Решение б/н РЕШЕНИЕ № 08-01-5 и предписание по жалобе ООО «Звено» на дей... от 10 января 2018 г.
Текст документа
Сохранить как PDFРЕШЕНИЕ № 08-01-5
10 января 2018 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
|
Соловьев А.О. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
в присутствии представителей:
от подателя жалобы – ООО «Звено»: не явились (уведомлено надлежащим образом);
от заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «ГНОКБ»: <....> (по доверенности), <....>Эдуардовны (по доверенности);
рассмотрев жалобу ООО «Звено» на действия заказчика – государственного бюджетного учреждения здравоохранения Новосибирской области «ГНОКБ» при проведении электронного аукциона № 0351200000717001243 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ», размещен в ЕИС 18.12.2017г., начальная (максимальная) цена контракта 500000,00 рублей,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Звено» с жалобой на действия заказчика – ГБУЗ НСО "ГНОКБ" при проведении электронного аукциона № 0351200000717001243 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ».
Суть жалобы заключается в следующем.
- Податель жалобы указал, что согласно аукционной документации о настоящем электронном аукционе объектом закупки является оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ». Следовательно, включать в предмет контракта поставку товаров и проведение ремонтных работ не является правомерным, поскольку последние не входят в содержание услуг по техническому обслуживанию и планово- предупредительному ремонту систем АПС и СОУЭ. ООО «Звено» полагает, что подобные действия заказчика идут в противоречие с ФЗ № 135-ФЗ «О защите конкуренции», поскольку ч. 3 ст. 17 ФЗ № 135-ФЗ запрещает включение в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов.
- В приложении № 2 к документации об электронном аукционе не определен необходимый объем услуг, что, по мнению ООО «Звено», говорит о необъективности составленного описания объекта закупки.
- Согласно действующего ГОСТ Р 54101-2010 для замены составных частей системы в ходе выполнения текущего ремонта используются изделия собственника или предприятия, обладающего правом хозяйственного ведения или оперативного управления системой. Податель полагает, что включение в объект неопределенного количества запасных частей и работ нарушает п. 1 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ и не позволяет участнику сформировать свое предложение, поскольку учесть все коммерческие риски не представляется возможным.
- Документация об электронном аукционе содержит требование о соблюдении, в том числе, наставлений. Нормативно-правовой характер у данного руководящего акта отсутствует, поэтому установление подобного требования, по мнению участника, является излишним.
- Податель жалобы полагает, что п. 18 описания объекта закупки содержит условие об обязательном ношении персоналом исполнителя контракта униформы и бейджей с указанием фамилии, имени, отчества, которое является ограничивающим конкуренцию.
- ООО «Звено» полагает, что заказчик неправомерно установил требования к составу первой части заявки, затребовав только согласие участника электронного аукциона на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующего значениям, установленным документацией об электронном аукционе. Участник лишен возможности подачи заявки с указанием согласия, в том числе, на использования материалов, указанных в аукционной документации заказчика.
- Инструкция по заполнению первой части заявки содержит запрет на использование ряда слов и символов, которые указываются в паспортах на изделия и входят в значения показателей, без их использования нельзя заполнить заявку.
На жалобу ООО «Звено» от заказчика – ГБУЗ НСО «ГНОКБ» поступили следующие возражения.
- Заказчик сослался на п. 2 ч. 1 ст. 42 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, заявил, что законом предусмотрена возможность включения услуг по техническому обслуживанию и ремонту, а также поставки товаров, которые технологически и функционально связаны с услугами, оказание которых является предметом торгов, в один объект закупки.
- Специфика объекта закупки – оказание услуг не позволяет на стадии заключения контракта предусмотреть точное количество единиц запасных частей и единиц услуг ремонта, это возможно только в ходе исполнения контракта, но в лимитах имеющегося финансирования.
- Описание объекта закупки не предусматривает применение ГОСТ Р 54101-2010.
- Требование об осуществлении услуг персоналом исполнителя в униформе и с бейджами с указанием фамилии, имени, отчества не создает ограничения конкуренции, поскольку является требованием к оказываемым услугам.
- Заказчик по поводу обжалуемого положения документации сообщил, что пп. а п. 3 ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ предусмотрено, что описание объекта закупки может не содержать указание на конкретный товарный знак и конкретные показатели. Документацией об аукционе указание на товарный знак предусмотрено только для обоснования начальной максимальной цены контракта, определяемой методом сопоставимых рыночных цен. Соответственно, в первой части заявки должно быть указано не только согласие на использование материалов, указанных в документации, но и их конкретные показатели.
- Инструкция по заполнению первой части заявки позволяет участникам надлежащим образом заполнить заявку, поскольку предусматривает, что формулировки «не более», «не менее», «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «до», «св.», знаки «+», «≥», «-», «±», «≤», могут быть использованы при описании показателей в случае, если применение данных формулировок предусмотрено техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации, с обязательной ссылкой на такой регламент.
По сути четвертого довода подателя жалобы заказчиком возражений заявлено не было.
Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
Услуги по техническому обслуживанию и ремонту систем АПС и СОУЭ предполагают, что в случае, если в процессе оказываемых услуг была выявлена поломка, она должна быть устранена в целях дальнейшего надлежащего функционирования обслуживаемых систем, что говорит в пользу технологической и функциональной взаимосвязи включенных в один объект закупки аукциона поставки запасных запчастей и проведения технического обслуживания и ремонта систем АПС и СОУЭ, имеющихся у заказчика. Вместе с тем, предварительно подсчитать все возможные поломки, а, как следствие, и все необходимые запасные части, не представляется возможным на момент объявления закупки. Из чего следует, что норма п. 2 ч. 1 с. 42 ФЗ № 44-ФЗ применена заказчиком правильно.
Согласно п. 2 ч. 1ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» является документом, разработанным и применяемым в национальной системе стандартизации, в области монтажа, использования, обслуживания, ремонта средств автоматизации, систем управления, средств и систем обеспечения безопасности. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что применение ГОСТ Р 54101-2010 является обязательным при оказании услуг и проведении ремонтных работ, предусмотренных настоящей закупкой. Не установив в описании объекта закупки необходимость соответствия услуг данному ГОСТ, заказчик нарушил п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.
Заказчику было адресовано два запроса о разъяснении положений документации об электронном аукционе. Суть обоих запросов не была связана с просьбой о раскрытии значения «наставлений», указанных заказчиком в описании объекта закупки как то, чем необходимо руководствоваться участнику при исполнении контракта. Участником не было направлено запроса о разъяснении вышеуказанного. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что довод подателя жалобы подтверждения не находит, так как последний никаких действий на установление непонятных ему, но не противоречащих ФЗ № 44-ФЗ положений документации, не предпринял.
Заказчик установил единое требование к внешнему виду персонала исполнителя контракта, а именно, ношению им униформы и бейджей с указанием фамилии, имени, отчества. На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России заказчик объяснил такую потребность тем, что ГБУЗ НСО «ГНОКБ» является учреждением здравоохранения, в нем работает свыше 2800 сотрудников, наличие средств индивидуализации лиц, не являющихся пациентами, объективно необходимо. Определенных требований к характеристикам униформы и бейджей заказчик не установил, чем не ограничил права потенциальных участников. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данное требование не является излишним, ограничивающим добросовестную конкуренцию и ведущим к существенным дополнительным затратам участников, поэтому данный довод признается необоснованным.
В описании объекта отсутствуют указания на товарные знаки. В связи с этим, заказчик установил требование о представлении конкретных показателей в составе заявок участников. Отсутствие товарного знака в документации об электронном аукционе не позволяет заказчику требовать согласие в соответствии с пп. а п. 3 ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, на оказание услуг, в том числе согласие на использование товара, в отношении которого в документации о таком аукционе содержится указание на товарный знак. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данный довод жалобы не нашел своего подтверждения.
Пункт 2 части 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ обязывает использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Заказчик в документации сделал примечание, согласно которому, если техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации предусматриваются формулировки «не более», «не менее», «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «до», «св.», знаки «+», «≥», «-», «±», «≤», то участники могут их использовать при заполнении первых частей своих заявок. В связи с изложенным, Комиссия Новосибирского УФАС России считает довод необоснованным.
При проведении внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ данного электронного аукциона выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
Комиссия Новосибирского УФАС России установила наличие недостоверной информации в документации об электронном аукционе № 0351200000717001243. Начальная максимальная цена контракта определена заказчиком в пределах выделенных объемов финансирования. Объект закупки содержит в себе услуги, ремонтные работы и поставку товаров, в этой связи заказчик определил начальную максимальную цену каждой из указанных составляющих. Начальная максимальная цена запасных частей (материалов) составляет 291113,00 р.; начальная максимальная цена технического обслуживания составляет 240000,00 р.; начальная максимальная цена услуги (работы) ремонта составляет 44390,37 р. Заказчик в документации об электронном аукционе определил, что общей начальной максимальной ценой единицы услуги является сумма равная, 575503,37 р. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что заказчик нарушил ч. 3 ст. 7 ФЗ № 44-ФЗ тем, что взял за единицу услуги сумму всех начальных максимальных цен, в том числе начальную максимальную цену запасных частей (материалов), где запасные части (материалы) представляют собой товары. Начальная максимальная цена единицы услуги должна составлять 284390, 37 р.
Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России
РЕШИЛА:
1) Признать жалобу ООО «Звено» на действия заказчика – ГБУЗ НСО "ГНОКБ" при проведении электронного аукциона № 0351200000717001243 на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ» частично обоснованной (частично обоснован довод № 3).
2) Признать заказчика нарушившим ч. 3 ст. 7, п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.
3) Выдать предписание заказчику об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4) Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.
ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-3
10 января 2017 года г. Новосибирск
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Швалов А.Г. |
- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;
|
Соловьев А.О. |
- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
Можейкин М.А. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии; |
на основании своего решения № 08-01-05 от 10.01.2018г. по жалобе ООО «Звено» на действия заказчика – ГБУЗ НСО "ГНОКБ" при проведении электронного аукциона на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем автоматической пожарной сигнализации и систем оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре на объектах ГБУЗ НСО «ГНОКБ», извещение № 0351200000717001243,
ПРЕДПИСЫВАЕТ:
Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику ГБУЗ НСО "ГНОКБ" - необходимо:
- Прекратить нарушение ч. 3 ст. 7 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить размещать недостоверную информацию о начальной максимальной цене единицы услуги.
- Прекратить нарушение ч. 2 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать требование о соблюдении участниками ГОСТ Р 54101-2010 «Средства автоматизации и системы управления. Средства и системы обеспечения безопасности. Техническое обслуживание и текущий ремонт» при проведении работ (оказании услуг), входящих в объект закупки.
- Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением № 08-01-5 от 10.01.2018г. и настоящим предписанием.
- Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе № 0351200000717001243 в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.
О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 29.01.2018г. с приложением подтверждающих документов.
Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течении трех месяцев со дня его внесения.
Примечание:
Согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.