Решение №7219/03 Акт проверки ООО «ТК «Новгородская» № 49 от 26 декабря 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

 

 

 

 

 

 

Исх.№7219/03  от 25.12.17

 

 

 

 

Великий Новгород                                                                                   25 декабря 2017 года

                                                                                                                            10 часов 00 минут                                                                              

Акт проверки № 49

 

На основании приказа Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) от 20.09.2017 № 147/17 о проведении плановой выездной проверки, приказа Управления от 13.11.2017 № 165/17 о продлении срока проведения плановой выездной проверки была проведена проверка в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Тепловая компания «Новгородская» (далее – ООО «ТК «Новгородская»).

Продолжительность проверки: 3 рабочих дня. 

Акт составлен: Куриковым Ильей Андреевичем.

С копией приказа о проведении проверки ознакомлен Белов Андрей Алексеевич – генеральный директор ООО «ТК «Новгородская» 18.10.2017 в 10 часов 25 минут.

Лица, проводившие проверку:

Руководитель инспекции:

- Куриков Илья Андреевич – заместитель руководителя – начальник отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России, служебное удостоверение № 9250;

Члены инспекции:

Петров Дмитрий Александрович – главный специалист-эксперт отдела контроля закупок и рекламы Новгородского УФАС России, служебное удостоверение № 10439;

Попович Любовь Ивановна – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля Новгородского УФАС России, служебное удостоверение №  6744.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки являлся генеральный директор Белов А.А.

При проведении проверки присутствовали: начальник тендерного отдела Екимов Ф.С., начальник юридического отдела Дементьева М.А., заместитель главного инженера – начальник ПТО Лобко Ю.Н.

Предметом проводимой проверки являлось соблюдение ООО «ТК «Новгородская» требований Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ «О естественных монополиях».

 Период, за который проведена проверка соблюдения антимонопольного законодательства 01.01.2015 по 18.10.2017.

Срок проведения проверки: с 18.10.2017 по 25.12.2017.

Место проведения проверки: 173015, Великий Новгород, ул. Нехинская, д. 1А.

 

В ходе проведения проверки инспекцией были изучены следующие документы и информация: реестр (перечень) всех контрактов (договоров), заключенных ООО «ТК «Новгородская»  по итогам проведения конкурсов, аукционов, запросов котировок и иных закупочных процедур за период с 01.01.2015 по 18.10.2017; извещения о проведении вышеуказанных конкурсов, аукционов, запросов котировок и иных закупочных процедур; конкурсные, аукционные, иные документации о закупках; запросы участников вышеуказанных конкурсов, аукционов, иных закупок о разъяснении положений конкурсных документаций, документаций об аукционах  и закупках и ответы на них (при наличии); журнал регистрации заявок на участие в вышеуказанных конкурсах, аукционах, запросах котировок и иных закупочных процедур; заявки, поступившие на участие в вышеуказанных конкурсах, аукционах, запросах котировок и иных закупочных процедурах; протоколы, составленные в ходе проведения вышеуказанных конкурсов, аукционов, запросах котировок и иных закупочных процедур; аудиозаписи и видеозаписи, осуществленные в ходе проведения вышеуказанных конкурсов, аукционов, иных закупок; контракты (гражданско-правовые договоры), заключенные по результатам проведения вышеуказанных конкурсов, аукционов, запросов котировок и иных закупочных процедур; иные документы и информацию, относящиеся к проведенным ООО «ТК «Новгородская»  конкурсам, аукционам, запросам котировок и иных закупочных процедур в вышеуказанном периоде (в том числе положение о конкурсной, аукционной и закупочной комиссиях); аявки, договоры на подключение (присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам горячего водоснабжения, акты о выполнении подключения (присоединения) за период 2016-2017 гг.; заявки, договоры на подключение (присоединение) объектов капитального строительства к централизованным системам теплоснабжения, акты о выполнении подключения (присоединения) за период 2016-2017 гг.; заявки и решения об отказе  от подключения (присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам теплоснабжения, горячего водоснабжения за период 2016-2017 гг.; запросы о возможности подключения (присоединения) объекта по обращению заявителя в органы местного самоуправления и уведомления заявителей о возможности подключения (присоединения) объекта за период 2016-2017 гг.; иные документы, в том числе переписка с заявителями, по вопросам подключения (присоединения) объектов капитального строительства к централизованным системам теплоснабжения, горячего водоснабжения за период 2016-2017 гг.

 

В результате изучения и анализа вышеуказанных документов и сведений установлено следующее.

1. В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках) настоящий Федеральный закон устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг и основные требования к закупке товаров, работ, услуг государственными корпорациями, государственными компаниями, публично-правовыми компаниями, субъектами естественных монополий, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности в сфере электроснабжения, газоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, обработки, утилизации, обезвреживания и захоронения твердых коммунальных отходов, автономными учреждениями, а также хозяйственными обществами, в уставном капитале которых доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в совокупности превышает пятьдесят процентов.

ООО «ТК «Новгородская», являясь организацией, осуществляющей регулируемые виды деятельности в сфере теплоснабжения, при осуществлении закупок для собственных нужд применяет положения Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 настоящей статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки (положения).

В соответствии с вышеуказанной нормой разработано и утверждено решением № б/н от 29.06.2017 единственного участника ООО «ТК Новгородская» - ОАО «НордЭнерго» в лице генерального директора ОАО «НордЭнерго» Петрова В.В.  (в предыдущей редакции решением № б/н от 16.01.2017 генерального директора ОАО «НордЭнерго» Васенева Г.Б.)  Положение о закупках товаров, работ, услуг ООО «ТК Новгородская» (далее – Положение).

В соответствии с частью 2 статьи 2 Закона о закупках положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные связанные с обеспечением закупки положения.

Таким образом, Закон о закупках не содержит развернутых положений, касающихся порядка проведения конкретных процедур закупок, и оставляет данные вопросы на усмотрение заказчика.

Между тем, в силу части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

1) информационная открытость закупки;

2) равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;

3) целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;

4) отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Учитывая изложенное, заказчик – ООО «ТК Новгородская», применяя нормы Положения при осуществлении своей закупочной деятельности, должен исходить прежде всего из необходимости обеспечения максимального уровня открытости и эффективности процедур определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), что достигается применением преимущественно конкурентных способов закупки  (конкурс, аукцион, запрос предложений) и ограничением использования способов закупок у единственного поставщика, которые должны применяться только в виде исключения и в случаях прямо предусмотренных Положением.

 Однако в результате проведения проверки в действиях ООО «ТК Новгородская» установлены следующие нарушения и злоупотребления при проведении закупок неконкурентными способами (у единственного поставщика, подрядчика исполнителя).

1.1 Пунктом 10.2 Положения определен исчерпывающий перечень случаев осуществления прямых закупок (закупок у единственного поставщика).

Так, согласно подпункту 10.2.9 пункта 10.2 Положения допускается прямая закупка индивидуально-определенного товара, работы, услуги, правообладателем которой является единственное лицо, в том числе в случае заключения договора аренды или приобретения недвижимого имущества.

Руководствуясь указанными нормами Положения ООО «ТК Новгородская» были заключены следующие договоры:

- № 96 от 31.01.2017 аренды транспортных средств без экипажа  с ООО «Авитон» (ИНН 7802165433, г. Санкт-Петербург) (аренда автомобиля TOYOTA CAMRY на срок до 31.12.2017, арендная плата – 60 000 рублей в месяц; общая цена договора – 678 000 рублей);

- № 314 от 05.04.2017 аренды транспортного средства без экипажа  с ООО «Северная Компания» (ИНН 7810183813, пос. Мурино Всеволожского района Ленинградской области) (аренда экскаватора-погрузчика TLB815-RM на срок до 31.12.2017, арендная плата – 90 000 рублей в месяц, общая цена договора – 1 080 000 рублей);

- № 08/2017/758 от 01.08.2017 аренды транспортного средства с АО «НордЭнерго» (ИНН 7804348591, г. Санкт-Петербург) (аренда автомобиля AUDI A6 на срок до 31.07.2018, арендная плата – 130 000 рублей в  месяц; общая цена договора – 1 560 000 рублей).

Между тем, легковые автомобили представительского класса (в том числе марок TOYOTA CAMRY и AUDI A6) и экскаваторы-погрузчики колесные (в том числе марки TEREX TLB815-RM) индивидуально-определенными товарами не являются, поскольку не обладают признаками незаменимости, уникальности, присущими только им особенностями и принадлежностью только одному правообладателю, наделенному исключительными правами по распоряжению товарами такого рода.

Фактически применительно к вышеуказанным договорам потребностью ООО «ТК Новгородская» являлось оказание услуг аренды легковых автомобилей для перевозки сотрудников руководящего звена (заместителей генерального директора) и спецтехники (экскаватора-погрузчика) для производственных нужд (погрузка-разгрузка сыпучих грузов).

Однако Положение (в том числе подпункт 10.2.9 пункта 10.2) не предоставляют возможность осуществления закупки у единственного поставщика в отношении такого предмета договора.

Кроме того, рынок аренды транспортных средств (как легковых автомобилей, так и специальной техники) является высококонкурентным с большим числом участников и не ограничивается не только географическими границами Новгородской области, но и Северо-Западного федерального округа.

Учитывая изложенное, в данном случае заказчик –  ООО «ТК Новгородская» в нарушение собственного Положения вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) совершил закупку неконкурентным способом (заключил прямой договор с единственным поставщиком), что противоречит  части 1 статьи 2 и пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

1.2. Руководствуясь подпунктом 10.2.9 пункта 10.2 Положения ООО «ТК Новгородская» также были заключены следующие договоры:

- № 54 от 09.01.2017 об оказании курьерских услуг с ООО «Бизнес-Медиа» (ИНН 5321124166, Великий Новгород) (доставка почтовых отправлений в городах: Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса; общая цена договора – не более 600 000 рублей; фактически оплачено за оказанные услуги согласно представленных платежным поручениям – 337 555,48 рублей);

- № 572 от 10.07.2017 об оказании курьерских услуг с ООО «Интерлайн» (ИНН 5321137687, Великий Новгород) (доставка почтовых отправлений в городах: Великий Новгород, Боровичи, Старая Русса, общая цена договора – не более 350 000 рублей, фактически оплачено за оказанные услуги согласно представленных платежным поручениям – 139 114,25 рублей).

Оказание почтовой связи (в данном случае курьерской доставки корреспонденции) не обладает признаками индивидуальной определенности и уникальности, поскольку может осуществляться любыми лицами (организациями почтовой связи и индивидуальными предпринимателями), имеющими лицензию на оказание услуг почтовой связи, полученную с соответствии с положениями   Федерального закона от 07.07.2003 № 126-ФЗ «О связи»,  Федерального закона от 17.07.1999 № 176-ФЗ «О почтовой связи» и Постановлением Правительства Российской Федерации от 18.02.2005 № 87 «Об утверждении перечня наименований услуг связи, вносимых в лицензии, и перечней лицензионных условий».

Так, согласно данным официального сайта Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций в сети «Интернет»: https://rkn.gov.ru/communication/register/license/ в Российской Федерации зарегистрировано 451 хозяйствующий субъект, имеющий лицензии на оказание услуг почтовой связи с территорией оказания услуг: Новгородская область.

Таким образом, рынок оказания услуг почтовой связи (курьерской доставки корреспонденции) является высококонкурентным с большим числом участников и не ограничивается не только географическими границами Новгородской области, но и Северо-Западного федерального округа.

Учитывая изложенное, в данном случае заказчик –  ООО «ТК Новгородская» в нарушение собственного Положения вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) совершил закупку неконкурентным способом (заключил прямой договор с единственным поставщиком), что противоречит  части 1 статьи 2 и пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

1.3 Руководствуясь подпунктом 10.2.9 пункта 10.2 Положения ООО «ТК Новгородская» был заключен договор № 750 от 29.08.2017 об оказании услуг с ООО «БОЛЬШЕГРУЗ СЕРВИС СПБ» (ИНН 7810435370, г. Санкт-Петербург), предметом которого являлось сопровождение интересов заказчика с ГИБДД, связанных с регистрацией вносимых изменений в конструкцию транспортного средства – самосвала SHACMAN SX33116DT366 (общая цена договора – 250 000 рублей).

Однако Положение (в том числе подпункт 10.2.9 пункта 10.2) не предоставляют возможность осуществления закупки у единственного поставщика в отношении такого предмета договора.

Юридическое сопровождение деятельности заказчика в его взаимодействии с органами власти, консалтинговые услуги и консультирование по техническим вопросам не являются индивидуально-определенными услугами, обладающими признаками уникальности  (то есть возможностью их оказания только одним конкретным лицом, наделенным исключительными полномочиями).

Более того, такого рода деятельность не требует получения хозяйствующим субъектом каких-либо специальных разрешений органов власти и управления и не лицензируется.

Рынок юридических (консалтинговых) услуг (в том числе представительства в органах ГИБДД) является высококонкурентным с большим числом участников и не ограничивается не только географическими границами Новгородской области, но и Северо-Западного федерального округа.

Учитывая изложенное, в данном случае заказчик – ООО «ТК Новгородская» в нарушение собственного Положения вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) совершил закупку неконкурентным способом (заключил прямой договор с единственным поставщиком), что противоречит  части 1 статьи 2 и пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

1.4 В соответствии с подпунктом 10.2.34 пункта 10.2 Положения допускается прямая закупка товаров, работ, услуг, стоимость которых в несколько раз ниже, чем среднерыночная цена и использование иного способа закупки является нецелесообразным.

Руководствуясь указанными нормами Положения ООО «ТК Новгородская» был заключен договор № 284 от 28.03.2017 купли-продажи имущества с ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ» (ИНН 9718018561, г. Москва), предметом которого являлась поставка различного рода товарно-материальных ценностей (строительные материалы, сантехнические изделия, спецодежда, электротовары, запчасти, инструменты, производственное оборудование, офисная техника и т.д.) (общая цена договора – 7 823 154, 64 рублей). 

Из содержания подпункта 10.2.34 пункта 10.2 Положения следует, что до заключения указанного договора заказчик должен был установить тот факт, что стоимость предлагаемых ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ» товаров существенно ниже (в 2 и более раз) среднерыночных, то есть провести анализ и исследование рынка в отношении каждой товарной позиции (или группы однородных товаров), определить среднерыночные цены (путем анализа коммерческих предложений поставщиков, изучения общедоступной информации в сети «Интернет», иными способами), произвести сравнение полученных результатов с ценовыми предложениями единственного поставщика.

Вместе с тем, как следует из информации, представленной ООО «ТК Новгородская» при проведении проверки в подтверждение обоснованности заключения данного договора неконкурентным способом (исх. № 4103 от 12.12.2017; далее - Информация) ни надлежащей оценки стоимости приобретаемого у ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ» имущества, ни даже необходимых расчетов среднерыночных цен по отдельным товарам (их группам) заказчиком произведено не было.

Так, из Информации следует, что в качестве источников информации, подтверждающих, что стоимость приобретаемого имущества в несколько раз ниже среднерыночных цен, ООО «ТК Новгородская» использовало коммерческие предложения ООО «НовСталь» от 20.03.2017 (4 шт.); ООО «Главснаб» от 21.02.2017 (1 шт.) и от 15.03.2017 (2 шт.); ООО «СтройТехКомплект» от 16.03.2016 (2 шт.) и от 20.03.2017 (7 шт.); ООО «ЯРИС» от 15.03.2017 (2 шт.); ООО «РОСВЕРМИКУЛИТ» (4 шт.); ООО «Аверус» (2 шт.).

 Однако ни в одном из вышеуказанных коммерческих переложений не содержится информация о возможности поставки и стоимости целого ряда товаров и товарных групп, приобретаемых ООО «ТК Новгородская»  по договору с ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ», например:

- различного рода, размера и предназначения трубы (трубы ПИ, трубы э/св, трубы ВГП, трубы ПНД, трубы ПХВ, трубы дымовые и т.д.);

- офисная техника (компьютеры в сборе, принтеры, факсовые и телефонные аппараты);

- автошины различного размера;

- дымососы ДН-3,5, ДН-3,5 ПР, ДН-8 ПР;

- котел КВС-0,4-95;

- сульфоуголь СК «Золотая формула»;

- бензин АИ-76.

Кроме того, сведения о стоимости прочих различного рода материалов и изделий содержится в коммерческих предложениях только одного из вышеперечисленных поставщиков, в частности, информация о цене подшипников представлена только   ООО «РОСВЕРМИКУЛИТ», о цене кабелей, задвижек и муфт – только ООО «СтройТехКомплект», фланцев – ООО «НовСталь» и т.д.

Среднерыночные цены на определенные товары и товарные группы не могут быть определены на основе ценового предложения одного конкретного поставщика. Их расчет предполагает изучение предлагаемой различными участниками рынка стоимости товаров сопоставимого объема и качества.

В данном случае использованная ООО  «ТК Новгородская» Информация не дает представления о среднерыночных ценах на имущество, приобретенное у ООО «ВЕЙСТ МЕНЕДЖМЕНТ» по вышеуказанного договору, и, как следствие, не подтверждает наличие оснований для осуществления закупки у единственного поставщика в соответствии с подпунктом 10.2.34 пункта 10.2 Положения.

 Учитывая изложенное, в данном случае заказчик – ООО «ТК Новгородская» в нарушение собственного Положения вместо проведения конкурентной процедуры определения поставщика (подрядчика, исполнителя) совершил закупку неконкурентным способом (заключил прямой договор с единственным поставщиком), что противоречит  части 1 статьи 2 и пунктам 2, 3 части 1 статьи 3 Закона о закупках.

Статьей 17 Закона о защите конкуренции установлены антимонопольные требования к торгам.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Согласно части 5 статьи 17 Закона о защите конкуренции положения части 1 настоящей статьи распространяются, в том числе, на все закупки товаров, работ, услуг, осуществляемые в соответствии с Законом о закупках.

Действия ООО «ТК Новгородская» привели к недопущению конкуренции, поскольку заказчик заключил все вышеуказанные договоры для удовлетворения собственных потребностей без проведения конкурентной процедуры (конкурса, аукциона, запроса предложений), в результате чего были нарушены права потенциальных участников закупки, не была обеспечена открытость, эффективность, состязательность при определении поставщика (подрядчика, исполнителя).

В Постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда от 29.11.2011 по делу № А66-7056/2010 разъяснено, что в тех случаях, когда требуется проведение торгов, подразумевающее состязательность хозяйствующих субъектов, их непроведение, за исключением случаев, допускаемых законом, не может не влиять на конкуренцию, поскольку лишь при публичном объявлении торгов в установленном порядке могут быть выявлены потенциальные желающие получить товары, работы, услуги, доступ к соответствующему товарному рынку либо права ведения деятельности на нем.

Таким образом, в действиях ООО «ТК Новгородская» при осуществлении вышеуказанных закупок, выразившихся в недопущении, ограничении или устранении конкуренции, а именно в заключении контракта с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем без проведения конкурентной процедуры, имеются признаки нарушения части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

2. 31.03.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) заказчиком – ООО «ТК Новгородская» было размещено извещение № 31704964442 о проведении закупки путем открытого запроса предложений № ЗП-23ПБ/2017 по отбору организации на право заключения с ООО «ТК Новгородская» Договора на проведение экспертизы промышленной безопасности в 2017 году: Лот №1 – Проведение экспертизы промышленной безопасности и периодических технических освидетельствований технических устройств (начальная (максимальная) цена договора – 1 620 683 рублей); Лот №2 – Проведение экспертизы промышленной безопасности зданий котельных (начальная (максимальная) цена договора – 11 222 906 рублей).

Согласно части 3 статьи 3 Закона о закупках в положении о закупке могут быть предусмотрены иные (помимо конкурса или аукциона) способы закупки. При этом заказчик обязан установить в положении о закупке порядок закупки указанными способами.

В пункте 4.2.2.1 раздела 4 Положения заказчиком установлена конкурентная процедура закупки – открытый запрос предложений.

Согласно пунктам 12, 13 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны критерии оценки и сопоставления заявок на участие в закупке и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке.

В соответствии с пунктами 6.2.2.13, 6.2.2.14 раздела 6 Положения в документации о запросе предложений должны содержаться критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в нем.

Из пункта 6.2.3 раздела 6 Положения следует, что в целях выявления степени соответствия заявок на участие в запросе предложений требованиям, установленным в документации о запросе предложений, их предварительного ранжирования по степени предпочтительности для заказчика организатор для каждой закупки разрабатывает критерии оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений, которые указываются в документации о запросе предложений.

Согласно пунктам 6.2.3.1, 6.2.3.5, 6.2.3.9 раздела 6 Положения для оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений могут использоваться следующие критерии:

Предложение по цене товаров, работ, услуг, являющихся предметом закупки, содержащееся в заявке на участие в запросе предложений участника запроса предложений (цена единицы товара, работы, услуги, цена запасных частей к технике, оборудованию);

Сроки (периоды) поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

Условия оплаты, наличие отсрочки платежа.

Документация о рассматриваемом открытом запросе предложений была утверждена генеральным директором ООО «ТК Новгородская» А.А. Беловым (далее –  Документация).

Согласно пункту 9 раздела I.4 Документации (Информационная карта) заказчиком установлены следующие критерии оценки и их значимость:

Условия оказания услуг – 60 %:

- Наличие отсрочки платежа (указать количество дней),

- Срок выполнения работ (указать количество дней);

Цена договора – 40 %

В соответствии с пунктом 7.2 раздела I.3 Документации оценка заявок производится в соответствии с приложением № 1 к разделу I.4 Документации (Информационная карта) (далее – Приложение № 1).

В Приложении № 1 по каждому из критериев установлены формулы расчета баллов, присваиваемых участникам запроса предложений.

Так, установлено, что баллы по критерию «Наличие отсрочки платежа» присваиваются в следующем порядке:

1. При наибольшей отсрочке платежа присваивается – 50 баллов.

2. Балл остальных участников рассчитывается по формуле: Rа= А1/Аn*50, где:

Rа – баллы, присуждаемые заявке;

А 1 – отсрочка платежа, предложенная участником, заявка которого оценивается;

Аn – наибольшая отсрочка платежа, предложенная участниками;

50 – максимально возможное количество баллов.

Согласно протоколам от 07.04.2017 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений № ЗП-23ПБ/2017 на участие в рассматриваемой закупке по лотам № 1 и № 2 поступило по 7 заявок, в том числе от участников ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО» (ИНН 5321140640, Великий Новгород) и ООО «ПрофЭксп» (ИНН 7725768160 г. Москва).

Согласно протоколам от 10.04.2017 рассмотрения заявок на участие в открытом запросе предложений № ЗП-23ПБ/2017 только заявки ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО» и ООО «ПрофЭксп» по лотам № 1 и № 2 были признаны соответствующими требованиям Документации и допущены до стадии оценки, остальные участники были отстранены от участия в закупке.

В соответствии с пунктом 6.6.12 раздела 6 Положения в целях выявления лучших условий исполнения договора проводится оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений, по итогам которых заявки на участие в запросе предложений ранжируются по степени предпочтительности для Заказчика.

Пунктом 6.6.13 раздела 6 Положения предусмотрено, что оценка и сопоставление заявок на участие в запросе предложений проводится членами Комиссии по подведению итогов запроса предложений в строгом соответствии с критериями и порядком, предусмотренными документацией о запросе предложений и настоящим Положением.

Согласно пункту 6.7.3 раздела 6 Положения победителем запроса предложений признается участник запроса предложений, предложивший лучшие условия исполнения договора, и заявке на участие в закупке которого присвоен первый номер.

В соответствии с пунктом 6.7.4 раздела 6 Положения решение Комиссии по поведению итогов запроса предложений оформляется протоколом оценки и сопоставления заявок на участие в запросе предложений.

В заявках участников рассматриваемой закупки по лотам № 1 и № 2 содержались следующие предложения по критерию оценки «Наличие отсрочки платежа»:

- ООО «ПрофЭксп» - 200 дней;

- ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО» - 30 дней.

Таким образом, ООО «ПрофЭксп» было сделано лучшее предложение по указанному критерию оценки заявок и ему должно было быть присвоено максимальное количество баллов, предусмотренное Приложением № 1– 50.

В свою очередь, количество баллов, присваиваемых предложению ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО», должно было быть рассчитано по формуле, приведенной в Приложении № 1 (30/200*50). Таким образом, ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО» должно было получить по данному критерию оценки заявок 7,5 баллов.

Однако, как следует из протоколов от 11.04.2017 по подведению итогов в открытом запросе предложений № ЗП-23ПБ/2017 по лотам № 1 и № 2 заявкам ООО «ПрофЭксп» и ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО» по критерию оценки заявок «Наличие отсрочки платежа» было присвоено равное и при этом максимально возможное количество баллов – 50.

Таким образом, заявки ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО», предложившего более чем в 6 раз меньший срок отсрочки платежа по заключаемому по итогам закупки договору, были оценены закупочной комиссией заказчика  - ООО «ТК Новгородская» столь же высоко, как и заявки ООО «ПрофЭксп», в которых содержалось лучшее и значительно более предпочтительное для заказчика предложение по данному критерию оценки.

При этом члены закупочной комиссии фактически проигнорировали установленный Документацией (Приложением № 1) порядок оценки заявок по критерию «Наличие отсрочки платежа» и не применили вышеуказанную формулу расчета количества баллов для оценки предложения ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО».

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках не допускается осуществлять оценку и сопоставление заявок на участие в закупке по критериям и в порядке, которые не указаны в документации о закупке. Критерии и порядок оценки и сопоставления заявок на участие в закупке, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Следовательно, заказчиком - ООО «ТК Новгородская» в лице его закупочной комиссии был существенным образом нарушен установленный документацией о закупке порядок оценки заявок участников запроса предложений, что свидетельствует о нарушении пунктов 6.6.12, 6.6.13 раздела 6 Положения, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках.

Допущенные ООО «ТК Новгородская» нарушения порядка оценки и сопоставления заявок привели к тому, что ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО» было неправомерно признано победителем рассматриваемого запроса предложений по лотам № 1 и № 2, при том, что данный участник сделал худшие по сравнению с ООО «ПрофЭксп» предложения по двум из трех критериев оценки заявок. Так, помимо критерия «Наличие отсрочки платежа» ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО» была предложена цена договора по лоту № 1 – 1 150 000 рублей, тогда как ООО «ПрофЭксп» предложило 890 000 рублей; по лоту № 2 ООО «Новгородаудит-ЭНЕРГО» предложена цена договора – 9 800 000 рублей, а ООО «ПрофЭксп» – 3 800 000 рублей.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

 Таким образом, в действиях ООО «ТК Новгородская», выразившихся в нарушении порядка оценки и сопоставления заявок участников вышеуказанного запроса предложений, имеются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

3. 26.09.2017 на официальном сайте заказчиком – ООО «ТК Новгородская» было размещено извещение № 31705559055 о проведении закупки путем открытого запроса предложений № ЗП-84ПМ/2017 по отбору организации на право заключения с ООО «ТК Новгородская» Договора на поставку мазута топочного малозольного ГОСТ 10585-2013 для проведения отопительного сезона 2017-2018 годов: Лот № 1 – Поставка мазута топочного 100, 2,5 %, малозольный, 25С0 по ГОСТ 10585-2013 (начальная (максимальная) цена договора – 29 526 915 рублей); Лот № 2 – Поставка мазута топочного 100, 3,0 %, малозольный, 25С0 по ГОСТ 10585-2013 (начальная (максимальная) цена договора – 44 050 335 рублей).

Документация о рассматриваемом открытом запросе предложений была утверждена заместителем генерального директора по снабжению ООО «ТК Новгородская» Т.В. Пархоменко (далее –  Документация).

Согласно пункту 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 9.1 раздела 9 Положения для участия в закупке участник размещения заказа подает заявку на участие в закупке в срок и по форме, которые установлены документацией о закупке.

При этом согласно пункту 9.3.10 раздела 9 Положения заявка на участие в закупке должна помимо прочего содержать копию письма из банка обо всех открытых счетах.

Аналогичные требования к содержанию заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений установлены подпунктом «з» пункта 13 раздела I.4 Документации (Информационная карта).

В соответствии с пунктом 6.4.2 раздела 6 Положения для участия в запросе предложений потенциальный поставщик закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.

Пунктом 6.6.2 раздела 6 Положения установлено, что комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений, в частности на наличие документов, определенных документацией о запросе предложений.

Согласно пункту 6.6.4 раздела 6 Положения по результатам рассмотрения и проверки информации о потенциальных поставщиках запроса предложений Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений, в том числе, в случае отсутствия в составе заявки на участие в запросе предложений документов, определенных документацией о запросе предложений.

Согласно протоколам от 03.10.2017 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений № ЗП-84ПМ/2017 на участие в рассматриваемой закупке по лотам № 1 и № 2 поступило по 3 заявки, в том числе, от участника ООО «Импульс» (ИНН 7604208149, г. Ярославль).

Согласно протоколам от 04.10.2017 рассмотрения заявок на участие в открытом запросе предложений № ЗП-84ПМ/2017 заявки ООО «Импульс» по лотам № 1 и № 2 были признаны соответствующими требованиям Документации и допущены до стадии оценки.

Однако в составе заявок ООО «Импульс» отсутствовали предусмотренные Положением и Документацией документы, выданные кредитной организацией (банком), в котором у участника закупки открыты счета.

Учитывая изложенное, заявки ООО «Импульс» не отвечали объявленным условиям участия в запросе предложений, должны были быть признаны несоответствующими требованиям Документации, а подавший их участник должен был быть отстранен от участия в закупке.

Однако, как уже отмечалось, ООО «Импульс» не только не было отстранено от участия в запросе предложений, но и согласно протоколам от 05.10.2017 по подведению итогов в открытом запросе предложений № ЗП-84ПМ/2017 было признано победителем рассматриваемой закупки по лотам № 1 и № 2.

   Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Таким образом, в действиях заказчика – ООО «ТК Новгородская» в лице его закупочной комиссии содержатся нарушения пункта 6.6.2 раздела 6 Положения, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки (необоснованном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям документации о запросе предложений).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

 Таким образом, в действиях ООО «ТК Новгородская», выразившихся в нарушении порядка отбора участников вышеуказанного запроса предложений, имеются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

4. 16.08.2017 на официальном сайте заказчиком – ООО «ТК Новгородская» было размещено извещение № 31705428562 о проведении закупки путем открытого запроса предложений в электронной форме № ЭЗП-72ПБМК/2017 по отбору организации на право заключения с ООО «ТК Новгородская» договора подряда выполнения работ по строительству и установке автоматизированной газовой блочно-модульной котельной в 2017 году (начальная (максимальная) цена договора – 34 589 170 рублей).

Документация о рассматриваемом открытом запросе предложений была утверждена заместителем генерального директора по снабжению ООО «ТК Новгородская» Т.В. Пархоменко (далее –  Документация).

4.1 В соответствии с пунктом 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Согласно пункту 1.7.2 раздела 1 Положения при проведении закупок Заказчик устанавливает следующие обязательные требования к участникам закупки:

1.7.2.1 Соответствие участников закупки требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки;

1.7.2.2 Непроведение ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица, индивидуального предпринимателя банкротом и об открытии конкурсного производства;

1.7.2.3 Неприостановление деятельности участника закупки в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на день подачи заявки на участие в закупке;

1.7.2.4 Отсутствие у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период. Участник закупки считается соответствующим установленному требованию в случае, если он обжалует наличие указанной задолженности в соответствии с законодательством Российской Федерации и решение по такой жалобе на день рассмотрения заявки на участие в закупке не принято.

Аналогичные требования к участникам закупки предъявлены пункта 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта).

При этом согласно пункту 9.3.16 раздела 9 Положения заявка на участие в закупке должна помимо прочего содержать копии документов, подтверждающих соответствие участника закупки установленным в соответствии с п. 1.7.2.1 Положения требованиям, в случае, если представление указанных документов предусмотрено документацией (специальное разрешение (лицензия), документы, подтверждающие членство в саморегулируемой организации, свидетельство о допуске к определенному виду работ, выданное саморегулируемой организацией и т.п.).

В соответствии с указанными требованиями Положения заказчиком – ООО «ТК Новгородская» в подпункте «м» пункта 12 раздела I.4 Документации (Информационная карта) предъявлено требование о представлении в составе заявки на участие в запросе предложений следующих документов:

«Свидетельство СРО на осуществление работ:

5.3. Устройство ростверков

5.4. Устройство забивных и буронабивных свай

6.1. Опалубочные работы

6.2. Арматурные работы

6.3. Устройство монолитных бетонных и железобетонных конструкций

10.1. Монтаж, усиление и демонтаж конструктивных элементов и ограждающих конструкций зданий и сооружений

10.4. Монтаж, усиление и демонтаж мачтовых сооружений, башен, вытяжных труб

10.5. Монтаж, усиление и демонтаж технологических конструкций

12.5. Устройство оклеечной изоляции

12.9. Гидроизоляция строительных конструкций

12.10. Работы по теплоизоляции зданий, строительных конструкций и оборудования

12.12. Работы по огнезащите строительных конструкций и оборудования

15.3. Устройство и демонтаж системы газоснабжения

16.1. Укладка трубопроводов водопроводных

16.2. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования водопроводных сетей

16.3. Устройство водопроводных колодцев, оголовков, гасителей водосборов

16.4. Очистка полости и испытание трубопроводов водопровода

17.1. Укладка трубопроводов канализационных безнапорных

17.2. Укладка трубопроводов канализационных напорных

17.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования канализационных сетей

17.4. Устройство канализационных и водосточных колодцев

17.7. Очистка полости и испытание трубопроводов канализации

18.1. Укладка трубопроводов теплоснабжения с температурой теплоносителя до 115 градусов Цельсия

18.3. Монтаж и демонтаж запорной арматуры и оборудования сетей теплоснабжения

18.4. Устройство колодцев и камер сетей теплоснабжения

18.5. Очистка полости и испытание трубопроводов теплоснабжения

19.2. Укладка газопроводов с рабочим давлением от 0,005 МПа до 0,3 МПа включительно

19.4. Установка сборников конденсата гидрозатворов и компенсаторов на газопроводах

19.5. Монтаж и демонтаж газорегуляторных пунктов и установок

19.7. Ввод газопровода в здания и сооружения

19.8. Монтаж и демонтаж газового оборудования потребителей, использующих природный и сжиженный газ

19.9. Врезка под давлением в действующие газопроводы, отключение и заглушка под давлением действующих газопроводов

19.10. Очистка полости и испытание газопроводов

23.4. Монтаж оборудования котельных

24.23. Пусконаладочные работы оборудования водоочистки и оборудования химводоподготовки

24.25. Пусконаладочные работы газовоздушного тракта

24.26. Пусконаладочные работы общекотельных систем и инженерных коммуникаций

33.4. Объекты электроснабжения до 110 кВ включительно

33.5. Объекты теплоснабжения

33.6. Объекты газоснабжения

33.7. Объекты водоснабжения и канализации».

Между тем, что с 01.07.2017 в соответствии с Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ в Градостроительный кодекс Российской Федерации (далее – ГрК) внесен ряд изменений, в частности, в части 2, 3 статьи 52, в соответствии с которыми из ГрК исключены положения относительно необходимости наличия и выдачи такого документа как свидетельство саморегулируемой организации о допуске к видам работ, а также положения о необходимости наличия у лица, осуществляющего строительство, допуска к работам по организации строительства или к конкретным видам работ из числа указанных в Документации.

Из части 4 статьи 55.17 ГрК следует, что документом, подтверждающим членство в саморегулируемой организации в области строительства, является выписка из реестра ее членов. Саморегулируемая организация обязана предоставить по запросу заинтересованного лица выписку из реестра членов саморегулируемой организации в срок не более чем три рабочих дня со дня поступления указанного запроса. Срок действия выписки из реестра членов саморегулируемой организации составляет один месяц с даты ее выдачи.

Согласно части 5 статьи 55.17 ГрК форма выписки из реестра членов саморегулируемой организации устанавливается органом надзора за саморегулируемыми организациями.

Указанная форма установлена приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 16.02.2017 № 58 (далее – Форма).

Согласно примечанию к Форме в выписке из реестра членов саморегулируемой организации с 01.07.2017 не указывается перечень видов работ, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства и к которым член саморегулируемой организации имеет свидетельство о допуске.

Таким образом, с учетом даты объявления о проведении рассматриваемой закупки (16.08.2017) требования к участникам запроса предложений и к содержанию их заявок о наличии свидетельств саморегулируемой организации в области строительства о допуске к определенным видам работ, предъявленные в Документации, являются неправомерными, поскольку не основаны на положениях действующего законодательства Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Кроме того, подпунктом «л» пункта 12 раздела I.4 Документации (Информационная карта) предусмотрено, что в составе заявок на участие в запросе предложений должны быть представлены «Сведения об аналогичных договорах согласно данного запроса предложений».

Данное требование к содержанию заявок участников закупки также предъявлено заказчиком неправомерно исходя из следующего.

При этом согласно пункту 9.3.6 раздела 9 Положения заявка на участие в закупке должна, помимо прочего, содержать документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, в том числе, деловую репутацию, наличие опыта выполнения работ, оказания услуг, производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых ресурсов и иных показателей, необходимых для поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг, если в документации указан такой критерий оценки заявок на участие в закупке, как квалификация участника закупки и документацией предусмотрено представление указанных документов (за исключением случаев, когда в соответствии с законодательством Российской Федерации документы передаются вместе с товаром).

Однако согласно пункту 9 раздела I.4 Документации (Информационная карта) заказчиком установлены следующие критерии оценки заявок:

Условия поставки товара:

- Наличие отсрочки платежа (указать количество дней),

- Срок выполнения работ (указать дату закрытия всех работ);

Цена договора.

Таким образом, квалификация участника закупки, в том числе наличие опыта выполнения работ, критерием оценки заявок участников рассматриваемого запроса предложений не являлась.

Обязательных требований к наличию у участников опыта выполнения строительных работ по предмету закупки (строительство газовых котельных) в пункте 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта) также предъявлено не было.

Учитывая изложенное, требование заказчика о представлении в составе заявки сведений о договорах на выполнение работ аналогичных предмету запроса предложений  не основано на положениях Документации, прямо противоречит пункту 9.3.6 раздела 9 Положения, является немотивированным и излишним.

Действия заказчика ООО «ТК Новгородская» по установлению вышеуказанных незаконных требований к участникам запроса предложений и к содержанию их заявок свидетельствуют о нарушении пунктов 9.3.6, 9.3.16 раздела 9 Положения и части 1 статьи 2, пункта 2 части 1 статьи 3, пункта 9 части 10 статьи 4 Закона о закупках.

В соответствии с частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

Предъявление незаконных требований к участникам закупок и к содержанию их заявок относится к действиям, приводящих к ограничению конкуренции при проведении торгов (в данном случае запроса предложений), и свидетельствует на наличии признаков нарушения частью 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

Так, на участие в рассматриваемом запросе предложений поступило всего две заявки участников, цена договора при подведении итогов закупки снижена незначительно (до 33 159 000 рублей при начальной цене – 34 589 170 рублей).

4.2 Согласно пункту 2 части 10 статьи 3 Закона о закупках в документации о закупке должны быть указаны сведения, определенные положением о закупке, в том числе требования к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке.

Согласно пункту 9.1 раздела 9 Положения для участия в закупке участник размещения заказа подает заявку на участие в закупке в срок и по форме, которые установлены документацией о закупке.

При этом согласно пункту 9.3.12 раздела 9 Положения заявка на участие в закупке должна помимо прочего содержать «Справку о соответствии участника размещения заказа требованиям, предъявляемым к участникам размещения заказа (в произвольной форме)».

Аналогичные требования к содержанию заявки на участие в рассматриваемом запросе предложений установлены подпунктом «з» пункта 12 раздела I.4 Документации (Информационная карта).

Как уже отмечалось, к участникам рассматриваемого запроса предложений предъявлены требования в соответствии с  пунктом 1.7.2 раздела 1 Положения, в том числе требование об отсутствии у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период (подпункт 4 пункта 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта)).

В соответствии с пунктом 6.4.2 раздела 6 Положения для участия в запросе предложений потенциальный поставщик закупки подает заявку на участие в запросе предложений в соответствии с требованиями, установленными в документации о запросе предложений.

Таким образом, участники рассматриваемого запроса предложений должны были в обязательном порядке представить в составе своих заявок справку об отсутствии вышеуказанной задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам.

Пунктом 6.6.2 раздела 6 Положения установлено, что комиссия рассматривает заявки на участие в запросе предложений, в частности на наличие документов, определенных документацией о запросе предложений.

Согласно пункту 6.6.4 раздела 6 Положения по результатам рассмотрения и проверки информации о потенциальных поставщиках запроса предложений Комиссия вправе отклонить заявку на участие в запросе предложений, в том числе, в случае отсутствия в составе заявки на участие в запросе предложений документов, определенных документацией о запросе предложений.

Согласно протоколу от 23.08.2017 вскрытия конвертов с заявками на участие в открытом запросе предложений в электронной форме № ЭЗП-72ПБМК/2017 на участие в рассматриваемой закупке поступило по 2 заявки от участников ООО «Северная Компания» (ИНН 7810183813, пос. Мурино Всеволожского района Ленинградской области) и ООО СМП «Народный водопровод» (ИНН 6452050382, г. Саратов).

Согласно протоколу 24.08.2017 рассмотрения заявок на участие в открытом запросе предложений в электронной форме № ЭЗП-72ПБМК/2017 заявки ООО «Северная Компания» и ООО СМП «Народный водопровод» были признаны соответствующими требованиям Документации и допущены до стадии оценки.

Однако в составе заявки ООО «Северная Компания» не была представлена справка об отсутствии у участника закупки задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам в бюджеты любого уровня или государственные внебюджетные фонды за прошедший календарный год, размер которой превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов участника закупки по данным бухгалтерской отчетности за последний завершенный отчетный период.

Приложенное ООО «Северная Компания» в составе заявки письмо № ИП 1607 от 21.08.2017 содержало сведения о непроведении ликвидации и неприостановлении деятельности участника закупки (требования подпунктов 2, 3 пункта 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта)), но не об отсутствии задолженности по начисленным налогам, сборам и иным обязательным платежам (требование подпункта 4 пункта 10 раздела I.4 Документации (Информационная карта)).

Учитывая изложенное, заявка ООО «Северная Компания» не отвечала объявленным условиям участия в запросе предложений, должна была быть признана несоответствующей требованиям Документации, а подавший ее участник должен был быть отстранен от участия в закупке.

Однако, как уже отмечалось ООО «Северная Компания» не только не было отстранено от участия в запросе предложений, но и согласно протоколу от 25.08.2017 по подведению итогов в открытом запросе предложений в электронной форме № ЭЗП-72ПБМК/2017 было признано победителем рассматриваемой закупки.

При этом следует отметить, что заявка ООО СМП «Народный водопровод»  содержала существенно более выгодное для заказчика предложенное по цене договора, чем заявка ООО «Северная Компания» (31 960 000 рублей против 33 159 000 рублей).

Согласно части 6 статьи 3 Закона о закупках требования, предъявляемые к участникам закупки, установленные заказчиком, применяются в равной степени ко всем участникам закупки.

Таким образом, в действиях заказчика – ООО «ТК Новгородская» в лице его закупочной комиссии содержатся нарушения пункта 6.6.2 раздела 6 Положения, части 1 статьи 2 и части 6 статьи 3 Закона о закупках, выразившиеся в нарушении порядка отбора участников закупки (необоснованном допуске к участию в закупке участника, заявка которого не соответствовала требованиям документации о запросе предложений).

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции, в том числе нарушение порядка определения победителя или победителей торгов, запроса котировок, запроса предложений.

 Таким образом, в действиях ООО «ТК Новгородская», выразившихся в нарушении порядка отбора участников вышеуказанного запроса предложений, имеются признаки нарушения пункта 3 части 1 статьи 17 Закона о защите конкуренции.

5. В результате проведения проверки установлено, что Положением не регламентированы конкретные сроки заключения договоров по итогам осуществления закупок, указано лишь, что договор должен быть подписан в сроки, установленные документацией о закупке (пункты 5.9.1, 5.16.4, 6.8.1).

В результате в документациях по проведению закупок конкурентными способами (в том числе во всех вышеуказанных закупках путем  запросов предложений) заказчик – ООО «ТК Новгородская» устанавливает крайне сжатые сроки заключения договоров («Победитель открытого запроса предложений или иное лицо (единственный поставщик, исполнитель, подрядчик) должен подписать и заверить печатью договор и вернуть его заказчику не позднее 3 (трёх) дней с момента его получения от заказчика»).

При этом согласно части 4 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции обжалование действий (бездействия) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии в антимонопольный орган в порядке, установленном названной статьей, допускается не позднее десяти дней со дня подведения итогов торгов либо в случае, если предусмотрено размещение результатов торгов на сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», со дня такого размещения.

Следовательно, установление в положении о закупках срока заключения договора по результатам закупки, не учитывающего закрепленной Законе о защите конкуренции процедуры административного контроля со стороны антимонопольного органа, исключает применение оперативных мер, предусмотренных статьей 18.1 Закона о защите конкуренции, лишает обращение с соответствующей жалобой какого-либо юридического смысла, а потому направлено против прав участников закупки.

Соответствующие выводы приведены в Определении Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда РФ от 02.02.2016 № 309-КГ15-14384 по делу № А60-28335/2014.

Таким образом, не установление в Положении срока заключения договоров по итогам закупок провоцирует возможные нарушения прав их участников на обжалование незаконных действий заказчика и членов закупочной комиссии в установленный Законом о защите конкуренции 10-дневный срок со дня подведения итогов закупки. Заключение договора по итогам закупки ранее истечения указанного срока не позволяет антимонопольному органу устранить допущенные заказчиком, членами закупочной комиссии нарушения путем выдачи обязательного для исполнения предписания.

Учитывая изложенное, инспекция Новгородского УФАС России настоятельно рекомендует внести в Положение и учитывать при разработке документаций о закупках требование от недопустимости заключения договора по итогам конкурса, аукциона, запроса предложений ранее 10 дней с даты размещения на официальном сайте информации о результатах закупки.

В противном случае при рассмотрении жалоб участников закупки на действия ООО «ТК Новгородская» Новгородское УФАС России будет вынуждено каждый раз решать вопрос о необходимости выдачи соответствующего предписания об устранении нарушений порядка организации, проведения  торгов, обязательных в соответствии законодательством Российской Федерации, предусмотренного частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции.

 

 

 

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

Руководитель инспекции,

заместитель руководителя –

начальник отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         _____________________________ И.А. Куриков

                                                                                   (дата, подпись)

 

 

 

Член инспекции,

главный специалист-эксперт отдела

контроля закупок

и рекламы Управления                         ______________________________ Д.А. Петров

                                                                                                                        (дата, подпись)

                                                                            

 

                                                                   

Член инспекции,

ведущий специалист-эксперт

отдела антимонопольного

контроля Управления                            ______________________________ Л.И. Попович

                                                                                          (дата, подпись)

 

 

 

С актом проверки ознакомлен (а), экземпляр акта получил (а): _______________2017 г.                                ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

 

 

Руководитель инспекции                                                                                     И.А. Куриков

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны