Решение б/н РЕШЕНИЕ № 08-01-105 и предписние по жалобе ООО «НОВОСТРОЙ» и... от 2 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-105

18 апреля 2017 года                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «НОВОСТРОЙ» (уведомлено надлежащим образом),

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «А Строй» (уведомлено надлежащим образом),

в отсутствие представителей заказчика – Управления Судебного департамента в Омской области (заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствии представителей),

рассмотрев жалобы ООО «НОВОСТРОЙ» и ООО «А Строй» на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Омской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению комплексного капитального ремонта здания Тевризского районного суда Омской области (извещение № 0352100001117000094), начальная (максимальная) цена контракта 28 290 000,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «НОВОСТРОЙ» и ООО «А Строй» с жалобами на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Омской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению комплексного капитального ремонта здания Тевризского районного суда Омской области (извещение № 0352100001117000094).

Суть жалобы ООО «НОВОСТРОЙ»  заключается в следующем. ООО «НОВОСТРОЙ» считает, что заказчик ненадлежащим образом установил в аукционной документации дополнительные требования к участникам закупки, а также требования к составу второй части заявки на участие в аукционе, предусмотренные постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. № 99, без учета изменений, внесенных в данное постановление, вступивших в силу 25.11.2016 г.

На основании изложенного, ООО «НОВОСТРОЙ» просит выдать заказчику – Управлению Судебного департамента в Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Суть жалобы ООО «А Строй» заключается в следующем. По мнению ООО «А Строй», заказчик в проекте контракта не установил надлежащие требования к размерам штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, что нарушает требования ч.5 и ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ.

ООО «А Строй» считает, что в п.10.6 проекта контракта заказчиком установлен штраф в размере 2,5 % цены контракта, что соответствует цене контракта не выше 3 млн. руб, при этом начальная максимальная цена контракта составляет 28 290 000,00 руб.

На основании изложенного, ООО «А Строй» просит выдать заказчику – Управлению Судебного департамента в Омской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобы ООО «НОВОСТРОЙ» и ООО «А Строй» от заказчика – Управления Судебного департамента в Омской области поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчик согласен с доводами жалобы ООО «НОВОСТРОЙ», поскольку заказчиком в пункте 15.1 информационной карты аукционной документации указан исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 без учета изменений в приложения № 1 и № 2, внесенных постановлением Правительства Российской Федерации от 14.11.2016 № 1185.

Заказчик согласен с доводами жалобы ООО «А Строй», поскольку в п.п. 10.5 и п.п.10.6 проекта контракта заказчиком ошибочно указаны неверные проценты от цены контракта, поскольку при цене от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения подрядчиком обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, вместо 5 процентов установлен штраф в размере 10 процентов цены контракта, за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом, вместо 2 процентов от цены контракта установлен штраф в размере 2,5 процента цены контракта.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с ч.3 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Согласно ч.4 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ в случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частями 2 и 2.1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.

В соответствии с ч.5 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1 и 2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 установлены дополнительные требования к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаи отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документы, подтверждающие соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям.

Согласно пункту 2 Приложения № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 при выполнение работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, к участникам закупки устанавливаются дополнительные требования, а именно: наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

К документам, подтверждающим соответствие участников закупки данным дополнительным требованиям, в соответствии с Приложением № 1 к постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 относятся:

- копия исполненного контракта (договора);

- копия акта (актов) выполненных работ, содержащего (содержащих) все обязательные реквизиты, установленные частью 2 статьи 9 Федерального закона «О бухгалтерском учете», и подтверждающего (подтверждающих) стоимость исполненного контракта (договора) (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке;

- копия разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случаев, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации). Указанный документ (документы) должен быть подписан (подписаны) не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в закупке.

Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99 в данной редакции действует с 25.11.2016г.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что объект данной закупки относится к коду по ОКПД 2 «41.20.40.000», начальная максимальная цена контракт превышает 10 млн. руб. и составляет 28 290 000,00 руб., в связи с чем при осуществлении данной закупки необходимо установление дополнительных требований, предусмотренных ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, а также требований к составу заявки о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки данным требованиям.

При анализе аукционной документации было установлено, что заказчик в п.15 информационной карты правомерно установил дополнительные требования к участникам электронного аукциона о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе), при этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка, соответствующие требованиям, установленным в действующей с 25.11.2016г. редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99. Данный довод подателя жалобы ООО «НОВОСТРОЙ» не нашел своего подтверждения.

Однако заказчик в п.15.1 информационной карты установил требования о представлении во второй части заявки исчерпывающего перечня документов, подтверждающих соответствие участников закупки дополнительным требованиям, не соответствующего перечню, указанному в действующей с 25.11.2016г. редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99, а именно, копии (копий) ранее исполненного (исполненных) контракта (контрактов), договора (договоров); копий акта приемки объекта капитального строительства и разрешения на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию (за исключением случая, если застройщик является лицом, осуществляющим строительство, или в случаях, при которых разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию не выдается в соответствии с градостроительным законодательством Российской Федерации) или копии акта о приемке выполненных работ, при этом разрешение на ввод объекта капитального строительства в эксплуатацию должно быть выдано, а акт приемки объекта капитального строительства, акт о приемке выполненных работ должны быть подписаны заказчиком и подрядчиком не ранее чем за 3 года до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе.

Таким образом, заказчик нарушил п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, не определив надлежащим образом состав и содержание второй части заявки в соответствии с требованиями действующей редакции постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99. Данный довод подателя жалобы ООО «НОВОСТРОЙ» нашел свое подтверждение.

В соответствии с ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Согласно ч.5 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п.4 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, за ненадлежащее исполнение поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

В соответствии с п.5 Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что начальная максимальная цена контракта превышает 3 млн. руб. и составляет 28 290 000,00 руб., при этом заказчиком в п.10.6 проекта контракта установлен штраф в размере 2,5 % за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, в п.10.5 проекта контракта установлен штраф в размере 10 % за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, однако указанные размеры штрафов не соответствуют ни начальной максимальной цене контракта, ни цене контракта, сформированной в ходе проведения электронного аукциона.

Таким образом, доводы подателя жалобы ООО «А Строй» нашли свое подтверждение, заказчик нарушил ч.5 и ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, не установив в проекте контракта надлежащие размеры штрафов в соответствии с Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, так как в данном электронном аукционе приняло участие восемь участников закупки, в ходе проведения закупки была достигнута существенная экономия бюджетных средств, а именно, 24,5 %, Комиссия Новосибирского УФАС России в соответствии с п.3.35 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» считает целесообразным предписание заказчику об отмене результатов определения поставщика не выдавать.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «НОВОСТРОЙ» на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Омской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению комплексного капитального ремонта здания Тевризского районного суда Омской области (извещение № 0352100001117000094) частично обоснованной.

2.Признать жалобу ООО «А Строй» на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Омской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению комплексного капитального ремонта здания Тевризского районного суда Омской области (извещение № 0352100001117000094) обоснованной.

3.Признать заказчика нарушившим п.2 ч.1 ст.64, ч.5 и ч.8 ст.34 № 44-ФЗ.

4.Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-125

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

18 апреля 2017 года                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения № 08-01-105 от 18.04.2017г. по жалобам ООО «НОВОСТРОЙ» и ООО «А Строй» на действия заказчика – Управления Судебного департамента в Омской области при проведении электронного аукциона на выполнение работ по проведению комплексного капитального ремонта здания Тевризского районного суда Омской области (извещение № 0352100001117000094),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику – Управлению Судебного департамента в Омской области необходимо:

1.Прекратить нарушение п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, устанавливать надлежащие требования к составу и содержанию второй части заявки о представлении документов, подтверждающих соответствие участника закупки дополнительным требованиям, в соответствии с действующей редакцией постановления Правительства РФ от 04.02.2015 г. № 99.

2.Прекратить нарушение ч.5 и ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, при направлении проекта контракта на подписание победителю электронного аукциона включить в проект контракта размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком и подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1063, и ценой контракта, сформированной в ходе проведения электронного аукциона.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны