Решение №08-01-52 РЕШЕНИЕ № 08-01-52 и предписание по жалобе ООО «Пару Груп» и... от 21 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-52

«14» марта 2017 года                                                                                                              г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Пару Груп», уведомлено надлежащим образом,

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО «Профит плюс», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителей ФКУ «Сибуправтодор»: <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобы ООО «Пару Груп» и ООО «Профит плюс» на действия ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск, км 909+850-км 925+000, Омская область, с номером извещения № 0351100008917000006, начальная (максимальная) цена контракта 131 716 028,07  рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратились ООО «Пару Груп» и ООО «Профит плюс» с жалобами на действия ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск, км 909+850-км 925+000, Омская область.

Суть жалобы ООО «Пару Груп» заключается в следующем.

Согласно аукционной документации датой окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации является 04 марта 2017 года.

Податель жалобы считает, что, поскольку дата окончания срока подачи заявок - 06 марта 2017 года, то датой окончания срока предоставления разъяснений положений аукционной документации должно быть 03 марта 2017г. в соответствии со ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) ФЗ № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчик указал код ОКПД 2 - 42.11.10.120 - дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который, проводится закупка.

Следовательно, участнику закупки в составе второй части заявки необходимо представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Однако, ни в извещении, ни в аукционной документации заказчик не установил данное требование к участнику закупки и к составу и содержанию второй части аукционной заявки.

В соответствии с частью 3 статьи 96 ФЗ № 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком, и соответствующей требованиям статьи 45 ФЗ № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

Пунктом 3 статьи 425 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору. Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

В соответствии со статьей 190 Гражданского кодекса Российской Федерации установленный законом, иными правовыми актами, сделкой или назначаемый судом срок определяется календарной датой или истечением периода времени, который исчисляется годами, месяцами, неделями, днями или часами.

Срок может определяться также указанием на событие, которое должно неизбежно наступить.

В проекте контракта указан срок его действия – до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.

Указанная формулировка не позволяет определить срок окончания действия контракта, поскольку его наступление поставлено в зависимость от события, относительно которого неизвестно, произойдет оно или нет.

Таким образом, при выборе способа обеспечения исполнения контракта в виде предоставления банковской гарантии участнику закупки не представляется возможным определить срок действия банковской гарантии, поскольку заказчиком надлежащим образом не установлен срок действия контракта.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44 описание объекта закупки должно носить объективный характер.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. 

Тем не менее, заказчик в описании объекта закупки установил следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.

По позиции «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов»:

- трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С3,0-6,5 МПа;

- водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия не более 5,0%;

- коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С не более 0,18;

- индекс пенетрации при глубине проникновения иглы при 25 °С , при указанной температуре размягчения (битум)«- 1,0» ÷ «+1,0»;

- глубина проникания иглы, при 25 °С (битум) 91-130 0,1 мм;

- набухание образцов из смеси порошка с битумом не более 3%;

- потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости не более 25%;

- потеря массы при испытании щебня из осадочных пород на определение марки по дробимости в сухом состоянии не более 11%;

- потеря массы при испытании щебня из изверженных пород на определение марки по дробимости не более 16;

- потеря массы щебня после испытания на замораживание-оттаивание не более 5%;

По позиции «Термопластик по ГОСТ Р 52575-2006»:

- 3%-ного водного раствора хлорида натрия при температуре (0±2) оС не менее 72ч;

- насыщенного водного раствора хлорида натрия при температуре( 0± 2 ) оС,не менее 72ч;

- 10%-ного водного расвора щелочи гидроксида натрия при температуре  (20±2)оС,не менее 72ч.;

- воды при температуре (20±2)оС не менее 72ч.

По позиции «Микростеклошарики (МСШ) по ГОСТ 53172-2008»:

- коэффициент преломления света стекла для МСШ не менее 1,5.

Показатели, установленные данными требованиями заказчика, возможно определить только путем проведения испытаний, а для этого необходимо иметь товар в наличии.

При этом, по мнению подателя жалобы, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых заказчиком в документации об аукционе показателей, в том числе перечисленных выше, так как участник закупки, как отмечалось ранее, не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием.

Суть жалобы ООО «Профит плюс» заключается в следующем. ООО «Профит плюс» также считает, что заказчиком установлены требования к компонентам товара и (или) испытаниям товара и (или) показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, приводят к ограничению количества участников закупки, ограничивают возможность участников закупки представить надлежащее предложение в составе заявок на участие в аукционе.

