Решение №08-01-413 РЕШЕНИЕ № 08-01-413 и предписание по жалобе ООО «Контракт» н... от 22 августа 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-413

16 августа 2018 года                                                                                              г. Новосибирск              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок,

член Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей:

от подателя жалобы: ООО «Центральный» – не явились, уведомлено надлежащим образом;

в присутствии представителей:

от заказчика ИЦИГ СО РАН – <…> (по доверенности<…> (по доверенности);

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр институт цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351100003718000210 на капитальный ремонт ограждающих конструкций нежилого здания ИЦиГ СО РАН в составе: здание механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи (кадастровый номер <...> :35:091490:14), начальная (максимальная) цена контракта 5100000,00 рублей, размещен 26.07.2018г.

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратился ООО «Контракт» с жалобой на действия заказчика – ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр институт цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351100003718000210 на капитальный ремонт ограждающих конструкций нежилого здания ИЦиГ СО РАН в составе: здание механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи (кадастровый номер <...> :35:091490:14).

Суть жалобы ООО «Контракт» заключается в нижеследующем.

  1. ООО «Контракт» полагает, что заказчиком сокращен срок подачи заявок. Начальная (максимальная) цена контракта закупки составляет 5100000,00 р., таким образом, срок подачи заявок в соответствии с ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ должен составлять не менее чем 15 дней.
  2. В описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам, конкретные значения показателей которых становятся известны только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, а равно после его производства, или при наличии такого товара у участника закупки.

В соответствии с положениями инструкции заказчик требует именно конкретные значения указанных показателей в составе первых частей заявок участников.

ООО «Контракт» полагает, что требования о представлении конкретных значений по показателям, становящимся известными по результатам испытаний, а равно при наличии у участников товара, в составе заявок были предъявлены по следующими товарам.

Грунтовка акриловая:

  • вязкость – 20-22.

Краска акриловая:

  • диффузия слоя 15 см: Sd=0,54 – 0,6м (норма Sd≤2,0 м),
  • водопоглощение: w=0,03-0,05 кг/м2ч0,5 (при норме w≤0,5 кг/м2 ч0,5),
  • масса нелетучих компонентов 70-75 %.
  1. В описании объекта закупки предъявлены требования к оттенкам краски акриловой, а именно, матовый и цветные RAL, KABE, NCS, при этом требований к цветовому диапазону, ни к конкретному цвету не предъявлено. Таким образом, податель жалобы полагает, что по товару «краска акриловая» не установлен показатель – цвет, а, следовательно, предъявлять требования к значению отсутствующего показателя недопустимо.
  2.  Проект контракта содержит, по мнению подателя жалобы, нарушения в части сроков оплаты по контракту.

Проект контракта содержит следующее условие: «Оплата производится заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, после приемки этапа работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты представления счета, и на основании подписанного сторонами акта выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.»

В то время как норма ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ содержит указание на то, что оплата за выполненные работы должна быть произведена не более чем в течении пятнадцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.

  1. ООО «Контракт» считает, что заказчик установил в п. 4.2 проекта контракта требование о том, что заказчик в течение 5 (пяти) дней после получения от подрядчика документов, указанных в пунктах 2.11 и 3.11 настоящего контракта, осуществляет проверку указанных документов на соответствие условиям контракта, проверку объема, качества и иных характеристик выполненных работ, включая проведение экспертизы результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта, и, при отсутствии обоснованных возражений по ним, подписывает акты КС-2 и справки КС-3.

Пункт 2.11 в проекте контракта отсутствует, вследствие чего невозможно определить, какие документы необходимо предоставить заказчику перед приемкой выполненных работ.

На жалобу от заказчика – ИЦИГ СО РАН поступили следующие возражения.

  1.  Извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 25.07.2018г. не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. В связи с затянувшимся по времени контролем со стороны органа внутреннего финансового контроля, фактической датой размещения являлось - 26.07.2018г. в 16:10.
  2. В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. Для описания товаров были применены показатели из ГОСТ 25718-83, а именно вязкость, в то время как иные характеристики были взяты с сайта организации, осуществляющей поставку красок для фасадов.
  3. Требования в документации по цвету поставляемого товара не были установлены, так как требование по цвету не является определяющим критерием при выборе материала.
  4. Заказчик указывает на то, что срок оплаты выполненных работ по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, установлен в соответствии с требования ФЗ № 44-ФЗ.
  5. Пункт 4.2 проекта контракта содержит техническую ошибку относительно представления документов, предусмотренных п. 2.11.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

  1. Срок подачи заявок согласно указанному извещению истекал 10.08.2018г. в 10:00.

Заказчиком сокращен срок подачи заявок. Начальная (максимальная) цена контракта закупки составляет 5100000,00 р., таким образом срок подачи заявок в соответствии с ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ должен составлять не менее чем 15 дней. Согласно информации с ЕИС, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 26.07.2018г.

Таким образом, заказчик нарушил ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Инструкция по заполнению первых частей заявок не содержит указания на допустимость указания диапазонов значений в соответствии с ГОСТ по позициям, конкретные показатели по которым возможно установить только по результатам проведенных испытаний.

ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Вместе с тем, позиции № 2 и № 3 описания объекта закупки содержат ряд показателей, противоречащих указанной выше позиции ФАС России. К таковым относятся по материалу «грунтовка акриловая»: вязкость – 20-22; по материалу «краска акриловая»: масса нелетучих компонентов 70-75 %. Кроме того, в описании объекта закупки были также установлены такие показатели, как диффузия слоя 15 см: Sd=0,54 – 0,6м (норма Sd≤2,0 м), водопоглощение: w=0,03-0,05 кг/м2ч0,5 (при норме w≤0,5 кг/м2 ч0,5) в документах национальной системы стандартизации отсутствуют. Как указал заказчик в своих возражениях, приведенные показатели и их значения были взяты с сайта конкретного производителя товара. В отношении красок акриловых водно-дисперсных действует регламентирующий документ - ГОСТ 28196-89 «Краски водно-дисперсионные».

Требование о представлении конкретных значений по указанным показателям конкретного – неправомерно. Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Как установила Комиссия Новосибирского УФАС России, RAL, KABE, NCS являются международными системами соответствия цветов, а именно, шкалами, содержащими различные оттенки и вариации, фактически являющиеся самостоятельными цветами. Довод своего подтверждения не нашел, в указанных действиях заказчика нарушений не усматривается.
  2. Согласно ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.

Проект контракта содержит следующее условие: «Оплата производится заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, после приемки этапа работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты представления счета, и на основании подписанного сторонами акта выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.»

Недопустимо установление условия об оплате в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты представления счета, так как такое условие может повлечь возможные злоупотребления правом со стороны заказчика. Заказчик нарушил ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Пункт 4.2 проекта контракта содержит требование о том, что заказчик в течение 5 (пяти) дней после получения от подрядчика документов, указанных в пунктах 2.11 и 3.11 настоящего контракта, осуществляет проверку указанных документов на соответствие условиям контракта, проверку объема, качества и иных характеристик выполненных работ, включая проведение экспертизы результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта, и, при отсутствии обоснованных возражений по ним, подписывает акты КС-2 и справки КС-3.

Пункт 2.11 в проекте контракта отсутствует, таким образом, указанные в этом пункте документы невозможно предоставить участником заказчику.

Заказчик нарушил ч. 13 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Заказчик предъявил требования о соответствии грунтовки акриловой ГОСТ, вместе с тем, указание на конкретный документ, принятый в национальной системе стандартизации, отсутствует. Заказчик в своих возражениях подтверждает, что указанный показатель им взят из ГОСТ. Национальная система стандартизации предусматривает документ, регламентирующий, в том числе, выпуск материалов лакокрасочных водно-дисперсионных – ГОСТ Р 52020-2003. Таким образом, заказчик, устанавливая требования к ГОСТ обязан указывать конкретный стандартизирующий документ. Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.

В описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам, конкретные значения показателей которых становятся известны только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, а равно его производства, или при наличии такого товара у участника закупки, и представление конкретных значений по которым необходимо согласно инструкции по заполнению первых частей заявок в составе заявок участников.

Указанные требования, также как и установленные в рамках второго довода жалобы ООО «Контракт», противоречат приведенной выше позиции ФАС России.

Позиции № 2 и № 3 описания объекта закупки содержат ряд показателей, противоречащих указанной выше позиции ФАС России. К таковым относятся по товару «грунтовка акриловая»: укрывистость не менее 80 г/м2, адгезия не меньше 1Мпа; по товару «краска акриловая»: масса нелетучих компонентов 70-75 %, укрывистостые характеристики из расчета сухой пленки, 170-175 г/м2, уровень истираемости не более 100 мкм.

В связи с тем, что инструкция допускает представления диапазонов значений только в отношении показателей, предусмотренных ГОСТ. Требование о соответствии стандарту по указанным товарам в документации не предъявлено, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанное обстоятельство влечет невозможность представления в составе первой части заявки участниками конкретных значений по описанным показателям. Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр институт цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351100003718000210 на капитальный ремонт ограждающих конструкций нежилого здания ИЦиГ СО РАН в составе: здание механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи (кадастровый номер <...> :35:091490:14), частично обоснованной (доводы №№ 1,2,4,5 – обоснованные).
  2. Признать заказчика нарушившим ч. 8, ст. 30, пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34, ч. 3 ст. 63, ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и аукционной комиссией заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-216

16 августа 2018 года                                                                                              г. Новосибирск              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения № 08-01-413 от 16.08.2018г. по жалобе ООО «Контракт» на действия заказчика – ИЦиГ СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351100003718000210 на капитальный ремонт ограждающих конструкций нежилого здания ИЦиГ СО РАН в составе: здание механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи (кадастровый номер <...> :35:091490:14), начальная (максимальная) цена контракта 5100000,00 рублей, размещен 26.07.2018г.

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику – ИЦиГ СО РАН необходимо:

 

  1. Прекратить нарушение ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать условия об оплате товара, услуг, работ не предусмотренные ФЗ № 44-ФЗ;
  2. Прекратить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, не допускать установления требований к составу первой части заявки в нарушении требований действующего законодательства;
  3. Прекратить нарушение ч. 13 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования о представлении документов, которые не предусмотрены контрактом;
  4. Прекратить нарушение ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать сроки для подачи заявок менее, чем это предусмотрено для закупки с соответствующей начальной (максимальной) ценой контракта ФЗ № 44-ФЗ.
  5. Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением № 08-01-413 от 16.08.2018г. и настоящим предписанием;
  6. Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0351100003718000210 в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии заказчика – ИЦиГ СО РАН необходимо:

Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 05.09.2018г. с приложением подтверждающих документов.

 

Оператору электронной торговой площадки – обеспечить возможность исполнения требований решения Новосибирского УФАС России № 08-01-413 от 16.08.2018г. и настоящего предписания.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

Согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.

Связанные организации

Связанные организации не указаны