РЕШЕНИЕ № 08-01-288 и предписание по жалобе ООО «Блеск» на действия единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис"

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
20.06.2018
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

РЕШЕНИЕ № 08-01-288

13 июня 2018 года                                                                                                    г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

«…»

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

«…»

- специалист первого разряда отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от подателя жалобы – ООО «Блеск» представители не явились, уведомлено надлежащим образом;

от заказчика – ГКУ НСО «Хозяйственное управление» представители не явились, уведомлено надлежащим образом;

от уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис»: «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Блеск» на действия единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона №0851200000618002049 на поставку столов складных, размещен в ЕИС 11.05.2018г., начальная (максимальная) цена контракта 316 933 рубля 28 коп.,  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Блеск» с жалобой на действия единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона №0851200000618002049 на поставку столов складных.

Суть жалобы заключается в следующем.

Податель жалобы обжалует решение единой комиссии уполномоченного учреждения о признании его заявки не соответствующей требованиям аукционной документации.

Согласно Постановлению Правительства РФ № 05.09.2017г. №1072 (далее - Постановление) в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей установлен запрет на допуск отдельных видов товаров, происходящих из иностранных государств, за исключением случаев, предусмотренных пп. а, б, в пункта 1 Постановления. Пункт 2 Постановления определяет какие документы подтверждают происхождение товаров в случаях, установленных Постановлением. Таким образом, товары, страной происхождения которых является Российская Федерация, под запрет не подпадают. Подпункты а, б, в пункта 1 Постановления определяются случаи, когда товары, происходящие из иностранных государств, под запрет не подпадают. Происхождение товаров из иностранных государств в таком случае подтверждается документами, перечень которых содержится в пункте 2 Постановления. ООО «Блеск» полагает, что документы для подтверждения соответствия требованиям Постановления в составе заявки оно представлять не обязано, следовательно, признание его заявки несоответствующей является неправомерным.

На жалобу ООО «Блеск» от уполномоченного учреждения – ГКУ НСО «УКСис» поступили следующие возражения.

Уполномоченное учреждение полагает, что согласно Постановлению установлен запрет на допуск отдельных товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению.

Как следует из описания объекта закупки, заказчик закупает деревянную мебель для офисов, которая входит в перечень, установленный Постановлением.

Пунктом 1 Постановления установлены исключения – пп. а-в, на которые положения названного постановления не распространяются.

В соответствии с пп. в п.1 запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств не распространяется в случае, если страной происхождения товаров является государство член Евразийского союза (Республика Армения, Республика Беларусь, Республика Казахстан, Кыргызская Республика, Российская Федерация) в соответствии с Соглашением о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых государств от 20 ноября 2009г. (в случаях, не указанных в пп. а и б).

Между тем, участник должен подтвердить, что предлагаемый к поставке товар произведен в государстве, которое является членом Евразийского экономического союза, при этом, такое подтверждение определяется в соответствии с документами, установленными Постановлением.

Пункт 2 Постановления устанавливает, что подтверждением производства товаров в случаях, указанных в п. 1, являются следующие документы.

· копия специального инвестиционного контракта, заверенная руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;

· акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

· заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

· сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Пунктом 2 Постановления установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих страну производства товаров. По мнению уполномоченного учреждения, декларация участника аукциона к этому перечню не относится.

В указанной взаимосвязи принятие единой комиссией уполномоченного учреждения решения о несоответствии заявки ООО «Блеск» требованиям документации по основанию п.1 ч.6 ст.69 ФЗ №44-ФЗ является правомерным.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Постановление Правительства РФ от 05.09.2018г. №1072 «Об установлении запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств (за исключением государств – членов Евразийского экономического союза), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» было разработано и принято в целях защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики и поддержки российских товаропроизводителей при осуществлении закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд на период с 01.12.2017г. по 01.12.2019г. в виде запрета на допуск отдельных видов товаров мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящих из иностранных государств, по перечню согласно приложению к Постановлению.

Также Постановление предусматривает исключения, которые позволяют закупать иностранные товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности. В пп. а, б, в указаны случаи, позволяющие закупать для государственных и муниципальных нужд товары мебельной и деревообрабатывающей промышленности, происходящие из иностранных государств.

Пункт 2 Постановления предусматривает, что для случаев, являющихся исключениями из п. 1, а именно, пп. а, б, в, в целях подтверждения производства товара необходимо в составе вторых частей заявок участников представить один из указанных ниже документов:

· копию специального инвестиционного контракта, заверенную руководителем организации (индивидуальным предпринимателем), являющейся стороной указанного контракта;

· акт экспертизы, выдаваемый Торгово-промышленной палатой Российской Федерации в порядке, определенном ею по согласованию с Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

· заключение о подтверждении производства промышленной продукции на территории Российской Федерации, выданное Министерством промышленности и торговли Российской Федерации;

· сертификат о происхождении товара (продукции), выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государства - участника Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. по форме СТ-1, приведенной в приложении 1 к Правилам определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств, являющемся неотъемлемой частью Соглашения.

Исходя из совокупности указанных норм, перечисленные документы, в том числе сертификаты СТ-1, необходимо представлять только в случаях поставки иностранной продукции, подпадающей под установленные ограничения. Применительно к сертификату по форме СТ-1 и исключению, установленному в п.п.в п.1 Постановления, следует, что данное исключение распространяется на иностранные (не российские) товары, происходящие из стран-членов ЕАЭС, т.е. из Армении, Белоруссии, Казахстана, Киргизии, и сертификат по форме СТ-1 в таком случае подтверждает происхождение иностранного товара из стран-членов ЕАЭС, т.е. из Армении, Белоруссии, Казахстана и Киргизии.

Однако для подтверждения производства товара, страной происхождения товара которой является Российская Федерация, документы, указанные в Постановлении, не требуются, поскольку запрет и исключения из него установлены только в отношении иностранных товаров.

Вместе с тем, документация об электронном аукционе требует представления указанных документов во всех случаях, в том числе при предложении товара российского происхождения (п.16.2.5 документации об электронном аукционе).

Установив требования к составу вторых частей заявок о представлении, в том, числе в случае предложения товаров, произведенных в РФ, документов, подтверждающих страну их производства, предусмотренных п.2 Постановления, уполномоченное учреждение нарушило ч.5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ.

При указанных обстоятельствах заявка подателя жалобы не соответствует требованиям документации об электронном аукционе, однако, в свою очередь, требование документации об электронном аукционе к составу заявки в указанной части не основано на нормах действующего законодательства.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО «Блеск» на действия единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона №0851200000618002049 на поставку столов складных необоснованной.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в ЕИС в рамках данного электронного аукциона, а также действий единой комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, иных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Блеск» на действия единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона №0851200000618002049 на поставку столов складных необоснованной.

2. Признать уполномоченное учреждение нарушившим требования ч.5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ.

3. Выдать единой комиссии, уполномоченному учреждению и заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы ответственному должностному лицу Новосибирского УФАС России для рассмотрения вопроса о привлечении виновных должностных лиц к административной ответственности.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-161

13 июня 2018 года                                                                                                 г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«…»

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

«…»

- специалист первого разряда отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-288 от 13.06.2018г. по жалобе ООО «Блеск» на действия единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО "УКСис" при проведении электронного аукциона №0851200000618002049 на поставку столов складных,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику – ГКУ НСО «Хозяйственное управление» и уполномоченному учреждению - ГКУ НСО «УКСис» необходимо:

  1. Прекратить нарушение ч.5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ, а именно, надлежащим образом установить требования к составу вторых частей заявок, прекратить требовать документы, предусмотренные п.2 Постановления Правительства № 05.09.2017г. №1072, в случае, если участником предлагается товар, страной происхождения которого является Российская Федерация.
  2. Внести изменения в документацию об электронном аукционе в соответствии с решением №08-01-288 от 13.06.2018г. и настоящим предписанием.
  3. Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе №0851200000618002049 в соответствии с ФЗ №44-ФЗ.

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок единой комиссии уполномоченного учреждения - ГКУ НСО «УКСис» необходимо отменить решения единой комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

Данное предписание должно быть исполнено в срок до 02.07.2018 г. О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания комиссии по осуществлению закупок ГКУ НСО «УКСис», уполномоченному учреждению - ГКУ НСО «УКСис», заказчику ГКУ НСО «Хозяйственное управление» сообщить в адрес Новосибирского УФАС России в срок, указанный для исполнения настоящего предписания, с приложением подтверждающих документов.

Оператору электронной площадки  обеспечить возможность исполнения данного предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.