РЕШЕНИЕ по результатам рассмотрения жалобы на действия котировочной комиссии уполномоченного органа – Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
28.12.2017
Управление:
Новгородское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

 

Публикация документа не является официальной. Официально правовые акты публикуются в официальных печатных изданиях в соответствии с действующим законодательством.

Заказчику – Государственному областному бюджетному учреждению «Центр финансового обслуживания»

 

ул. Новолучанская, д. 27,

Великий Новгород, 173001

 

 

                                                                        Уполномоченному органу –

                                                                        Департаменту имущественных отношений и

                                                                        государственных закупок Новгородской

                                                                        области и его котировочной комиссии

 

       пл. Победы - Софийская, д. 1,

                                                                        Великий Новгород, 173005

                                                             

 

Участнику закупки (подателю жалобы) -

Индивидуальному предпринимателю

Плюте В.М.

 

д. Моисеевичи, д. 11,

Новгородский район, 173513

 

 

Победителю закупки (единственному участнику) – ООО «СТОРА»

 

ул. Большая Санкт – Петербургская, д. 173,

Великий Новгород, 173000

 

РЕШЕНИЕ

по результатам рассмотрения жалобы

о нарушении законодательства Российской Федерации о контрактной системе

 

20 декабря 2017 года                                                                                  Великий Новгород

 

Комиссия по контролю в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд Управления Федеральной антимонопольной службы по Новгородской области (далее – Новгородское УФАС России, Управление) (далее – Комиссия) в составе:

Куриков И.А. – председатель Комиссии, заместитель руководителя - начальник отдела Управления;

Иванов А.Т. – член Комиссии, ведущий специалист-эксперт Управления;

Михайлов С.О. – член Комиссии, специалист-эксперт Управления,    

в присутствии представителей:

- заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения «Центр финансового обслуживания» – …. (доверенность № …от …) и …. (доверенность № … от ….), также являющихся членами котировочной комиссии;

- уполномоченного органа - Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области - …. (доверенность № … от ….);

- подателя жалобы – Индивидуального предприниматель Плюты Василия Михайловича – …. (доверенность № …. от …),

- победитель запроса котировок (единственный участник) – Общество с ограниченной ответственностью «СТОРА» надлежащим образом уведомлен о месте и времени рассмотрения жалобы, на заседание Комиссии не явился, своих представителей не направил,

рассмотрев жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Плюты Василия Михайловича (173513, Новгородский район, д. Моисеевичи, д. 11; далее – ИП Плюта В.М.) на действия котировочной комиссии уполномоченного органа – Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1; далее – Департамент) при осуществлении им и заказчиком – Государственным областным бюджетным учреждением «Центр финансового обслуживания» (173001, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27; далее – ГОБУ «Центр финансового обслуживания») закупки путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-31105, извещение № 0150200000617000977 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru (далее – официальный сайт) 29.11.2017, и проведя внеплановую проверку осуществления данной закупки (определения поставщика),

 

УСТАНОВИЛА:

 

14.12.2017 в Новгородское УФАС России поступила жалоба участника закупки – ИП Плюты В.М. на действия котировочной комиссии уполномоченного органа – Департамента при осуществлении им и заказчиком – ГОБУ «Центр финансового обслуживания» закупки путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-31105, извещение № 0150200000617000977 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.11.2017 (далее – Жалоба).

Жалоба подана в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), с соблюдением требований, предусмотренных статьей 105 Закона о контрактной системе.

Суть доводов Жалобы сводится к следующему.

ИП Плютой В.М. была подана заявка на участие в рассматриваемом запросе котировок.

Согласно протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 06.12.2017 (далее – Протокол) котировочная комиссия уполномоченного органа - Департамента признала котировочную заявку ИП Плюты В.М. (номер заявки в журнале регистрации – 189; дата и время подачи заявки – 06.12.2017 в 09 часов 42 минуты) несоответствующей требованиям извещения о проведении запроса котировок и законодательства о контрактной системе по следующим основаниям:

«На основании части 7 статьи 78 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» комиссией принято решение об отклонении заявки на участие в запросе котировок на следующем основании: отсутствуют требованиям, установленные в пунктах 11.1, 11.2, 3.2.1 извещения о проведении запроса котировок, части 3 статьи 73 Федерального закона № 44-ФЗ от 05.04.2013 года «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», а именно: в заявке участника отсутствует предложение функциональных, технических и качественных характеристик товаров, содержащихся в Техническом задании».

ИП Плюта В.М. не согласен с данным решением котировочной комиссии уполномоченного органа - Департамента.

Согласно требованиям извещения о проведении запроса котировок, котировочные заявки должны быть оформлены по форме, представленной в приложении № 1 к извещению о проведении запроса котировок.

В данном приложении отсутствуют требования о предоставлении в составе котировочной заявки на участие в вышеуказанном запросе котировок функциональных, технических и качественных характеристик каких-либо товаров.

Иные требования к форме и содержанию котировочной заявки в извещении о проведении запроса котировок не предусмотрены.

Учитывая изложенное, податель Жалобы просит признать в действиях котировочной комиссии уполномоченного органа – Департамента нарушение Закона о контрактной системе и выдать обязательное для исполнения предписание о повторном рассмотрении и оценке заявок на участие в рассматриваемом запросе котировок.

В соответствии с письменными возражениями на Жалобу (вх. № 7689 от 19.12.2017 Новгородского УФАС России) заказчик – ГОБУ «Центр финансового обслуживания» считает ее необоснованной по следующим основаниям.

Заявка на участие в запросе котировок должна содержать согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара.

Функциональные, технические и качественные характеристики услуг содержатся в Приложении № 3 к извещению о проведении запроса котировок.

Заявка на участие в запросе котировок, в соответствии с Законом о контрактной системе, должна содержать технические характеристики поставляемого товара, так как для заказчика это является существенным условием.

На основании вышеизложенного, заказчик - ГОБУ «Центр финансового обслуживания» просит признать Жалобу необоснованной.

На рассмотрении Жалобы представители заказчикаГОБУ «Центр финансового обслуживания» поддержали доводы возражений на неё в полном объеме.

Уполномоченный орган – Департамент письменные возражения на Жалобу не представил, на рассмотрении Жалобы представитель Департамента устно поддержал доводы письменных возражений заказчика - ГОБУ «Центр финансового обслуживания».

В результате рассмотрения Жалобы установлено следующее.

В ноябре - декабре 2017 года заказчиком – ГОБУ «Центр финансового обслуживания» и уполномоченным органом - Департаментом осуществлялась закупка путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-31105, извещение № 0150200000617000977 о проведении которого было размещено на официальном сайте 29.11.2017 (начальная (максимальная) цена контракта – 122 006 рублей 33 копейки).

Извещение о проведении рассматриваемого запроса котировок (далее – Извещение) утверждено директором ГОБУ «Центр финансового обслуживания» Е.Ю…. 29.11.2017.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок среди прочих сведений должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона.

В соответствии с пунктом 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с подпунктом 3.2.1 пункта 3.2 Извещения функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики услуг содержатся в Техническом задании (Приложение № 3 к Извещению; далее – Техническое задание).

В соответствии с частью 7 статьи 78 Закона о контрактной системе котировочная комиссия не рассматривает и отклоняет заявки на участие в запросе котировок, если они не соответствуют требованиям, установленным в извещении о проведении запроса котировок, либо предложенная в таких заявках цена товара, работы или услуги превышает начальную (максимальную) цену, указанную в извещении о проведении запроса котировок, или участником запроса котировок не предоставлены документы и информация, предусмотренные частью 3 статьи 73 настоящего Федерального закона. Отклонение заявок на участие в запросе котировок по иным основаниям не допускается.

В соответствии с материалами Жалобы, котировочная заявка ИП Плюты В.М. была признана несоответствующей требованиям Извещения и Закона о контрактной системе по причине непредоставления в составе котировочной заявки функциональных, технических и качественных характеристик товаров, указанных в Техническом задании.

Товары, используемые при оказании услуг, и требования к значениям их показателей содержатся в Техническом задании, которое является неотъемлемой частью Извещения (Приложение № 3).

Требуемые заказчиком технические, функциональные, эксплуатационные характеристики (потребительские свойства) товара установлены в Техническом задании в виде таблицы.

В соответствии с требованиями Технического задания, при подаче заявки участник закупки должен указать конкретные значения предлагаемых товаров в соответствии с приведенной в Приложении № 3 инструкцией по заполнению котировочной заявки.

В составе котировочной заявки ИП Плюты В.М. на участие в рассматриваемом запросе котировок отсутствовало предложение о значениях показателей товаров (их характеристиках), предусмотренных Техническим заданием.

Закон о контрактной системе в статье 78 определяет полномочия котировочной комиссии при рассмотрении первых частей заявок.

К полномочиям котировочной комиссии при рассмотрении котировочных заявок Законом о контрактной системе отнесены проверка заявок на соответствие требованиям, установленным извещением о проведении запроса котировок, и принятие решения о соответствии или несоответствии поданной заявки таким требованиям.

Таким образом, котировочная комиссия уполномоченного органа – Департамента, руководствуясь Извещением и всеми приложениями к нему (в том числе Техническим заданием), была обязана провести рассмотрение заявок, в том числе, на их соответствии требованиям к значениям показателей товаров, установленным в Приложении № 3.

Следовательно, котировочная комиссия уполномоченного органа – Департамента приняла правомерное решение об отклонении котировочной заявки ИП Плюты В.М.

Учитывая вышеизложенное, Жалоба является необоснованной.

В связи с поступлением Жалобы на основании пункта 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Новгородским УФАС России проведена внеплановая проверка осуществления закупки (определения поставщика) путем проведения электронного аукциона.

В результате проведения внеплановой проверки осуществления рассматриваемой закупки установлено следующее.

1. В соответствии с частью 3 статьи 73 Закона о контрактной системе заявка на участие в запросе котировок должна содержать наименование, места нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), банковские реквизиты участника закупки, а также следующие информацию и документы:

1) согласие участника запроса котировок исполнить условия контракта, указанные в извещении о проведении запроса котировок, наименование и характеристики поставляемого товара в случае осуществления поставки товара;

2) предложение о цене контракта;

3) документы, подтверждающие право участника запроса котировок на получение преимуществ в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона, или копии таких документов;

4) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника запроса котировок;

5) декларацию о принадлежности участника запроса котировок к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 настоящего Федерального закона;

6) документы, подтверждающие соответствие предлагаемых участником запроса котировок товара, работы или услуги условиям допуска, запретам на допуск, ограничениям допуска в случае, если такие условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в извещении о проведении запроса котировок в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона, либо заверенные копии данных документов.

Согласно части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе требовать от участника запроса котировок предоставления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частью 3 настоящей статьи информации и документов, не допускается.

Из буквального толкования пункта 1 части 3 статьи 73 Закона о контрактной системе следует, что наименование и характеристики товара указываются в заявке исключительно в случае проведения запроса котировок, предметом которого является поставка товара.

В данном случае объектом закупки является выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-31105, в связи с чем заказчик не имел никаких правовых основании устанавливать в Извещении требование о предоставлении в котировочных заявках участников закупки значений показателей товаров, поскольку отдельная поставка товара в рамках данной закупки не осуществляется, приемка и оплата товара не проводится.

Перечисленные в Техническом задании товары (запасные части) не будут непосредственно поставляться исполнителем заказчику, а будут использоваться при выполнении работ при проведении технического обслуживания и ремонта автомобиля ГАЗ-31105 в том объеме и в тех случаях, когда это будет необходимо.

Таким образом, в действиях заказчика – ГОБУ «Центр финансового обслуживания» содержится нарушение части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе, выразившиеся в предъявлении к содержанию заявок участников запроса котировок дополнительного требования, не предусмотренного законодательством Российской Федерации о контрактной системе.

При этом, Комиссия Новгородского УФАС России отмечает следующее.

Согласно Протоколу, на участие в рассматриваемом запросе котировок поступило 4 заявки.

При этом, 3 из 4 заявок (в том числе заявка подателя Жалобы – ИП Плюты В.М.) были признаны котировочной комиссией заказчика - ГОБУ «Центр финансового обслуживания» несоответствующими требованиям Извещения и Закона о контрактной системе по причине непредоставления информации, предусмотренной Техническим заданием, либо несоответствия представленной информации требованиям Технического задания, в связи с чем запрос котировок был признан несостоявшимся в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 79 Закона о контрактной системе.

Таким образом, установленное дополнительное требование к содержанию заявок участников запроса котировок, не предусмотренное законодательством Российской Федерации о контрактной системе, напрямую повлияло на результаты закупки и привело к сокращению числа участников запроса котировок.

2. В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе в извещении о проведении запроса котировок среди прочих сведений должна содержаться информация, указанная в пунктах 1 - 6 статьи 42 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 статьи 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должно содержаться, краткое изложение условий контракта, содержащее наименование и описание объекта закупки с учетом требований, предусмотренных статьей 33 настоящего Федерального закона, информацию о количестве и месте доставки товара, являющегося предметом контракта, месте выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, а также сроки поставки товара или завершения работы либо график оказания услуг, начальная (максимальная) цена контракта, источник финансирования

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки должно носить объективный характер.

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено требование об использовании при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 73 Закона о контрактной системе к извещению о проведении запроса котировок должен быть приложен проект контракта.

В соответствии с частью 14 статьи 78 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением о проведении запроса котировок, по цене, предложенной в заявке на участие в запросе котировок победителя запроса котировок или в заявке на участие в запросе котировок участника запроса котировок, с которым заключается контракт в случае уклонения такого победителя от заключения контракта.

Согласно подпункту 3.2.2 пункта 3.2 Извещения работы должны выполняться в соответствии с требованиями, установленными федеральным законом от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (далее – Закон о безопасности дорожного движения), «Положением о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта», утвержденного Министерством автомобильного транспорта РСФСР от 20 сентября 1984 г. (далее – Положение), ТР ТС 018/2011 «Технический регламент Таможенного союза «О безопасности колесных транспортных средств», утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 09.12.2011 г. № 877 (далее - ТР ТС 018/2011).

Однако, в соответствии с подпунктом 3.5.3 пункта 3.5 Извещения и пунктом 3.7 Проекта контракта (Приложение № 5 к Извещению; далее – Проект контракта) работы должны выполняться в соответствии с требованиями, установленными Законом о безопасности дорожного движения, Положением и Техническим регламентом о безопасности колесных транспортных средств, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2009 № 720 (далее – Технический регламент).

Следовательно, между отдельными разделами Извещения и Проекта контракта имеются противоречия относительно того, в соответствии с какими нормативными актами необходимо выполнять требуемые работы по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-31105.

При этом, Технический регламент утратил силу с 19.02.2015 в связи с изданием Постановления Правительства Российской Федерации от 10.02.2015 № 109, то есть, заказчиком - ГОБУ «Центр финансового обслуживания» в Извещении и Проекте контракта установлено требование о необходимости выполнения требуемых работ в соответствии с утратившим силу правовым актом.

Кроме того, поскольку в Проекте контракта содержится ссылка на отмененный Технический регламент, в заключаемом по итогам закупки контракте будет содержаться требование о проведении исполнителем работ в соответствии с утратившими силу правилами безопасности, поскольку изменение условий проекта контракта при его заключении не допускается.

Учитывая вышеизложенное, в действиях заказчика - ГОБУ «Центр финансового обслуживания» содержатся нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73 Закона о контрактной системе, выразившиеся в нарушении правил описания объекта закупки.

Вышеуказанные нарушения законодательства о контрактной системе, установленные в действиях заказчика – ГОБУ «Центр финансового обслуживания» являются существенными, привели к нарушению порядка отбора участников запроса котировок и признанию запроса котировок несостоявшимся, нарушают права и законные интересы участников запроса котировок, не позволяют заключить контракт на условиях действующего законодательства, что дает основание для выдачи предписания об аннулировании определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

 

Руководствуясь статьями 33, 34, 42, 73, 78, пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом, утверждённым приказом ФАС России от 19.11.2014 № 727/14, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать жалобу участника закупки – Индивидуального предпринимателя Плюты Василия Михайловича (173513, Новгородский район, д. Моисеевичи, д. 11) на действия котировочной комиссии уполномоченного органа – Департамента имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области (173005, Великий Новгород, пл. Победы - Софийская, д. 1) при осуществлении им и заказчиком – Государственным областным бюджетным учреждением «Центр финансового обслуживания» (173001, г. Великий Новгород, ул. Новолучанская, д. 27) закупки путем проведения запроса котировок на право заключения контракта на выполнение работ по техническому обслуживанию и ремонту автомобиля ГАЗ-31105, извещение № 0150200000617000977 о проведении которого было размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в сети «Интернет» по адресу: www.zakupki.gov.ru 29.11.2017, необоснованной.

2. Признать в действиях заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения «Центр финансового обслуживания» нарушения пунктов 1, 2 части 1 статьи 33, пункта 2 статьи 42, пункта 1 части 1 статьи 73, части 4 статьи 73 Закона о контрактной системе.

3. Выдать заказчику - Государственному областному бюджетному учреждению «Центр финансового обслуживания», уполномоченному органу - Департаменту имущественных отношении и государственных закупок Новгородской области и его котировочной комиссии обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе путем аннулирования определения поставщика (подрядчика, исполнителя).

4. Передать материалы Жалобы и внеплановой проверки уполномоченному должностному лицу Новгородского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях в отношении должностного лица заказчика – Государственного областного бюджетного учреждения «Центр финансового обслуживания».

 

Председатель Комиссии                                                                                  И.А. Куриков

                                                                                                                    

Члены Комиссии                                                                                              А.Т. Иванов

 

                                                                                                                          С.О. Михайлов

           

Решение и предписание могут быть обжалованы в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.