Решение №08-01-413 РЕШЕНИЕ № 08-01-413 и предписание по жалобе ООО «Контракт» н... от 22 августа 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 08-01-413
16 августа 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Сухоплюев Д.В. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
|
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в отсутствие представителей:
от подателя жалобы: ООО «Центральный» – не явились, уведомлено надлежащим образом;
в присутствии представителей:
от заказчика – ИЦИГ СО РАН – <…> (по доверенности<…> (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр институт цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351100003718000210 на капитальный ремонт ограждающих конструкций нежилого здания ИЦиГ СО РАН в составе: здание механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи (кадастровый номер <...> :35:091490:14), начальная (максимальная) цена контракта 5100000,00 рублей, размещен 26.07.2018г.
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратился ООО «Контракт» с жалобой на действия заказчика – ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр институт цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351100003718000210 на капитальный ремонт ограждающих конструкций нежилого здания ИЦиГ СО РАН в составе: здание механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи (кадастровый номер <...> :35:091490:14).
Суть жалобы ООО «Контракт» заключается в нижеследующем.
- ООО «Контракт» полагает, что заказчиком сокращен срок подачи заявок. Начальная (максимальная) цена контракта закупки составляет 5100000,00 р., таким образом, срок подачи заявок в соответствии с ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ должен составлять не менее чем 15 дней.
- В описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам, конкретные значения показателей которых становятся известны только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, а равно после его производства, или при наличии такого товара у участника закупки.
В соответствии с положениями инструкции заказчик требует именно конкретные значения указанных показателей в составе первых частей заявок участников.
ООО «Контракт» полагает, что требования о представлении конкретных значений по показателям, становящимся известными по результатам испытаний, а равно при наличии у участников товара, в составе заявок были предъявлены по следующими товарам.
Грунтовка акриловая:
- вязкость – 20-22.
Краска акриловая:
- диффузия слоя 15 см: Sd=0,54 – 0,6м (норма Sd≤2,0 м),
- водопоглощение: w=0,03-0,05 кг/м2ч0,5 (при норме w≤0,5 кг/м2 ч0,5),
- масса нелетучих компонентов 70-75 %.
- В описании объекта закупки предъявлены требования к оттенкам краски акриловой, а именно, матовый и цветные RAL, KABE, NCS, при этом требований к цветовому диапазону, ни к конкретному цвету не предъявлено. Таким образом, податель жалобы полагает, что по товару «краска акриловая» не установлен показатель – цвет, а, следовательно, предъявлять требования к значению отсутствующего показателя недопустимо.
- Проект контракта содержит, по мнению подателя жалобы, нарушения в части сроков оплаты по контракту.
Проект контракта содержит следующее условие: «Оплата производится заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, после приемки этапа работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты представления счета, и на основании подписанного сторонами акта выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.»
В то время как норма ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ содержит указание на то, что оплата за выполненные работы должна быть произведена не более чем в течении пятнадцати дней с даты подписания заказчиком документа о приемке.
- ООО «Контракт» считает, что заказчик установил в п. 4.2 проекта контракта требование о том, что заказчик в течение 5 (пяти) дней после получения от подрядчика документов, указанных в пунктах 2.11 и 3.11 настоящего контракта, осуществляет проверку указанных документов на соответствие условиям контракта, проверку объема, качества и иных характеристик выполненных работ, включая проведение экспертизы результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта, и, при отсутствии обоснованных возражений по ним, подписывает акты КС-2 и справки КС-3.
Пункт 2.11 в проекте контракта отсутствует, вследствие чего невозможно определить, какие документы необходимо предоставить заказчику перед приемкой выполненных работ.
На жалобу от заказчика – ИЦИГ СО РАН поступили следующие возражения.
- Извещение о проведении закупки размещено в ЕИС 25.07.2018г. не менее, чем за 15 дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе. В связи с затянувшимся по времени контролем со стороны органа внутреннего финансового контроля, фактической датой размещения являлось - 26.07.2018г. в 16:10.
- В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. Для описания товаров были применены показатели из ГОСТ 25718-83, а именно вязкость, в то время как иные характеристики были взяты с сайта организации, осуществляющей поставку красок для фасадов.
- Требования в документации по цвету поставляемого товара не были установлены, так как требование по цвету не является определяющим критерием при выборе материала.
- Заказчик указывает на то, что срок оплаты выполненных работ по контракту, заключенному с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, установлен в соответствии с требования ФЗ № 44-ФЗ.
- Пункт 4.2 проекта контракта содержит техническую ошибку относительно представления документов, предусмотренных п. 2.11.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
- Срок подачи заявок согласно указанному извещению истекал 10.08.2018г. в 10:00.
Заказчиком сокращен срок подачи заявок. Начальная (максимальная) цена контракта закупки составляет 5100000,00 р., таким образом срок подачи заявок в соответствии с ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ должен составлять не менее чем 15 дней. Согласно информации с ЕИС, извещение о проведении электронного аукциона опубликовано 26.07.2018г.
Таким образом, заказчик нарушил ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ.
- Инструкция по заполнению первых частей заявок не содержит указания на допустимость указания диапазонов значений в соответствии с ГОСТ по позициям, конкретные показатели по которым возможно установить только по результатам проведенных испытаний.
ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.
Вместе с тем, позиции № 2 и № 3 описания объекта закупки содержат ряд показателей, противоречащих указанной выше позиции ФАС России. К таковым относятся по материалу «грунтовка акриловая»: вязкость – 20-22; по материалу «краска акриловая»: масса нелетучих компонентов 70-75 %. Кроме того, в описании объекта закупки были также установлены такие показатели, как диффузия слоя 15 см: Sd=0,54 – 0,6м (норма Sd≤2,0 м), водопоглощение: w=0,03-0,05 кг/м2ч0,5 (при норме w≤0,5 кг/м2 ч0,5) в документах национальной системы стандартизации отсутствуют. Как указал заказчик в своих возражениях, приведенные показатели и их значения были взяты с сайта конкретного производителя товара. В отношении красок акриловых водно-дисперсных действует регламентирующий документ - ГОСТ 28196-89 «Краски водно-дисперсионные».
Требование о представлении конкретных значений по указанным показателям конкретного – неправомерно. Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.
- Как установила Комиссия Новосибирского УФАС России, RAL, KABE, NCS являются международными системами соответствия цветов, а именно, шкалами, содержащими различные оттенки и вариации, фактически являющиеся самостоятельными цветами. Довод своего подтверждения не нашел, в указанных действиях заказчика нарушений не усматривается.
- Согласно ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если в извещении об осуществлении закупки установлены ограничения в соответствии с частью 3 настоящей статьи, в контракт, заключаемый с субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, включается обязательное условие об оплате заказчиком поставленного товара, выполненной работы (ее результатов), оказанной услуги, отдельных этапов исполнения контракта не более чем в течение пятнадцати рабочих дней с даты подписания заказчиком документа о приемке, предусмотренного частью 7 статьи 94 настоящего Федерального закона.
Проект контракта содержит следующее условие: «Оплата производится заказчиком на расчетный счет подрядчика, указанный в контракте, после приемки этапа работ в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты представления счета, и на основании подписанного сторонами акта выполненных работ по форме КС-2 и справок о стоимости выполненных работ и затрат по форме КС-3, при отсутствии у заказчика претензий по объему и качеству выполненных работ.»
Недопустимо установление условия об оплате в течение 15 (пятнадцати) рабочих дней с даты представления счета, так как такое условие может повлечь возможные злоупотребления правом со стороны заказчика. Заказчик нарушил ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ.
- Пункт 4.2 проекта контракта содержит требование о том, что заказчик в течение 5 (пяти) дней после получения от подрядчика документов, указанных в пунктах 2.11 и 3.11 настоящего контракта, осуществляет проверку указанных документов на соответствие условиям контракта, проверку объема, качества и иных характеристик выполненных работ, включая проведение экспертизы результатов выполненных работ, отдельных этапов исполнения контракта, и, при отсутствии обоснованных возражений по ним, подписывает акты КС-2 и справки КС-3.
Пункт 2.11 в проекте контракта отсутствует, таким образом, указанные в этом пункте документы невозможно предоставить участником заказчику.
Заказчик нарушил ч. 13 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ.
При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Заказчик предъявил требования о соответствии грунтовки акриловой ГОСТ, вместе с тем, указание на конкретный документ, принятый в национальной системе стандартизации, отсутствует. Заказчик в своих возражениях подтверждает, что указанный показатель им взят из ГОСТ. Национальная система стандартизации предусматривает документ, регламентирующий, в том числе, выпуск материалов лакокрасочных водно-дисперсионных – ГОСТ Р 52020-2003. Таким образом, заказчик, устанавливая требования к ГОСТ обязан указывать конкретный стандартизирующий документ. Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.
В описании объекта закупки заказчиком установлены требования к товарам, конкретные значения показателей которых становятся известны только по результатам проведения испытаний конкретной партии товара, а равно его производства, или при наличии такого товара у участника закупки, и представление конкретных значений по которым необходимо согласно инструкции по заполнению первых частей заявок в составе заявок участников.
Указанные требования, также как и установленные в рамках второго довода жалобы ООО «Контракт», противоречат приведенной выше позиции ФАС России.
Позиции № 2 и № 3 описания объекта закупки содержат ряд показателей, противоречащих указанной выше позиции ФАС России. К таковым относятся по товару «грунтовка акриловая»: укрывистость не менее 80 г/м2, адгезия не меньше 1Мпа; по товару «краска акриловая»: масса нелетучих компонентов 70-75 %, укрывистостые характеристики из расчета сухой пленки, 170-175 г/м2, уровень истираемости не более 100 мкм.
В связи с тем, что инструкция допускает представления диапазонов значений только в отношении показателей, предусмотренных ГОСТ. Требование о соответствии стандарту по указанным товарам в документации не предъявлено, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что указанное обстоятельство влечет невозможность представления в составе первой части заявки участниками конкретных значений по описанным показателям. Заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
- Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – ФГБНУ «Федеральный исследовательский центр институт цитологии и генетики СО РАН» при проведении электронного аукциона № 0351100003718000210 на капитальный ремонт ограждающих конструкций нежилого здания ИЦиГ СО РАН в составе: здание механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи (кадастровый номер <...> :35:091490:14), частично обоснованной (доводы №№ 1,2,4,5 – обоснованные).
- Признать заказчика нарушившим ч. 8, ст. 30, пп. 1, 2 ч. 1 ст. 33, ч. 13 ст. 34, ч. 3 ст. 63, ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.
- Выдать заказчику и аукционной комиссией заказчика предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
- Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-216
16 августа 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Сухоплюев Д.В. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
|
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения № 08-01-413 от 16.08.2018г. по жалобе ООО «Контракт» на действия заказчика – ИЦиГ СО РАН при проведении электронного аукциона № 0351100003718000210 на капитальный ремонт ограждающих конструкций нежилого здания ИЦиГ СО РАН в составе: здание механических мастерских, здание корпуса экспериментальных установок, здание оранжереи (кадастровый номер <...> :35:091490:14), начальная (максимальная) цена контракта 5100000,00 рублей, размещен 26.07.2018г.
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику – ИЦиГ СО РАН необходимо:
- Прекратить нарушение ч. 8 ст. 30 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать условия об оплате товара, услуг, работ не предусмотренные ФЗ № 44-ФЗ;
- Прекратить нарушение п. 1 ч. 1 ст. 33, ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, не допускать установления требований к составу первой части заявки в нарушении требований действующего законодательства;
- Прекратить нарушение ч. 13 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования о представлении документов, которые не предусмотрены контрактом;
- Прекратить нарушение ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать сроки для подачи заявок менее, чем это предусмотрено для закупки с соответствующей начальной (максимальной) ценой контракта ФЗ № 44-ФЗ.
- Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением № 08-01-413 от 16.08.2018г. и настоящим предписанием;
- Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0351100003718000210 в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии заказчика – ИЦиГ СО РАН необходимо:
Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 05.09.2018г. с приложением подтверждающих документов.
Оператору электронной торговой площадки – обеспечить возможность исполнения требований решения Новосибирского УФАС России № 08-01-413 от 16.08.2018г. и настоящего предписания.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Примечание:
Согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.