РЕШЕНИЕ № 08-01-231 и предписание по жалобе ООО  «Евроасфальт» на действия заказчика  и уполномоченного учреждения

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
01.06.2018
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

РЕШЕНИЕ № 08-01-231

22 мая 2018 года                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

«…»

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

«…»

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

в отсутствие представителей подателя жалобы – общества с ограниченной ответственностью «Евроасфальт» (далее – ООО  «Евроасфальт») – на заседание комиссии не явились, уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителя заказчика –  государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» (далее - ГКУ НСО  «ТУАД») – «…» (по доверенности),

в присутствии представителей уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Новосибирской области  «Управление контрактной системы» (далее - ГКУ НСО «УКСис») - «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

в присутствии представителя участника – общества с ограниченной ответственностью «СоюзДорСтрой» (далее - ООО «СоюзДорСтрой») - «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО  «Евроасфальт» на действия заказчика  и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту а/д «Коченево - совхоз Коченевский» в Коченевском районе Новосибирской области (извещение № 0851200000618002016), начальная (максимальная) цена контракта 44 958 430 руб. 00 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО  «Евроасфальт» с жалобой на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту а/д «Коченево - совхоз Коченевский» в Коченевском районе Новосибирской области.

Суть жалобы ООО «Евроасфальт»  заключается в следующем.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе) Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» (далее – Постановление Правительства РФ № 99) для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом, стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Согласно извещению о проведении указанного электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта закупки составляет 44 958 430 руб. 00 коп.

Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчик обязан установить требование к наличию опыта работы у участника закупки, связанного с предметом контракта, а также требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней соответствующих документов, предусмотренных п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 99, однако данные требования в аукционной документации заказчиком не установлены.

На жалобу ООО «Евроасфальт» от заказчика  поступили следующие возражения.

На основании п. 2 приложения № 1 Постановления Правительства № 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, устанавливается дополнительное требование о наличии опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке (Требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом, используются, в том числе, такие группы работ строительных, как работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Предметом закупки № 0851200000618002016 является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги.

Согласно п. 11 ст. 3 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»  (далее – ФЗ №257) ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

По мнению заказчика, согласно ведомости объемов работ, описанию объекта закупки работы не влекут замены и (или) восстановления конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, изменения параметров автомобильной дороги, ее участков, ведущее к изменению класса и (или) категории автомобильной дороги либо влекущее за собой изменение границы полосы отвода автомобильной дороги, следовательно, не могут быть отнесены к работам по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

На жалобу ООО «Евроасфальт» от уполномоченного учреждения поступили следующие возражения.

Уполномоченное учреждение сообщило, что размещение уполномоченным учреждением документации о закупке осуществлялось на основании заявки и документов, представленных заказчиком, определившим условия исполнения контракта и сформировавшим описание объекта закупки.

Уполномоченное учреждение считает, что вышеуказанные дополнительные требования предъявляются к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектом закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.

Согласно п. 10 ст. 1  Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) объектом капитального строительства признается здание, строение, сооружение, объекты, строительство которых не завершено, за исключением временных построек, киосков, навесов и других подобных построек.

В силу п. 10.1 ст. 1  ГрК РФ автомобильные дорогие являются линейными объектами капитального строительства.

Согласно п. 14.3 ст. 1  ГрК РФ капитальный ремонт линейных объектов - изменение параметров линейных объектов или их участков (частей), которое не влечет за собой изменение класса, категории и (или) первоначально установленных показателей функционирования таких объектов и при котором не требуется изменение границ полос отвода и (или) охранных зон таких объектов.

Согласно п.10 ст. 3 ФЗ №257-ФЗ капитальный ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по замене и (или) восстановлению конструктивных элементов автомобильной дороги, дорожных сооружений и (или) их частей, выполнение которых осуществляется в пределах установленных допустимых значений и технических характеристик класса и категории автомобильной дороги и при выполнении которых затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги и не изменяются границы полосы отвода автомобильной дороги.

В соответствии с п. 11 ст. 3 ФЗ №257-ФЗ ремонт автомобильной дороги - комплекс работ по восстановлению транспортно-эксплуатационных характеристик автомобильной дороги, при выполнении которых не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности автомобильной дороги.

Следовательно, работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту (ремонту) отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование.

Таким образом, по мнению уполномоченного учреждения, в настоящее время установление дополнительных требований к участникам закупки работ по текущему ремонту неправомерно.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом, стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

При этом, используются, в том числе, такие группы работ строительных, как работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства.

Предметом закупки № 0851200000618002016 является выполнение работ по ремонту автомобильной дороги, однако Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

Согласно локальной смете № 02-01-003 локально сметного расчета общая стоимость  работ по устройству дорожной одежды на участках усиления и пучинообразований составляет 22 526 586 руб. 00 коп., что составляет 50,1 % от начальной (максимальной) цены всего контракта.

Согласно пп. а п. 2 ч. 4 Приказа Минтранса России от 16.11.2012 N 402 «Об утверждении Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог» (далее – Приказ Минтранса России № 402) к комплексу работ капитального ремонта по доведению параметров ремонтируемых участков автомобильной дороги и/или искусственных дорожных сооружений на них до значений, соответствующих ее фактической технической категории, без изменения границ полосы отвода относятся, в том числе, следующие работы по дорожным одеждам:

- усиление дорожной одежды при несоответствии ее прочности транспортным нагрузкам с исправлением продольных и поперечных неровностей, укладкой выравнивающих и дополнительных слоев основания и покрытия (в том числе, с армирующими, трещинопрерывающими и другими материалами), устройство более совершенных типов покрытий с использованием существующих дорожных одежд в качестве основания;

- перекрытие изношенных цементобетонных покрытий слоями из цементобетона или асфальтобетона.

Согласно Таблице №1 ведомости объемов работ описания объекта закупки такие работы как, устройство дополнительного слоя основании, нижний слой, устройство дополнительного слоя основании, верхний слой, устройство нижнего слоя основания, относятся, согласно пп. а п. 2 ч. 4 Приказа Минтранса России № 402 к комплексу работ капитального ремонта. При этом, объем работ по устройству всех типов оснований нельзя счесть незначительным, так как согласно указанной локальной смете устройство оснований выполняется на площади более 11 тыс. м. кв. Таким образом, объект закупки включает в себя значительную часть работ, относящихся к работам по капитальному ремонту автомобильных дорог. Следовательно, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что заказчик должен был установить  в аукционной документации требование к наличию опыта работы у участника закупки, связанного с предметом контракта, а также требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней соответствующих документов, предусмотренных п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства РФ № 99, не установив данное требование, заказчик нарушил требования п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок, выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требование к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Ч. 1 ст. 55.8 ГрК РФ установлено, что индивидуальный предприниматель или юридическое лицо имеет право выполнять инженерные изыскания, осуществлять подготовку проектной документации, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства по договору подряда на выполнение инженерных изысканий, подготовку проектной документации, по договору строительного подряда, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, или региональным оператором, при условии, что такой индивидуальный предприниматель или такое юридическое лицо является членом соответственно саморегулируемой организации в области инженерных изысканий, архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено ГрК РФ.

В данном случае участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства в соответствии с ч. 2 ст. 52 ГрК РФ.

Проанализировав документацию об электронном аукционе, Комиссия Новосибирского  УФАС России приходит к выводу, что указанные в описании объекта закупки работы включают  капитальный ремонт, а, следовательно, условием допуска к участию в аукционе на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, устанавливаемым в документации о закупках в соответствии с положениями п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, должно являться членство в саморегулируемой организации, что должно подтверждаться выпиской из реестра членов саморегулируемой организации.

Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик нарушил требования п. 1 ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64  Закона о контрактной системе.

Выявленные в ходе рассмотрения жалобы и при проведении внеплановой проверки нарушения могут привести к тому, что  к работам будет допущено лицо, не имеющее права выполнять данные работы и не имеющее необходимого уровня квалификации, что может негативно сказаться на качестве работ, привести к неэффективному расходованию бюджетных средств, направленных на ремонт автомобильных дорог.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15 ст. 99, п. 2 ч. 22 ст. 99  Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО  «Евроасфальт» на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту а/д «Коченево - совхоз Коченевский» в Коченевском районе Новосибирской области обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим требования п.1 ч. 1, п. 3 ч. 2 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 64  Закона о контрактной системе.

3.Выдать заказчику и уполномоченному учреждению предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4.Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.      

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-123

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок    

22 мая  2018 года                                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

«…»

- главный специалист эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

«…»

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

на основании своего решения №08-01-231 от 22.05.2018 по жалобе общества с ограниченной ответственностью «Евроасфальт» действия  заказчика - государственного казенного учреждения Новосибирской области «Территориальное управление автомобильных дорог Новосибирской области» и уполномоченного учреждения - государственного казенного учреждения Новосибирской области  «Управление контрактной системы» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту а/д «Коченево - совхоз Коченевский» в Коченевском районе Новосибирской области,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок:

  1. Заказчику прекратить нарушать  п. 1 ч. 1 ст. 33, п. 2 ч. 1 ст. 64 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе), а именно, прекратить не устанавливать в данном электронном аукционе  требование к участникам закупки о том, что участник аукциона должен быть членом саморегулируемой организации в области архитектурно-строительного проектирования, а также требования к составу и содержанию аукционной заявки, в частности, о представлении в составе заявки на участие в электронном аукционе документов, подтверждающих соответствие данному  требованию.
  2. Заказчику прекратить нарушать п. 3 ч. 2 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно,  прекратить не устанавливать  в аукционной документации требование к наличию опыта работы у участника закупки, связанного с предметом контракта, а также требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней соответствующих документов, предусмотренных п. 2 приложения № 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».
  3. Заказчику и уполномоченному учреждению внести изменения в документацию об электронном аукционе в соответствии с решением Новосибирского УФАС России №08-01-231 от 22.05.2018 и настоящим предписанием.
  4. Заказчику и уполномоченному учреждению продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с Законом о контрактной системе.