Постановление № 06-43/17Р о назначении административного наказания в отношении ООО «Гранит»

Тип документа:
Постановления
Дата публикации:
21.04.2017
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль рекламы
Номер документа:
№ 06-43/17Р
Номер дела:
Теги:

ПОСТАНОВЛЕНИЕ № 06-43/17Р

о назначении административного наказания

«11» апреля 2017г.                                                                                                        г. Новосибирск

            Заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области И.В. Волохина, рассмотрев протокол № 06-43/17Р от «28» марта 2017 г. об административном правонарушении и материалы административного дела, возбужденного в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Гранит» (ИНН 5404108697, дата регистрации в качестве юридического лица: 15.11.2002 г, юридический адрес: 630048, г. Новосибирск, пл. К.Маркса, д.5), по части 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 29.4 КоАП РФ,

          в присутствии: представителя ООО «Гранит» <......>  (доверенность от 10.05.2016 г.),

УСТАНОВИЛ:

           В адрес Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области  поступили заявления от физического лица (вх. № 4549 э от 03.10.2016 г., вх. № 9003 от 07.10.2016 г.) по факту размещения в сентябре 2016 г. на лестничном пролете станции метро «Площадь Маркса» информации следующего содержания:

        «Соверши покупку на 500 руб. и более и прими участие в розыгрыше/ Акция «Осеннее изобилие» с 10 августа по 30 сентября/ главный приз / розыгрыш призов 1 октября в 15.00 / Продовольственная ярмарка/ М. «Площадь Маркса», ул. Покрышкина, 6 / Срок проведения акции с 10 августа по 30 сентября 2016 г. включительно/ Организатор акции – ООО «Гранит». Подробности проведения акции – по тел. 8913-948-22-33 и на сайте: www.tk-granit.ru».

         Заявитель, указывает, что в рассматриваемой рекламе усматриваются признаки нарушения ст. 9 Закона о рекламе, поскольку отсутствуют сведения об источнике информации об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.

         Согласно п.1 ст.3 Закона о рекламе, реклама - информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

         Таким образом, рассматриваемая информация в полной мере обладает всеми признаками понятия «реклама», указанными в Законе. 

Объектом рекламирования, согласно п.2 ст. 3 Закона о рекламе, является товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

 В данном случае объектом рекламирования является стимулирующее мероприятие, проводимое на определенных условиях.

          В соответствии с п.2 ст. 9 Закона о рекламе, в рекламе, сообщающей о проведении конкурса, игры или иного подобного мероприятия, условием участия в которых является приобретение определенного товара (далее - стимулирующее мероприятие), должен быть указан источник информации об организаторе такого мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, сроках, месте и порядке их получения.         

         В рассматриваемой рекламе отсутствует указание о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей по результатам такого мероприятия, месте и порядке их получения. Формулировка: «Подробности проведения акции – по тел. 8913-948-22-33 и на сайте: www.tk-granit.ru» такую информацию до потребителя рекламы не доводит.

        Таким образом, рассматриваемая реклама не соответствует требованиям п.2 ст.9 Закона о рекламе.

         Ответственность за нарушение требований ст. 9 Закона о рекламе, в соответствии со ст.38 Закона, несет рекламораспространитель и  рекламодатель.

          В соответствии со ст.3 Закона о рекламе рекламораспространителем является лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, рекламодателем - изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

         Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что рассматриваемая рекламная информация размещалась на основании Договора № М1319 от 11.04.2016 г., Приложения № 3 к указанному договору от 11.04.2016 г., заключенного между  ООО «МИР» и ООО «Гранит».

        Согласно п. 1.1 указанного Договора, исполнитель (ООО «МИР») за плату оказывает заказчику (ООО «Гранит») услуги по размещению рекламно-информационного материала в Новосибирском метрополитене в период с 01.09.2016 г. по 30.09.2016 г. на станции «Площадь Маркса» (вход 4 переход).

         Во исполнение указанного договора ООО «МИР» были представлены Акты № М319/3-1 от 30.09.2016 г., № М319/3-1П от 30.09.2016 г., в соответствии с которыми оказанные услуги выполнены полностью и в срок, заказчик претензий по объему, качеству и срокам оказания услуг не имеет; Счета на оплату № М1319/3-1, № М1319/3-1П  от 18.08.2016 г., п/поручение № 622 от 22.08.2016 г., макет рассматриваемой рекламы.

         08.02.2017 г. на рассмотрении дела Комиссией Новосибирского УФАС России представитель ООО «МИР» не согласился с наличием нарушения и сослался на п.27 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального Закона «О рекламе», в котором указано, что судам надлежит учитывать, что ст.9 Закона о рекламе обязывает рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).

         Общество несогласно с позицией антимонопольного органа о том, что формулировка: «Подробности проведения акции по телефону....», необходимую информацию до потребителя не доводит. Согласно Толковому словарю русского языка Ожегова, значение слова «подробности»  предполагает детальную, со всеми частностями, мелкими обстоятельствами информацию.

         Кроме того, Общество отмечает, что в тексте рассматриваемой рекламы прямо указан организатор акции - ООО «Гранит»; срок проведения акции с 10 августа по 30 сентября 2016 г.; правила проведения акции - «соверши покупку на 500 рублей и прими участие в розыгрыше»; срок и место получения призов - «01 октября в 15-00, Продовольственная ярмарка, ул. Покрышкина, 6», главный приз - телевизор, указан в рекламе. Таким образом, по мнению Общества, вся необходимая для потребителя информация доведена в тексте рекламы и указаны источники более подробной информации - сайт и телефон.

         Как указал представитель ООО «МИР», согласно п.28 Постановления Пленума ВАС РФ, рекламодатель вправе выбрать форму, способ и средства рекламирования своего товара, соблюдая при этом обязательные требования закона о рекламе, оценка такой рекламы осуществляется с позиции обычного потребителя, не обладающего специальными знаниями.

         Таким образом, Общество полагает, что текст рекламы ООО «Гранит» полностью соответствует требованиям ст. 9 Закона рекламе, любой потребитель имел возможность ознакомиться с подробной информацией о мероприятии, как на рекламном макете, так и в указанных источниках.

         Представитель ООО «Гранит» на рассмотрение дела не явился, отзыв не представил.        

         Указанные доводы, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, являются ошибочными, поскольку позиция антимонопольного органа о наличии нарушения в рассматриваемой рекламе п.2 ст. 9 Закона о рекламе основывается на сложившейся судебной практике, из которой следует, что реклама стимулирующего мероприятия должна сообщать об источнике каждого из данных условий и правил путем прямого указания на информацию, сообщающуюся данным источником (Постановлением Федерального арбитражного суда Московского округа от 04.08.2014 г. по делу №А40-164508/13-153-1543; Постановление Федерального арбитражного суда Центрального округа от 12.11.2008 г. по делу №А36-1500/2008, Определением Высшего Арбитражного суда РФ от 24.12.2008 г. по делу № 16698/08). Следовательно, формулировка: «Подробности акции по телефону…» такую информацию до потребителя не доводит.

         С учетом изложенного, ООО «Гранит» допустило нарушение п.2 ст.9 Закона о рекламе.

         Согласно п.4 ст. 3 Закона о рекламе, ненадлежащая реклама - реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.       

         Решением Комиссии Новосибирского УФАС России по делу ООО «Гранит» признано нарушившим требования: п.2 ст.9 Закона о рекламе.

         В соответствии с ч. 4 ст.38 Федерального закона «О рекламе», нарушение рекламодателями, рекламопроизводителями, рекламораспространителями законодательства Российской Федерации о рекламе влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

           Время совершения административного правонарушения –  сентябрь 2016 г.

           Место совершения административного правонарушения – г. Новосибирск.

           В силу ч. 1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, нарушение рекламодателем, рекламопроизводителем или рекламораспространителем законодательства о рекламе, за исключением случаев, предусмотренных частями 2 - 6 настоящей статьи, частью 4 статьи 14.3.1, статьями 14.37, 14.38, 19.31 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от двух тысяч до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от четырех тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.        

         Таким образом, в действиях ООО «Гранит» содержится правонарушение, предусмотренное ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

         На рассмотрении данного административного дела представитель ООО «Гранит» не согласился с наличием в действиях Общества нарушения, указал, что рассматриваемая рекламная информация содержит все необходимые сведения, предусмотренные п.2 ст. 9 Закона о рекламе.

          Также представитель указал, что согласно п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 "О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона "О рекламе", судам надлежит учитывать, что названные нормы обязывают рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона, по которому можно получить информацию).

           В рекламе содержалась ссылка на Интернет-сайт, на котором были указаны подробные условия о мероприятии и призах, в связи с чем нарушение законодательства о рекламе отсутствует.

           Должностное лицо Новосибирского УФАС России отклоняет данные доводы директора ООО «Гранит» в связи со следующим.

  Положения п. 27 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 действительно указывают на обязанность рекламодателя сообщать не саму информацию об организаторе стимулирующего мероприятия и так далее, а источник этой информации (например, адрес интернет-сайта, номер телефона), по которому можно получить конкретную информацию об организаторе мероприятия, о правилах его проведения, количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения.

В рассматриваемом рекламном макете указаны сроки проведения акции (с 10 августа по 30 сентября 2016 г.), организаторе мероприятия (ООО «Гранит»), а также сведения о номере телефона и Интернет-сайте, где можно ознакомиться с подробностями проведения акции.

Таким образом, до потребителя не доводилась информация о количестве призов или выигрышей, сроках, месте и порядке их получения, а также не указывалось, что с такими сведениями можно ознакомиться по телефону 89139482233 или на сайте: www.tk-granit.ru.

         Из материалов дела, следует, что у ООО «Гранит» имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.

         Согласно ч.3 ст.2.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Срок давности привлечения ООО «Гранит» к административной ответственности на момент вынесения настоящего постановления не истек.

Согласно п.3. ст. 3.4  Кодекса РФ об административных правонарушениях, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.

На основании п.1 ст.4.1.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 настоящего Кодекса, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

        Согласно п.2. ст. 3.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях, предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

          Новосибирским УФАС России не установлено наличие повторного совершения однородного административного правонарушения, то есть совершение административного правонарушения в период, когда лицо считается подвергнутым административному наказанию в соответствии со статьей 4.6 Кодекса РФ об административных правонарушениях за совершение однородного административного правонарушения.

          Материалами дела подтвержден факт принадлежности ООО «Гранит» к субъектам малого предпринимательства (включение в Единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства).

         Согласно п.3.5. ст. 4.1. Кодекса РФ об административных правонарушениях, административное наказание в виде предупреждения назначается в случаях, если оно предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба. При повторном совершении однородного административного правонарушения в течение года с момента вынесения административного наказания в виде предупреждения данное правонарушение будет являться обстоятельством, отягчающим ответственность за административное правонарушение (п. 2 ч. 1 ст. 4.3 Кодекса).

         В силу ч. 1 ст. 1.7 Кодекса РФ об административных правонарушениях, лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

Учитывая характер правонарушения, материальное положение, наличие смягчающих обстоятельств (нарушение совершено впервые), при отсутствии отягчающих обстоятельств, установленных ст.4.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях, руководствуясь ст. 4.1.1, 14.3, 23.48 Кодека РФ об административных правонарушениях

ПОСТАНОВИЛ:

1. Признать Общество с ограниченной ответственностью «Гранит» (ИНН 5404108697, дата регистрации в качестве юридического лица: 15.11.2002 г, юридический адрес: 630048, г. Новосибирск, пл. К.Маркса, д.5) виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

2. Применить к ООО «Гранит» меру административной ответственности в виде предупреждения.

Постановление по делу об административном правонарушении может быть обжаловано в соответствии со статьями 30.1 – 30.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в течение десяти суток со дня вручения или получения копии постановления.

В соответствии со ст. 29.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, резолютивная часть Постановления объявлена немедленно.