Решение №08-01-448 Решение №08-01-448 по жалобе ООО «Энергопроект» на действия ... от 12 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ № 08-01-448

05 ноября 2015 года                                                                                                               г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьёв А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Энергопроект», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителей администрации Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области: «…» (глава), «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Энергопроект» на действия заказчика – администрации Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Соколово, Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и период до 2030 г., разработке схемы водоснабжения с. Соколово Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г. и по разработке схемы водоснабжения д. Малый Оёш Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г. (извещение № 0151300021215000002), начальная (максимальная) цена контракта 529 150,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Энергопроект» с жалобой на действия заказчика – администрации Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Соколово, Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и период до 2030 г., разработке схемы водоснабжения с. Соколово Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г. и по разработке схемы водоснабжения д. Малый Оёш Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г.

Суть жалобы заключается в следующем. В документации открытого конкурса заказчиком установлено требование о представлении участниками закупки лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.

Согласно статье 3 Федерального закона от 26 декабря 1995г. №209-ФЗ «О геодезии и картографии» геодезическая и картографическая деятельность, исходя из назначения выполняемых работ, включает в себя:

- геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение;

- геодезические и картографические работы специального (отраслевого) назначения, необходимость проведения которых определяется потребностями субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, отдельных отраслей, граждан и юридических лиц.

Согласно статье 12 указанного Закона, геодезическая и картографическая деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Пунктом 42 части 1 статьи 12 Федерального закона от 4 мая 2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» установлен вид деятельности, требующий лицензии - геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Положение о лицензировании геодезических и картографических работ Федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства), утверждено Постановлением Правительства РФ от 7 декабря 2011г. №1016 «О лицензировании геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства)». Данное положение определяет порядок лицензирования геодезических и картографических работ федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства).

Перечень геодезических и картографических работ, включенных в состав лицензируемого вида деятельности, приведен в приложении к данному положению. Работы по разработке схем теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения не подпадают ни под один из видов работ, указанных в перечне.

Податель жалобы считает данное требование необоснованным, направленным на ограничение свободной конкуренции.

В конкурсной документации заказчик установил требование о представлении участниками в составе заявки копии лицензии на работу со сведениями, содержащими государственную тайну, выданную ФСБ РФ. Податель жалобы полагает, что данное требование установлено неправомерно, ограничивает количество участников закупки, т.к. работы по объекту данной закупки не предусматривают использование сведений, составляющих государственную тайну, исполнитель самостоятельно осуществляет сбор исходной информации для разработки схем водоснабжения и водоотведения.

В конкурсной документации установлен критерий оценки заявок: «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки». Податель жалобы считает, что документация о закупке должна содержать предмет оценки, позволяющий определить исчерпывающий перечень сведений, подлежащих оценке конкурсной комиссией и, соответственно, подлежащих представлению участниками закупки в своих заявках для получения оценки по не стоимостным критериям, зависимость между количеством присваиваемых баллов и представляемыми сведениями по вышеуказанному критерию, а также инструкцию по заполнению заявки. Податель жалобы считает, что такой предмет оценки, как «Максимальное количество баллов по данному показателю» не направлен на выявление лучшего условия исполнения контракта, имеет нечеткий и не исчерпывающий объект оценки, отсутствует взаимосвязь между количеством присваиваемых баллов членами комиссии и представляемыми сведениями со стороны участников. Таким образом, по мнению подателя жалобы, заказчиком не установлен порядок оценки заявок участников по критерию «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», а также отсутствует шкала для оценки заявок по использованному заказчиком критерию.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых указано следующее.

Предметом открытого конкурса является выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Соколово, Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и период до 2030 г. Разработка схемы водоснабжения с. Соколово Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г. Разработка схемы водоснабжения д. Малый Оёш Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г.

Пунктом 3.3 описания объекта закупки предусматривается подготовка исполнителем актуализированной цифровой картографической основы на территорию поселения на основании карты-схемы, в масштабе, предоставленной заказчиком. Иными словами, подрядчику необходимо изготовить  актуальную карту современного состояния территории (в части инженерных коммуникаций), с привязкой к указанной системе координат, с отображением контуров квартальной застройки, трассировок трубопроводов, объектов тепловых сетей, высотных отметок в контрольных точках теплосети, а также местоположения строений, потребителей тепловой энергии, и иной информации, отсутствующей в утвержденных документах территориального планирования поселения, но необходимой для разработки схемы теплоснабжения в объёме, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 22 февраля 2012 г. № 154.

Организациям, осуществляющим разработку документов территориального планирования, в части создания картографических материалов и документов (в том числе отдельных карт, используемых в качестве основы для разработки схем теплоснабжения, водоснабжения), необходимо иметь лицензию, выданную в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

Пунктом 13 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002г. № 150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной документации» определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства территории показываются существующие головные сооружения и магистральные сети инженерной инфраструктуры – водопровод, канализация и т.д.

Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в «голове» - начале водопроводной сети.

При проведении аналогичных конкурсных процедур по выбору подрядчика для разработки схем водоснабжения и водоотведения распространенной ошибкой заказчиков является неверное толкование статьи 42.1 Указа Президента Российской Федерации от 30.11.1995 № 1203 «О государственной тайне», а именно, некоторые заказчики считают, что при численности населения муниципального образования менее 200 тыс. человек разработка схем водоснабжения и водоотведения населенных пунктов не подпадает под понятие государственной тайны и представление в составе заявки на участие в конкурсе копии лицензии, выдаваемой ФСБ РФ, не требуется.

Документация должна содержать требования о наличии лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, во исполнение норм статьи 17 Закона Российской Федерации от 21.07.1993г. № 5485-1 «О государственной тайне», так как при выполнении работ по изготовлению схем водоснабжения организацией будут использоваться сведения о расположении головных сооружений водопровода и водопроводов, их питающих (топографические съемки). В соответствии с Указом Президента РФ от 30.11.1995г. № 1203, сведения о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне.

В соответствии с частью 8 статьи 32 ФЗ № 44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Правила оценки заявок).

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отношении нестоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание нестоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 № 44-ФЗ в извещении о проведении открытого конкурса заказчик указывает требования, предъявляемые к участникам открытого конкурса, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками открытого конкурса в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ст.49 ФЗ № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам открытого конкурса в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ст.49 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать информацию и сведения, в том числе, предусмотренные в извещении о проведении конкурса.

В соответствии с п.4 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать предусмотренные статьей 51 ФЗ № 44-ФЗ требования к содержанию заявки, в том числе к описанию предложения участника открытого конкурса, к форме, составу заявки на участие в открытом конкурсе и инструкцию по ее заполнению, при этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников открытого конкурса или ограничение доступа к участию в открытом конкурсе.

Подпункт г) пункта 1 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ предусматривает, что заявка на участие в открытом конкурсе должна содержать всю указанную заказчиком в конкурсной документации информацию, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника открытого конкурса требованиям к участникам конкурса, установленным заказчиком в конкурсной документации в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, или копии таких документов, а также декларацию о соответствии участника открытого конкурса требованиям, установленным в соответствии с пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ при осуществлении закупки заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки об их соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Согласно описанию объекта закупки в рамках исполнения контракта предусматривается подготовка исполнителем актуализированной цифровой картографической основы на проектируемую территорию, т.е. подрядчику необходимо изготовить актуальную карту современного состояния территории, с привязкой к указанной системе координат, с отображением контуров квартальной застройки, объектов централизованных систем теплоснабжения и водоснабжения и т.д. Таким образом, указанные выше работы по разработке схем теплоснабжения и водоснабжения содержат элементы территориального планирования.

Согласно ст.1 ФЗ №209-ФЗ «О геодезии и картографии» картография - это специфическая область отношений, возникающих в процессе научной, технической и производственной деятельности по изучению, созданию и использованию картографических произведений, главной частью которых являются картографические изображения.

Статьями 10, 14, 19 Градостроительного кодекса РФ предусмотрено, что схемы территориального планирования Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных районов содержат положения о территориальном планировании, карты планируемого размещения объектов федерального значения, регионального значения, местного значения соответственно и иные, виды карт. То есть картографическая часть схем территориального планирования является объектом картографической деятельности.

В соответствии с п.42 ч.1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» геодезические и картографические работы федерального назначения, результаты которых имеют общегосударственное, межотраслевое значение (за исключением указанных видов деятельности, осуществляемых в ходе инженерных изысканий, выполняемых для подготовки проектной документации, строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства) подлежат лицензированию.

Таким образом, организациям, осуществляющим разработку документов территориального планирования, в части создания картографических материалов и документов (в том числе отдельных карт, используемых в качестве основы для разработки схем теплоснабжения, водоснабжения), необходимо иметь лицензию, выданную в соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».

В соответствии с ч.8 ст.32 ФЗ №44-ФЗ порядок оценки заявок, окончательных предложений участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правилами оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 N 1085 «Об утверждении Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Пунктом 10 Правил оценки заявок установлено, что в документации о закупке в отноше­нии не стоимостных критериев оценки могут быть предусмотрены показатели, раскрывающие содержание не стоимостных критериев оценки и учитывающие особенности оценки закупаемых товаров, работ, услуг по нестоимостным критериям оценки. Кроме того, пунктом 11 Правил оценки заявок установлено, что для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с пунктом 10 Правил оценки заявок в отноше­нии критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет произ­водиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения. Установлено, что в конкурсной документации установлены предусмотренные Правилами оценки заявок критерии оценки.

По критерию оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» установлен показатель: «Качество работ, выраженное в степени детализации и содержательной проработанности предложений участника закупки по выполнению работ в со­ответствии с заданием, в части представления проектных методов и практических подходов, нормативно-методических обоснований и подходов участника закупки к решению поставленных в работах задач».

Порядок оценки по показателю «Качество работ, выраженное в степени детализации и содержательной проработанности предложений участника закупки по выполнению работ в соответствии с заданием, в части представления проектных методов и практических подходов, нормативно-методических обоснований и подходов участника закупки к решению поставленных в работах задач» критерия оценки «Качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», установленный в конкурсной документации, не противоречит требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Требование о представлении в  составе заявки лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну, включено в конкурсную документацию в соответствии со ст.17 ФЗ № 5485-1 от 21.07.1993г. «О государственной тайне», так как при выполнении работ по изготовлению схем водоснабжения организацией будут использоваться сведения о расположении головных сооружений водовода и водопровода, их питающих (топографические съемки). В соответствии с п.42.1 Перечня сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 30 ноября 1995 г. № 1203, сведения о расположении головных сооружений водопровода или водовода, их питающих включены в перечень сведений, отнесенных к государственной тайне. Согласно ст.7 Постановления Правительства РФ № 782 от 05.09.2013г. «О схемах водоснабжения и водоотведения» при разработке схем водоснабжения и водоотведения используются: документы территориального планирования, опорные и адресные планы, кадастровые карты территорий муниципальных образований, схемы, чертежи, сведения о техническом состоянии объектов централизованных систем водоснабжения. Электронная модель содержит графическое отображение объектов централизованных систем водоснабжения с привязкой к топографической основе муниципального образования, а также описание основных объектов централизованных систем водоснабжения. Раздел «Технико-экономическое состояние централизованных систем водоснабжения поселения, городского округа» должен содержать сведения о системе и структуре водоснабжения, описание технологических зон водоснабжения, описание состояния существующих источников водоснабжения и водозаборных сооружений, описание существующих насосных станций. Раздел «Предложения по строительству, реконструкции и модернизации объектов водоснабжения» должен содержать карты, схемы существующего размещения объектов систем горячего и холодного водоснабжения. Документами территориального планирования, используемыми для разработки схем, явля­ются, согласно п.п.3 п.1 ст.18 ГК РФ, генеральные планы городских округов. Генеральный план городского округа содержит, согласно п.3 ст.23 ГК РФ, положение о территориальном планировании, карту размещения объектов местного значения, параметры функциональных зон, объекты электро-, тепло-, газо- и водоснабжения населения, водоотведения, а также месторасположение существующих объектов местного значения. В техническом задании указывается на то, что исходными данными для изготовления схемы является генеральный план поселения. Пунктом 13 Постановления Госстроя РФ от 29.10.2002г. № 150 «Об утверждении инструкции о порядке разработки, согласования, экспертизы и утверждения градостроительной до­кументации» определено, что на схеме инженерной инфраструктуры и благоустройства террито­рии показываются существующие головные сооружения и магистральные сети инженерной ин­фраструктуры - водопровод, канализация и т.д. Головными сооружениями признаются сооружения, являющиеся источником энергообеспечения застройки, которые служат для забора воды из водоемов, подземных источников и стоят в «голове» - начале водопроводной сети.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с п.2 ч.3 ст.49 и ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ заказчик в конкурсной документации должен устанавливать требования к участникам закупки, в том числе, требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки и о том, что участник закупки не является оффшорной компанией. В п.7 конкурсной документации заказчиком установлены требования к участникам открытого конкурса. Однако, в нарушение п.2 ч.3 ст.49 и ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ заказчик не установил требования к участникам конкурса в соответствии с п.1, а также п.10 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ.

Согласно п.8 ч.1 ст. 50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация наряду с информацией, указанной в извещении о проведении открытого конкурса, должна содержать порядок предоставления участникам открытого конкурса разъяснений положений конкурсной документации, даты начала и окончания срока такого предоставления.

Согласно ч.7 ст. 50 ФЗ № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе.

Согласно извещению и документации открытого конкурса окончание срока подачи заявок приходится на 13.11.2015г. 10-00 часов. Таким образом, с учетом требований ч.7 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан предоставлять разъяснения не позднее, чем 10.11.2015г. При этом, согласно п.18 документации о проведении открытого конкурса окончание срока предоставления разъяснений положений конкурсной документации установлено на 07.11.2015г. – нерабочий день. Таким образом, заказчик нарушил п.8 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ.

Заказчик в извещении о проведении открытого конкурса указал, что предоставляет преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям (по ст.30 ФЗ № 44-ФЗ).

При этом, заказчик в конкурсной документации указал, что не устанавливает ограничений в закупке и не предоставляет преимуществ.

Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является ограничением при проведении закупки в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ. Однако заказчик в извещении о проведении электронного аукциона указал ограничение в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ как в графе «ограничения в определении поставщика» так и в графе «преимущества».

Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона № 44-ФЗ преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п.4 ч.3 ст. 49, п.5 ч.5 ст.63 и п.6 ч.1 ст.73 Федерального закона № 44-ФЗ в извещениях о проведении аукциона, открытого конкурса и запроса котировок указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 Федерального закона № 44-ФЗ.

Нормы указанных статей корреспондируют со статьями 28, 29 и 30 Федерального закона № 44-ФЗ. Статьи 28, 29 и 30 являются специальными нормами Федерального закона № 44-ФЗ, предусматривающими порядок предоставления преимуществ и установления ограничений в закупках.

Статьи 28 и 29 Федерального закона № 44-ФЗ прямо предусматривают предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.

В свою очередь, статья 30 Федерального закона № 44-ФЗ прямо предусматривает установление в извещениях об осуществлении закупок ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч.3 и ч.8 ст.30 Федерального закона № 44-ФЗ). Положения статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ не содержат норм о предоставлении каких-либо преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное обстоятельство связано с тем, что в случае установления ограничения участия в закупке по статье 30 Федерального закона № 44-ФЗ, ее участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. В связи с этим, предоставление преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям перед этими же участниками закупки является абсурдным. Таким образом, предоставление преимуществ, не предусмотренных статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ, является деянием, противоречащим нормам Федерального закона № 44-ФЗ.

Более того, статьи Федерального закона № 44-ФЗ, регламентирующие порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок (ст.51, ст.66, ст.73), предусматривают представление в заявках документов, подтверждающих получение преимуществ только по статьям 28, 29 Федерального закона № 44-ФЗ. При этом, в данных статьях установлено требование о предоставлении в заявке участника закупки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 Федерального закона № 44-ФЗ.

Совокупность указанных норм свидетельствует о невозможности предоставления преимуществ в соответствии со ст.30 Федерального закона № 44-ФЗ и указание о возможности предоставления преимуществ вводит участников закупок в заблуждение, не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.

Части 5 и 6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ устанавливают требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНКО о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО с указанием в контракте объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Данные положения не предусматривают каких – либо преимуществ СМП или СОНКО перед другими участниками закупки, а трактуют условие исполнения заключенного контракта в части привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Согласно ч.2 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Согласно ч.11 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ № 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ № 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п.2 Приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы» планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Согласно п.5 указанного Приказа размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом N 761/20н, осуществляется с учетом следующих положений:

2) в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются:

е) в столбце 6:

  • предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона № 44-ФЗ (при наличии таких преимуществ);
  • информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, либо об установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ (при наличии таких ограничений или требований).

Таким образом, с учетом совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. С учетом вышеуказанных обязательных особенностей размещения планов-графиков на официальном сайте заказчики при осуществлении закупок у СМП/СОНКО указывают информацию об ограничениях, связанных с участием в закупке только СМП/СОНКО в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ. А при наличии преимуществ указывают преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона № 44-ФЗ.

Таким образом, заказчик нарушил ст.30 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Энергопроект» на действия заказчика – администрации Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Соколово, Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и период до 2030 г., разработке схемы водоснабжения с. Соколово Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г. и по разработке схемы водоснабжения д. Малый Оёш Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г. (извещение № 0151300021215000002) необоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим п.2 ч.3 ст.49 и ч.1 ст.50, п.8 ч.1 ст.50 и ст.30 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-447

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

05 ноября 2015 года                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьёв А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-448 от 05.11.2015г. по жалобе ООО «Энергопроект» на действия заказчика – администрации Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области при проведении открытого конкурса на выполнение работ по разработке схемы теплоснабжения с. Соколово, Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и период до 2030 г., разработке схемы водоснабжения с. Соколово Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г. и по разработке схемы водоснабжения д. Малый Оёш Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области на 2015-2019 гг. и на период 2030 г. (извещение № 0151300021215000002),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику - администрации Соколовского сельсовета Колыванского района Новосибирской области необходимо:

  1. Прекратить нарушение п.2 ч.3 ст.49, ч.1 ст.50 ФЗ №44-ФЗ, а именно, при проведении открытого конкурса установить в конкурсной документации требования к участникам закупки в соответствии с п.1, если это обусловлено объектом закупки, и п.10 ч.1 ст.31 ФЗ №44-ФЗ;
  2. Прекратить нарушение п.8 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в конкурной документации дату окончания срока предоставления разъяснений, не соответствующую требованиям законодательства;
  3. Прекратить нарушение ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить предоставлять не предусмотренные законодательством о закупках преимущества субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям;
  4. Внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с решением №08-01-448 от 05.11.2015г. и настоящим предписанием;
  5. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о закупках.

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок конкурсной комиссии необходимо:

Отменить решения конкурсной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному открытому конкурсу.

 

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 24.11.2015г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны