Решение б/н РЕШЕНИЕ № 08-01-479 и предписание по жалобе ООО «Перспектива... от 22 ноября 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-479

«03» ноября 2017 года                                                                                                       г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- заместитель начальника отдела контроля закупок, заместитель председателя Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Перспектива», уведомлено надлежащим образом,

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Стройпроектсервис», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителей ИЯФ СО РАН:  <...>  (по доверенности),  <...>  (по доверенности),  <...>  (по доверенности),

рассмотрев жалобы ООО «Перспектива» и ООО «Стройпроектсервис» на действия ИЯФ СО РАН при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества ИЯФ СО РАН с номером извещения № 0351100010917000211, начальная (максимальная) цена контракта 81 924 182,67 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Перспектива» и ООО «Стройпроектсервис» с жалобами на действия ИЯФ СО РАН при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту объектов недвижимого имущества ИЯФ СО РАН.

Суть жалобы ООО «Перспектива» заключается в следующем.

В документации об электронном аукционе установлены дополнительные требования к участникам закупки в соответствии с ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ и Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям».

В документации указано, что участник закупки должен обладать опытом исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом, как заявило ООО «Перспектива», в Постановлении Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 указаны две группы строительных работ: на объекте капитального строительства и на объекте, не являющемся объектом капитального строительства. Заказчик в документации об электронном аукционе не определил группу работ, по которым требуется опыт исполнения контракта, тем самым нарушил законодательство о контрактной системе в сфере закупок.

В документации об электронном аукционе по позициям «бетон мелкозернистый» и «щебень из природного камня» установлены требования о представлении в заявках конкретных показателей, которые могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний.

В проекте контракта содержится ссылка на проектную документацию. При этом, заказчик не разместил ее в единой информационной системе, что является нарушением ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Суть жалобы ООО «Стройпроектсервис» заключается в следующем.

ООО «Стройпроектсервис» сообщило, что описание объекта закупки сформировано с нарушением норм ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. В описании объекта закупки по различным позициям установлены требования о соответствии товаров (материалов) ГОСТ. При этом, по мнению ООО «Стройпроектсервис», по позициям №№ 12, 22 и 28 перечня товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установлены требования к характеристикам, которые не соответствуют положениям ГОСТ.

Кроме того, по мнению ООО «Стройпроектсервис», по различным позициям товаров (материалов), используемых при выполнении работ, установлены требования о представлении в заявках конкретных показателей, которые могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний.

На основании изложенного, податели жалоб просят выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобы от заказчика поступили возражения, в которых изложено следующее.

Заказчик считает жалобы необоснованными.

По мнению заказчика, участник закупки вправе в заявке представить согласие на выполнение работ, предусмотренное п.3 ч.3 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, вместо представления конкретных показателей товаров (материалов), которые становятся известными по результатам проведения определенных испытаний.

Относительно довода жалобы, касающегося требований документации к участникам закупки о наличии опыта исполнения контракта, заказчик пояснил, что в извещении об электронном аукционе заказчиком указаны коды ОКПД 2, по которым можно определить группу работ, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Относительно довода жалобы, касаемо требований документации к товарам, противоречащих положениям ГОСТ, заказчик пояснил, что в документации отсутствуют такие требования.

Относительно отсутствия в единой информационной системе проектной документации заказчик пояснил, что в единой информационной системе размещена сметная документация, которая есть у заказчика. Иных документов проектная документация на данную закупку не содержит.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобы необоснованными.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, размещенные в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В силу норм п.6 ч.5 ст.63 ФЗ № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.3 ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

Пунктом 1 Постановления Правительства РФ №99 от 04.02.2015 «Об установлении дополнительных требований к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, случаев отнесения товаров, работ, услуг к товарам, работам, услугам, которые по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера способны поставить, выполнить, оказать только поставщики (подрядчики, исполнители), имеющие необходимый уровень квалификации, а также документов, подтверждающих соответствие участников закупки указанным дополнительным требованиям» установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными приложением № 1 к данному Постановлению.

В части 2 приложения 1 данного Постановления указано, что при выполнении работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей участник закупки должен обладать опытом исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих <*> работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. При этом стоимость ранее исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Знак «<*>» определяет, что требуется наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;
  • работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представители заказчика заявили, что в рамках данного электронного аукциона заказчик закупает работы по капитальному ремонту объектов капитального строительства. Однако Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что ни извещение, ни документации об электронном аукционе не содержат указания на группу работ, опыт выполнения которых требуется в данной закупке. Таким образом, заказчик, не указав в извещении и документации о закупке конкретную группу работ, установленную под знаком «<*>» в приложения 1 Постановления Правительства РФ № 99, опыт выполнения которых требуется в закупке, заказчик нарушил нормы п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод жалобы  ООО «Перспектива» подтвержден.

В силу норм п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

В документации об электронном аукционе установлено требование о представлении в заявке согласия на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели применяемых при выполнении работ товаров (материалов).

ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 указывала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Комиссия Новосибирского УФАС России, изучив описание объекта закупки в действующей редакции, установила, что в нем отсутствуют такие позиции, как «бетон мелкозернистый», «щебень из природного камня», указанные в жалобе ООО «Перспектива», а также ряд позиций, перечисленных в жалобе ООО «Стройпроектсервис». При этом, в документации содержатся такие позиции как «блок оконный пластиковый», «раствор готовый кладочный цементный», упомянутые в жалобе ООО «Стройпроектсервис».

По позиции «блок оконный пластиковый» установлены такие требования, как прочность при растяжении, модуль упругости при растяжении, коэффициент направленного пропускания света используемого стекла, стойкость к слабоагрессивному кислотному, щелочному и соляному воздействию, сопротивление теплопередаче стеклопакета, коэффициент направленного пропускания света стеклопакета.

По позиции «раствор готовый кладочный цементный» установлены такие требования, как марка раствора по прочности на сжатие, водоудерживающая способность раствора, расслаиваемость свежеприготовленного раствора.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что показатели таких характеристик могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний. Требования документации к первой части заявки, а также инструкция по заполнению первой части заявки обязывают представлять в заявках по таким характеристикам конкретные значения. Таким образом, потребовав в заявке конкретные показатели по таким характеристикам, заказчик нарушил ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод жалобы ООО «Стройпроектсервис» частично подтвержден. Довод жалобы ООО «Перспектива» не нашел своего подтверждения, поскольку в документации об электронном аукционе отсутствуют позиции, указанные в жалобе ООО «Перспектива».

В соответствии со статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Проектная документация определяет объем, содержание работ в другие предъявляемые к ним требования, при этом смета является частью проектной документации,

В соответствии с частью 1 статьи 743 Гражданского кодекса Российской Федерации подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.

В соответствии с частью 6 статьи 52 Градостроительного кодекса Российской Федерации лицо, осуществляющее строительство, обязано осуществлять строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства, в том числе в соответствии с проектной документацией.

Состав проектно-сметной документации определен статьей 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации и Положением о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2008 года N 87.

Согласно части 2 статьи 48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

При этом, согласно ч.12.2 ст.48 Градостроительного Кодекса Российской Федерации в случае проведения капитального ремонта объектов капитального строительства осуществляется подготовка отдельных разделов проектной документации на основании задания застройщика или технического заказчика в зависимости от содержания работ, выполняемых при капитальном ремонте объектов капитального строительства.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в рамках данного электронного аукциона заказчиком подготовлены сметы выполнения работ, что не противоречит ч.12.2 ст.48  Градостроительного Кодекса Российской Федерации. Данные сметы размещены в единой информационной системе в полном объеме. Таким образом, данный довод жалобы ООО «Перспектива» не нашел своего подтверждения.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Комиссия Новосибирского УФАС России полагает, что показатели следующих требований описания объекта закупки могут стать известными только по результатам проведения определенных испытаний. По позиции «бетон тяжелый»: прочность бетона на сжатие, потеря массы при испытании по истираемости, потеря массы при испытании по дробимости. По позиции «рулонный кровельный гидроизоляционный материал «Изопласт» или эквивалент»: теплостойкость, водонепроницаемость при давлении. По позиции: «плиты теплоизоляционные из экструзионного вспененного полистирола «Пеноплекс» или эквивалент»: водопоглощение, теплопроводность, предел прочности при статическом изгибе. Требования документации к первой части заявки, а также инструкция по заполнению первой части заявки обязывают представлять в заявках по таким характеристикам конкретные значения. Таким образом, потребовав в заявке конкретные показатели по таким характеристикам, заказчик нарушил ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что заказчик в рамках данного электронного аукциона закупает работы по капитальному ремонту на более, чем двадцати объектах, расположенных по трём адресам по различным улицам.

В соответствии с ч.3 ст.17 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции» при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.

Представители заказчика на заседании Комиссии Новосибирского УФАС России не представили каких-либо доказательств, подтверждающих функциональную и технологическую взаимосвязь между работами по ремонту, закупаемыми по адресам пр. Академика Лаврентьева, д. 11, ул. Тихая, д. 5, ул. Софийская, д. 20.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что работы по каждому из объектов могут быть выполнены в полном объеме отдельно без какой-либо взаимосвязи между собой. Таким образом, объединив эти работы в объект закупки одного электронного аукциона, заказчик нарушил нормы п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а также ч.3 ст.17 ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

В связи с тем, что в силу норм ч.6 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ изменение объекта закупки не допускается, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что устранение вышеуказанных нарушений возможно исключительно путем аннулирования данной закупки.

Вышеуказанные нарушения могут свидетельствовать о наличии в действиях должностных лиц заказчика составов административных правонарушений, предусмотренных ч.ч.1.4, 4, 4.2 ст.7.30 КоАП РФ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобы ООО «Перспектива» и ООО «Стройпроектсервис» на действия ИЯФ СО РАН при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества ИЯФ СО РАН с номером извещения № 0351100010917000211, частично обоснованными (в части дополнительных требований к участникам закупки, требований о представлении в заявке конкретных показателей, которые могут стать известными по результатам испытаний).
  2. Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33, п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок с требованием об аннулировании определения поставщика.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-397

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

«03» ноября 2017 года                                                                                                    г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-479 от 03.11.2017г. по жалобам ООО «Перспектива» и ООО «Стройпроектсервис» на действия ИЯФ СО РАН при проведении электронного аукциона на выполнение работ по капитальному ремонту объектов недвижимого имущества ИЯФ СО РАН с номером извещения № 0351100010917000211,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок ИЯФ СО РАН  необходимо:

  1. Прекратить нарушение п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, при закупке работ, включенных в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, прекратить не указывать в извещении и документации об электронном аукционе группу работ, опыт выполнения которых требуется у участников аукциона в соответствии с приложением 1 Постановления Правительства РФ № 99;
  2. Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей товаров (материалов), которые могут стать известными по результатам проведения определенных испытаний;
  3. Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33, ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить объединять в одну закупку технологически и функционально не связанные между собой работы, которые могут выполняться отдельно;
  4. Аннулировать данное определение поставщика.

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии заказчика необходимо:

Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

Оператору электронной торговой площадки АО «ЕЭТП» необходимо обеспечить возможность исполнения решения №08-01-479 от 03.11.2017г. и настоящего предписания заказчиком и аукционной комиссией.

Заказчику и аукционной комиссии необходимо исполнить требования настоящего предписания в срок до 22.11.2017г.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания заказчику и аукционной комиссии необходимо сообщить в адрес Новосибирского УФАС России до 23.11.2017г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

Связанные организации

Связанные организации не указаны