Решение №08-01-302 Решение №08-01-302 по жалобе ООО «РегионСтройСервисАвтоматик... от 26 августа 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

                                                                                              

РЕШЕНИЕ № 08-01-302

«15» августа 2016 года                                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Туров А.А.

- заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

 

 

Ухов М.А.

- заместитель начальника отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

Малков К.А.

 

- специалист-эксперт отдела контроля государственного оборонного заказа, член Комиссии;

 

в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», уведомлено надлежащим образом;

в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО «Аутсорсинговая Компания «Система», уведомлено надлежащим образом;

в отсутствие представителей подателя жалобы - ООО «СТРОЙИНВЕСТ», уведомлено надлежащим образом;

в присутствии представителей заказчика - Арбитражного суда Томской области: «…» (по доверенности), «….» (по доверенности);

рассмотрев жалобы ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», ООО «Аутсорсинговая Компания «Система», ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - Арбитражного суда Томской области при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с техническим заданием и заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (первый этап), извещение № 0165100003116000030,

УСТАНОВИЛА:

22.07.2016 г. на официальном сайте www.zakupki.gov было размещено извещение о проведении электронного аукциона № 0165100003116000030 на  выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с техническим заданием и заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (первый этап).

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», ООО «Аутсорсинговая Компания «Система», ООО «СТРОЙИНВЕСТ» с жалобами на положения аукционной документации заказчика - Арбитражного суда Томской области при проведении электронного аукциона на выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с техническим заданием и заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (первый этап).

Податель жалобы ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» сообщило следующее.

ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» считает, что заказчик неправомерно установил в аукционной документации требование о наличии у участников закупки действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, поскольку работы, требующие наличия лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав комплекса ремонтно-реставрационных работ, являющихся объектом закупки.

Кроме того, ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» считает, что заказчик неправомерно установил в аукционной документации требование о наличии у участников закупки действующей лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, поскольку, здание подлежащее выполнению комплекса ремонтно-реставрационных работ, не относится к режимным, военным объектам.

Также, по мнению ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», заказчик установил излишние требования к товарам, используемым при выполнении работ.

Исходя из изложенного, ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Податель жалобы ООО «Аутсорсинговая Компания «Система» сообщило следующее.

ООО «Аутсорсинговая Компания «Система» считает, что заказчик нарушил требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок, установив в аукционной документации  требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну. По мнению ООО «Аутсорсинговая Компания «Система», ремонтно-реставрационные работы, являющиеся объектом закупки, не могут быть охарактеризованы,  как непосредственно связанные с защитой государственной тайны. Кроме того, указанные работы не включены в перечень сведений составляющих государственную тайну, определенный Законом РФ № 5485-1 от 21.07.1993 г. «О государственной тайне», Указом Президента РФ № 1203 от 30.11.1995 г. «Об утверждении Перечня сведений, относенных к государственной тайне».

Исходя из изложенного, ООО «Аутсорсинговая Компания «Система» просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Податель жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» сообщило следующее.

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» сообщило, что заказчиком в аукционной документации установлена дата окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе – 04.08.2016 г. Вместе с тем, срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе – 08.08.2016 г. Таким образом, ООО «СТРОЙИНВЕСТ» считает, что заказчик, установив дату окончания срока предоставления участникам аукциона разъяснений положений документации об аукционе – 04.08.2016 г., нарушил требования ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ.

Кроме того, ООО «СТРОЙИНВЕСТ» сообщило, что заказчиком в п. 11.2 проекта контракта установлено, что если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены  контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г.

При этом начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону № 0165100003116000030 на выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с аукционной документацией, составляет 49 160 970, 00 рублей.

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» считает, что в соответствии с п. 11.2 проекта контракта, заказчик при заключении контракта по итогам электронного аукциона № 0165100003116000030 допускает предоставление участником закупки, с которым заключается договор, и которым предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены  контракта, информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ, что по мнению ООО «СТРОЙИНВЕСТ», является нарушением законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Также ООО «СТРОЙИНВЕСТ» сообщило, что заказчиком в п. 11.5 проекта контракта установлено, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, а также в случае передачи заказчиком прав и/или обязательств по настоящему контракту третьему лицу, подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере, указанном в данном разделе настоящего контракта.

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» считает, что установив данное требование, заказчик нарушил ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ.

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» сообщило, что заказчиком в проекте контракта не установлены фиксированные размеры штрафов за ненадлежащее исполнение заказчиком, подрядчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Таким образом, по мнению ООО «СТРОЙИНВЕСТ», заказчик нарушил требования законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» сообщило, что заказчиком в аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующего выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (ч.ч. 2, 3, 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 33.3. п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624).

Вместе с тем, заказчиком в аукционной документации также установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

ООО «СТРОЙИНВЕСТ» считает, что участник закупки, при наличии действующего выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (ч.ч. 2, 3, 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 33.3. п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624), для выполнения работ, предусматривающих  наличие лицензии, вправе привлечь соисполнителя, обладающего такой лицензией.

Таким образом, по мнению ООО «СТРОЙИНВЕСТ», заказчик нарушил требования ч. 6 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, установив в аукционной документации излишнее требование к участникам закупки.

Исходя из изложенного, ООО «СТРОЙИНВЕСТ» просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобы ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», ООО «Аутсорсинговая Компания «Система», ООО «СТРОЙИНВЕСТ» поступили возражения от заказчика - Арбитражного суда Томской области следующего содержания.

Заказчик сообщил, что в аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Заказчик пояснил, что Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 (ред. от 28.02.2016 г.) в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, включены: све­дения, раскрывающие организацию, силы, средства или методы обеспече­ния безопасности объектов государственной охраны, а также данные о фи­нансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечис­ленные сведения, сведения, раскрывающие методы, средства, орга­низационные, технические или иные меры, направленные на обеспечение режима секретности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные.

В соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ от 14.08.1992 г. № 587 (ред. от 09.09.2015 г.) объекты, занимаемые федеральными судами, конституцион­ными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Фе­дерации подлежат государственной охране.

Заказчик пояснил, что Арбитражный суд Томской области является федеральным арбитражным судом субъекта Российской Федерации, а ремонтируемое здание предназначено для его размещения.

Заказчик сообщил, что на стадии производства работ будет осуществлен допуск к информации, от­носящейся к государственной тайне, которая не включена в состав доку­ментации. Так как на объекте осуществляется допуск к государственной тайне, работы могут проводиться только при наличии лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,  в со­ответствии с Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333.

Заказчик сообщил, что реставрационные работы - это целый комплекс работ на объекте культурного наследия, и на производство этих работ подрядчику выдается разрешение Комитетом по охране объектов культурного наследия Томской области.

Заказчик пояснил, что аукционной документацией предусмотрено выполнение работ по восстановлению исторических кровли, лестниц, перекрытий с одновре­менным обустройством их огнезащиты (огнезащитное покрытие строи­тельных конструкций, кладка элементов исторических печей, устройство транзитных проходов в несущих конструкциях) в соответствии с прило­жением «Ведомость объемов работ». Данные работы являются технологи­чески связанными с выполнением всего комплекса работ, а именно, мон­таж строительных конструкций и восстановление исторических лестниц, сооружений, перекрытий, кровли, печи, дымохода невозможен без их предварительной огнезащиты, то есть работы должны быть выполнены в комплексе.

Таким образом, подрядчик, обязательно имеющий лицензию Мини­стерства Культуры на деятельность по реставрации объектов культурного наследия (именно он должен получить разрешение на производство работ на объекте) и должен осуществлять работы по восстановлению кровли, лестниц и перекрытий с одновременным проведением мероприятий по обустройству огнезащиты. Для проведения этих мероприятий требуется дей­ствующая лицензия Министерства Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техниче­скому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопас­ности зданий и сооружений.

