Решение №08-01-155 Решение № 08-01-155 по жалобе ФГБОУ ВО «СГУПС» на действия М... от 18 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-155

5 мая 2017 года                                                                                                           г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Камнева Н.П.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

представители подателя жалобы – ФГБОУ ВО «СГУПС» - <…> (по доверенности),

заказчика - МКУ г. Новосибирска «Управление дорожного строительства» - <…>(по доверенности), <…> (по доверенности), Глазунова Евгения Александровича (по доверенности),

рассмотрев жалобу ФГБОУ ВО «СГУПС» на действия МКУ г. Новосибирска «Управление дорожного строительства» при проведении электронного аукциона №0351300077917000013 на проведение строительного контроля после ремонта автомобильных дорог и тротуаров, начальная (максимальная) цена контракта 1579800 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ФГБОУ ВО «СГУПС» с жалобой на действия МКУ г. Новосибирска «Управление дорожного строительства» при проведении электронного аукциона №0351300077917000013 на проведение строительного контроля после ремонта автомобильных дорог и тротуаров.

ФГБОУ ВО «СГУПС» полагает, что в соответствии с ФЗ №184-ФЗ, в том числе в соответствии со ст.ст. 20, 26 ФЗ №184-ФЗ, для подтверждения соответствия выполняемых работ техническим регламентам, документам по стандартизации, условиям договоров, при проведении лабораторных испытаний, достаточным условием является прохождение процедуры подтверждения соответствия. Одной из форм подтверждения соответствия является декларирование соответствия. При установлении требования заказчиком о независимости испытательной лаборатории, подтверждение независимости может осуществляться так же в форме декларирования.

Согласно п.2 ч.5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным п.1 ч.1, ч.2, ч.2.1 ст.31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным п.3 - 9 ч.1 ст.31 настоящего Федерального закона.

Согласно ч.3 ст.31 ФЗ №44-ФЗ перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 настоящей статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации. Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 года N 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» дополнительные требования в отношении работ по проведению строительного контроля, являющихся предметом данного электронного аукциона, не установлены.

Учитывая вышеизложенное, ФГБОУ ВО «СГУПС» полагает, что  требование заказчика об обязательном наличии у поставщика услуг аккредитации в федеральной службе по аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центра) является незаконным.

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данную жалобу от заказчика поступили возражения следующего содержания.

В п.16 Информационной карты аукционной документации установлены требования к участникам закупки, в том числе требование о соответствии участников закупки  п.1. ч.1. ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ.

В разделе 2 «Требования к качеству работ, требования к результатам работ и иные показатели, связанные с определением соответствия выполняемых работ потребностям заказчика» аукционной документации заказчиком установлены   требования к работам, а также определенны требования к участникам закупки, а именно, организация должна быть аккредитована в федеральной службе по аккредитации в качестве испытательной лаборатории (центр), должна быть компетентной, независимой от изготовителей и производителей работ по ремонту дорог и тротуаров).

В соответствии с п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании.

Требование о представление в составе второй части заявки аттестата аккредитации лаборатории установлены в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ, а так же в соответствии со ст.1 ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании», согласно которой, сфера применения ФЗ от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» определяет и регулирует отношения, возникающие при применении и исполнении обязательных требований к продукции, в том числе и сооружениям (т.е. автомобильным дорогам) и выдает оценку соответствия выполненных ремонтных работ.

Аккредитация – официальное признание органом по аккредитации компетентности физического или юридического лица выполнять работы в определенной области оценки соответствия.

Аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации;

По мнению заказчика, податель жалобы ошибочно применяет ст.ст. 20, 26 ФЗ №184-ФЗ о сертификации или декларировании соответствия продукции, т.к. предметом закупки является строительный контроль после ремонта автомобильных дорог и тротуаров, в части проведения испытаний отобранных вырубок из отремонтированного покрытия, при этом испытательная лаборатория должна быть аккредитована в федеральной службе по аккредитации и должна быть компетентной, независимой от изготовителей и производителей работ по ремонту дорог и тротуаров.

Декларирование соответствия - форма подтверждения соответствия продукции требованиям технических регламентов;

Декларация о соответствии - документ, удостоверяющий соответствие выпускаемой в обращение продукции требованиям технических регламентов;

Заказчику, при проведении данной закупки не требуется декларированная продукция или выпускаемая в обращение продукция с декларацией о соответствии.

По мнению заказчика, податель жалобы ошибочно применяет п. 5.1. ГОСТ 32731-2014 «Дороги автомобильные общего пользования. Требования к проведению строительного контроля», т.к. в данном пункте устанавливаются требования к организации осуществляющей работы, заказчик к данной организации не относиться.

В п.3.5 ГОСТа 32731-2014 указано, что заказчик в целях осуществления строительного контроля и принятия от своего имени технических решений во взаимоотношениях с подрядчиком может заключить договор (контракт) об оказании услуг с соответствующей независимой компетентной организацией.

Пункт 3.6. ГОСТ 32731-2014 определяет требования к работам по осуществлению строительного контроля не могут быть допущены организации, имеющие материально-технические отношения с подрядчиком и поставщиками материалов и конструкций. В подтверждение своих доводов заказчик ссылается на письмо Новосибирского УФАС России от 18.08.2015г. № 08-8432, согласно которому заказчик вправе устанавливать требования  устанавливать требования к участникам закупки в соответствии с ГОСТ 32731-2014.

В данном случае ремонтные работы автомобильных дорог и тротуаров выполняются из разных источников финансирования: федерального, областного и местного бюджетов, строительный контроль осуществляется на объектах со стороны заказчика и подрядчика, собственными аттестованными лабораториями. Строительный контроль проводится на все виды работ, основная цель осуществления строительного контроля является недопущение приемки дорожно-строительных работ, выполненных с нарушением требований проектной документации. Контроль за выполнением работ по ремонту дорог очень актуальная и резонансная тема, контролируют различные службы и общественность, поэтому Заказчиком устанавливается для объективности, дополнительный независимый контроль с испытательной аккредитованной лабораторией. Установление данного требования не противоречит действующему законодательству.

По мнению заказчика, податель жалобы необоснованно делает ссылку на ч.2 ст.31 ФЗ №44-ФЗ об установлении заказчиком дополнительных требований к участникам в соответствии с Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров , работ , услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а так же  документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», поскольку заказчиком требования о предоставлении аттестата аккредитации лаборатории было установлено на основании п.1 ч.1 ст.31 № 44-ФЗ.

В случае привлечения профессиональной организации для осуществления строительного контроля, она должна соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим данные виды работ, оказание услуг.

В соответствии со ст.31 ФЗ №184-ФЗ, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

Заказчик  полагает, что в аукционной документации правомерно установлено требование о представлении участником закупки во второй части  заявки копии аттестата аккредитации лаборатории в соответствии с ФЗ №184-ФЗ «О техническом регулировании».

На основании изложенного, заказчик просит признать данную жалобу необоснованной. 

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Комиссия Новосибирского УФАС России соглашается с выводами заказчика.

Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а так же  документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» установлены требования о представлении сведений об опыте выполнения строительных работ, а не о представлении/непредставлении в составе второй части заявки аттестата аккредитации лаборатории.

В соответствии с п.4 ст.26 ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании» исследования (испытания) и измерения продукции при осуществлении обязательной сертификации проводятся аккредитованными испытательными лабораториями (центрами).

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что «аттестат аккредитации лаборатории» выданный Федеральной службой по аккредитации, может свидетельствовать о компетентности и независимости испытательной лаборатории.

В соответствии со ст.31 ФЗ № 184-ФЗ, аккредитация органов по сертификации и испытательных лабораторий (центров), выполняющих работы по оценке (подтверждению) соответствия, осуществляется национальным органом по аккредитации в соответствии с законодательством Российской Федерации об аккредитации в национальной системе аккредитации.

В соответствии с Положением о Федеральной службе по аккредитации утвержденным Постановлением Правительства РФ от 17.10.2011 г. № 845 (ред. от 27.12.2014 г.) "О Федеральной службе по аккредитации", Федеральная служба по аккредитации (Росаккредитация) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по формированию единой национальной системы аккредитации и осуществлению контроля за деятельностью аккредитованных лиц. Федеральная служба по аккредитации является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции национального органа Российской Федерации по аккредитации.

Аттестат аккредитации - документ, выдаваемый национальным органом по аккредитации и удостоверяющий аккредитацию в определенной области аккредитации.

С учетом изложенного Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик в аукционной документации правомерно установил требование о представлении участниками закупок в составе вторых частей аукционных заявок «аттестата аккредитации лаборатории» в соответствии с ФЗ № 184-ФЗ «О техническом регулировании».

Кроме того, декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ №44-ФЗ (предусмотренная п.2) ч.5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ) не устанавливает требования о декларировании наличия у участника закупки независимой испытательной лаборатории.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу необоснованной.

Таким образом, довод жалобы ФГБОУ ВО «СГУПС» признан необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ данного электронного аукциона Комиссия Новосибирского УФАС России нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявила.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать жалобу ФГБОУ ВО «СГУПС» на действия МКУ г. Новосибирска «Управление дорожного строительства» при проведении электронного аукциона №0351300077917000013 на проведение строительного контроля после ремонта автомобильных дорог и тротуаров, необоснованной.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны