Решение №08-01-466 Решение №08-01-466 по жалобе ООО «ОптимаИнвест» на действия ... от 20 ноября 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ № 08-01-466

16 ноября 2015 года                                                                                               г. Новосибирск    

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

 

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный  специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист – эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей заказчика – управления по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска – «…» (по доверенности), «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «ОптимаИнвест», общество уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «ОптимаИнвест» на действия управления по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска при проведении электронного аукциона №0151300001415000034 на оказание услуг по приобретению 6 (шести) двухкомнатных квартир в объектах долевого строительства в городе Новосибирске в рамках реализации ведомственной целевой программы «Участие мэрии города Новосибирска в развитии застроенных территорий на 2012-2017 годы», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска 08.10.2012 № 10080,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «ОптимаИнвест» с жалобой на действия управления по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска при проведении электронного аукциона №0151300001415000034 на оказание услуг по приобретению 6 (шести) двухкомнатных квартир в объектах долевого строительства в городе Новосибирске в рамках реализации ведомственной целевой программы «Участие мэрии города Новосибирска в развитии застроенных территорий на 2012-2017 годы», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска 08.10.2012 № 10080, начальная (максимальная) цена контракта 13168680 руб.

Суть жалобы ООО «ОптимаИнвест» сводится к следующему.

ООО «ОптимаИнвест» полагает, что заказчиком нарушены положения ч.3 ст.96, п.8 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ, т.к. заказчиком не установлен срок действия контракта, участник закупки не имеет возможности определить срок действия банковской гарантии.

ООО «ОптимаИнвест» также полагает, что заказчиком нарушены положения ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, т.к. в нарушение дополнительных требований к участникам закупки, утвержденных  Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. №99, заказчиком не установлены требования к участникам закупки о наличии опыта выполнения строительных работ.

На жалобу ООО «ОптимаИнвест» поступили возражения от управления по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска следующего содержания.

В пункте 4.1 проекта муниципального контракта установлено, что застройщик обязуется организовать строительство и ввод объекта строительства в эксплуатацию в IV квартале 2016 года. В пункте 6.1 проекта муниципального контракта определено, что застройщик обязуется передать по акту приема-передачи объекты долевого строительства участнику долевого строительства в IV квартале 2016 года. Таким образом, в проекте муниципального контракта установлен конкретный срок, до истечения которого застройщик обязан передать квартиры управлению по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска, а именно, IV квартал 2016 года. В соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ №214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Частью 2 ст.12 ФЗ №214-ФЗ предусмотрено, что обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Таким образом, управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска полагает, что требование ч.3 ст.96 ФЗ №44-ФЗ заказчиком соблюдено.

Объектом данной закупки являются услуги по приобретению квартир в объектах долевого строительства в городе Новосибирске, код по ОКПД 70.12.11.000 услуги по покупке и продаже жилых помещений. В соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования. Дополнительными требованиями к участникам закупки, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. №99 не предусмотрено, что при закупке услуг по приобретению квартир в объектах долевого строительства (код по ОКПД 70.12.11.000) заказчик обязан установить дополнительные требования согласно данному Постановлению.

Изучив представленные материалы и  доводы сторон, комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу ч.3 ст.96 ФЗ №44-ФЗ срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц. Согласно п.8 ч.1 ст.64 ФЗ №44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать, в том числе информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта. 

В пункте 4.1 проекта муниципального контракта установлено, что застройщик обязуется организовать строительство и ввод объекта строительства в эксплуатацию в IV квартале 2016 года. В пункте 6.1 проекта муниципального контракта определено, что застройщик обязуется передать по акту приема-передачи объекты долевого строительства участнику долевого строительства в IV квартале 2016 года. Таким образом, в проекте муниципального контракта установлена конкретная дата, до истечения которой застройщик обязан передать квартиры управлению по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска, а именно, IV квартал 2016 года, который заканчивается 31.12.2016г. В соответствии с ч.1 ст.12 ФЗ №214-ФЗ обязательства застройщика считаются исполненными с момента подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства. Частью 2 ст.12 ФЗ №214-ФЗ предусмотрено, что обязательства участника долевого строительства считаются исполненными с момента уплаты в полном объеме денежных средств, в соответствии с договором и подписания сторонами передаточного акта или иного документа о передаче объекта долевого строительства.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу, что требование ч.3 ст.96 ФЗ №44-ФЗ заказчиком соблюдено, а именно, извещение об электронном аукционе и информационная карта электронного аукциона содержат информацию о размере обеспечения исполнения контракта, сроке и порядке предоставления указанного обеспечения, требования к обеспечению исполнения контракта. Данный довод жалобы не обоснован.

Объектом данной закупки являются услуги по приобретению квартир в объектах долевого строительства в городе Новосибирске, код по ОКПД 70.12.11.000 услуги по покупке и продаже жилых помещений. В соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования.

Дополнительными требованиями к участникам закупки, утвержденными  Постановлением Правительства РФ от 4 февраля 2015 г. №99 не предусмотрено, что при закупке услуг по приобретению квартир в объектах долевого строительства (код по ОКПД 70.12.11.000) заказчик обязан установить дополнительные требования согласно данному Постановлению. Таким образом, довод жалобы ООО «ОптимаИнвест» о необходимости установления заказчиком требования о наличии у участника закупки опыта работ необоснован.

При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ данной закупки выявлено следующее нарушение законодательства РФ о контрактной системе.

Управлением по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска в аукционной документации указало, что осуществляет данную закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является ограничением при проведении закупки в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ. Однако, управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска  в извещении о проведении закупки (форма сайта), в аукционной документации  указало ограничение в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ как в графе «ограничения в определении поставщика» так и в графе «преимущества».

Согласно ч.4 ст.27 ФЗ № 44-ФЗ преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п.4 ч.3 ст. 49, п.5 ч.5 ст.63 и п.6 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ в извещениях о проведении аукциона, открытого конкурса и запроса котировок указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ.

Нормы указанных статей корреспондируют со статьями 28, 29 и 30 ФЗ № 44-ФЗ. Статьи 28, 29 и 30 являются специальными нормами ФЗ № 44-ФЗ, предусматривающими порядок предоставления преимуществ и установления ограничений в закупках.

Статьи 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ прямо предусматривают предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.

В свою очередь, статья 30 ФЗ № 44-ФЗ прямо предусматривает установление в извещениях об осуществлении закупок ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч.3 и ч.8 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ). Положения статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ не содержат норм о предоставлении каких-либо преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное обстоятельство связано с тем, что в случае установления ограничения участия в закупке по статье 30 ФЗ № 44-ФЗ, ее участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. В связи с этим, предоставление преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям перед этими же участниками закупки является абсурдным. Таким образом, предоставление преимуществ, не предусмотренных статьей 30 ФЗ № 44-ФЗ, является деянием, противоречащим нормам ФЗ № 44-ФЗ.

Более того, статьи ФЗ № 44-ФЗ, регламентирующие порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок (ст.51, ст.66, ст.73), предусматривают представление в заявках документов, подтверждающих получение преимуществ только по статьям 28, 29 ФЗ № 44-ФЗ. При этом, в данных статьях установлено требование о предоставлении в заявке участника закупки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ.

Совокупность указанных норм свидетельствует о невозможности предоставления преимуществ в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ и указание о возможности предоставления преимуществ вводит участников закупок в заблуждение, не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.

Части 5 и 6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ устанавливают требование к поставщику, не являющемуся СМП или СОНКО о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО с указанием в контракте объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Данные положения не предусматривают каких – либо преимуществ СМП или СОНКО перед другими участниками закупки, а трактуют условие исполнения заключенного контракта в части привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа СМП или СОНКО.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Согласно ч.2 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Согласно ч.11 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены. Данная закупка осуществляется по № П44201501513000014002000019  соответствующего плана – графика.

В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ № 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ № 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п.2 Приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы» планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Согласно п.5 указанного Приказа размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом N 761/20н, осуществляется с учетом следующих положений:

2) в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются:

е) в столбце 6:

  • предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ (при наличии таких преимуществ);
  • информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, либо об установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ (при наличии таких ограничений или требований).

Таким образом, с учетом совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. С учетом вышеуказанных обязательных особенностей размещения планов-графиков на официальном сайте заказчики при осуществлении закупок у СМП/СОНКО указывают информацию об ограничениях, связанных с участием в закупке только СМП/СОНКО в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ. А при наличии преимуществ указывают преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ.

Таким образом, управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска нарушило ст.30 ФЗ № 44-ФЗ. Указанная информация могла ввести в заблуждение участников закупок.

Принимая во внимание то, что допущенное нарушение не повлекло ущемления прав и законных интересов участников закупки, руководствуясь Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Новосибирского УФАС России решила не выдавать предписание управлению по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «ОптимаИнвест» на действия управления по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска при проведении электронного аукциона №0151300001415000034 на оказание услуг по приобретению 6 (шести) двухкомнатных квартир в объектах долевого строительства в городе Новосибирске в рамках реализации ведомственной целевой программы «Участие мэрии города Новосибирска в развитии застроенных территорий на 2012-2017 годы», утвержденной постановлением мэрии города Новосибирска 08.10.2012 № 10080, необоснованной.

2. Признать заказчика - управление по жилищным вопросам мэрии города Новосибирска нарушившим  ст.30 ФЗ №44-ФЗ.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Связанные организации

Связанные организации не указаны