Заказчик полагает, что проведение работ по реставрации может осу­ществлять только лицо, имеющее одновременно лицензию Министерства Культуры по реставрации ОКН, лицензию Министерства Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техниче­скому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопас­ности зданий и сооружений, а также разрешение, выданное Комитетом по охране памятников, на производ­ство работ по реставрации.

На основании изложенного, заказчик считает, что требование к участникам закупки о наличии лицензии Министерства Российской Федерации по делам граж­данской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техниче­скому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопас­ности зданий и сооружений, не нарушает требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик пояснил, что из раздела III аукционной документа­ции следует, что участники закупки при выполнении работ должны ис­пользовать материалы с характеристиками и требованиями согласно при­ложению № 3 к техническому заданию. Приложением № 3 уста­новлены требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), которые должны применяться при производстве работ, а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показа­тели, значения которых не могут изменяться, определяющие качество то­вара, используемого при выполнении работ по предмету аукциона в элек­тронной форме. Технические, функциональные и иные характеристики указаны в приложении к описанию объекта закупки.

Также заказчик сообщил, что все требования к материалам установлены в соответствии с ГОСТами, пере­чень используемых ГОСТов содержится в приложении 3 к техническому заданию.

Заказчик пояснил, что пунктом 11.5 проекта контракта предусмотрено, что в случае, если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по насто­ящему контракту перестало быть действительным, закончило свое дей­ствие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, подрядчик обязуется в те­чение 30 (тридцати) дней представить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере, что указа­ны в данном разделе настоящего контракта.

В соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ заказчики в ка­честве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банков­ские гарантии, выданные банками, включенными в предусмотренный ста­тьей 74.1 Налогового кодекса Российской Федерации перечень банков.

Одним из условий включения в указанный перечень является наличие ли­цензии на осуществление банковских операций, выданной Центральным банком Российской Федерации. На момент выдачи банковской гарантии банк должен иметь действующую лицензию. При отзыве лицензии у бан­ка-гаранта поставщик (подрядчик, исполнитель) обязан предоставить но­вое обеспечение исполнения контракта в целях надлежащего исполнения обязательств по контракту.

Согласно ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ срок дей­ствия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Следовательно, обеспечение исполнения кон­тракта в виде банковской гарантии должно распространяться на весь пери­од действия государственного контракта. Таким образом, положение пунк­та 11.5 проекта государственного контракта направлено на обеспечение исполнения положений ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ о непре­рывности действия обеспечения исполнения контракта в период действия государственного контракта.

Кроме того, заказчик пояснил, что включение такого положения в контракт возможно в силу принципа свободы договора (п. 4 ст. 421 ГК РФ), а законодательство о контрактной системе основывается, в том числе, на положениях Гражданского кодекса РФ (ч. 1 ст. 2 ФЗ № 44-ФЗ). Вместе с тем,  ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ не со­держит прямого запрета на включение в контракт указанного условия.

Заказчик пояснил, что в п. 11.2 проекта контракта содержится условие, о том, что если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены  контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Заказчик считает, что данное условие никоим образом не нарушает права и законные интересы участника данной закупки, поскольку в данное условие установлено для случаев, когда начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее. При этом начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону № 0165100003116000030 составляет более чем пятнадцать миллионов рублей.

Вместе с тем, требование по антидемпинговым мерам при цене контракта более чем пятнадцать миллионов рублей в полном объеме описано в п. 1.17.1 аукционной документации.

Заказчик пояснил, что в соответствии с п. 9.4 и п. 9.6 проекта контракта установлена ответственность сторон в виде штрафов, за ненадлежащее ис­полнение подрядчиком и заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, преду­смотренных контрактом. Кроме того, в данных пунктах установлено, что размер штрафа устанавливается в порядке, предусмотренным Постановлением Правительства № 1063 от 25.11.2013 г.

В соот­ветствии со ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа…», размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент от цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п. 4 ст. 68 ФЗ № 44-ФЗ электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максималь­ной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукцио­на.

Таким образом, размер штрафа в виде фиксированной суммы может быть установлен заказчиком только после под­ведения итогов электронного аукциона на основании цены контракта, полученной по результатам проведения электронного аукциона.

Заказчик пояснил, что в аукционной документации указано, что в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки запроса, заказчик разме­щает в единой информационной системе разъяснения положений докумен­тации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без ука­зания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукци­оне. Срок подачи запросов на разъяснения положений документации участниками закупки установлен с 22.07.2016 г. по 04.08.2016 г. Срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.08.2016 г.

Таким образом, заказчик полагает, что срок предоставления участникам электронного аукциона разъяснений положений документации об электронном аукционе, установленный заказчиком в аукционной документации, соответству­ет требованиям ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ, и не ограничивает права участников электронного аукциона на получение разъяснений положений документации об электронном аукционе.

На основании вышеизложенного, заказчик просит признать жалобы ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», ООО «Аутсорсинговая Компания «Система», ООО «СТРОЙИНВЕСТ» необоснованными.

Рассмотрев материалы жалоб, возражения на жалобы, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено следующее.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995 г. № 1203 (ред. от 28.02.2016 г.) в Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, включены: све­дения, раскрывающие организацию, силы, средства или методы обеспече­ния безопасности объектов государственной охраны, а также данные о фи­нансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечис­ленные сведения, сведения, раскрывающие методы, средства, орга­низационные, технические или иные меры, направленные на обеспечение режима секретности, а также данные о финансировании этой деятельности, если эти данные раскрывают перечисленные.

В соответ­ствии с Постановлением Правительства РФ № 587 от 14.08.1992 г. объекты, занимаемые федеральными судами, конституцион­ными (уставными) судами и мировыми судьями субъектов Российской Фе­дерации подлежат государственной охране.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что Арбитражный суд Томской области является федеральным арбитражным судом субъекта Российской Федерации, а ремонтируемое здание предназначено для его размещения.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что на стадии производства работ будет осуществлен допуск к информации, от­носящейся к государственной тайне, которая не включена в состав доку­ментации.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, установлено заказчиком правомерно, поскольку при выполнении работ, являющихся объектом закупки, будет осуществляться допуск к государственной тайне. Таким образом, работы могут проводиться только при наличии лицензии ФСБ на проведение работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну,  в со­ответствии с Законом РФ от 21.07.1993 г. № 5485-1 «О государственной тайне» и Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 1995 г. № 333. Следовательно, доводы жалоб ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», ООО «Аутсорсинговая Компания «Система» являются необоснованными.

В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единые требования о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно ч. 3 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, организует и координирует работы по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства, обеспечивает соблюдение требований проектной документации, технических регламентов, техники безопасности в процессе указанных работ и несет ответственность за качество выполненных работ и их соответствие требованиям проектной документации. Лицо, осуществляющее строительство, вправе выполнять определенные виды работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объекта капитального строительства самостоятельно или с привлечением других лиц.

При этом в соответствии с ч. 3.1 ст. 52 Градостроительного Кодекса Российской Федерации, лицо, осуществляющее строительство, должно иметь выданное саморегулируемой организацией свидетельство о допуске к работам по организации строительства.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в аукционной документации установлено требование к участникам закупки о наличии действующего выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (ч.ч. 2, 3, 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 33.3. п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624).

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в аукционной документации также установлено требование к участникам закупки о наличии действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.

Вместе с тем Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с п. 6.2.4 проекта контракта, подрядчик вправе привлекать к исполнению контракта субподрядчиков, в соответствии с условиями контракта и требованиями действующего законодательства Российской Федерации.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что участник закупки, при наличии действующего выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к работам по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта (ч.ч. 2, 3, 3.1. ст. 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации, пп. 33.3. п. 33 Перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 г. № 624), для выполнения работ, предусматривающих  наличие лицензии, вправе привлечь соисполнителя, обладающего такой лицензией.

Таким образом, требование заказчика к участникам закупки о наличии действующей лицензии Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, является излишним и нарушает ч. 6 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ. Следовательно, доводы жалоб ООО «РегионСтройСервисАвтоматика», ООО «СТРОЙИНВЕСТ» являются обоснованными.

В соответствии с ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ, в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в ч. 3 настоящей статьи запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что срок окончания подачи заявок на участие в электронном аукционе - 08.08.2016 г.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что срок подачи запросов на разъяснения положений документации участниками закупки установлен с 22.07.2016 г. по 04.08.2016 г.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что срок подачи запросов на разъяснения положений документации участниками закупки, установленный заказчиком, соответству­ет требованиям ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ. Следовательно, довод жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» является необоснованным.

В соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, заказчик должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иные требования, связанные с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В соответствии с ч. 2 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в приложении № 3 уста­новлены требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), которые должны применяться при производстве работ, а также максимальные и/или минимальные значения показателей и показа­тели, значения которых не могут изменяться, определяющие качество то­вара, используемого при выполнении работ, являющихся объектом закупки.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), которые должны применяться при производстве работ, установлены заказчиком в соответствии с ГОСТами.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что пере­чень используемых ГОСТов содержится в приложении 3 к техническому заданию.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требования к техническим характеристикам товаров (материалам и конструкциям), которые должны применяться при производстве работ, установлены заказчиком в соответствии со ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ. Следовательно, довод жалобы ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» является необоснованным.

В соответствии с ч. 4 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ, в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч. 5 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ, штрафы начисляются за ненадлежащее исполнение заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с ч. 8 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ, штрафы начисляются за неисполнение или ненадлежащее исполнение поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств (в том числе гарантийного обязательства), предусмотренных контрактом. Размер штрафа устанавливается контрактом в виде фиксированной суммы, определенной в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа…», размер штрафа устанавливается условиями контракта в виде фиксированной суммы, рассчитываемой как процент цены контракта или ее значения, определяемого в случаях, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с п. 4 ст. 68 ФЗ № 44-ФЗ, электронный аукцион проводится путем снижения начальной (максималь­ной) цены контракта, указанной в извещении о проведении такого аукцио­на.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в соответствии с п. 9.4 и п. 9.6 проекта контракта установлена ответственность сторон в виде штрафов, за ненадлежащее ис­полнение подрядчиком и заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, за исключением просрочки исполнения обязательств, преду­смотренных контрактом.

Кроме того, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в данных пунктах установлено, что размер штрафа устанавливается в порядке, предусмотренным Постановлением Правительства № 1063 от 25.11.2013 г.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что размер штрафа в виде фиксированной суммы может быть установлен заказчиком только после под­ведения итогов электронного аукциона на основании цены контракта, полученной по результатам проведения электронного аукциона.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчику необходимо привести п. 9.4 и п. 9.6 проекта контракта в соответствие с требованиями Постановления Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа…», а именно, включить в проект контракта порядок определения фиксированного размера штрафа в соответствии с правилами, установленными Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 г. № 1063 "Об утверждении Правил определения размера штрафа…».

Таким образом, довод жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ» является обоснованным.

В соответствии с ч. 1 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ, заказчиком в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке, проекте контракта, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом должно быть установлено требование обеспечения исполнения контракта, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в п. 11.5 проекта контракта установлено, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, а также в случае передачи заказчиком прав и/или обязательств по настоящему контракту третьему лицу, подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере, указанном в данном разделе настоящего контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что установлением данного требования, заказчик не нарушил требования законодательства о контрактной системе, поскольку в соответствии с ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Следовательно, довод жалобы ООО «СТРОЙИНВЕСТ»  является необоснованным.

В соответствии со ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ, установлены антидемпинговые меры при проведении аукциона.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в ч. 1 настоящей статьи, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 настоящей статьи.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в п. 11.2 проекта контракта установлено, что если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается договор, предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены  контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении электронного аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса), или информации, подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с частью 3 статьи 37 Федерального закона №44-ФЗ от 05.04.2013 г.

Также Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что антидемпинговые меры при проведении электронного аукциона содержатся в п. 1.17 аукционной документации.