ООО «Профит плюс» заявляет, что заказчик такие требования установил по позициям «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные», «Смеси бетонные БСТ», «Смеси щебёночно-гравийные для покрытий и оснований автомобильных дорог по ГОСТ 25607-2009», «Щебёночно-песчаные смеси для покрытий и оснований С-4», «Термопластик», «Микростеклошарики МСШ», «Сигнальные столбики». Также ООО «Профит плюс» считает, что заказчиком установлены требования к химическому составу товаров (материалов).

Кроме того, по мнению ООО «Профит плюс», заказчик ограничил участие в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения тем, что включил в цену контракта налог на добавленную стоимость 18 %.

На жалобы от заказчика поступили возражения, в которых изложено следующее.

Дата начала срока предоставления участникам данного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 27.01.2017 года.

Дата окончания срока предоставления участникам данного аукциона разъяснений положений документации об аукционе - 04.03.2017 года.

При этом, дата окончания срока подачи заявок - 06.03.2017 года.

Таким образом, с учетом норм ст.65 ФЗ № 44-ФЗ, ст. 191, ст. 192 ГК РФ, последний день подачи запроса о даче разъяснений положений документации об аукционе — по 02.03.2017 года включительно (за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в аукционе в соответствии с ч. 4 ст. 65 ФЗ № 44-ФЗ).

Начало срока предоставления разъяснений положений аукционной документации — дата публикация извещения о проведении открытого аукциона.

Окончание срока предоставления разъяснений положений аукционной документации - 04 марта 2017 года. По мнению заказчика, даты начала и окончания срока предоставления разъяснений положений документации установлены в соответствии со ст.65 ФЗ № 44-ФЗ.

Правительством Российской Федерации устанавливается перечень документов, которые подтверждают соответствие участников закупок указанным дополнительным требованиям (часть 3 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ).

В целях реализации требований закона Правительство Российской Федерации приняло Постановление от 4 февраля 2015 г. N 99, в котором в том числе установило, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, предъявляются дополнительные требования согласно приложению № 1. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается документами, предусмотренными этим приложением к данному постановлению.

Согласно названному постановлению к участникам закупки работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн рублей, установлено дополнительное требование, а именно, наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в соответствующем конкурсе или аукционе. Наличие опыта исполнения контракта на выполнение работ, относящихся к той же группе работ строительных, на выполнение которых заключается контракт. При этом используются следующие группы работ строительных:

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов капитального строительства;

работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту объектов, не являющихся объектами капитального строительства (временные постройки, киоски, навесы и другие подобные постройки).

К работам по кодам 41.2., 42, 43 Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОК 034-2014 (ОКПД2) дополнительное требование предъявляется к субъектам хозяйственной деятельности в случае, если объектами закупки являются работы строительные, которые относятся к таким группам работ, как работы по возведению зданий, строительные работы в области гражданского строительства и работы строительные специализированные.

Законодательство Российской Федерации разграничивает понятия «капитальный ремонт» и «текущий ремонт».

Заказчик считает, что объектом данной закупки является преимущественно ремонт дорог, в связи с чем требования к опыту исполнения контракта у участника закупки в документации и извещении о проведении закупки не установлены.

Относительно срока действия банковской гарантии заказчик сообщил, что извещением, аукционной документацией, проектом контракта установлено, что срок выполнения работ с 01 мая 2017 года по 10 сентября 2017 года.

В п. 15 извещения и п. 13.1. аукционной документации заказчиком установлен срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, - 10.11.2017 года.

В п.19 проекта контракта указан срок действия контракта - до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.

В п. 4.6 проекта контракта установлено, что заказчик осуществляет оплату работ в течение 20 дней с момента подписания акта выполненных работ и справки о выполненных работах по форме КС-3. Окончательный расчет производится в месячный срок после приемки объекта.

Таким образом, срок действия банковской гарантии не противоречит законодательству о контрактной системе.

Относительно доводов жалоб, касающихся неправомерных требований к применяемым при выполнении работ товарам (материалам), заказчик сообщил, что в соответствии с частью 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Доказательств того, что установленные заказчиком в документации об электронном аукционе требования к товарам (материалам) направлены на ограничение количества участников закупки, подателями жалоб не представлено.

Относительно довода жалобы ООО «Профит плюс», касающегося невозможности участия в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощённую систему налогообложения, заказчика пояснил следующее.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать, если это возможно, при составлении описания объекта закупки стандартных показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических и качественных характеристик объекта закупки, установленных в соответствии с техническими регламентами, стандартами и иными требованиями, предусмотренными законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Если заказчиком при описании объекта закупки не используются такие стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, обозначений и терминологии.

Согласно пункту 4 статьи 3 ФЗ № 44-ФЗ участником закупки является любое юридическое лицо независимо от его организационно­правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Организации, применяющие упрощенную систему налогообложения, вправе участвовать в закупках в качестве поставщика (подрядчика, исполнителя) наравне с другими участниками, применяющими различные системы налогообложения. Действующим законодательством не установлено никаких ограничений для участников в зависимости от применяемого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) налогового режима.

Согласно части 1 статьи 34 Закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

Согласно части 2 статьи 34 Закона о контрактной системе при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобы ООО «Пару Груп» и ООО «Профит плюс» необоснованными.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, содержащиеся в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.11 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ аукционная документация должна содержать порядок, даты начала и окончания срока предоставления участникам такого аукциона разъяснений положений документации о таком аукционе.

Согласно ч.3 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе. При этом участник такого аукциона вправе направить не более чем три запроса о даче разъяснений положений данной документации в отношении одного такого аукциона. В течение одного часа с момента поступления указанного запроса он направляется оператором электронной площадки заказчику.

Согласно ч.4 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ в течение двух дней с даты поступления от оператора электронной площадки указанного в части 3 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ запроса заказчик размещает в единой информационной системе разъяснения положений документации об электронном аукционе с указанием предмета запроса, но без указания участника такого аукциона, от которого поступил указанный запрос, при условии, что указанный запрос поступил заказчику не позднее, чем за три дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Дата окончания срока предоставления участникам данного аукциона разъяснений положений документации об аукционе – 04.03.2017г.

Дата окончания срока подачи заявок – 06.03.2017г.

С учетом норм ст.65 ФЗ № 44-ФЗ, последний день подачи запроса о даче разъяснений положений документаций об аукционе – 02.03.2017г. Соответственно, конечная дата срока предоставления разъяснений положений документаций, с учетом ст.65 ФЗ № 44-ФЗ – 04.03.2017г. Следовательно, указав дату окончания срока предоставления разъяснений положений документации 04.03.2017г., заказчик не нарушил требования ч.4 ст.65 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод ООО «Пару Груп» не нашел свое подтверждения.

Согласно п.6 ч.5 ст.63 ФЗ № 44-ФЗ извещение о проведении электронного аукциона должно содержать требования, предъявляемые к участникам такого аукциона, и исчерпывающий перечень документов, которые должны быть представлены участниками такого аукциона в соответствии с пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ, а также требование, предъявляемое к участникам такого аукциона в соответствии с частью 1.1 (при наличии такого требования) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

В силу ч.3 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

В силу п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что объект закупки содержит работы по капитальному ремонту автомобильных дорог. Например, установку дорожных знаков.

Согласно разделу «Классификация работ по капитальному ремонту автомобильных дорог» Классификации работ по капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог, утвержденной Приказом Минтранса России от 16.11.2012 № 402, обустройство автомобильной дороги, в том числе, при проведении ремонтных работ, дорожными знаками отнесено к работам по капитальному ремонту.

Кроме того, заказчик в разъяснениях положений документации от 13.02.2017г. указал, что объект закупки содержит, в том числе, работы по капитальному ремонту автомобильных дорог.

Вместе с тем, в извещении и аукционной документации установлены требования к участникам закупки о наличии у них допуска саморегулироуемой организации к работам по организации строительства в соответствии с п.1 ч.1 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ, ст.52 Градостроительного кодекса России, а также п.33.2.1 перечня видов работ по инженерным изысканиям, по подготовке проектной документации, по строительству, реконструкции, капитальному ремонту объектов капитального строительства, которые оказывают влияние на безопасность объектов капитального строительства, утвержденных Приказом Минрегиона РФ от 30.12.2009 № 624, а также установлено требование ко второй части аукционной заявки о представлении в ней копии свидетельства о допуске саморегулируемой организации к таким работам в соответствии с п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ.

Согласно п.3 ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который, проводится закупка.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчик указал код ОКПД 2 –42.11.10.120 - дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик обязан установить требование к наличию опыта работы у участника закупки, связанного с предметом контракта, а также требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней соответствующих документов, предусмотренных п.2 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. Не установив данные требования, заказчик нарушил п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод жалобы ООО «Пару Груп» нашел свое подтверждение.

Извещением, аукционной документацией, проектом контракта установлено, что срок выполнения работ с 01 мая 2017 года по 10 сентября 2017 года.

В соответствии с ч.3 ст.96 ФЗ № 44-ФЗ исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением банковской гарантии, выданной банком и соответствующей требованиям статьи 45 ФЗ № 44-ФЗ, или внесением денежных средств на указанный заказчиком счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику. Способ обеспечения исполнения контракта определяется участником закупки, с которым заключается контракт, самостоятельно. Срок действия банковской гарантии должен превышать срок действия контракта не менее чем на один месяц.

В п. 15 извещения и п. 13.1 аукционной документации заказчиком установлен срок действия банковской гарантии, представляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, - 10.11.2017 года.

В п.19 проекта контракта указан срок действия контракта – до полного исполнения сторонами обязательств по контракту.

В п. 4.6 проекта контракта указано, что заказчик осуществляет оплату выполненных работ в течение 20 дней с момента подписания акта выполненных работ и справки о выполненных работах по форме КС-3. Окончательный расчет производится в месячный срок после приемки объекта ремонта.

Согласно п.3 ст.425 ГК РФ законом или договором может быть предусмотрено, что окончание срока действия договора влечет прекращение обязательств сторон по договору.

Договор, в котором отсутствует такое условие, признается действующим до определенного в нем момента окончания исполнения сторонами обязательства.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что при соблюдении обязательств, предусмотренных контрактом, срок действия контракта данной закупки истекает 10.10.2017г. В связи с этим, срок действия банковской гарантии – 10.11.2017г. соответствует законодательству о контрактной системе в сфере закупок. Таким образом, данный довод жалобы ООО «Пару Груп» не нашел своего подтверждения.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 указывает, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Заказчик в аукционной документации по большинству позиций товаров (материалов) установил требования к показателям, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Например, потеря массы при испытании щебня из осадочных пород на определение марки по дробимости в сухом состоянии, трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, расслаиваемость бетонной смеси по показателю «раствороотделение», средняя прочность бетона, отвердевший термопластик должен быть стойким к статическому воздействию и другие. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что факт ограничения конкуренции посредством установления таких требований подателями жалоб не подтвержден. При этом, как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, такие требования могут привести к ограничению количества участников закупки. В связи с этим, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данный довод подателей жалоб частично подтвержден.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении таких требований в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Заказчик в аукционной документации установил требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, в том числе, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний.

Установив данные требования, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Довод жалобы ООО «Профит плюс» относительно требований документации к химическому составу товаров (материалов) не нашел своего подтверждения, поскольку в перечне товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, такие требования отсутствуют.

В силу п.4 ст.3 ФЗ № 44-ФЗ участник закупки - любое юридическое лицо независимо от его организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала, за исключением юридического лица, местом регистрации которого является государство или территория, включенные в утверждаемый в соответствии с подпунктом 1 пункта 3 статьи 284 Налогового кодекса Российской Федерации перечень государств и территорий, предоставляющих льготный налоговый режим налогообложения и (или) не предусматривающих раскрытия и предоставления информации при проведении финансовых операций (офшорные зоны) в отношении юридических лиц (далее - офшорная компания), или любое физическое лицо, в том числе зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя.

Согласно ч.4 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В соответствии с ч.1 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

В силу ч.2 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ при заключении контракта указывается, что цена контракта является твердой и определяется на весь срок исполнения контракта, а в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, указываются ориентировочное значение цены контракта либо формула цены и максимальное значение цены контракта, установленные заказчиком в документации о закупке. При заключении и исполнении контракта изменение его условий не допускается, за исключением случаев, предусмотренных настоящей статьей и статьей 95 настоящего Федерального закона.

При рассмотрении проекта контракта каких-либо ограничений, препятствующих участию в закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения, не установлено. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данный довод жалобы ООО «Профит плюс» не нашел своего подтверждения.

При проведении внеплановой проверки осуществления данной закупки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что заказчик не установил в проекте контракта ответственность заказчика за нарушения условий контракта, тем самым нарушил ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобы ООО «Пару Груп» и ООО «Профит плюс» на действия ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск км 909+850-км 925+000, Омская область, с номером извещения № 0351100008917000006 частично обоснованными.
  2. Признать заказчика нарушившим п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64, п.2 ч.5 ст.66, п.1 ч.1, ч.3 ст.33 и ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-79

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

«14» марта 2017 года                                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Соловьев А.О.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-52 от 14.03.2017г. по жалобам ООО «Пару Груп» и ООО «Профит плюс» на действия ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск – Курган – Омск – Новосибирск, км 909+850-км 925+000, Омская область, с номером извещения № 0351100008917000006,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок ФКУ «Сибуправтодор»  необходимо:

1.Прекратить нарушение п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, при закупке работ, включенных в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, прекратить не устанавливать требования к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения контракта, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также прекратить не устанавливать в таком случае требования ко второй части заявки о представлении в ней документов, подтверждающих опыт исполнения контракта, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99;

2.Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей товаров (материалов), которые могут быть известны по результатам проведения определенных испытаний, либо прекратить устанавливать требования к показателям товаров и материалов, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний;

3.Прекратить нарушение ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать в проекте контракта условия ответственности, предусмотренные для заказчика при нарушении обязательств по контракту;

4.Внести изменения в аукционную документацию в соответствии с решением №08-01-52 от 14.03.2017г. и настоящим предписанием;

5.Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны