Решение б/н РЕШЕНИЕ № 08-01-282 и предписание по жалобе ООО «СибВодМели... от 19 июля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-282

11 июля 2017 года                                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Емец С.В.

ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии,

в присутствии представителей заказчика – администрации Карасукского района Новосибирской области – <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

в отсутствие представителей подателей жалоб - ООО «СибВодМелиорация» и ООО «Новострой», податели жалоб уведомлены надлежащим образом,

рассмотрев жалобы ООО «Новострой» и ООО «СибВодМелиорация» на действия администрации Карасукского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151300007617000156 на строительство водозаборной скважины для водоснабжения с. Шилово-Курья Карасукского района Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 17256540 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Новострой» и ООО «СибВодМелиорация» с жалобами на действия администрации Карасукского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151300007617000156 на строительство водозаборной скважины для водоснабжения с. Шилово-Курья Карасукского района Новосибирской области.

ООО «Новострой» и ООО «СибВодМелиорация» обжалуют положения аукционной документации.

Доводы жалобы ООО «Новострой» сводятся к следующему.

Заказчиком в документации о закупке не установлены требования, согласно которым подрядчик обязан выполнить определенный объем работ самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а также ответственность за их неисполнение.

Доводы жалобы ООО «СибВодМелиорация» сводятся к следующему.

1. В пункте 2.1 проекта контракта установлено, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица,  сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (с вознаграждения, подлежащего оплате физическому лицу – подрядчику, заказчик обязан удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц, а также заказчик уплачивает страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования), за исключением взносов в фонд социального страхования.) По мнению подателя жалобы, данное требование установлено незаконно, т.к. контракт будет заключен с юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем.

2. Пункт 24 Информационной карты содержит инструкцию по заполнению первой части заявки. Описание объекта закупки так же содержит инструкцию по заполнению первой части заявки. Данные инструкции противоречат друг другу.

3. В разъяснении на запрос № 801069 от 18.06.2017г. по вопросу №1 заказчик разъяснил, что перечисление размера материала через запятую означает, что при производстве работ используется один из перечисленных размеров и в первой части заявки представляются показатели в отношении одного размера материала, это применимо и к винтам по позиции 1 таблицы (перечень товаров (материалов), используемых при выполнении работ). В первой части заявки необходимо выбрать один из указанных диаметров резьбы.

В разъяснении на запрос № 801362 от 19.06.2017г. по вопросу №1 заказчик разъясняил, что по позиции 1 перечисление размера материала через запятую означает, что при производстве работ используется один из перечисленных размеров и в первой части заявки представляются показатели в отношении одного размера материала. Данное требование установлено только к четвертой колонке таблицы материалов.  В третьей колонке таблицы материалов указаны показатели, которые не могут изменяться участником при подаче заявки. Размеры винтов с полукруглой головкой по номинальному диаметру резьбы шесть миллиметров, десять миллиметров, указаны в колонке три таблицы и, соответственно, не могут изменяться участником закупки при заполнении первой части заявки. Таким образом, при выполнении работ применяются винты двух диаметров.

О том, что в третьей колонке таблицы материалов указаны показатели, которые не могут изменяться участником при подаче заявки, не указано в инструкции по заполнению заявки, таким образом, разъяснения меняют суть документации.

4. В позиции  №16 описания объекта закупки в третьей колонке таблицы материалов указаны показатели, которые не могут изменяться участником при подаче заявки, а именно,  шестигранная нормальная ГОСТ ISO 8673-2014 или ГОСТ ISO 4032-2014.

В третьей колонке требование к стандартам указано через союз «или» и, при этом, показатели в третьей колонке не могут изменяться участником при подаче заявки.

В разъяснении на запрос № 802859 от 21.06.2017 г. по данной позиции заказчиком разъяснено, что «В колонке 3 Таблицы материалов указаны значения показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявки. В связи с тем, что участниками закупки могут быть предложены к использованию при выполнении работ гайки, изготовленные по любому из указанных ГОСТов, заказчик в колонке 3 установил, что может применяться любой из двух указанных ГОСТов. Кроме этого, обозначение ГОСТа не является показателем, технической характеристикой товара. В составе первой части заявки показатели к гайке, установленные в колонке 3, представляются без изменения, в следующей редакции: «шестигранная нормальная ГОСТ ISO 8673-2014 или ГОСТ ISO 4032-2014».

При этом, остается неясным в соответствии с каким ГОСТ необходимо в таком случае указывать конкретные показатели в 4 колонке указанной таблицы.

5. В части требований к густотертым масляным краскам, по мнению участника закупки, имеются противоречия.

6. Позиция № 41 «Раствор», в колонке 4 установлены требования: известковое молоко должно иметь плотность не менее 1200кг/м3 и содержать извести не менее 30% по массе, известковое тесто должно иметь температуру не ниже 5 гр.С. 

Позиция № 42 «Раствор», в колонке 4 установлены требования: средняя плотность не более 2500 кг/м3.

По мнению участника закупки, данные требования могут привести к ограничению количества участников закупки. В данном случае заказчик в аукционной документации установил требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, в том числе тех, которые могут быть известны только по результатам определенных испытаний, после производства товара.

На основании вышеизложенного, податели жалоб просят выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу ООО «СибВодМелиорация» от заказчика поступили возражения следующего содержания.

Заказчик просит признать данную жалобу необоснованной. По мнению заказчика, запрета устанавливать в описании объекта закупки вышеуказанные требования к товару законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не содержит.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно ч.2 ст.110.2 ФЗ №44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе установить виды и объем работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту.

Постановление Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570 "Об установлении видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, и о внесении изменений в Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом" вступило в силу 25.05.2017 года.

В данном Постановлении Правительства РФ установлено: а) возможные виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства из числа видов работ, утвержденных настоящим постановлением, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, подлежат включению заказчиком в документацию о закупке; б) конкретные виды и объемы работ из числа видов и объемов работ, предусмотренных подпунктом "а" настоящего пункта, определенные по предложению подрядчика, включаются в государственный и (или) муниципальный контракт и исходя из сметной стоимости этих работ, предусмотренной проектной документацией, в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - со дня вступления в силу настоящего постановления и до 1 июля 2018 г.; не менее 25 процентов цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018 г.; в) порядок определения размера штрафа, начисляемого за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объекта капитального строительства, которые он обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам, устанавливается Правилами определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25 ноября 2013 г. N 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом".

Заказчиком в описании объекта закупки предусмотрены виды работ, включенные в перечень работ по строительству и реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик по государственному (муниципальному) контракту обязан выполнить самостоятельно, утвержденный вышеуказанным Постановлением Правительства РФ, а именно, монтаж технологического оборудования, устройство наружных сетей водоснабжения, устройство трубопроводов, благоустройство.

Закупка размещена в ЕИС 13.06.2017г.

Заказчиком в документации о закупке не установлены требования, согласно которым подрядчик обязан выполнить определенный объем работ самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, а также ответственность за их неисполнение.

Присутствующие на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика признали данное нарушение.

Таким образом, заказчиком допущено нарушение ч.2 ст.110.2 ФЗ №44-ФЗ.

Довод жалобы ООО «Новострой» обоснован.

1. В пункте 2.1 проекта контракта установлено, что в случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица,  сумма, подлежащая уплате физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта (с вознаграждения, подлежащего оплате физическому лицу – подрядчику, заказчик обязан удержать и перечислить в бюджет налог на доходы физических лиц, а также заказчик уплачивает страховые взносы в государственные внебюджетные фонды (в пенсионный фонд и фонд медицинского страхования), за исключением взносов в фонд социального страхования.)

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, данный пункт контракта не противоречит действующему законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок и при заключении контракта с юридическим лицом, в том числе индивидуальным предпринимателем, данный пункт контракта не будет применяться.

Таким образом, данный довод жалобы признан необоснованным.

2. Пункт 24 Информационной карты содержит инструкцию по заполнению первой части заявки. Описание объекта закупки так же содержит инструкцию по заполнению первой части заявки.

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, в данном случае, нарушений действующего законодательству РФ о контрактной системе в сфере закупок не усматривается, т.к. противоречия в данных инструкциях отсутствуют. Податель жалобы не указал, какие положения инструкций являются противоречивыми.

Данный довод жалобы не обоснован.

3. В разъяснении на запрос № 801069 от 18.06.2017г. по вопросу №1 заказчик разъяснил, что перечисление размера материала через запятую означает, что при производстве работ используется один из перечисленных размеров и в первой части заявки представляются показатели в отношении одного размера материала, это применимо и к винтам по позиции 1 таблицы (перечень товаров (материалов), используемых при выполнении работ). В первой части заявки необходимо выбрать один из указанных диаметров резьбы.

В разъяснении на запрос № 801362 от 19.06.2017г. по вопросу №1 заказчик разъяснил, что по позиции 1 перечисление размера материала через запятую означает, что при производстве работ используется один из перечисленных размеров и в первой части заявки представляются показатели в отношении одного размера материала. Данное требование установлено только к четвертой колонке таблицы материалов.  В третьей колонке таблицы материалов указаны показатели, которые не могут изменяться участником при подаче заявки. Размеры винтов с полукруглой головкой по номинальному диаметру резьбы шесть миллиметров, десять миллиметров, указаны в колонке три таблицы и, соответственно, не могут изменяться участником закупки при заполнении первой части заявки. Таким образом, при выполнении работ применяются винты двух диаметров.

В данном случае разъяснения №801069 от 18.06.2017г. изменяют суть аукционной документации, в разъяснениях размещена недостоверная информация, что противоречит ч.3 ст.7, ч. 5 ст. 65 ФЗ №44-ФЗ.

Таким образом, данный довод жалобы признан обоснованным.

4. В позиции  №16 описания объекта закупки в третьей колонке таблицы материалов указаны показатели, которые не могут изменяться участником при подаче заявки, а именно,  шестигранная нормальная ГОСТ ISO 8673-2014 или ГОСТ ISO 4032-2014.

В третьей колонке требование к стандартам указано через союз «или» и, при этом, показатели в третьей колонке не могут изменяться участником при подаче заявки.

В разъяснении на запрос № 802859 от 21.06.2017 г. по данной позиции заказчиком разъяснено, что «В колонке 3 Таблицы материалов указаны значения показателей, которые не могут изменяться участником при подаче заявки. В связи с тем, что участниками закупки могут быть предложены к использованию при выполнении работ гайки, изготовленные по любому из указанных ГОСТов, заказчик в колонке 3 установил, что может применяться любой из двух указанных ГОСТов. Кроме этого, обозначение ГОСТа не является показателем, технической характеристикой товара. В составе первой части заявки показатели к гайке, установленные в колонке 3 представляются без изменения, в следующей редакции: «шестигранная нормальная ГОСТ ISO 8673-2014 или ГОСТ ISO 4032-2014».

В данном случае описание объекта закупки не носит объективного характера, т.к. в данном случае из описания объекта закупки непонятно, какие значения показателей товара должен указать участник закупки в колонке 4. Каким ГОСТ, из указанных в колонке №3, должен руководствоваться участник закупки.

В данном случае заказчиком допущено нарушении ч.1 п.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ.

Таким образом, данный довод жалобы признан обоснованным.

5. В части требований к густотертым масляным краскам Комиссия Новосибирского УФАС России каких-либо нарушений не усматривает. Какие-либо противоречия в описании данного товара и в разъяснениях документации отсутствуют.

Таким образом, данный довод жалобы признан не обоснованным.

6. Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом, обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

ФАС России в своем письме от 1 июля 2016г. №ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ №44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В техническом задании документации об аукционе установлены требования к показателям технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, по следующим позициям: позиция № 41 «Раствор», в колонке 4 установлены требования: известковое молоко должно иметь плотность не менее 1200кг/м3 и содержать извести не менее 30% по массе, известковое тесто должно иметь температуру не ниже 5 гр.С; позиция № 42 «Раствор», в колонке 4 установлены требования: средняя плотность не более 2500 кг/м3.

Как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, такие требования могут привести к ограничению количества участников закупки. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении таких требований в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Вместе с тем, в данном случае заказчик в аукционной документации установил требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней именно конкретных показателей, в том числе тех, которые могут быть известны только по результатам определенных испытаний.

Установив данные требования, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

В данных действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.ч.1.4, 4.1, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Таким образом, данный довод жалобы признан обоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ данной закупки иных нарушений законодательства РФ о контрактной системе не установлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СибВодМелиорация» на действия администрации Карасукского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151300007617000156 на строительство водозаборной скважины для водоснабжения с. Шилово-Курья Карасукского района Новосибирской области частично обоснованной (обоснованы доводы №№ 3, 4, 6).

2. Признать жалобу ООО «Новострой» на действия администрации Карасукского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151300007617000156 на строительство водозаборной скважины для водоснабжения с. Шилово-Курья Карасукского района Новосибирской области обоснованной.

3. Признать администрацию Карасукского района Новосибирской области нарушившей ч.3 ст.7, п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.33, ч. 5 ст. 65, ч.2 ст.110.2 ФЗ №44-ФЗ.

4. Выдать администрации Карасукского района Новосибирской области комиссии по осуществлению закупок при данном заказчике предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных лиц к административной ответственности по ч.ч. 1.4, 4.1, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-266

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

11 июля 2017 года                                                                                                  г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Емец С.В.

ведущий специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии,

на основании своего решения №08-01-282 от 11.07.2017 года по жалобам ООО «Новострой» и ООО «СибВодМелиорация» на действия администрации Карасукского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151300007617000156 на строительство водозаборной скважины для водоснабжения с. Шилово-Курья Карасукского района Новосибирской области,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок комиссии по осуществлению закупок администрации Карасукского района Новосибирской области отменить результаты данной закупки, зафиксированные в протоколах, составленных при осуществлении данной закупки.

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок администрации Карасукского района Новосибирской области необходимо:

- прекратить нарушать ч.2 ст.110.2 ФЗ №44-ФЗ, а именно, устанавливать в аукционной документации виды и объемы работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 15 мая 2017 г. N 570;

- прекратить нарушать ч.3 ст.7, ч. 5 ст. 65 ФЗ №44-ФЗ, прекратить давать разъяснения аукционной документации, изменяющие положения данной аукционной документации;

- прекратить нарушать п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ, а именно, объективно описывать объект закупки, прекратить указывать в описании объекта закупки противоречивую информацию о том, что предлагаемый к использованию товар (материал) должен соответствовать одновременно нескольким, указанным в описании объекта закупки ГОСТам, при этом, требовать от участника закупки представить показатели данного товара (материала), соответствующие только одному из указанных ГОСТов;

- прекратить нарушать п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства;

- с учетом требований настоящего предписания, вышеуказанного решения внести изменения в аукционную документацию по данной закупке;

- в соответствии с требованиями ФЗ №44-ФЗ продлить срок подачи заявок на участие в данном аукционе.

Заказчику – администрации Карасукского района Новосибирской области и комиссии по осуществлению закупок при данном заказчике  необходимо исполнить данное предписание и сообщить о принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания в срок до 28.07.2017г. с приложением подтверждающих документов.

Оператору электронной площадки  обеспечить возможность исполнения данного предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны