Решение №08-01-495 Решение №08-01-495 по жалобе ООО «АЙТИС» на действия заказчи... от 21 декабря 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-495

14 декабря 2015 года                                                                                                         г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы ООО «АЙТИС» (уведомлено надлежащим образом),

в отсутствие представителей заказчика – администрации Бочкаревского сельсовета Черепановского района Новосибирской области (заявлено ходатайство о рассмотрении в отсутствие представителей),

рассмотрев жалобу ООО «АЙТИС» на действия заказчика – администрации Бочкаревского сельсовета Черепановского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на реконструкцию теплотрассы по ул. Ленина, пер. Пионерский в п. Пушной Черепановского района Новосибирской области (извещение № 0151300015715000004), начальная (максимальная) цена контракта 13 174 600,00 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «АЙТИС» с жалобой на действия заказчика – администрации Бочкаревского сельсовета Черепановского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на реконструкцию теплотрассы по ул. Ленина, пер. Пионерский в п. Пушной Черепановского района Новосибирской области (извещение № 0151300015715000004).

Суть жалобы заключается в следующем. ООО «АЙТИС» обжалует положения аукционной документации относительно информации об участниках данной закупки, а именно, такого участника, как «организатор торгов», установления сокращенного срока подачи заявок, установления в аукционной документации противоречивой информации относительно представления преимуществ участникам закупки, являющимся субъектами малого предпринимательства и социально ориентированными некоммерческими организациями, положения документации, касающиеся информации, какие именно требования установлены к участникам закупки в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, так как извещение по закупке содержит отсылку к п.13 документации, который содержит общий перечень требований к участникам закупки. 

На основании изложенного, ООО «АЙТИС» просит выдать администрации Бочкаревского сельсовета Черепановского района Новосибирской области предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу ООО «АЙТИС» от заказчика - администрации Бочкаревского сельсовета Черепановского района Новосибирской области поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы в силу следующего. По мнению заказчика, понятия «организатор торгов» и «специализированная организация» являются равнозначными, кроме того, на официальном сайте закупок в разделе «контактная информация» указано: «Специализированная организация – Общество с ограниченной ответственностью «Консультационная служба в сфере закупок».

Заказчик считает, что срок окончания подачи заявок установлен в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ и составляет 15 календарных дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе.

Относительно установления в извещении о проведении электронного аукциона преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям заказчик пояснил, что данное извещение формируется автоматически с применением программных средств, работа на официальном сайте начинается с проставления флажка  в блоке «Преимущества», все остальные позиции для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций устанавливаются автоматически, кроме того, в случае, если заказчик не установит в извещении указанных преимуществ, поиск в единой информационной системе по данному критерию будет невозможен.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в отношении установленных требований к участникам закупки содержится ссылка на п.13 аукционной документации, в котором содержится, в том числе, конкретное требование, установленное в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, а также указан документ, подтверждающий соответствие участника закупки данному требованию.

Таким образом, заказчик считает, что все доводы, указанные в жалобе, не способны привести к ограничению количества участников закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно ч.1 ст.40 ФЗ № 44-ФЗ заказчик вправе привлечь на основе контракта специализированную организацию для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения конкурса или аукциона, в том числе для разработки конкурсной документации, документации об аукционе, размещения в единой информационной системе извещения о проведении открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса или электронного аукциона, направления приглашений принять участие в закрытом конкурсе, закрытом конкурсе с ограниченным участием, закрытом двухэтапном конкурсе или в закрытом аукционе, выполнения иных функций, связанных с обеспечением проведения определения поставщика (подрядчика, исполнителя). При этом создание комиссии по осуществлению закупок, определение начальной (максимальной) цены контракта, предмета и существенных условий контракта, утверждение проекта контракта, конкурсной документации, документации об аукционе и подписание контракта осуществляются заказчиком.

В соответствии с ч.3 ст.40 ФЗ № 44-ФЗ специализированная организация осуществляет указанные в ч.1 ст.40 ФЗ № 44-ФЗ функции от имени заказчика. При этом права и обязанности в результате осуществления таких функций возникают у заказчика.

В соответствии с ч.2 ст.447 ГК РФ в качестве организатора торгов могут выступать собственник вещи, обладатель иного имущественного права на нее, другое лицо, имеющее интерес в заключении договора с тем, кто выиграет торги, а также лицо, действующее на основании договора с указанными лицами и выступающее от их имени или от своего имени, если иное не предусмотрено законом (нотариус, специализированная организация и др.)

Заказчиком в п.1 документации об электронном аукционе указана следующая информация: «Организатор торгов: Общество с ограниченной ответственностью «Консультационная служба в сфере закупок». Кроме того, в извещении, формируемом на официальном сайте закупок, в разделе «Контактная информация» содержится, в том числе, следующая информация: «Специализированная организация: Общество с ограниченной ответственностью «Консультационная служба в сфере закупок». Таким образом, документация об электронном аукционе не содержит недостоверной информации относительно участников данной закупки, исходя из содержащейся в аукционной документации информации можно однозначно сделать вывод, что Общество с ограниченной ответственностью «Консультационная служба в сфере закупок» является специализированной организацией, привлеченной заказчиком для выполнения отдельных функций по определению поставщика (подрядчика, исполнителя). Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Согласно ч.6 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ заказчик по собственной инициативе или в соответствии с поступившим запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе вправе принять решение о внесении изменений в документацию о таком аукционе не позднее чем за два дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе. При этом срок подачи заявок на участие в таком аукционе должен быть продлен так, чтобы с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе этот срок составлял не менее чем пятнадцать дней или, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) не превышает три миллиона рублей, не менее чем семь дней.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что заказчиком 24.11.2015г. были внесены изменения в аукционную документацию, при этом срок подачи заявок был продлен заказчиком согласно извещению, формируемому на официальном сайте закупок, и п.9 аукционой документации до 13 часов 00 минут 09.12.2015г., то есть на срок с даты размещения изменений до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе составил менее чем пятнадцать дней, поскольку прием заявок осуществлялся не до конца рабочего дня 09.12.2015г. Таким образом, заказчик нарушил ч.6 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ, данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение.

Заказчик в аукционной документации указал, что осуществляет данную закупку у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Осуществление закупок у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций является ограничением при проведении закупки в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ. Заказчиком в п.12 аукционной документации указано, что преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28-30 ФЗ № 44-ФЗ, не установлены. Однако заказчик в форме извещения, формируемом на официальном сайте закупок, указал ограничение в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ как в графе «ограничения в определении поставщика» так и в графе «преимущества».

Согласно ч.4 ст.27 Федерального закона № 44-ФЗ преимущества в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ предоставляются при осуществлении закупок:

1) учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы;

2) организациям инвалидов;

3) субъектам малого предпринимательства;

4) социально ориентированным некоммерческим организациям.

Согласно п.4 ч.3 ст. 49, п.5 ч.5 ст.63 и п.6 ч.1 ст.73 ФЗ № 44-ФЗ в извещениях о проведении аукциона, открытого конкурса и запроса котировок указываются преимущества, предоставляемые заказчиком в соответствии со статьями 28 - 30 ФЗ № 44-ФЗ.

Нормы указанных статей корреспондируют со статьями 28, 29 и 30 ФЗ № 44-ФЗ. Статьи 28, 29 и 30 являются специальными нормами ФЗ № 44-ФЗ, предусматривающими порядок предоставления преимуществ и установления ограничений в закупках.

Статьи 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ прямо предусматривают предоставление преимуществ учреждениям и предприятиям уголовно-исполнительной системы и организациям инвалидов.

В свою очередь, статья 30 ФЗ № 44-ФЗ прямо предусматривает установление в извещениях об осуществлении закупок ограничений в отношении участников закупок, которыми могут быть только субъекты малого предпринимательства, социально ориентированные некоммерческие организации (ч.3 и ч.8 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ). Положения статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ не содержат норм о предоставлении каких-либо преимуществ субъектам малого предпринимательства, социально ориентированным некоммерческим организациям. Данное обстоятельство связано с тем, что в случае установления ограничения участия в закупке по статье 30 ФЗ № 44-ФЗ, ее участниками могут быть только субъекты малого предпринимательства и социально ориентированные некоммерческие организации. В связи с этим, предоставление преимуществ субъектам малого предпринимательства и социально ориентированным некоммерческим организациям перед этими же участниками закупки является абсурдным. Таким образом, предоставление преимуществ, не предусмотренных статьей 30 ФЗ № 44-ФЗ, является деянием, противоречащим нормам ФЗ № 44-ФЗ.

Более того, статьи ФЗ № 44-ФЗ, регламентирующие порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе, электронном аукционе, запросе котировок (ст.51, ст.66, ст.73), предусматривают представление в заявках документов, подтверждающих получение преимуществ только по статьям 28, 29 ФЗ № 44-ФЗ. При этом, в данных статьях установлено требование о предоставлении в заявке участника закупки декларации о принадлежности участника закупки к субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям в случае установления заказчиком ограничения, предусмотренного частью 3 статьи 30 ФЗ № 44-ФЗ.

Совокупность указанных норм свидетельствует о невозможности предоставления преимуществ в соответствии со ст.30 ФЗ № 44-ФЗ и указание о возможности предоставления преимуществ вводит участников закупок в заблуждение, не соответствует вышеуказанным положениям законодательства.

Части 5 и 6 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ устанавливают требование к поставщику, не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций с указанием в контракте объема такого привлечения, установленного в виде процента от цены контракта. Данные положения не предусматривают каких – либо преимуществ субъектам малого предпринимательства или социально ориентированным некоммерческим организациям перед другими участниками закупки, а трактуют условие исполнения заключенного контракта в части привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций.

Кроме того, в соответствии с ч.1 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики содержат перечень закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд на финансовый год и являются основанием для осуществления закупок.

Согласно ч.2 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ планы-графики формируются заказчиками в соответствии с планами закупок.

Согласно ч.11 ст.21 ФЗ № 44-ФЗ заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. Закупки, не предусмотренные планами-графиками, не могут быть осуществлены.

В соответствии с ч.2 ст.112 ФЗ № 44-ФЗ заказчики размещают в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планы-графики размещения заказов на 2014 - 2016 годы по правилам, действовавшим до дня вступления в силу ФЗ № 44-ФЗ, с учетом особенностей, которые могут быть установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим нормативное правовое регулирование в сфере размещения заказов, и федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим правоприменительные функции по кассовому обслуживанию исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Согласно п.2 Приказа Минэкономразвития России № 182, Казначейства России № 7н от 31.03.2015г. «Об особенностях размещения в единой информационной системе или до ввода в эксплуатацию указанной системы на официальном сайте Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» для размещения информации о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг планов-графиков размещения заказов на 2015 - 2016 годы» планы-графики подлежат размещению на официальном сайте не позднее одного календарного месяца после принятия закона (решения) о бюджете.

Согласно п.5 указанного Приказа размещение плана-графика на официальном сайте по форме планов-графиков размещения заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для нужд заказчиков, утвержденной приказом N 761/20н, осуществляется с учетом следующих положений:

2) в соответствующих столбцах, предусмотренных формой планов-графиков, указываются:

е) в столбце 6:

предоставляемые участникам закупки преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 Федерального закона № 44-ФЗ (при наличии таких преимуществ);

информация об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций, либо об установлении требований к поставщику (подрядчику, исполнителю), не являющемуся субъектом малого предпринимательства или социально ориентированной некоммерческой организацией, о привлечении к исполнению контракта субподрядчиков, соисполнителей из числа субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 44-ФЗ (при наличии таких ограничений или требований).

Таким образом, с учетом совокупности вышеуказанных норм действующего законодательства о контрактной системе заказчики осуществляют закупки в соответствии с информацией, включенной в планы-графики. С учетом вышеуказанных обязательных особенностей размещения планов-графиков на официальном сайте заказчики при осуществлении закупок у субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций указывают информацию об ограничениях, связанных с участием в закупке только субъектов малого предпринимательства или социально ориентированных некоммерческих организаций в соответствии со статьей 30 ФЗ № 44-ФЗ. А при наличии преимуществ указывают преимущества в соответствии со статьями 28 и 29 ФЗ № 44-ФЗ.

Таким образом, заказчик нарушил ст.30 ФЗ № 44-ФЗ, данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение частично.

Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона в пункте «Единые требования к участникам» указано, что требования, предъявляемые к участникам электронного аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками аукциона, содержатся в п.13 аукционной документации.

В п.п.1 п.13 аукционной документации заказчиком установлено предусмотренное п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ требование, установленное в соответствии с законодательством Российской Федерации, к лицам, осуществляющим выполнение работ, являющихся объектом закупки, а именно, о наличии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, по перечню, определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624: - копии свидетельства о допуске к работам, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, выданного саморегулируемой организацией, основанной на членстве лиц, осуществляющих строительство, содержащего состав деятельности, предусматривающий выполнение видов работ, указанных в описании объекта закупки, по перечню, определённому приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624: III. Виды работ по строительству, реконструкции и капитальному ремонту: 33. Работы по организации строительства, реконструкции и капитального ремонта привлекаемым застройщиком или заказчиком на основании договора юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем (генеральным подрядчиком): 33.5. Объекты теплоснабжения. Таким образом, в аукционной документации указаны конкретные требования, установленные заказчиком в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, а также определен документ, подтверждающий соответствие участника закупки данному требованию. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Поскольку выявленные нарушения не повлияли на результаты определения поставщика, Комиссия Новосибирского УФАС России в соответствии с п.3.36 Приказа ФАС России от 19.11.2014 № 727/14 «Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд» считает целесообразным предписание заказчику о внесении изменений в аукционную документацию не выдавать.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «АЙТИС» на действия заказчика – администрации Бочкаревского сельсовета Черепановского района Новосибирской области при проведении электронного аукциона на реконструкцию теплотрассы по ул. Ленина, пер. Пионерский в п. Пушной Черепановского района Новосибирской области (извещение № 0151300015715000004) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ст.30, ч.6 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Передать материалы уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении административного производства в отношении виновных лиц.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения. 

Связанные организации

Связанные организации не указаны