РЕШЕНИЕ № 08-01-341 и предписание по жалобе АО «ЛПК» на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и МКУ «ДЭУ № 1»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
12.07.2018
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:

РЕШЕНИЕ № 08-01-341

4 июля 2018 года                                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

 

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

в присутствии представителей:

уполномоченного органа - департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска –

заказчика – МКУ «ДЭУ № 1» -

представителей подателя жалобы – АО «ЛПК» -

рассмотрев жалобу АО «ЛПК» на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и МКУ «ДЭУ № 1» при проведении электронного аукциона № 0151300030518000032 на поставку песка дробленого, начальная (максимальная) цена контракта 52184790 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось АО «ЛПК» с жалобой на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и МКУ «ДЭУ № 1» при проведении электронного аукциона № 0151300030518000032 на поставку песка дробленого.

Суть жалобы АО «ЛПК» сводится к следующему.

1. По мнению подателя жалобы, в аукционной документации не указано какому ГОСТу должен соответствовать закупаемый песок. В документации об аукционе указаны наименования и значения показателей товара, не соответствующие требованиям действующих ГОСТов, что также приводит к ограничению количества участников закупки.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

АО «ЛПК» полагает, что в нарушение п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ аукционная документация не содержит обоснование необходимости использования нестандартной терминологии.

2. В документации об электронном аукционе, а также в разделе «общей информации о закупке», в качестве наименования объекта закупки указано «поставка песка дробленого».

Согласно извещению о проведении электронного аукциона (форма ЕИС) данная закупка размещается под кодом ОКПД 08.12.11.193, объектом закупки являются «пески кварц-полевошпатовые». Согласно Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) продукция под номером кода 08.12.1 1.193 «пески кварц-полевошпатовые» включена в группу 08.12.11.190 «пески природные, не включенные в другие группировки».

ГОСТ 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия» распространяется на песок природного происхождения (природный песок).

ГОСТ 31424-2010 «Материалы строительные нерудные из отсевов дробления плотных горных пород при производстве щебня. Технические условия» распространяется на песок искусственного происхождения (песок из отсевов дробления).

Совокупности требований заказчика не будет соответствовать песок, указанный в данных стандартах.

На основании вышеизложенного, податель жалобы полагает, что участник закупки не может сделать вывод о том, какой песок (природный песок или песок из отсевов дробления) закупает заказчик.

3. Требования к товару, установленные в документации об аукционе, не соответствуют «ОДН 218.2.027-2003. Отраслевые дорожные нормы. Требования к противогололедным материалам», утвержденные Минтрансом России от 16.06.2003г. № ОС- 548-р, что, по мнению подателя жалобы, также является нарушением.

На основании изложенных доводов податель жалобы просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данную жалобу от заказчика поступили пояснения следующего содержания.

Заказчик полагает, что аукционная документация соответствует требованиям ФЗ №44-ФЗ.

В пункте 3 Раздела I Информационной карты электронного аукциона указано обоснование использования показателей, отличных от установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, а именно, показатели товара установлены в соответствии с рекомендациями «Ассоциации зимнего содержания дорог», претензиями общественных организаций, а также техническими условиями ПСС-1-10, разработанными МКУ «ДЭУ №1», являющимся производителем пескосоляной смеси.

МКУ «ДЭУ №1» были разработаны технические условия ПСС-1-10. Требования к закупаемому товару сформированы в соответствии с данными техническими условиями. В силу чего заказчик не требовал соответствие закупаемого товара какому-либо ГОСТу.

В общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности отсутствует код ОКПД 2 на «песок дробленый». Требованиям заказчика будет соответствовать как природный песок, так и песок из отсевов дробления.

Объектом данной закупки является закупка песка, из которого заказчик будет самостоятельно в соответствии с разработанными им техническими условиями готовить пескосолянную смесь.

На основании вышеизложенного, заказчик просит признать данную жалобу не обоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

1. Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

В пункте 3 Раздела I Информационной карты электронного аукциона указано обоснование использования показателей, отличных от установленных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации, а именно, показатели товара установлены в соответствии с рекомендациями «Ассоциации зимнего содержания дорог», претензиями общественных организаций, а также техническими условиями ПСС-1-10, разработанными МКУ «ДЭУ №1», являющимся производителем пескосоляной смеси.

Законодательство РФ о контрактной системе в сфере закупок не содержит положений, определяющих каким образом и насколько подробно должен заказчик обосновать использование нестандартных показателей.

По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, указанное в аукционной документации обоснование использования нестандартных показателей (за исключением показателя – класс песка) формально соответствует требованиям п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ.

МКУ «ДЭУ №1» были разработаны технические условия ПСС-1-10. Требования к закупаемому товару сформированы в соответствии с данными техническими условиями. В силу чего заказчик не требовал соответствие закупаемого товара какому-либо ГОСТу.

На основании вышеизложенного, довод подателя жалобы об отсутствии обоснования указания нестандартных характеристик товара, отсутствии требования о соответствии товара ГОСТ не обоснован.

Присутствующие на заседании комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика также пояснили, что потребностям заказчика будет соответствовать любой, указанный в описании объекта закупки класс песка (1, средний, крупный, повышенной крупности или очень крупный). Потребностям заказчика не соответствует класс песка – мелкий. Представители заказчика затруднились пояснить в соответствии с какой методикой, каким стандартом участники закупки должны были определить класс песка. Вместе с тем, представители заказчика пояснили, что класс песка заказник определял руководствуясь ГОСТами. Причину отсутствия в аукционной документации метода определения класса песка или ссылки на стандарты, в соответствии с которыми участники закупки должны были определить класс песка и в соответствии с которым (ми) заказчик при приемке песка будет осуществлять проверку соответствия класса песка, указанного в контракте, пояснить не смогли.

В данном случае, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в действиях заказчика содержится нарушение п.1, п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ, т.к. в аукционной документации не указано в соответствии с каким стандартом и (или) каким методом заказчик определил класс закупаемого песка, что может привести к ограничению количества участников закупки.

Таким образом, данный довод жалобы частично обоснован.

2. Присутствующие на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика и уполномоченного органа пояснили, что в общероссийском классификаторе продукции по видам экономической деятельности отсутствует код ОКПД 2 на «песок дробленый». Требованиям заказчика будет соответствовать как природный песок, так и песок из отсевов дробления.

Указанный в ЕИС код ОКДП 2 соответствует песку, подходящему заказчику по содержанию и составу.

Таким образом, данный довод жалобы не обоснован.

3. Объектом данной закупки является закупка песка, из которого заказчик будет самостоятельно в соответствии с разработанными им техническими условиями готовить пескосолянную смесь.

В соответствии с правилами описания объекта закупки, установленными ст.33 ФЗ №44-ФЗ, описание объекта закупки формируется заказчиком в соответствии с его потребностями. Описание объекта закупки содержит необходимые заказчику требования к товарам, материалам.

Законодательство о контрактной систем в сфере закупок товаров, работ, услуг не обязывает заказчика указывать в описании закупки требования к товару, установленные в документации об аукционе, соответствующие «ОДН 218.2.027-2003. Отраслевые дорожные нормы. Требования к противогололедным материалам», утвержденным Минтрансом России от 16.06.2003г. № ОС- 548-р.

Таким образом, довод жалобы о необходимости установления требований к товару в соответствии с вышеуказанным документом не может быть принят как обоснованный.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В п.4.1 проекта контракта указано, что поставщик гарантирует, что поставляемый товар по своим функциональным и качественным характеристикам, требованиям к безопасности соответствует действующим стандартам, сертификатам (паспортам) качества, другим действующим нормам и правилам, пригодный для эксплуатации в соответствии со своим назначением.

Согласно пояснений заказчика, уполномоченного органа, а также согласно аукционной документации закупаемый товар не является стандартным, ссылки на ГОСТы, которым должен соответствовать товар, в аукционной документации отсутствуют. В аукционной документации также имеется обоснование использование нестандартных показателей.

Таким образом, требование п.4.1 проекта контракта в части соответствия функциональных и качественных характеристик поставляемого товара действующим стандартам не соответствует описанию объекта закупки и является недостоверным, что нарушает п.3 ст.7 ФЗ №44-ФЗ.

В данных действиях усматриваются признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч.4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п. 2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу АО «ЛПК» на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и МКУ «ДЭУ № 1» при проведении электронного аукциона № 0151300030518000032 на поставку песка дробленого частично обоснованной.

2. Признать департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и МКУ «ДЭУ № 1» нарушившими п.3 ст.7, п.1, п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ.

3. Выдать департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, комиссии по осуществлению закупок при данном уполномоченном органе  и МКУ «ДЭУ № 1» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

4. Передать материалы уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для решения вопроса о возбуждении производства по делам об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-186

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

4 июля 2018 года                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

 

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

 

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

на основании своего решения №08-01-341 от 04.07.2017 года по жалобе АО «ЛПК» на действия департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и МКУ «ДЭУ № 1» при проведении электронного аукциона №0151300030518000032 на поставку песка дробленого,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и МКУ «ДЭУ № 1» необходимо:

- прекратить нарушать п.1, п.2 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ, а именно, указать в аукционной документации в соответствии с каким стандартом и (или) какой методикой заказчик определил класс закупаемого песка;

- прекратить нарушать п.3 ст.7 ФЗ №44-ФЗ, прекратить размещать в ЕИС недостоверную информацию, а именно, при закупке нестандартных товаров (отсутствии в описании объекта закупки требования о соответствия товара ГОСТ) прекратить устанавливать требования об одновременном соответствии функциональных и качественных характеристик данных товаров стандартам;

- с учетом требований настоящего предписания, решения 08-01-341 от 04.07.2017 года внести изменения в аукционную документацию №0151300030518000032 и проект контракта по данной закупке;

- в соответствии с требованиями ФЗ №44-ФЗ продлить срок подачи заявок на участие в электронном аукционе 0151300030518000032.

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок комиссии по осуществлению закупок департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска необходимо отменить результаты данной закупки, зафиксированные в протоколах, составленных при проведении данной закупки.

Департаменту транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска, комиссии по осуществлению закупок при департаменте транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска и МКУ «ДЭУ № 1» необходимо исполнить данное предписание и сообщить в адрес Новосибирского УФАС России о принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания в срок до 23.07.2017г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.  

Согласно ч.7 ст.19.5 КоАП РФ невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.