РЕШЕНИЕ по делу № 02-01-03-10-18 в отношении ООО «ТеплоКомплекс»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
09.06.2018
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Антимонопольное регулирование
Номер дела:

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-03-10-18

Резолютивная часть решения объявлена 23 мая 2018 года               г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме 06 июня 2018 года

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Волохина И.В. – заместитель руководителя Управления - начальник отдела рекламы, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

Анохина Е.В. – главный специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии;

        в присутствии на заседании Комиссии представителя ответчика – ООО «ТеплоКомплекс» - директора <...> (является директором Общества на основании сведений ЕГРЮЛ);

  в отсутствие представителя заявителя – АО «Урангео», о дате, времени и месте рассмотрения дела уведомленного надлежащим образом (копия Определения об отложении рассмотрения дела № 02-01-03-10-18 от 23.04.2018 г., направлена в адрес АО «Урангео» заказным письмом исх. № 02-4185 от 26.04.2018 г., и получена Обществом 04.05.2018 г., что подтверждается отчетом ФГУП «Почта России» об отслеживании отправления с почтовым идентификатором 63000715532178);

рассмотрев дело № 02-01-03-10-18 от 05.03.2018 г. по признакам нарушения Обществом с ограниченной ответственностью «ТеплоКомплекс» (630099, г. Новосибирск, ул. Романова, д. 28, офис 312, ИНН 5406591924), пункта 10 части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 №135-Ф3 «О защите конкуренции»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение АО «Урангео» с жалобой на действия ООО «ТеплоКомплекс» по нарушению установленного законом порядка ценообразования, в котором сообщается следующее.

Между ФГУГП «Урангео» (реорганизовано в АО «Урангео») и ООО «ТеплоКомплекс» заключен договор на предоставление коммунальных услуг № 06/2015 от 07.09.2015 г. Согласно условий данного договора ресурсоснабжающая организация поставляет тепловую энергию в горячей воде, а также горячую и холодную воду в соответствии с расчетами потребления на объекты недвижимости, расположенные на производственной базе по адресу: Новосибирская обл., Новосибирский р-н, Станционный сельсовет, станция Мочище, улица Геологическая, дом 3.

Ценообразование в сфере теплоснабжения регулируется государством и устанавливается согласно главе 3 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении», в сфере водоснабжения тарифы утверждаются с учетом положений главы 6 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении».

В отношении ООО «Теплокомплекс» Приказом департамента по тарифам Новосибирской области № 397-ТЭ от 16.12.2016 г. установлен тариф на тепловую энергию в размере 1876,61 руб. за Гкал, Приказом департамента по тарифам Новосибирской области №393-B от 16.12.2016 г. установлен тариф для питьевого водоснабжения в размере 27,08 руб. за м3.

Однако, ресурсоснабжающей организацией было направлено в адрес потребителя (АО «Урангео») письмо исх. № 32 от 03.07.2017 г., с указанием того, что стоимость теплоснабжения рассчитывается с учетом рентабельности (25 % от установленного тарифа), окончательная цена одной Гкал с 01.07.2017 г. составляет 2345,76 руб.

Стоимость холодного водоснабжения также рассчитывается с учетом рентабельности (25 % от установленного тарифа), в связи с чем, с 01.07.2017 г. цена 1 куб. м холодной воды составляет 33,85 руб.

Действующее законодательство РФ в сфере регулирования тарифов организаций коммунального комплекса не предусматривает применение дополнительных надбавок для сторонних потребителей к тарифам, для повышения рентабельности ресурсоснабжающих предприятий. Следует отметить, что утверждение тарифов уполномоченными органами осуществляется с учетом обеспечения финансовых потребностей, необходимых для реализации производственной программы организаций коммунального комплекса (гл. 3 Федерального закона от 30.12.2004 г. № 210-ФЗ «Об основах регулирования тарифов организаций коммунального комплекса»).

Дополнительно, необходимо принять во внимание, что на территории муниципального образования Станционный сельсовет Новосибирского района, Новосибирской области, отсутствуют иные поставщики тепловой энергии, и холодной питьевой воды, в связи с чем, АО «Урангео» не имеет возможности заключить договорные отношения с другой ресурсоснабжающей организацией. Учитывая данные обстоятельства, в целях обеспечения бесперебойной работы производственной базы, АО «Урангео» было вынуждено заключить дополнительное соглашение к Договору № 06/2015 с указанием повышенных тарифов на поставляемые ресурсы ООО «ТеплоКомплекс».

Субъект естественной монополии обладает особым правовым статусом, сведения о таких организациях должны быть внесены в Реестр естественных монополий, однако в соответствии Постановлением Пленума ВАС РФ от 30.06.2008 г. № 30 №О некоторых вопросах, возникающих в связи с применением арбитражными судами антимонопольного законодательства» отсутствие в реестре естественных монополий сведений о субъекте не служит препятствием для применения в отношении его специального регулирования.

Статья 14.6 КоАП РФ предусматривает административную ответственность за нарушения порядка ценообразования в регулируемых государством секторах экономики.

На основании изложенного, АО «Урангео» просит провести проверку деятельности ООО «ТеплоКомплекс», по результатам проведенных мероприятий привлечь к административной ответственности лиц виновных в завышении установленных тарифов на тепловую энергию, холодную воду.

В результате рассмотрения обращения АО «Урангео» и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

Между ООО «ТеплоКомплекс» (Предприятие) и ФГУГП «Урангео» (в настоящее время - АО «Урангео») (Абонент) заключен договор на предоставление коммунальных услуг № 06/2015 от 07.09.2015 г.

Согласно п. 1.1 указанного договора Предприятие поставляет, а Абонент принимает и оплачивает тепловую энергию в горячей воде, а также горячую и холодную воду в соответствии с установленным Абоненту расчетом потребления. Абонент расположен по адресу: Новосибирская обл., Новосибирский р-н, станция Мочище, поселок Геологов, улица Геологическая, дом 3А.

В соответствии с п. 3.2 договора, цена на услуги, предоставляемые по настоящему договору, определяются в Приложении № 4.

Согласно Приложению № 4, а также дополнительному соглашению от 01.07.2016 г. к договору № 06/2015 от 07.09.2015 г. цены на коммунальные услуги, предоставляемые абонентам ООО «ТеплоКомплекс» абонентам, составляют:

с 01.09.2015 г. – отопление – 2225,18 руб./1 Гкал, горячая вода – 117,12 руб./1 куб.м, холодная вода – 32,28 руб./1 куб.м.;

с 01.07.2016 г. - отопление – 2277,55 руб./1 Гкал, горячая вода – 117,12 руб./1 куб.м, холодная вода – 32,86 руб./1 куб.м.

Налог на добавленную стоимость не предусмотрен.

Письмом исх. 32 от 03.07.2017 г. ООО «ТеплоКомплекс» сообщило АО «Урангео» следующее.

1. Тариф на тепловую энергию с 01.07.2017 г. для ООО «ТеплоКомплекс» установлен приказом Департамента по тарифам НСО № 397-ТЭ от 16.12.2016 г. в размере 1876,61 руб./Гкал.

С учетом рентабельности 25%, тариф на тепловую энергию для сторонних потребителей с 01.07.2017 г. составляет 2345,76 руб./Гкал.

2. Тариф на холодное водоснабжение с 01.07.2017 г. для ООО «ТеплоКомплекс» установлен Департаментом по тарифам НСО № 393-В от 16.12.2016 г. в размере 27,08 руб./куб.м.

С учетом рентабельности 25%, тариф на водоснабжение для сторонних потребителей с 01.07.2017 г. составляет 33,85 руб./куб.м.

В соответствии с представленными АО «Урангео» копиями актов № 140 от 31.07.2017 г., № 119 от 31.08.2017 г., № 142 от 30.09.2017 г., № 166 от 31.10.2017 г., счетов на оплату № 135 от 31.07.2017 г., № 120 от 31.08.2017 г., № 142 от 30.09.2017 г., № 165 от 31.10.2017 г. в период с июля по октябрь 2017 г. ООО «ТеплоКомплекс» взимало с АО «Урангео» плату за теплоснабжение по тарифу 2345,76 руб./Гкал, за горячую воду (подогрев) – по тарифу 117,12 руб./Гкал, за холодное водоснабжение – по тарифу 33,85 руб./куб.м.

При этом в указанный период (2 полугодие 2017 г.) действовали следующие тарифы, установленные Департаментом по тарифам НСО для ООО «ТеплоКомплекс»:

- на тепловую энергию – 1876,61 руб./Гкал (приказ № 397-ТЭ от 16.12.2016 г.);

- на питьевую воду – 27,08 руб./куб.м. (приказ № 393-В от 16.12.2016 г.)

НДС в указанных тарифах не предусмотрен.

Согласно сведениям официального Интернет-сайта Департамента по тарифам НСО https://tarif.nso.ru/, тариф на горячее водоснабжение у ООО «ТеплоКомплекс» отсутствует.

Таким образом, из представленных в Новосибирское УФАС России документов можно сделать вывод о взимании ООО «ТеплоКомплекс» с потребителя (АО «Урангео») платы за тепловую энергию и холодную воду по тарифу, превышающему тариф, установленный Департаментом по тарифам НСО, а также платы за горячую воду в отсутствие у Общества утвержденного тарифа.

Согласно п. 2, 4 ч. 1 ст. 8 Федерального закона от 27.07.2010 г. № 190-ФЗ «О теплоснабжении»  регулированию подлежат следующие виды цен (тарифов) в сфере теплоснабжения:

предельные (минимальный и (или) максимальный) уровни тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям;

тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Согласно п. 1 ч. 3 ст. 7 Федерального закона «О теплоснабжении» органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) устанавливают тарифы, перечень которых приведен в статье 8 настоящего Федерального закона, за исключением предельных (минимального и (или) максимального) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), производимую в режиме комбинированной выработки электрической и тепловой энергии источниками тепловой энергии с установленной мощностью производства электрической энергии 25 мегаватт и более, предельных (минимальных и (или) максимальных) уровней тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям.

Согласно пп. 30 «б» п. 7 Постановления Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 г. № 74-п «О департаменте по тарифам Новосибирской области» в установленной сфере деятельности департамент устанавливает цены (тарифы, коэффициенты) в сфере теплоснабжения, в том числе, тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям, в соответствии с установленными федеральным органом исполнительной власти в области государственного регулирования тарифов в сфере теплоснабжения предельными (минимальным и (или) максимальным) уровнями указанных тарифов, а также тарифы на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями другим теплоснабжающим организациям.

Согласно п. 11 ст. 2 Федерального закона «О теплоснабжении» теплоснабжающая организация - организация, осуществляющая продажу потребителям и (или) теплоснабжающим организациям произведенных или приобретенных тепловой энергии (мощности), теплоносителя и владеющая на праве собственности или ином законном основании источниками тепловой энергии и (или) тепловыми сетями в системе теплоснабжения, посредством которой осуществляется теплоснабжение потребителей тепловой энергии.

Факт владения ООО «ТеплоКомплекс» тепловыми сетями, а также осуществления Обществом продажи тепловой энергии подтверждается договором на предоставление коммунальных услуг № 06/2015 от 07.09.2015 г., согласно которому, Предприятие поставляет Абоненту тепловую энергию в горячей воде, актом разграничения балансовой принадлежности тепловых сетей и эксплуатационной ответственности сторон (Приложение № 3 к договору № 06/2015 от 07.09.2015 г.), подписанными сторонами актами, а также выставленными ООО «ТеплоКомплекс» счетами.

Приказом Департамента по тарифам Новосибирской области от 16.12.2016 г. № 397-ТЭ «О корректировке на 2017 год тарифов на тепловую энергию (мощность), поставляемую теплоснабжающими организациями потребителям на территории Новосибирского района Новосибирской области, установленных на долгосрочный период регулирования» для ООО «ТеплоКомплекс» установлены тарифы на тепловую энергию (мощность).

Таким образом, ООО «ТеплоКомплекс» является теплоснабжающей организацией.

В действиях ООО «ТеплоКомплекс» по взиманию платы за тепловую энергию по тарифу, превышающему тариф, установленный уполномоченным органом - Департаментом по тарифам НСО, усматриваются признаки нарушения установленного действующим законодательством порядка ценообразования.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

Согласно ч. 2.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» не может быть признано доминирующим положение хозяйствующего субъекта - юридического лица, учредителем (участником) которого являются одно физическое лицо (в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя) или несколько физических лиц, если выручка от реализации товаров за последний календарный год такого хозяйствующего субъекта не превышает четыреста миллионов рублей, за исключением:

1) хозяйствующего субъекта, входящего в группу лиц с другим хозяйствующим субъектом или другими хозяйствующими субъектами по основаниям, предусмотренным частью 1 статьи 9 настоящего Федерального закона. Данное исключение не применяется к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующим субъектам, входящим в группу лиц, участниками которых являются только лица, входящие в группу лиц по основанию, предусмотренному пунктом 7 части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона; к хозяйствующему субъекту, участником которого является индивидуальный предприниматель;

2) финансовой организации;

3) субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии;

4) хозяйствующего субъекта, имеющего в качестве учредителей или участников хозяйствующих субъектов - юридических лиц;

5) хозяйственного общества, в уставном капитале которого имеется доля участия Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования (часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.07.2016 г. № 264-ФЗ).

Согласно Аналитическому отчету отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России ООО «ТеплоКомплекс» не может занимать доминирующее положение в соответствии с ч. 2.1 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции». У ООО «ТеплоКомплекс» отсутствовали признаки доминирующего положения на рынке поставки тепловой энергии в границах сетей Общества в период с января 2017 года по февраль 2018 года.

Таким образом, в действиях ООО «ТеплоКомплекс» по взиманию платы за тепловую энергию по тарифу, превышающему тариф, установленный уполномоченным органом - Департаментом по тарифам НСО, отсутствуют признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

В соответствии с ч. 2, 5 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат, в том числе, следующие тарифы:

в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду;

в сфере горячего водоснабжения - тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения понимается уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пп. 40а п. 7. Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 г. № 74-п, в установленной сфере деятельности департамент осуществляет следующие полномочия в сфере водоснабжения и водоотведения:

устанавливает следующие тарифы и плату в сфере водоснабжения и водоотведения (в том числе тарифы в сфере водоснабжения и водоотведения, рассчитанные на основе долгосрочных параметров регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения):

в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение);

в сфере горячего водоснабжения: тариф на горячую воду (горячее водоснабжение) для организаций, осуществляющих горячее водоснабжение с использованием закрытых систем горячего водоснабжения.

Таким образом, органом, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения на территории Новосибирской области, является департамент по тарифам Новосибирской области.

Исходя из норм действующего законодательства, при осуществлении расчетов за холодную и горячую воду с потребителями, ООО «ТеплоКомплекс» обязано было применять тарифы на питьевую и горячую воду, установленные для Общества Департаментом по тарифам Новосибирской области, и не вправе было взимать плату за указанные услуги сверх соответствующих установленных тарифов/в отсутствие тарифов.

Как указано выше, из представленных в Новосибирское УФАС России документов следует, что ООО «ТеплоКомплекс» взимало с потребителя (АО «Урангео») плату за холодную воду по тарифу, превышающему тариф, установленный Департаментом по тарифам НСО, а также плату за горячую воду в отсутствие у Общества утвержденного тарифа, что является нарушением действующего законодательства.

Факт оказания ООО «ТеплоКомплекс» потребителю АО «Урангео» услуг по горячему и холодному водоснабжению и взимания с потребителя платы за указанные услуги подтверждается договором на предоставление коммунальных услуг № 06/2015 от 07.09.2015 г., подписанными сторонами актами, а также выставленными ООО «ТеплоКомплекс» счетами.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области №393-B от 16.12.2016 г. для ООО «ТеплоКомплекс» установлен тариф на питьевую воду.

Таким образом, ООО «ТеплоКомплекс» оказывает услуги в сфере водоснабжения.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от  30.12.2012) «О естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

Доминирующее положение в данном случае устанавливается, исходя из определения естественной монополии, понимаемой как состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров.

При наличии технологического подключения к передающим системам, которое является необходимым условием получения услуг по водоснабжению хозяйствующий субъект, объекты сетевого хозяйства которого участвуют в процессе водоснабжения, является субъектом естественной монополии и данный субъект обязан соблюдать соответствующие требования действующего законодательства в сфере водоснабжения, поскольку получение услуг по водоснабжению через любые другие объекты водоснабжения иного хозяйствующего субъекта невозможно без осуществления вновь процедуры технологического подключения, требующего дополнительных финансовых и временных затрат.

ООО «ТеплоКомплекс», оказывая услуги в сфере водоснабжения в границах расположения сетей Общества, является субъектом естественной монополии.

В соответствии с Аналитическим отчетом отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России ООО «ТеплоКомплекс» в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» занимало доминирующее положение на рынке услуг по холодному и горячему водоснабжению в границах сетей Общества, расположенных на территориях ст. Мочище, п. Ленинский, п. Витаминка Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в период с января 2017 г. по январь 2018 г. Следовательно, на ООО «ТеплоКомплекс» распространяются требования и запреты антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, действия ООО «ТеплоКомплекс», занимающего доминирующее положение на рынках оказания услуг по холодному и горячему водоснабжению в границах расположения сетей Общества, выразившиеся во взимании ООО «ТеплоКомплекс» с потребителя (АО «Урангео») платы за холодную воду по тарифу, превышающему тариф, установленный Департаментом по тарифам НСО, а также платы за горячую воду в отсутствие у Общества утвержденного тарифа, содержат признаки нарушения п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

На основании изложенного, в отношении ООО «ТеплоКомплекс» было возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

ООО «ТеплоКомплекс» письмом вх. № 1684э от 10.04.2018 г. пояснило следующее.

ООО «ТеплоКомплекс» производило начисления АО «Урангео» по холодному водоснабжению, применяя предельный уровень рентабельности на основании решения 13-ой сессии Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района НСО.

Начисления по горячему водоснабжению производились в связи с тем, что потребитель АО «Урангео» использовал горячую воду из системы отопления для собственных нужд.

После получения протокола Департамента по тарифам Новосибирской области об административном правонарушении, ООО «ТеплоКомплекс» произвело перерасчет по холодному водоснабжению, исключило начисления по горячему водоснабжению.

ООО «ТеплоКомплекс» представлены копии выставленных Обществом потребителю АО «Урангео» счетов на оплату и подписанных сторонами актов об оказании услуг за период с ноября 2017 г. по март 2018 г., согласно которым, в указанный период ООО «ТеплоКомплекс» взимало с АО «Урангео» плату за услуги по теплоснабжению и холодному водоснабжению по тарифам, утвержденным для ООО «ТеплоКомплекс» Департаментом по тарифам НСО, плата за горячее водоснабжение не взималась.

Также Обществом представлена копия Решения Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района № 9 от 19.04.2006 г., которым установлен предельный уровень рентабельности при расчете тарифов на коммунальные услуги на территории Станционного сельсовета для населения – до 5%, для организаций бюджетной сферы – до 15%, сторонним организациям – до 25%.

При рассмотрении дела о нарушении антимонопольного законодательства законный представитель ООО «ТеплоКомплекс» пояснил следующее.

ООО «ТеплоКомплекс» было допущено нарушение порядка ценообразования на услуги по водоснабжению и теплоснабжению. Департаментом по тарифам Новосибирской области директор ООО «ТеплоКомплекс» привлечен к административной ответственности за указанные нарушения.

По договоренности с прежним руководством АО «Урангео» данный потребитель использовал горячую воду из системы теплоснабжения, поставка тепловой энергии данному потребителю была выше нормы. После смены собственника АО «Урангео», Общество подало жалобу в отношении ООО «ТеплоКомплекс». ООО «ТеплоКомплекс» произвело потребителю перерасчет платы и вернуло излишне уплаченные денежные средства.

С иных потребителей услуг по водоснабжению и теплоснабжению ООО «ТеплоКомплекс» взимало плату согласно тарифам, утвержденным для ООО «ТеплоКомплекс» Департаментом по тарифам Новосибирской области.

Департамент по тарифам НСО в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России письмом № 1092/33 от 07.05.2018 г. сообщил, что Департаментом тарифы на горячую воду (открытая, закрытая система) для ООО «ТеплоКомплекс» (ИНН 5406591924) на период 2017-2018 гг. не утверждались.

Также из представленных Департаментом документов следует, что директор ООО «ТеплоКомплекс» <...> в декабре 2017 г. привлекался Департаментом к административной ответственности по ч. 1 ст. 14.6 КоАП РФ за нарушение порядка ценообразования в сфере водоснабжения, а также в сфере теплоснабжения.

Изучив доводы заявителя и ответчика, а также материалы дела в полном объеме, Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел о нарушении антимонопольного законодательства пришла к следующим выводам.

Между ООО «ТеплоКомплекс» (Предприятие) и ФГУГП «Урангео» (в настоящее время - АО «Урангео») (Абонент) заключен договор на предоставление коммунальных услуг № 06/2015 от 07.09.2015 г.

Согласно п. 1.1 указанного договора Предприятие поставляет, а Абонент принимает и оплачивает тепловую энергию в горячей воде, а также горячую и холодную воду в соответствии с установленным Абоненту расчетом потребления. Абонент расположен по адресу: Новосибирская обл., Новосибирский р-н, станция Мочище, поселок Геологов, улица Геологическая, дом 3А.

В соответствии с документами, представленными в Новосибирское УФАС России, в период с июля по октябрь 2017 г. ООО «ТеплоКомплекс» взимало с АО «Урангео» плату за горячую воду (подогрев) – по тарифу 117,12 руб./Гкал, за холодное водоснабжение – по тарифу 33,85 руб./куб.м.

При этом в указанный период (2 полугодие 2017 г.) действовал тариф на питьевую воду, установленный Департаментом по тарифам НСО для ООО «ТеплоКомплекс» в размере 27,08 руб./куб.м. (приказ № 393-В от 16.12.2016 г., НДС не предусмотрен).

Департамент по тарифам НСО в ответ на запрос информации Новосибирского УФАС России сообщил, что Департаментом тарифы на горячую воду (открытая, закрытая система) для ООО «ТеплоКомплекс» (ИНН 5406591924) на период 2017-2018 гг. не утверждались.

Таким образом, из представленных в Новосибирское УФАС России документов можно сделать вывод о взимании ООО «ТеплоКомплекс» с потребителя (АО «Урангео») платы за холодную воду по тарифу, превышающему тариф, установленный Департаментом по тарифам НСО, а также платы за горячую воду в отсутствие у Общества утвержденного тарифа.

В соответствии с ч. 2, 5 ст. 31 Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении» регулированию подлежат, в том числе, следующие тарифы:

в сфере холодного водоснабжения: тариф на питьевую воду (питьевое водоснабжение); тариф на техническую воду;

в сфере горячего водоснабжения - тариф на горячую воду (горячее водоснабжение).

Установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 5 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» относится к полномочиям органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.

Согласно п. 17 ст. 2 Федерального закона «О водоснабжении и водоотведении» под органом регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения понимается уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов либо в случае передачи соответствующих полномочий законом субъекта Российской Федерации орган местного самоуправления, осуществляющий регулирование тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения.

В соответствии с пп. 40а п. 7 Положения о департаменте по тарифам Новосибирской области, утвержденного Постановлением Правительства Новосибирской области от 25.02.2013 г. № 74-п, органом, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения на территории Новосибирской области, является департамент по тарифам Новосибирской области.

Исходя из норм действующего законодательства, при осуществлении расчетов за холодную и горячую воду с потребителями, ООО «ТеплоКомплекс» обязано было применять тарифы на питьевую и горячую воду, установленные для Общества Департаментом по тарифам Новосибирской области, и не вправе было взимать плату за указанные услуги сверх соответствующих установленных тарифов/в отсутствие тарифов.

Новосибирское УФАС России не принимает доводы ООО «ТеплоКомплекс» о том, что ООО «ТеплоКомплекс» производило начисления АО «Урангео» за услугу по водоснабжению, применяя предельный уровень рентабельности на основании Решения Совета депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района № 9 от 19.04.2006 г., которым установлен предельный уровень рентабельности при расчете тарифов на коммунальные услуги на территории Станционного сельсовета для населения – до 5%, для организаций бюджетной сферы – до 15%, сторонним организациям – до 25%, так как данное решение было принято до вступления в силу положений Федерального закона от 07.12.2011 г. № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», устанавливающего порядок регулирования тарифов в сфере водоснабжения. Кроме того, Совет депутатов Станционного сельсовета Новосибирского района не является органом, уполномоченным на установление тарифов в сфере водоснабжения на территории Новосибирской области, таким органом является департамент по тарифам Новосибирской области.

Как указано выше, из представленных в Новосибирское УФАС России документов следует, что ООО «ТеплоКомплекс» взимало с потребителя (АО «Урангео») плату за холодную воду по тарифу, превышающему тариф, установленный Департаментом по тарифам НСО, а также плату за горячую воду в отсутствие у Общества утвержденного тарифа, что является нарушением действующего законодательства.

Факт оказания ООО «ТеплоКомплекс» потребителю АО «Урангео» услуг по горячему и холодному водоснабжению и взимания с потребителя платы за указанные услуги подтверждается договором на предоставление коммунальных услуг № 06/2015 от 07.09.2015 г., подписанными сторонами актами, а также выставленными ООО «ТеплоКомплекс» счетами.

Приказом департамента по тарифам Новосибирской области №393-B от 16.12.2016 г. для ООО «ТеплоКомплекс» установлен тариф на питьевую воду.

Таким образом, ООО «ТеплоКомплекс» оказывает услуги в сфере водоснабжения.

В соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции» запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей, в том числе нарушение установленного нормативными правовыми актами порядка ценообразования.

В соответствии с частью 1 статьи 4 ФЗ от 17.08.1995 № 147-ФЗ (ред. от  30.12.2012) «О естественных монополиях» услуги, оказываемые в сфере водоснабжения и водоотведения с использованием централизованных систем, систем коммунальной инфраструктуры относятся к сфере деятельности субъектов естественной монополии.

ООО «ТеплоКомплекс», оказывая услуги в сфере водоснабжения в границах расположения сетей Общества, является субъектом естественной монополии.

Частью 5 статьи 5 Закона № 135-ФЗ установлено, что доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта – субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии.

В соответствии с Аналитическим отчетом отдела товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России ООО «ТеплоКомплекс» в соответствии с ч. 5 ст. 5 Федерального закона «О защите конкуренции» занимало доминирующее положение на рынке услуг по холодному и горячему водоснабжению в границах сетей Общества, расположенных на территориях ст. Мочище, п. Ленинский, п. Витаминка Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, в период с января 2017 г. по январь 2018 г. Следовательно, на ООО «ТеплоКомплекс» распространяются требования и запреты антимонопольного законодательства (в частности части 1 статьи 10 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции»).

Таким образом, действия ООО «ТеплоКомплекс», занимающего доминирующее положение на рынке услуг по холодному и горячему водоснабжению в границах сетей Общества, расположенных на территориях ст. Мочище, п. Ленинский, п. Витаминка Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, выразившиеся во взимании ООО «ТеплоКомплекс» с потребителя (АО «Урангео») платы за холодную воду по тарифу, превышающему тариф, установленный Департаментом по тарифам НСО, а также платы за горячую воду в отсутствие у Общества утвержденного тарифа, являются нарушением п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции».

Необходимо отметить, что в соответствии с действующим законодательством привлечение должностного лица хозяйствующего субъекта уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к административной ответственности за нарушение порядка ценообразования по ст. 14.6 КоАП РФ не является препятствием для признания антимонопольным органом указанного хозяйствующего субъекта нарушившим антимонопольное законодательство (п. 10 ч. 1 ст. 10 Федерального закона «О защите конкуренции»).

Согласно ч. 1.2 ст. 28.1 КоАП РФ поводом к возбуждению дел об административных правонарушениях, предусмотренных статьями 14.9, 14.31, 14.32, 14.33, 14.40 настоящего Кодекса, является принятие комиссией антимонопольного органа решения, которым установлен факт нарушения антимонопольного законодательства Российской Федерации.

В соответствии с ч. 5 ст. 4.1 КоАП РФ никто не может нести административную ответственность дважды за одно и то же административное правонарушение.

При этом согласно ч. 3 ст. 2.1 КоАП РФ назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Согласно ч. 1 ст. 50 Федерального закона «О защите конкуренции» по результатам рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства на основании решения по делу комиссия выдает предписание ответчику по делу.

Комиссия приходит к выводу о том, что хотя ООО «ТеплоКомплекс» и совершило нарушение антимонопольного законодательства в части нарушения установленного законом порядка ценообразования на услуги по холодному и горячему водоснабжению, необходимость выдачи Обществу предписания о прекращении нарушения, в настоящее время отсутствует, так как ООО «ТеплоКомплекс» представлены в Новосибирское УФАС России копии выставленных Обществом потребителю АО «Урангео» счетов на оплату и подписанных сторонами актов об оказании услуг за период с ноября 2017 г. по март 2018 г., согласно которым, ООО «ТеплоКомплекс» взимает с АО «Урангео» плату за услуги по холодному водоснабжению по тарифам, утвержденным для ООО «ТеплоКомплекс» Департаментом по тарифам НСО, плата за горячее водоснабжение не взимается,

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1-4 статьи 41, частью 1 статьи 49, Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции», Комиссия

РЕШИЛА:

  1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «ТеплоКомплекс» (ИНН 5406591924, ОГРН 1155476098238) (далее – ООО «ТеплоКомплекс») занимающим доминирующее положение на рынках оказания услуг по холодному и горячему водоснабжению в границах сетей Общества, расположенных на территориях ст. Мочище, п. Ленинский, п. Витаминка Станционного сельсовета Новосибирского района Новосибирской области, на основании ч. 5 ст. 5 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

2. Признать ООО «ТеплоКомплекс» (ИНН 5406591924, ОГРН 1155476098238) нарушившим пункт 10 части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции» путем взимания ООО «ТеплоКомплекс» с потребителя (АО «Урангео») платы за холодную воду по тарифу, превышающему тариф, установленный уполномоченным органом - Департаментом по тарифам Новосибирской области, а также платы за горячую воду в отсутствие у Общества утвержденного уполномоченным органом тарифа.

3. Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.