В соответствии с п. 1.17.1 аукционной документации, если при проведении электронного аукциона начальная (максимальная) цена контракта, указанная в п. 4 ч. II«Информационная карта аукциона», составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в п. 19 ч. II«Информационная карта аукциона», но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Вместе с тем, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону № 0165100003116000030 на выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с техническим заданием и заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (первый этап) составляет 49 160 970, 00 рублей.

Таким образом, довод ООО «СТРОЙИНВЕСТ» о том, что заказчик допускает предоставление участником закупки, с которым заключается договор, и которым предложена цена договора, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены  контракта, информации подтверждающей добросовестность такого участника на дату подачи заявки в соответствии с ч. 3 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ, не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки на основании ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ данного электронного аукциона, выявлены иные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч. 3 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям ст. 45 настоящего Федерального закона, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В соответствии с ч. 7 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ, в ходе исполнения контракта поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, взамен ранее предоставленного обеспечения исполнения контракта. При этом может быть изменен способ обеспечения исполнения контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в п. 11.5 проекта контракта установлено, что в случае если по каким-либо причинам обеспечение исполнения обязательств по настоящему контракту перестало быть действительным, закончило свое действие или иным образом перестало обеспечивать исполнение подрядчиком своих обязательств по настоящему контракту, а также в случае передачи заказчиком прав и/или обязательств по настоящему контракту третьему лицу, подрядчик обязуется в течение 10 банковских дней предоставить заказчику иное (новое) надлежащее обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере, указанном в данном разделе настоящего контракта.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что требованием к подрядчику предоставления обеспечение исполнения на тех же условиях и в том же размере, указанном в п. 11.2 контракта, заказчик лишает подрядчика права предоставить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом, установленного ч. 7 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчику необходимо привести п. 11.5 проекта контракта в соответствие с  ч. 7 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ, то есть предоставить подрядчику право представить заказчику обеспечение исполнения контракта, уменьшенное на размер выполненных обязательств, предусмотренных контрактом.

Таким образом, заказчик нарушил требования ч. 7 ст. 96 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии со ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ, установлены антидемпинговые меры при проведении аукциона.

В соответствии с ч. 1 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ, если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в документации о проведении конкурса или аукциона, но не менее чем в размере аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).

Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону № 0165100003116000030 на выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с техническим заданием и заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (первый этап) составляет 49 160 970 ,00 рублей.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчиком в проекте контракта не установлены антидемпинговые меры при проведении аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта более чем пятнадцать миллионов рублей.

Таким образом, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик, не установив в проекте контракта антидемпинговых мер при проведении электронного аукциона с начальной (максимальной) ценой контракта более чем пятнадцать миллионов рублей, при том, что начальная (максимальная) цена контракта по электронному аукциону № 0165100003116000030 составляет 49 160 970, 00 рублей, нарушил требования ч. 1 ст. 37 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь п. 2 ч. 22, ч.10 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1) Признать жалобу ООО «СТРОЙИНВЕСТ» на действия заказчика - Арбитражного суда Томской области при проведении электронного аукциона № 0165100003116000030 на выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с техническим заданием и заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (первый этап), частично обоснованной.

2) Признать жалобу ООО «РегионСтройСервисАвтоматика» на действия заказчика - Арбитражного суда Томской области при проведении электронного аукциона № 0165100003116000030 на выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с техническим заданием и заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (первый этап), частично обоснованной.

3) Признать жалобу ООО «Аутсорсинговая Компания «Система» - Арбитражного суда Томской области при проведении электронного аукциона № 0165100003116000030 на выполнение комплекса ремонтно-реставрационных работ здания, являющегося объектом культурного наследия, в соответствии с техническим заданием и заданием на проведение работ по сохранению объекта культурного наследия (первый этап), необоснованной.

4) Признать заказчика нарушившим ч. 6 ст. 31, ч. 7 ст. 96, ч. 1 ст. 37, ч. 5, ч. 8 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ.

5) Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны