Решение №08-01-273 Решение №08-01-273 по жалобе ООО «Эльба-Строй» на действия Ф... от 2 сентября 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 08-01-273

22 июля 2016 года                                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителя подателя жалобы ООО «Эльба-Строй»: «…» (по доверенности),

в присутствии представителей организации, осуществляющей полномочия заказчика на осуществление закупок на основании соглашения в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» (далее – ФГБУ «Новосибирская МВЛ»): "..." (и.о. директора), "....."(по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Эльба-Строй» на действия ФГБУ «Новосибирская МВЛ» при проведении открытого конкурса на проектные и изыскательские работы по объекту: реконструкция здания ФГБУ «Новосибирская МВЛ» в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Новосибирск, ул. Репина, д. 2а, для нужд Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (извещение № 0351100020916000005), начальная (максимальная) цена контракта 29 831 220,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Эльба-Строй» с жалобой на действия ФГБУ «Новосибирская МВЛ» при проведении открытого конкурса на проектные и изыскательские работы по объекту: реконструкция здания ФГБУ «Новосибирская МВЛ» в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Новосибирск, ул. Репина, д. 2а, для нужд Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (извещение № 0351100020916000005).

Суть жалобы заключается в следующем. При рассмотрении заявок конкурсная комиссия ФГБУ «Новосибирская МВЛ» отклонила заявку ООО «Эльба-Строй» на основании ч.3 ст.53 ФЗ № 44-ФЗ в связи с отсутствием описи документов, содержащихся в представленных в заявке томах, за исключением 1 тома, а также в связи с тем, что в решении об одобрении крупной сделки указанная сумма противоречит ч.1 ст.37 ФЗ № 44-ФЗ в части антидемпинговых мер, т.к. при снижении начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25 % при цене контракта свыше 15 млн. рублей, размер обеспечения должен быть увеличен в 1,5 раза.

ООО «Эльба-Строй» не согласно с данным решением конкурсной комиссии, поскольку опись, представленная в составе заявки, содержала ссылку на количество томов, а именно, в составе заявки представлены: том 1, том 2, том 3, при этом том 2 и том 3 были разбиты на части ввиду большого объема заявки, в связи с чем части томов №№2, 3 были помечены следующим образом: «том 2 (часть 1)»; «том 2 (часть 3)», таким же образом был оформлен том 3, нормы ФЗ № 44-ФЗ не устанавливают мер на включение в заявку документов, прошитых в единый том, таким образом, из-за большого объема заявка была разбита на тома и их части, входящих в тома №№ 2 и 3, все тома содержали опись.

Кроме того, ООО «Эльба-Строй» считает, что решение об одобрении крупной сделки, представленное в заявке, не нарушает нормы ФЗ № 44-ФЗ, поскольку ООО «Эльба-Строй» в п.2 данного решения одобрило в случае победы в открытом конкурсе № 0351100020916000005 совершение сделки на сумму 29 831 220,00 руб., а также одобрило внесение денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 8 919 534,78 руб., а в заявке предложило цену контракта в размере 20 000 000 руб., что ниже начальной максимальной цены контракта более чем на 25%, и в таком случае размер обеспечения исполнения контракта должен составлять 8 919 534,78 руб. * 1,5 = 13 379 302,17 руб. Следовательно, крупная сделка в случае снижения цены на 25 % должна быть одобрена на общую сумму 33 379 302,17 руб. Таким образом, ООО «Эльба-Строй» в решении об одобрении крупной сделки фактически одобрило сумму сделки на 38 750 754,78 руб., значительно превысив необходимый размер фактически предложенных в заявке на участие в конкурсе условий исполнения контракта.

Также ООО «Эльба-Строй» считает, что в соответствии с п.1 ч.9 ст.46 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» положение о порядке одобрения крупных сделок не применяется к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества, соответственно, в заявке ООО «Эльба-Строй» решение об одобрении крупной сделки не требовалось, в составе заявки содержалась выписка из единого государственного реестра юридических лиц, из которой следует, что единственным учредителем ООО «Эльба-Строй» является "..."

На жалобу ООО «Эльба-Строй» от ФГБУ «Новосибирская МВЛ» поступили возражения, в которых указано следующее.

При рассмотрении заявок конкурсная комиссия ФГБУ «Новосибирская МВЛ» отклонила заявку ООО «Эльба-Строй» на основании ч.3 ст.53 ФЗ № 44-ФЗ в связи с отсутствием описи документов, содержащихся в представленных в заявке томах, за исключением 1 тома, а также в связи с тем, что в решении об одобрении крупной сделки указанная сумма противоречит ч.1 ст.37 ФЗ № 44-ФЗ в части антидемпинговых мер, т.к. при снижении начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25 % при цене контракта свыше 15 млн. рублей, размер обеспечения должен быть увеличен в 1,5 раза.

ФГБУ «Новосибирская МВЛ» не согласно с доводами подателя жалобы, в полном объеме поддерживает основания отклонения заявки ООО «Эльба-Строй» на участие в данном открытом конкурсе, указанные в приложении № 2 к протоколу рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе от 11.07.2016 г.  

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.2 ст.53 ФЗ № 44-ФЗ заявка на участие в конкурсе признается надлежащей, если она соответствует требованиям ФЗ № 44-ФЗ, извещению об осуществлении закупки или приглашению принять участие в закрытом конкурсе и конкурсной документации, а участник закупки, подавший такую заявку, соответствует требованиям, которые предъявляются к участнику закупки и указаны в конкурсной документации.

Согласно ч.3 ст.53 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная комиссия отклоняет заявку на участие в конкурсе, если участник конкурса, подавший ее, не соответствует требованиям к участнику конкурса, указанным в конкурсной документации, или такая заявка признана не соответствующей требованиям, указанным в конкурсной документации.

В соответствии с ч.4 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.

Согласно п.7.4 и п.24.5 части 1 конкурсной документации все листы поданной в письменной форме заявки на участие в открытом конкурсе, все листы тома такой заявки должны быть прошиты и пронумерованы. Заявка на участие в открытом конкурсе и том такой заявки должны содержать опись входящих в их состав документов, быть скреплены печатью участника открытого конкурса при наличии печати (для юридического лица) и подписаны участником открытого конкурса или лицом, уполномоченным участником открытого конкурса.

При анализе конкурсной заявки ООО «Эльба-Строй» Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что данная заявка состоит из 3 томов, при этом тома № 2 и № 3 разбиты на части, а именно, том № 2 состоит из 5 частей, том № 3 состоит из 3 частей, то есть фактически в состав заявки входят 9 томов, при этом все тома заявки описи входящих в их состав документов не содержат, за исключением тома № 1, в котором содержится опись не только документов, входящих в том № 1, но и документов, содержащихся в иных томах.

Учитывая изложенное, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что конкурсная комиссия ФГБУ «Новосибирская МВЛ» правомерно отклонила заявку ООО «Эльба-Строй» по причине отсутствия описи документов, содержащихся в представленных в заявке томах, за исключением тома № 1. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

В соответствии с п.п.е) п.1 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, решение об одобрении или о совершении крупной сделки либо копию такого решения в случае, если требование о необходимости наличия такого решения для совершения крупной сделки установлено законодательством Российской Федерации, учредительными документами юридического лица и для участника открытого конкурса поставка товара, выполнение работы или оказание услуги, являющихся предметом контракта, либо внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в открытом конкурсе, обеспечения исполнения контракта является крупной сделкой.

Согласно ч.1 ст.37 ФЗ № 44-ФЗ если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в п.11.1, п.15.5.1, п.п.е) п.24.4.1 части 1 конкурсной документации установлены предусмотренные ч.1 ст.37 ФЗ № 44-ФЗ антидемпинговые меры.

Комиссией Новосибирского УФАС России при анализе заявки ООО «Эльба-Строй» было установлено, что заявка содержит в себе документ «Решение № 1/15 единственного участника общества с ограниченной ответственностью «Эльба-Строй» от 01.06.2016 г., в соответствии с которым сделка по участию в данном открытом конкурсе, а также внесение денежных средств в качестве обеспечения заявки на участие в конкурсе и обеспечения исполнения контракта являются крупными, в связи с чем единственный участник принял решение совершить крупную сделку в случае победы в данном открытом конкурсе, а именно, заключить контракт на сумму 29 831 220,00 руб., а также внести денежные средства в качестве обеспечения исполнения контракта в размере 8 919 534,78 руб.

Однако поскольку ООО «Эльба-Строй» предложило в заявке цену контракта в размере 20 000 000 руб., что ниже начальной (максимальной) цены контракта более чем на 25 %, ООО «Эльба-Строй» необходимо было представить в составе заявки решение об одобрении или о совершении крупной сделки по представлению денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса, а именно, в размере 13 379 302,17 руб.

Таким образом, в заявке ООО «Эльба-Строй» было представлено решение об одобрении или о совершении крупной сделки по представлению денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта в размере, не учитывающем положения ч.1 ст.37 ФЗ № 44-ФЗ.

Исходя из изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что конкурсная комиссия ФГБУ «Новосибирская МВЛ» правомерно отклонила заявку ООО «Эльба-Строй» в связи с тем, что в представленном в составе заявки решении об одобрении крупной сделки указанная сумма в части представления денежных средств в качестве обеспечения исполнения контракта не соответствует требованиям ч.1 ст.37 ФЗ № 44-ФЗ. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Довод ООО «Эльба-Строй» о том, что в соответствии с п.1 ч.9 ст.46 Федерального закона от 08.02.1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» положение о порядке одобрения крупных сделок не применяется к обществам, состоящим из одного участника, который одновременно осуществляет функции единоличного исполнительного органа данного общества, соответственно, в заявке ООО «Эльба-Строй» решение об одобрении крупной сделки не требовалось, поскольку в составе заявки содержалась выписка из единого государственного реестра юридических лиц, из которой следует, что единственным учредителем ООО «Эльба-Строй» является "...", не нашел своего подтверждения, поскольку из представленных в составе заявки документов нельзя однозначно сделать вывод о том, что данное общество состоит из единственного участника, поскольку в заявке представлено также решение участников ООО «Эльба-Строй», в соответствии которым общество состоит из трех участников, при этом каких-либо документов, свидетельствующих об изменении долей участников общества, о выкупе долей, о выходе участников из состава общества не представлено.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного открытого конкурса, было выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 ФЗ № 44-ФЗ требования к содержанию, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

В соответствии с пунктами 2, 8 ч.3 ст.49 ФЗ № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает, в том числе:

- требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) ст.31 ФЗ № 44-ФЗ;

- условия, запреты, ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если данные условия, запреты, ограничения установлены заказчиком в конкурсной документации в соответствии со ст.14 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно ч.3 ст.14 ФЗ № 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок.

В соответствии с положениями п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ участники закупки должны соответствовать требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2015 № 1457 «О перечне отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено» (далее - Постановление № 1457) утвержден перечень отдельных видов работ (услуг), выполнение (оказание) которых на территории Российской Федерации организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациями, контролируемыми гражданами Турецкой Республики и (или) организациями, находящимися под юрисдикцией Турецкой Республики, запрещено с 1 января 2016 года (далее - Перечень).

Согласно пункту 5 Перечня, к таким услугам относится, в том числе оказание услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом из положений законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок следует, что применение заказчиком положений п.1 ч.1 ст.31 или ч.3 ст.14 ФЗ № 44-ФЗ при установлении требований к участникам закупки, предусмотренных Постановлением № 1457, является надлежащим исполнением указанного Постановления.

На заседании Комиссии установлено, что пунктом 26.1 информационной карты конкурсной документации установлено, в том числе, следующее требование к составу заявки на участие в конкурсе: «Документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса и (или) предлагаемых им работ, услуг условиям, запретам и ограничениям, установленным в соответствии со статьей 14 Закона № 44-ФЗ, или заверенные копии таких документов: декларация о непринадлежности участника открытого конкурса к организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики, а также организациям, контролируемым гражданами Турецкой Республики и (или) организациям, находящимся под юрисдикцией Турецкой Республики».

Учитывая, что ФЗ № 44-ФЗ установлен исчерпывающий перечень документов и сведений, которые должны входить в состав заявки участников закупки, а также, что действующее законодательство Российской Федерации о контрактной системе не содержит порядок подтверждения отсутствия контроля над организацией иностранных граждан Турецкой Республики и (или) организаций, находящихся под юрисдикцией Турецкой Республики, в том числе не содержит указания на вид подтверждающего документа, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу о том, что ФГБУ «Новосибирская МВЛ» в конкурсной документации в нарушение ч.5 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ установило требования о представлении участниками закупки в составе заявок на участие в конкурсе документов и сведений, не предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Эльба-Строй» на действия организации, осуществляющей полномочия заказчика на осуществление закупок на основании соглашения в соответствии с частью 6 статьи 15 Федерального закона № 44-ФЗ – федерального государственного бюджетного учреждения «Новосибирская межобластная ветеринарная лаборатория» при проведении открытого конкурса на проектные и изыскательские работы по объекту: реконструкция здания ФГБУ «Новосибирская МВЛ» в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Новосибирск, ул. Репина, д. 2а, для нужд Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (извещение № 0351100020916000005) необоснованной.
  2. Признать ФГБУ «Новосибирская МВЛ» нарушившим ч.5 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать ФГБУ «Новосибирская МВЛ», конкурсной комиссии ФГБУ «Новосибирская МВЛ» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-216

об устранении нарушения законодательства в сфере закупок

22 июля 2016 года                                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-273 от 22.07.2016г. по жалобе ООО «Эльба-Строй» на действия ФГБУ «Новосибирская МВЛ» при проведении открытого конкурса на проектные и изыскательские работы по объекту: реконструкция здания ФГБУ «Новосибирская МВЛ» в целях размещения лабораторного блока (корпуса) соответствующего уровня биологической защиты для работы с возбудителями АЧС и иными особо опасными болезнями животных по адресу: г. Новосибирск, ул. Репина, д. 2а, для нужд Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору (извещение № 0351100020916000005),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок ФГБУ «Новосибирская МВЛ» необходимо:

  1. Прекратить нарушение ч.5 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать в составе конкурсной заявки документы, не предусмотренные действующим законодательством о контрактной системе в сфере закупок.
  2. Внести изменения в конкурсную документацию № 0351100020916000005 в соответствии с решением № 08-01-273 от 22.07.2016г. и настоящим предписанием.
  3. Продлить сроки подачи заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок конкурсной комиссии необходимо:

Отменить решения конкурсной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному открытому конкурсу.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику сообщить в адрес Новосибирского УФАС России в срок до 10.08.2016г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны