Решение №08-01-147 Решение №08-01-147 по жалобе ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия з... от 11 мая 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-147

«04» мая 2016 года                                                                                                                  г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Сухоплюев Д.В.

- зам. начальника отдела контроля закупок, член Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «СТРОЙИНВЕСТ», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителя администрации Сузунского района Новосибирской области: «…» (по доверенности),

в присутствии представителя МКУ «УКС» Сузунского района Новосибирской области: «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции помещений 4-го этажа здания многоквартирного дома «Общежитие» по адресу: Новосибирская область, р.п. Сузун, ул. Сельская, 1 (извещение № 0151300045316000033), начальная (максимальная) цена контракта 9 116 326 ,37 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «СТРОЙИНВЕСТ» с жалобой на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции помещений 4-го этажа здания многоквартирного дома «Общежитие» по адресу: Новосибирская область, р.п. Сузун, ул. Сельская, 1.

Суть жалобы заключается в следующем.

Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой были установлены требования энергетической эффективности в отношении работ и услуг, закупка которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, которые были закреплены Постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2009 г. № 1221 «Об утверждении правил установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Таким образом, правила, утверждаемые указанным Постановлением, закрепляют следующее.

Требования энергетической эффективности подлежат установлению в отношении работ и услуг, закупаемых для обеспечения государственных и муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов.

Если результатом выполнения работ для государственных или муниципальных нужд является изготовление или переработка товара, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

В случае если в ходе выполнения работ для государственных или муниципальных нужд в качестве материала используется товар, в отношении которого установлены требования энергетической эффективности, то такой товар должен соответствовать установленным требованиям энергетической эффективности.

В устанавливаемых требованиях энергетической эффективности указываются виды и категории товаров, работ, услуг, на которые они распространяются, дата, с которой требования вступают в силу (но не ранее 90 дней с даты их утверждения), а также один или несколько из следующих показателей:

а) значения класса (классов) энергетической эффективности товаров (при их наличии);

б) расчетные (прогнозируемые) объемы используемых энергетических ресурсов (в зависимости от характеристик товара, работы, услуги);

в) значения показателей энергетической эффективности товаров, работ, услуг;

г) характеристики, параметры товаров, работ, услуг, влияющие на объем используемых энергетических ресурсов.

Требования энергетической эффективности могут предусматривать запрет или ограничение закупок товаров, работ, услуг, результатами которых может явиться непроизводительный расход энергетических ресурсов.

При этом требования энергетической эффективности, предусматривающие такие ограничения, подлежат установлению посредством определения доли указанных товаров, работ, услуг в годовом объеме закупок соответствующего вида товаров, работ, услуг в натуральном или стоимостном выражении.

Исходя из указанного, заказчик должен был установить требования энергетической эффективности товаров, используемых при выполнении работ (в отношении товаров «светильники», «радиаторы», «смесители», «краны шаровые»), однако в документации данные требования отсутствуют.

Условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 настоящей статьи, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Указанный объем учитывается в объеме закупок, осуществленных заказчиками у субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии с частью 1 настоящей статьи, и включается в отчет, указанный в части 4 настоящей статьи. В контракты также должно быть включено обязательное условие о гражданско-правовой ответственности поставщиков (подрядчиков, исполнителей) за неисполнение условия о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций».

Объем привлечения субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в качестве субподрядчиков (соисполнителей) по контракту должен быть определен в конкретном размере.

При этом, в проекте контракта указан такой объем не конкретно, а именно, «не менее 25% от цены контракта».

Кроме изложенного, по мнению ООО «СТРОЙИНВЕСТ», размер штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, не соответствует Постановлению Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику и уполномоченному органу предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчик пояснил, что установил показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товаров, работ, услуг установленным заказчиком требованиям, которые содержатся в перечне товаров (материалов), используемых при выполнении работ. С доводами жалобы по установлению требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд не согласен.

По второму доводу жалобы заказчик пояснил, что согласно ФЗ № 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, что и было установлено в п.6.4 информационной карты аукционной документации. Чтобы выполнить условие части 1 ст.30 заказчик в пункте 5.4.23 проекта контракта установил, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее 25% от цены контракта.

По третьему доводу жалобы заказчик пояснил, что возможные значения размеров штрафов, предусмотренные правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом будут установлены конкретно в контракте, направляемом победителю на подписание, в зависимости от снижения цены на торгах. Вероятность того, что цена контракта снизится ниже 3 млн. рублей невелика, так как материальные ресурсы и налоговая база составляют более 5 млн. рублей.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать  наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

В силу ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Постановлением Правительства Постановление Правительства РФ от 31.12.2009 № 1221 утверждены правила установления требований энергетической эффективности товаров, работ, услуг при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно п.2 данного Постановления Правительства Министерству экономического развития Российской Федерации по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации, Министерством энергетики Российской Федерации и Федеральной антимонопольной службой необходимо установить требования энергетической эффективности в отношении:

товаров, предусмотренных приложением к данным Правилам, - до 1 июля 2011 г.;

товаров, указанных в подпункте "б" пункта 3 данных Правил, - не позднее 2 месяцев со дня утверждения уполномоченным федеральным органом исполнительной власти классов энергетической эффективности для таких товаров;

товаров, указанных в подпункте "в" пункта 3 данных Правил, - до 1 мая 2010 г.;

работ и услуг, закупка которых осуществляется для государственных или муниципальных нужд, в процессе выполнения, оказания которых расходуются значительные объемы энергетических ресурсов, - до 1 января 2016 г.

Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229 установлены требования энергетической эффективности товаров, используемых для создания элементов конструкций зданий, строений, сооружений, в том числе инженерных систем ресурсоснабжения, влияющих на энергетическую эффективность зданий, строений, сооружений.

В п.2 указанного Приказа в отношении водоразборных смесителей и кранов для умывальников, рукомойников, моек, раковин, предназначенных для подачи холодной и/или горячей воды, поступающей из централизованных систем водоснабжения, используемых в местах общественного пользования в здании, строении, сооружении, установлено требование - наличие функций автоматического прекращения подачи воды, таких как порционные контактные полуавтоматические смесители, краны с локтевым или педальным управлением, порционные бесконтактные полуавтоматические смесители и краны.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик обязан был установить требование энергетической эффективности к смесителям так, как это установлено Приказом Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229. Не установив данное требование, заказчик нарушил ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение.

Относительно светильников в п.6 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229 установлено, что доля осветительных приборов, отличных от светодиодов, при размещении государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных заказов на поставки осветительных приборов для зданий, магистральных дорог, магистральных улиц общегородского значения в объеме, превышающем 500 единиц в год, не должна превышать 95 процентов от общего объема таких заказов (в натуральном выражении). Из проектной документации данной закупки следует, что установке подлежат светильники в количестве не более 70 штук. Таким образом, довод подателя жалобы относительно светильников не нашел своего подтверждения.

В п.1 Приказа Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229 в отношении радиаторов отопления установлено требование - наличие на подводящих теплоноситель трубах средств регулирования теплоотдачи радиаторов, таких как ручные регулирующие краны или термостатические краны. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в разделе «отопление» проектной документации, размещенной одновременно с документацией о закупке, у радиаторов имеются средства регулирования теплоотдачи в виде регулирующих клапанов. Таким образом, довод подателя жалобы относительно радиаторов не нашел своего подтверждения.

Относительно кранов шаровых Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в Приказе Минэкономразвития РФ от 04.06.2010 № 229 не содержится требований к энергетической эффективности кранов шаровых. Таким образом, довод подателя жалобы относительно кранов шаровых не нашел своего подтверждения.

В силу ч.5 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) вправе установить в извещении об осуществлении закупки требование к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

Согласно ч.6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ условие о привлечении к исполнению контрактов субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в случае, предусмотренном частью 5 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, включается в контракты с указанием объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта.

В п. 5.4.23 проекта контракта установлено, что подрядчик, не являющийся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, обязан привлечь к исполнению контракта субподрядчиков из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в объёме не менее 25% от цены контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что формулировка, указанная в п.5.4.23 проекта контракта в полной мере соответствует требованиям ч.5, ч.6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, поскольку указана в процентом соотношении от цены контракта, как этого требует ч.6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Согласно ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с п.3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства № 1063 от 25.11.2013г., размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.5 указанных Правил за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств по контракту, за исключением просрочки исполнения обязательств, размер штрафа устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 2,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 2 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Согласно п.4 указанных Правил размер штрафа для поставщика устанавливается в виде фиксированной суммы, определяемой в следующем порядке:

а) 10 процентов цены контракта в случае, если цена контракта не превышает 3 млн. рублей;

б) 5 процентов цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 3 млн. рублей до 50 млн. рублей;

в) 1 процент цены контракта в случае, если цена контракта составляет от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;

г) 0,5 процента цены контракта в случае, если цена контракта превышает 100 млн. рублей.

Начальная (максимальная) цена контракта данного электронного аукциона составляет 9 116 326 ,37 рублей. Заказчик в проекте контракта указал размер штрафа 2 % для заказчика. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик установил верный размер штрафа. Более того, победитель данного электронного аукциона предложил цену контракта 6 439 765,24 рублей. Данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что по результатам данного электронного аукциона достигнута существенная экономия бюджетных средств, а именно, 29,36%. В связи с этим, Комиссия считает целесообразным результаты закупки не отменять и не выдавать предписание заказчику и уполномоченному органу об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика и уполномоченного органа при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции помещений 4-го этажа здания многоквартирного дома «Общежитие» по адресу: Новосибирская область, р.п. Сузун, ул. Сельская, 1 (извещение № 0151300045316000033) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны