Решение б/н РЕШЕНИЕ №08-01-533 и предписание по жалобе ИП на действия за... от 18 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ №08-01-533

18 октября2018 годаг.             Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

-зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главныйспециалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

Дунина А.А

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

в отсутствие представителей подателяжалобы индивидуального предпринимателя «…»(далее –«…»)– на заседание Комиссии не явились, уведомлена надлежащим образом,

в отсутствие представителей заказчика – администрацииЧулымского района Новосибирской области – на заседание Комиссии не явились, уведомлена надлежащим образом,

в присутствии представителя уполномоченного учреждения–муниципального казенного учреждения Чулымского района «Управление муниципальными закупками» (далее - МКУ Чулымского района «Управление муниципальными закупками») -«…»(по доверенности),

рассмотрев жалобу«…».на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по реконструкции водопровода в п.Михайловский по ул.Старая Михайловка Чулымского района Новосибирской области(извещение № 0851600002318000064), начальная (максимальная) цена контракта 11 091 076 руб. 28 коп.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратиласьИП Варламовой И.С. с жалобойна действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по  реконструкции водопровода в п.Михайловский по ул.Старая Михайловка Чулымского района Новосибирской области.

Суть жалобы ИП «…» заключается в следующем.

  1. Заказчиком в извещении о проведении закупки установлена дата окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе 14.10.2018, что согласно производственному календарю является воскресеньем, то есть нерабочим днем. Вместе с тем, по мнению подателя жалобы, согласно ст. 193 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ) в случае если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

ИП «…». считает, что установление срока окончания подачи заявок на выходной день влечет ограничение количества потенциальных участников закупки ввиду сокращения сроков подготовки заявки на участие в электронном аукционе.

  1. По мнению подателя жалобы, заказчик в описании объекта закупки установил излишние требования к характеристикам товаров (материалов), которые будут использоваться при выполнении работ, в частности, по товару (материалу) «Смесь асфальтобетонная», так, на этапе подачи аукционных заявок участникам закупки не представляется возможным представить в первой части заявки конкретные показатели товаров показателям, что, по мнению подателя жалобы, ограничивает количество участников закупки и является нарушением ст.33 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе).

На жалобу ИП «…». от уполномоченного учреждения поступили следующие возражения.

  1. Согласно ч.7 ст.66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

В силу ч.8 ст.66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов.

По мнению уполномоченного учреждения, Закона о контрактной системе не предусматривает возможности изменения сроков, установленных указанным законом, в зависимости от категории дня. Потенциальные участники закупки имеют возможность подать заявку, в том числе, и в выходные (праздничные) дни, поскольку не связаны с работой лиц, оказывающих услуги по доставке корреспонденции и доступ к электронной площадке обеспечивается в любое удобное для участников время.

  1. Уполномоченное учреждение считает, что Письмо ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 содержит следующие требования:

В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Не установление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок.

В «Описании объекта закупки»в соответствии с требованиями ст. 33 Закона о контрактной системе установлены объемы выполняемых работ, функциональные, технические и качественные характеристики к выполняемым работам. При составлении описания объекта закупки использованы стандартные показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических характеристик (потребительских свойств) товара, работы, функциональных характеристик работ и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы потребностям заказчика.

Требования к товарам, используемым при выполнении работ, с показателями, имеющими максимальные и (или) минимальные значения, а также значения показателей, которые не могут изменяться установлены в «Описании объекта закупки».

Уполномоченное учреждение, заказчик не устанавливал требований о представлении в заявках конкретных значений показателей товаров (материалов), используемых при выполнении работ, которые могут стать известными по результатам определенных испытаний, ввиду следующего.

Пункт 11.1 документации об электронном аукционе содержит инструкцию по заполнению первой части заявки. