РЕШЕНИЕ № 08-01-340 и предписание по жалобе ИП Арбекова Н.С. на действия аукционной комиссии заказчика – МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
12.07.2018
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

РЕШЕНИЕ № 08-01-340

05 июля 2018 года                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«…»

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

«…»

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от подателя жалобы: ИП Арбекова Н.С. – не явились (уведомлен надлежащим образом);

от заказчика: МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило» – «…» (по доверенности);

рассмотрев жалобу ИП Арбекова Н.С. на действия аукционной комиссии заказчика – МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило» при проведении электронного аукциона № 0551600018718000095 на ремонт помещений павильона для теплолюбивых животных (правое крыло) для нужд МУП "Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило", размещен в ЕИС 30.05.2018г., начальная (максимальная) цена контракта 2896372,54 рублей;

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ИП Абреков Н.С. с жалобой на действия аукционных комиссий заказчика – МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило» при проведении электронного аукциона № 0551600018718000095 на ремонт помещений павильона для теплолюбивых животных (правое крыло) для нужд МУП "Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило".

Суть жалобы ИП Арбекова Н.С. заключается в нижеследующем.

1) Заказчик с нарушением сроков разместил протокол подведения итогов электронного аукциона.

2) Заказчиком в п. 16.2. документации об электронном аукционе установлено, что в составе второй части заявки необходимо представить следующую информацию: фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона.

Все вышеуказанные данные представляются участниками при прохождении аккредитации на площадке и направляются заказчику оператором автоматически.

Аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены п. 1 ч. 6 ст.69 44 ФЗ. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

Заказчик сослался на несоответствие информации, указанной в анкете индивидуального предпринимателя Арбекова Николая Сергеевича, и данных, направленных оператором электронной площадки. Однако заказчик сравнил несопоставимые понятия «местонахождение» (указанное в анкете) и «место жительства» (указанное на площадке). Согласно п. 3 ст. 8 Федеральному закону от 08.08.2001 N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства. Понятие «местонахождение» не применимо к индивидуальным предпринимателям и указывалось в анкете факультативно, как фактический (почтовый) адрес организации.

Участником в рамках участия в электронном аукционе были представлены и иные документы, содержащие сведения о месте жительства: паспорт с отметкой о месте регистрации.

В составе заявки были представлены достоверные данные о месте жительства индивидуального предпринимателя: паспорт и данные о месте жительства, направленные оператором площадки. Понятие почтового (фактического) адреса и его указание (не указание) в учредительных документах, других документах законодательно не регулируется. ФЗ № 44-ФЗ не устанавливает каких-либо ограничений или запретов для участников закупки в отношении указания фактического (почтового) адреса, совпадения его (либо несовпадения) со сведениями об адресах, содержащихся в документах участника закупки, заполняемых им при аккредитации.

На жалобу ИП Арбекова Н.С. от заказчика – МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило» поступили следующие возражения.

  1. В соответствии с ч. 5 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона. Дата проведения электронного аукциона – 18.06.2018г., то есть регламентированный срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не позднее 21.06.2018г.

В соответствии с ч. 8 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещается заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Регламентированный срок размещения протокола подведения итогов электронного аукциона не позднее 22.06.2018г. Заказчик уверен в правомерности своих действий, так как с его стороны отсутствует факт нарушения сроков рассмотрения вторых частей заявок.

  1.  Аукционная комиссия заказчика приняла решение о признании заявки ИП Арбекова Н.С. несоответствующей в связи с представлением недостоверной информации.

В информационной карте, представленной ИП Арбековым Н.С., указано: местонахождение – 630017, Россия, г. Новосибирск, ул. Закаменский микрорайон, д. 14, кв. 200. В составе аккредитационных данных содержалась следующая информация: место нахождения (жительства) – Российская Федерация, 630017, обл. Новосибирская, р-н Куйбышевский, г. Куйбышев, ул. Звездная, д. 6, кв. 1; почтовый адрес - Российская Федерация, 630017, обл. Новосибирская, р-н Куйбышевский, г. Куйбышев, ул. Звездная, д. 6, кв. 1.

Согласно п. 1 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица)…

Согласно ч. 2 ст. 11 НК РФ индивидуальные предприниматели – физические лица, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств.

Согласно ч. 1 ст. 23 ГК РФ гражданин вправе заниматься предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.

В соответствие с ч. 1 ст. 23 ГК РФ к предпринимательской деятельности граждан, осуществляемой без образования юридического лица, соответственно, применяются правила настоящего Кодекса, которые регулируют деятельность юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не вытекает из закона. Участие в закупках является разновидностью предпринимательской деятельности, так как по итогам участия в закупках могут заключаться государственные/муниципальные контракты в целях извлечения прибыли.

Заказчик делает вывод, что участник – индивидуальный предприниматель участвует в закупках на условиях, предоставленных для юридических лиц.

Место нахождения юридического лица находится по адресу его государственной регистрации. Таким образом, местом нахождения ИП Арбекова Н.С. является Российская Федерация, 630017, обл. Новосибирская, р-н Куйбышевский, г. Куйбышев, ул. Звездная, д. 6, кв. 1.

Таким образом, представление в составе анкеты противоречащих сведений о месте нахождения лица, является основанием для аукционной комиссии заказчика для принятия решения о признании заявки ИП Арбекова Н.С. несоответствующей.

Кроме того, информация о месте жительства, представленная на электронную площадку при получении аккредитации, является недостоверной, так как 630017 не принадлежит адресу: Российская Федерация, обл. Новосибирская, р-н Куйбышевский, г. Куйбышев, ул. Звездная, д. 6, кв. 1.

Изучив доводы подателя жалобы, возражения заказчика, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с ч. 5 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ общий срок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе не может превышать три рабочих дня с даты размещения на электронной площадке протокола проведения электронного аукциона.

18.06.2018г. был опубликован протокол проведения электронного аукциона.

Как следует из протокола подведения итогов электронного аукциона, указанный протокол был составлен – 21.06.2018г.

В соответствии с ч. 8 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещается заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе. Регламентированный ФЗ № 44-ФЗ срок размещения протокола подведения итогов электронного аукциона не позднее 22.06.2018г.

Следовательно, в действиях заказчика отсутствуют нарушения ФЗ № 44-ФЗ.

  1. В соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Исходя из указанного, Закон о контрактной системе в сфере закупок не отождествляет статусно индивидуальных предпринимателей и юридические лица.

Согласно ч. 2 ст. 54 ГК РФ место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта. Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

Индивидуальный предприниматель – физическое лицо, чья государственная регистрация, согласно ч. 3 ст. 8 Федерального закона от 08.08.2001г. «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» осуществляется по месту его жительства.

Местом нахождения (жительства), согласно аккредитационным данным с электронной площадки является Российская Федерация, 630017, обл. Новосибирская, р-н Куйбышевский, г. Куйбышев, ул. Звездная, д. 6, кв. 1.

Представленная в составе второй части заявки участником «карта предприятия» содержит указание на «местонахождение» индивидуального предпринимателя по адресу 630017, Россия, г. Новосибирск, ул. Закаменский микрорайон, д. 14, кв. 200.

Вместе с тем, законодательство Российской Федерации не содержит понятия «место нахождения индивидуального предпринимателя», так как в отношении указанной категории лиц, относящихся к физическим, распространяется понятие «место жительства».

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что используя в своей карте предприятия терминологию, не применимую законодательством к индивидуальным предпринимателям, ИП Арбеков Н.С. ввёл аукционную комиссию заказчика в заблуждение о смысловом значении представленной информации: либо как о месте жительства индивидуального предпринимателя (места нахождения лица), либо как о фактическом местонахождении лица.

В связи с этим, комиссия Новосибирского УФАС России считает, что усматривается логический конфликт между доводами подателя жалобы и информацией, представленной в составе второй части заявки. Довод жалобы своего подтверждения не нашел.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, были выявлены иные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заявка ООО «СК АНИС» была признана несоответствующей по основанию п. 1 ч. 6 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, в связи с тем, что в составе заявки содержалась недостоверная информация о наличии свидетельства СРО. Документом, послужившим причиной для принятия аукционной комиссией заказчика такого решения, являлось представленное в составе заявки свидетельство о допуске к работам, выданное саморегулируемой организацией в области капитального строительства.

В качестве обоснования принятия решения о не соответствии участника требованиям ФЗ № 44-ФЗ и документации об электронном аукционе, аукционная комиссия заказчика сослалась на то, что с 01.07.2017г. в связи с изменениями в Градостроительный кодекс Российской Федерации (Грк РФ), действие свидетельств о допуске к определенным видам работ было отменено. Взамен утратившим юридическое значение документам с 01.07.2017г. документом, подтверждающим соответствие участника закупки требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, согласно ст. 55.17 ГрК РФ, является выписка из реестра членов саморегулируемой организации.

Настоящая закупка с начальной (максимальной) ценой контракта, не превышающей 3 млн. рублей, в соответствии с нормами ФЗ № 44-ФЗ и Грк РФ не обязывает участника представлять в составе заявки выписку из реестра членов саморегулируемой организации.

Требований о представлении участниками в составе вторых частей заявок выписки из реестра членов саморегулируемой организации документацией не установлено.

Таким образом, ООО «СК АНИС» представило в составе второй части заявки документ, требование о котором, а также об актуальном его аналоге в составе документации отсутствовало.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что решение о признании заявки ООО «СК АНИС» несоответствующей, в связи с представлением не предусмотренного документацией документа, неправомерно.

Согласно ст. 49 ГК РФ в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании членства в саморегулируемой организации.

В соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ в составе заявок участникам необходимо представлять документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) ФЗ № 44-ФЗ.

В связи с тем, что в составе документации требований к представлению документов о соответствии участников требованиям п. 1 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ не установлено, то представление участником таких документов по своему усмотрению в составе вторых частей заявок не может порождать юридические последствия в виде признания заявки несоответствующей по причине несоответствия факультативно представленных документов требованиям действующего законодательства. Кроме того, представление таких документов не является также представлением недостоверной информации, так как информации, не соответствующей действительности, такие документы не содержат.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ИП Арбекова Н.С. на действия аукционной комиссии заказчика – МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило» при проведении электронного аукциона № 0551600018718000095 на ремонт помещений павильона для теплолюбивых животных (правое крыло) для нужд МУП "Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило" необоснованной.
  2. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей п. 1 ч. 6 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать аукционной комиссии заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-185

05 июля 2018 года                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

«…»

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

«…»

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

«…»

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения № 08-01-340 от 05.07.2018г. по жалобе ИП Арбекова Н.С. на действия аукционной комиссии заказчика – МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило» при проведении электронного аукциона 0551600018718000095 на ремонт помещений павильона для теплолюбивых животных (правое крыло) для нужд МУП "Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило", размещен в ЕИС 30.05.2018г., начальная (максимальная) цена контракта 2896372,54 рублей;

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии заказчика – МУП «Новосибирский зоопарк имени Р.А. Шило» необходимо:

  1. Прекратить нарушение п. 1 ч. 6 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить признавать заявки участников закупки несоответствующими в связи представлением ими документов, не требуемых документацией об электронном аукционе, не влияющих на правовой статус участника закупки;
  2. Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные в протоколе подведения итогов данного электронного аукциона;
  3. Повторно рассмотреть вторые части заявок участников электронного аукциона с учетом требований решения Комиссии Новосибирского УФАС России № 08-01-339 от 05.07.2018г. и настоящего предписания.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 24.07.2018г. с приложением подтверждающих документов.

Оператору электронной торговой площадки – обеспечить возможность исполнения требований решения Комиссии Новосибирского УФАС России № 08-01-340 от 05.07.2018г. и настоящего предписания.