РЕШЕНИЕ № 08-01-301 и предписание по жалобе ООО «Диагональ» на действия администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района НСО и МКУ «Служба Сиб»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
04.07.2018
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

РЕШЕНИЕ № 08-01-301

«19» июня 2018 года                                                                                                     г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии;

Дунина А.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Диагональ», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителей администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района НСО (заказчик): <....> (по доверенности), <....> (по доверенности),

в отсутствие представителей муниципального казенного учреждения "Служба содержания и благоустройства" (уполномоченное учреждение), уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «Диагональ» на действия администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района НСО и МКУ «Служба Сиб» при проведении электронного аукциона на реконструкцию системы водоснабжения п. Красный Восток Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300042018000008), начальная (максимальная) цена контракта 6 558 678,31 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Диагональ» с жалобой на действия администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района НСО и МКУ «Служба Сиб» при проведении электронного аукциона на реконструкцию системы водоснабжения п. Красный Восток Новосибирского района Новосибирской области.

Суть жалобы заключается в следующем.

Податель жалобы считает, что при осуществлении данной закупки заказчик допустил нарушения законодательства о контрактной системе.

В частности, заказчиком в единой информационной системе опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе, в которых указано, что использование эквивалентов оборудования, предусмотренного проектной документацией, не допускается.

При этом, законодательство о контрактной системе допускает возможность представления в заявках эквивалентов товаров, предусмотренных документацией об электронном аукционе.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых изложено следующее.

Заказчик не согласен с доводом подателя жалобы.

Заказчик сообщил, что при проведении электронного аукциона в его адрес поступили запросы на разъяснение положений документации об электронном аукционе, на которые были предоставлены ответы в соответствии с требованиями законодательства.

Заказчик считает, что использование эквивалентов товаров, предусмотренных проектной документацией, возможно при исполнении контракта, если это не вызовет изменений проектной документации, влияющих на конструктивную надежность и безопасность объекта капитального строительства.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с частями 3 и 4 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом, участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику. В течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчик в разъяснениях положений документации, опубликованных в единой информационной системе 08.06.2018г., указал, что использование эквивалентов оборудования, содержащегося в проектной документации, не предусмотрено. При этом, 09.06.2018 г. заказчик разместил в единой информационной системе разъяснения, в которых указал, что использование эквивалентов оборудования допускается. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что запретов на использование эквивалентов оборудования, предусмотренного проектной документацией, аукционная документация не содержит.

Таким образом, заказчик разъяснениями от 08.06.2018г. изменил суть аукционной документации, чем нарушил ч.5 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ.

При этом, установлено, что указанные разъяснения касаются исполнения контракта, а не порядка подачи заявок на участие в аукционе о чем было указано в жалобе ООО «Диагональ».

В связи с изложенным, довод подателя жалобы частично подтвержден.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной  системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении заявок, выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчиком опубликованы разъяснения положений документации об электронном аукционе в единой информационной системе 01.06.2018г., 08.06.2018г., 09.06.2018г., в которых не опубликованы предметы запросов на разъяснение. Тем самым заказчиком нарушена ч.4 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ.

В силу требований п.6 ч.5 ст.63 и ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона и аукционная документация должны содержать требования к участникам закупки, установленные в том числе, соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что Федеральным законом от 03.07.2016 № 372-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» внесены изменения в Градостроительный кодекс РФ, вступившие в силу с 01.07.2017г.

В соответствии с ч.2 ст.52 Градостроительного кодекса РФ работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с застройщиком, техническим заказчиком, лицом, ответственным за эксплуатацию здания, сооружения, региональным оператором, должны выполняться только индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, которые являются членами саморегулируемых организаций в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не установлено настоящей статьей. Выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства по таким договорам обеспечивается специалистами по организации строительства (главными инженерами проектов). Работы по договорам о строительстве, реконструкции, капитальном ремонте объектов капитального строительства, заключенным с иными лицами, могут выполняться индивидуальными предпринимателями или юридическими лицами, не являющимися членами таких саморегулируемых организаций.

Согласно ч.3.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ застройщик вправе осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объектов капитального строительства самостоятельно при условии, что он является членом саморегулируемой организации в области строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, если иное не предусмотрено настоящей статьей, либо с привлечением иных лиц по договору строительного подряда.

Частями 4 и 5 ст.55.17 Градостроительного кодекса РФ предусмотрен документ, подтверждающий статус члена саморегулируемой организации, – выписка из реестра членов саморегулируемой организации.

Таким образом, в силу требований п.6 ч.5 ст.63 и ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ при проведении электронного аукциона на выполнение работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, за исключением работ стоимостью не выше трех миллионов рублей (ч.2.1 ст.52 Градостроительного кодекса РФ), заказчики обязаны установить в извещении и документации электронного аукциона требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и требование о представлении в заявке соответствующей выписки из реестра членов саморегулируемой организации (или ее копии).

В нарушение ч.6 ст.31, ч.6 ст.66, п.6 ч.5 ст.63 и ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ заказчик в извещении и документации электронного аукциона установил требование о наличии допуска саморегулируемой организации к работам, а также требование к аукционной заявке о представлении в ней копии свидетельства о допуске к таким работам вместо необходимого требования к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и требования о представлении в заявке соответствующей выписки (или ее копии) из реестра членов саморегулируемой организации.

Кроме того, заказчик в нарушение ч.6 ст.31, ч.6 ст.66, п.6 ч.5 ст.63 и ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ в извещении и документации электронного аукциона установил требование к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения контракта в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям», а также требование к аукционным заявкам о представлении в них документов о соответствии участников закупки данному требованию. При этом, в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 данные требования могут быть установлены при закупке работ работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей. Начальная (максимальная) цена контракта данной закупки составляет 6 558 678,31 рублей.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063, утратили силу в связи с принятием Постановления Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, утвердившего иные правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом.

В настоящее время при осуществлении закупок в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ при определении условий об ответственности сторон необходимо учитывать в проекте контракта правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042.

Заказчик в нарушение ч.4, ч.7, ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в проекте контракта указал размеры штрафов, начисляемых в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), обязательств, предусмотренных контрактом и порядок расчёта пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, в соответствии с утратившими силу правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013 № 1063.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 Федерального закона № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что при выполнении работ используются определенные товары (материалы).

В разъяснениях положений документации, опубликованных в ЕИС 01.06.2018г., заказчик указал, что требования к товарам (материалам) содержатся в проектной сметной документации.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что ссылка на проектную сметную документацию в качестве источника требований к товарам (материалам), используемым при выполнении работ, не является надлежащим исполнением обязанности заказчика по установлению показателей по ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ в силу специфики проектной сметной документации, в которой, к примеру, содержатся безальтернативные требования к товарам (материалам).

В соответствии с п.1 письма ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке»  целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

При этом, документация об электронном аукционе не содержит показателей, предусмотренных ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Упоминания о товарах содержатся в ведомостях объемов работ, которые устанавливают требования к работам. Таким образом, заказчиком нарушена ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Диагональ» на действия администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района НСО и МКУ «Служба Сиб» при проведении электронного аукциона на реконструкцию системы водоснабжения п. Красный Восток Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300042018000008) частично обоснованной (обоснована в части нарушения ст.65 ФЗ № 44-ФЗ).
  2. Признать заказчика нарушившим ч.4, ч.5 ст.65, ч.6 ст.31, ч.6 ст.66, п.6 ч.5 ст.63 и ч.3 ст.64, ч.4, ч.7, ч.8 ст.34, ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
  4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делу об административном правонарушении.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-167

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

«19» июня 2018 года                                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии;

Дунина А.А.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-301 от 19.06.2018г. по жалобе ООО «Диагональ» на действия администрации Верх-Тулинского сельсовета Новосибирского района НСО и МКУ «Служба Сиб» при проведении электронного аукциона на реконструкцию системы водоснабжения п. Красный Восток Новосибирского района Новосибирской области (извещение № 0151300042018000008),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику:

  1. Прекратить нарушение ч.4, ч.7, ч.8 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, установить в проекте контракта условия об ответственности сторон в соответствии с правилами, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042;
  2. Прекратить нарушение ч.6 ст.31, ч.6 ст.66, п.6 ч.5 ст.63 и ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, а исключить из извещения и документации электронного аукциона требование о наличии у участника закупки допуска саморегулируемой организации к работам, а также требование к аукционной заявке о представлении в ней копии свидетельства о допуске к работам. Установить в извещении и документации электронного аукциона требование к участникам закупки о членстве в саморегулируемой организации и требование о представлении в заявке соответствующей выписки (или ее копии) из реестра членов саморегулируемой организации;
  3. Прекратить нарушение ч.6 ст.31, ч.6 ст.66, п.6 ч.5 ст.63 и ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ,  исключить из извещения и документации об электронном аукционе дополнительные требования к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения контракта и к аукционным заявкам о представлении в них документов для подтверждения соответствия участников закупки таким требованиям;
  4. Прекратить нарушение ч.4, ч.5 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ, прекратить предоставлять разъяснения положений документации без указания предметов запросов, а также прекратить предоставлять разъяснения, которые меняют суть документации;
  5. Прекратить нарушение ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами);

  1. Внести изменения в документацию о закупке в соответствии с решением №08-01-301 от 19.02018г., а также настоящим предписанием;
  2. Продлить срок подачи заявок на участие в данном электронном аукционе в соответствии с требованиями ст.65 ФЗ № 44-ФЗ.