующего законодательства.

  23.08.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представитель Администрации Холмского муниципального района Соловская В.Н. поддержала доводы письменных пояснений в полном объеме.

Так же, представитель Администрации пояснила, что в настоящее время два муниципальных контракта исполнены в полном объеме, а один контракт расторгнут по инициативе Администрации.

Исследовав материалы дела и оценив, доводы Администрации, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Управлением проведено исследование состояния конкуренции на рынке по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории  Холмского городского поселения и на рынке по обслуживанию и содержанию автомобильных дорог на территории Холмского городского поселения в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

По результатам проведенного исследования Управлением сделан вывод о том, что рынок по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов на территории  Холмского городского поселения и на рынке по обслуживанию и содержанию автомобильных дорог на территории Холмского городского поселения и в целом в Новгородской области является конкурентным, с большим количеством участников уже оказывающих услуги на указанных рынках в Новгородской области и/или потенциальных участников, которые могли бы оказывать услуги на указанных рынках в случае победы в вышеуказанных торгах.

  Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, иные хозяйствующие субъекты, которые смогли бы оказать услуги по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и услуги по обслуживанию и содержанию автомобильных дорог на территории  Холмского городского поселения, были лишены возможности поучаствовать в торгах, что могло привести к сокращению числа потенциальных хозяйствующих субъектов, желающих оказать услуги по благоустройству дворовых территорий многоквартирных домов и услуги по обслуживанию и содержанию автомобильных дорог на территории  Холмского городского поселения. Данное обстоятельство является признаком ограничения конкуренции в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Факт нарушения Администрацией Холмского муниципального района  требований антимонопольного законодательства, выразившегося в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах не оспаривается и подтверждается материалами дела.

 Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

 В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-17/18 было отложено (определение об отложении рассмотрения дела № А-17/18 о нарушении антимонопольного законодательства от 23.08.2018).

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о конкуренции лицам, участвующим в деле было предложено представить комиссии пояснения, доказательства,  доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Каких либо пояснений, доказательств,  доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от Администрации Холмского муниципального района в Управление не поступало.

Таким образом, в действиях Администрации Холмского муниципального района, выразившихся в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах и что может привести к ограничению конкуренции, а именно к сокращению числа потенциальных участников  - хозяйствующих субъектов, желающих принять участие в таких торгах (аукционах), содержится нарушение части 2 статьи 17 Закона о конкуренции.

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:

             

         1.   Признать в действиях Администрации Холмского муниципального района, нарушения части 2 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.   Выдать  Администрации Холмского муниципального района предписание о  совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         Г.Н. Пашкова

                                                           

 Члены Комиссии                                                                                      С.Е. Паньков

                                                                                                                                    

   В.В. Иванова

Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны