Решение №4137/03 РЕШЕНИЕ по делу № А-18/18 от 21 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

Администрация Холмского

муниципального района

                                                                                 пл. Победы, д. 2.

Г. Холм, Новгородская область, 175270

 

 

 

 

исх № 4137/03 от 21.09.2018

 

РЕШЕНИЕ

по делу № А-18/18

                                                                                                      

    Великий Новгород

 

Резолютивная часть решения оглашена 14 сентября 2018 года.

В полном объеме решение изготовлено 20 сентября 2018 года.

 

         Комиссия Новгородского УФАС России по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе:

         Председатель Комиссии:

Пашкова Г.Н. – заместитель руководителя Управления,

Члены Комиссии:

Паньков С.Е. – главный специалист-эксперт Управления;

Иванова В.В. – главный специалист-эксперт Управления,

в присутствии представителя ответчика - Администрации Холмского муниципального района – по доверенности №б/н от 21.08.2018,

рассмотрев дело № А-18/18 по признакам нарушения Администрацией Холмского муниципального района (ИНН 5317000344, ОГРН 1025301189253, площадь Победы, 2, Холм) пункта 2 части 1  статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о конкуренции),

 

УСТАНОВИЛА:

 

На основании приказа руководителя Управления Федерального антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России) Виниченко О.С. от 03.04.2018 № 30/2018 о проведении плановой выездной проверки и приказа о продлении срока проведения плановой выездной проверки от 15.05.2018 № 45/2018, инспекцией Новгородского УФАС России в срок с 16.04.2018 по 12.07.2018 была проведена плановая выездная проверка соблюдения требований антимонопольного законодательства Администрацией  Холмского муниципального района (юридический адрес: 175270, Новгородская область, г. Холм, пл. Победы, д. 2). Место проведения проверки: 175270, Новгородская область, г. Холм, пл. Победы, д. 2.

В результате проверки соблюдения Администрацией Холмского муниципального района антимонопольных требований при осуществлении закупок (конкурсов, аукционов, запросов котировок и запросов предложений) на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для муниципальных нужд установлено следующее.

В октябре 2017 года муниципальным заказчиком – Администрацией проводилось осуществление закупки путем проведения электронного аукциона на изготовление  проектно-сметной документации на устройство тротуаров по обеим сторонам дороги по улице Калитина от перекрестка с улицей Октябрьской до улицы Красноармейской в городе Холм Новгородской области, извещение № 0350300005517000039 о проведении которого было размещено на официальном сайте 18.10.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 300 000,00 рублей).

Документация по проведению вышеуказанного электронного аукциона была утверждена Главой Холмского муниципального района В.И. Саляевым (далее – Документация).

Согласно пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки в виде соответствия требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

В соответствии с частью 5 статьи 31 Закона о контрактной системе информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 настоящей статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Пунктом 9.3.1 Документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе установлено следующее требование к участникам рассматриваемой закупки:

«Участник закупки должен быть членом саморегулируемой организации (СРО) в области архитектурно-строительного проектирования. Членство в СРО не требуется унитарным предприятиям, государственным и муниципальным учреждениям, юридическим лицам с государственным участием в случаях, которые перечислены в ч.2.1 статьи 47 и ч.4.1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации.

СРО, в которой состоит участник, должна иметь компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств.

Совокупный размер обязательств участника закупки по договорам, которые заключены с использованием конкурентных способов, не должен превышать уровень ответственности участника по компенсационному фонду обеспечения договорных обязательств».

В соответствии с пунктом 2 части 5 статьи 66 Закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Подпунктом 2 пункта 10.3 Документации установлено требование о представлении во второй части заявки на участие в аукционе следующего документа:

«В соответствии со ст.55.8 ГК РФ, соответствие требованию о членстве в СРО должно быть подтверждено копией выписки (выданной саморегулируемой организацией) из реестра членов саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, выданной не ранее чем за месяц до даты окончания срока подачи заявок».

Согласно части 1 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее – ГрК) архитектурно-строительное проектирование осуществляется путем подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства и их частям, строящимся, реконструируемым в границах принадлежащего застройщику или иному правообладателю земельного участка, а также отдельных разделов проектной документации при проведении капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с частью 12.2 настоящей статьи.

Согласно части 1 статьи 55.8 ГрК индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящим Кодексом.

При этом в соответствии с частью 3 статьи 55.8 ГрК член саморегулируемой организации имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров, при соблюдении в совокупности следующих условий:

1) наличие у саморегулируемой организации, членом которой является такое лицо, компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств, сформированного в соответствии со статьями 55.4 и 55.16 настоящего Кодекса;

2) если совокупный размер обязательств по указанным в абзаце первом настоящей части договорам не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого таким лицом был внесен взнос в компенсационный фонд обеспечения договорных обязательств в соответствии с частью 11 или 13 статьи 55.16 настоящего Кодекса. Количество договоров подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, договоров строительного подряда, которые могут быть заключены членом саморегулируемой организации с использованием конкурентных способов заключения договоров, не ограничивается.

Таким образом, само по себе членство хозяйствующего субъекта в СРО в области архитектурно-строительного проектирования еще не означает его соответствие требованию пункта 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе для участия в закупках конкурентными способами на подготовку проектной документации объектов капитального строительства. Потенциальных участник будет соответствовать указанному требованию только при соблюдении дополнительных условий, предусмотренных  частью 3 статьи 55.8 ГрК (наличие у СРО компенсационного фонда обеспечения договорных обязательств; совокупный размер обязательств договору подряда на подготовку проектной документации не превышает предельный размер обязательств, исходя из которого был внесен взнос в компенсационный фонд).

Документом, подтверждающим членство лица в саморегулируемой организации, является предусмотренная частью 4 статьи 55.17 ГрК выписка из реестра членов саморегулируемой организации.

Так, в соответствии с частью 4 статьи 55.17 ГрК саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Указанная форма установлена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58.

Согласно пункту 4 утвержденной формы выписка из реестра членов саморегулируемой организации должна содержать сведения о наличии у члена саморегулируемой организации права соответственно выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров.

Согласно Протоколу № 0350300005517000039-1 заседания единой комиссии

по осуществлению закупок для нужд Администрации от 31.10.2017 (далее – Протокол) на участие в рассматриваемом электронном аукционе поступила заявка единственного участника – Общества с ограниченной ответственностью «Проектирование и строительство» (173024, Великий Новгород, пр-кт А. Корсунова, д. 28А, оф. 225; далее – ООО «Проектирование и строительство»), в связи в чем аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе был признан несостоявшимся.

Во второй части заявки ООО «Проектирование и строительство» в соответствии  с вышеуказанными требованиями Закона о контрактной системе, ГрК и Документации была представлена  выписка из реестра членов саморегулируемой организации от 17.10.2017 № 1, выданная Ассоциацией «Национальный альянс проектировщиков «ГлавПроект» (далее – Выписка).

При этом в пункте 4 Выписки указаны следующие сведения о наличии у ООО «Проектирование и строительство» права осуществлять подготовку проектной документации:

«Имеет право выполнять работы по осуществлению подготовки проектной документации объектов капитального строительства (за исключением работ по договорам подряда на подготовку проектной документации, заключаемым с использованием конкурентных способов заключения договоров): а) в отношении объектов капитального строительства (кроме особо опасных, технически сложных и уникальных объектов, объектов использования атомной энергии)».

Таким образом, ООО «Проектирование и строительство» согласно представленной Выписки не соответствовало требованиям части 3 статьи 55.8 ГрК и пункту 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе и, соответственно, не имело право выполнять работы, предусмотренные предметом рассматриваемого электронного аукциона.

Согласно части 1 статьи 69 Закона о контрактной системе аукционная комиссия рассматривает вторые части заявок на участие в электронном аукционе и документы, направленные заказчику оператором электронной площадки в соответствии с частью 19 статьи 68 настоящего Федерального закона, в части соответствия их требованиям, установленным документацией о таком аукционе.

В соответствии с частью 6 статьи 69 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае:

1) непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;

2) несоответствия участника такого аукциона требованиям, установленным в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Учитывая изложенное, ООО «Проектирование и строительство» должен был быть отстранен от участия в рассматриваемой закупке по причине его несоответствия требованиям Закона о контрактной системе и ГрК для лиц, осуществляющих подготовку проектной документации по договорам, заключаемым с использованием конкурентных способов (в данном случае путем проведения электронного аукциона).

Однако как следует из Протокола аукционная комиссия муниципального заказчика – Администрации признала заявку ООО «Проектирование и строительство»  соответствующей требованиям Документации и указала на необходимость заключения с ним муниципального контракта по результатам торгов.

Таким образом, в действиях аукционной комиссии муниципального заказчика Администрации содержится нарушение пункта 2 части 6 статьи 69 Закона о контрактной системе, выразившееся в признании заявки на участие в рассматриваемом электронном аукционе надлежащей, соответствующей требованиям документации об аукционе, когда как участнику, подавшему такую заявку, должно быть отказано в допуске к участию в аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.

При этом с неправомерно допущенным к участию в аукционе ООО «Проектирование и строительство» в дальнейшем Администрацией был заключен контракт на выполнение работ, являющихся объектом закупки, по начальной (максимальной) цене, указанной в Документации (300 000 рублей).

Статьей 17 Закон о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе создание участнику торгов, запроса котировок, запроса предложений или нескольким участникам торгов, запроса котировок, запроса предложений преимущественных условий участия в торгах, запросе котировок, запросе предложений, в том числе путем доступа к информации, если иное не установлено федеральным законом.

Действия Администрации в лице ее аукционной комиссии, выразившиеся в необоснованном допуске к участию в аукционе участника закупки, заявка которого не соответствовала объявленным условиям участия в торгах, создали конкретному хозяйствующему субъекту преимущественные условия участия в аукционе, что имеет признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

 Из письменных пояснений Администрации Холмского муниципального района  (вх. № 5358 от 23.08.2018 Новгородского УФАС России) по настоящему делу следует, что проведение электронного аукциона на изготовление  проектно-сметной документации на устройство тротуаров по обеим сторонам дороги по улице Калитина от перекрестка с улицей Октябрьской до улицы Красноармейской в городе Холм Новгородской области   и рассмотрение поступившей от ООО «Проектирование и строительство» заявки проводилось впервые после внесения изменений в Градостроительный кодекс РФ, которые вступили в действие с 01.07.2018. В результате невнимательного изучения нормативных документов Единой комиссией по осуществлению закупок для нужд Администрации Холмского муниципального района  было допущено нарушение требований части 3 статьи 55.8 Градостроительный кодекс РФ.

  23.08.2018 на заседании Комиссии Новгородского УФАС России представитель Администрации Холмского муниципального района Соловская В.Н. поддержала доводы письменных пояснений в полном объеме.

Так же, представитель Администрации пояснила, что в настоящее время  муниципальный контракт исполнены в полном объеме.

Исследовав материалы дела и оценив, доводы сторон, Комиссия Новгородского УФАС России приходит к следующим выводам.

Управлением проведено исследование состояния конкуренции на закупке № 0350300005517000039 путем проведения электронного аукциона на право заключения муниципального контракта на изготовление  проектно-сметной документации на устройство тротуаров по обеим сторонам дороги по улице Калитина от перекрестка с улицей Октябрьской до улицы Красноармейской в городе Холм Новгородской области в объеме, необходимом для принятия решения о наличии или об отсутствии нарушения антимонопольного законодательства.

Действия Администрации Холмского муниципального района привели к недопущению конкуренции, поскольку в результате совершенных действий Администрацией на участие в данной закупке поступила заявка только одного участника – ООО «Проектирование и строительство», в связи, в чем аукцион в соответствии с частью 16 статьи 66 Закона о контрактной системе был признан несостоявшимся, контракт был заключен с ООО «Проектирование и строительство» как единственным участником торгов по начальной максимальной цене конкуренция хозяйствующих субъектов за право заключения муниципального контракта по наименьшей цене обеспечена не была.

В соответствии с частью 4 статьи 71 Закона о контрактной системе (в ред. Федерального закона № 140-ФЗ) в случае, если электронный аукцион признан не состоявшимся по основаниям, предусмотренным частью 16 статьи 66, частью 8 статьи 67 и частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что по окончании срока подачи заявок на участие в таком аукционе не подано ни одной заявки на участие в нем или по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в таком аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию в нем всех его участников, подавших заявки на участие в таком аукционе, а также по основаниям, предусмотренным частью 13 статьи 69 настоящего Федерального закона в связи с тем, что аукционной комиссией принято решение о несоответствии требованиям, установленным документацией об электронном аукционе, всех вторых частей заявок на участие в нем, или по основаниям, предусмотренным частью 15 статьи 70 настоящего Федерального закона, заказчик вносит изменения в план-график (при необходимости также в план закупок) и осуществляет закупку путем проведения запроса предложений в соответствии с пунктом 8 части 2 статьи 83 настоящего Федерального закона (при этом объект закупки не может быть изменен) или иным способом в соответствии с настоящим Федеральным законом.

Однако вместо проведения во исполнение вышеуказанной нормы права повторной конкурентной процедуры закупок 13.06.2017 между Администрацией Холмского муниципального района и ООО «Проектирование и строительство» на основании пункта 25 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе был заключен контракт на выполнение работ, являвшихся объектом данной закупки.

В тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены лица, желающие поставлять товары, выполнять работы, оказывать услуги, получив доступ к соответствующему товарному рынку либо право ведения деятельности на нем.

Данный вывод соответствует позиции судов, изложенных в правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении Президиума ВАС РФ от 29.11.2011 № 8799/11 и Верховного Суда РФ, изложенной в Определение Верховного Суда РФ от 24.06.2015 по делу № 307-КГ15-1408.

   Согласно пункту 17 статьи 4 Закона о конкуренции признаки ограничения конкуренции - сокращение числа хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, на товарном рынке, рост или снижение цены товара, не связанные с соответствующими изменениями иных общих условий обращения товара на товарном рынке, отказ хозяйствующих субъектов, не входящих в одну группу лиц, от самостоятельных действий на товарном рынке, определение общих условий обращения товара на товарном рынке соглашением между хозяйствующими субъектами или в соответствии с обязательными для исполнения ими указаниями иного лица либо в результате согласования хозяйствующими субъектами, не входящими в одну группу лиц, своих действий на товарном рынке, иные обстоятельства, создающие возможность для хозяйствующего субъекта или нескольких хозяйствующих субъектов в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения товара на товарном рынке, а также установление органами государственной власти, органами местного самоуправления, организациями, участвующими в предоставлении государственных или муниципальных услуг, при участии в предоставлении таких услуг требований к товарам или к хозяйствующим субъектам, не предусмотренных законодательством Российской Федерации.

В рассматриваемом случае, иные хозяйствующие субъекты, которые смогли бы оказать услуги на изготовление  проектно-сметной документации на устройство тротуаров по обеим сторонам дороги по улице Калитина от перекрестка с улицей Октябрьской до улицы Красноармейской в городе Холм Новгородской области, были лишены возможности поучаствовать в торгах, что могло привести к сокращению числа потенциальных хозяйствующих субъектов, желающих оказать услуги на изготовление  проектно-сметной документации. Данное обстоятельство является признаком ограничения конкуренции в силу пункта 17 статьи 4 Закона о защите конкуренции.

Факт нарушения Администрацией Холмского муниципального района  требований антимонопольного законодательства, выразившегося в не предусмотренном федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничении доступа к участию в торгах не оспаривается и подтверждается материалами дела.

Согласно части 1 статьи 48.1 Закона о конкуренции перед окончанием рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства при установлении в действиях (бездействии) ответчика по делу нарушения антимонопольного законодательства комиссия принимает заключение об обстоятельствах дела.

В соответствии с частью 2 статьи 48.1 Закона о конкуренции заключение об обстоятельствах дела оформляется в виде отдельного документа, подписывается председателем и членами комиссии и должно содержать: фактические и иные обстоятельства дела, установленные комиссией, в том числе обстоятельства, установленные в ходе проведенного антимонопольным органом анализа состояния конкуренции, и обстоятельства, установленные в ходе проведения проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, а также доказательства, на которых основаны выводы комиссии об обстоятельствах дела, мотивы, по которым комиссия отвергла те или иные доказательства, приняла или отклонила приведенные в обоснование своих требований и возражений доводы лиц, участвующих в деле.

Согласно частям 4, 5 статьи 48.1 Закона о защите конкуренции копия заключения об обстоятельствах дела направляется лицам, участвующим в деле, в течение пяти рабочих дней со дня вынесения определения об отложении рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства. При этом дата очередного рассмотрения дела не может быть назначена ранее чем через пять рабочих дней со дня направления лицам, участвующим в деле, копии заключения об обстоятельствах дела. Лица, участвующие в деле, вправе представить комиссии пояснения, доказательства и приводить доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства и оглашения резолютивной части решения по нему на заседании комиссии.

В связи с принятием заключения об обстоятельствах дела, рассмотрение дела о нарушении антимонопольного законодательства № А-18/18 было отложено (определение об отложении рассмотрения дела № А-18/18 о нарушении антимонопольного законодательства от 23.08.2018).

В соответствии с частью 5 статьи 48.1 Закона о конкуренции лицам, участвующим в деле было предложено представить комиссии пояснения, доказательства,  доводы в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Каких либо пояснений, доказательств,  доводов в письменной форме в отношении обстоятельств, изложенных в заключении об обстоятельствах дела, до окончания рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства от Администрации Холмского муниципального района в Управление не поступало.

Таким образом, в действиях заказчика - Администрации Холмского муниципального района  в лице ее аукционной комиссии имеются признаки нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции, выразившееся в создании преимущественных условий участнику торгов - ООО «Проектирование и строительство».

 

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия 

РЕШИЛА:

             

         1.   Признать в действиях Администрации Холмского муниципального района, нарушения пункта 2 части 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2.   Выдать  Администрации Холмского муниципального района предписание о  совершении действий, направленных на обеспечение конкуренции.

 

 

Председатель Комиссии                                                                         Г.Н. Пашкова

                                                           

 Члены Комиссии                                                                                      С.Е. Паньков

                                                                                                                                    

   В.В. Иванова

 

 

 

Решение может быть обжаловано в течении трёх месяцев со дня его принятия.

Связанные организации

Связанные организации не указаны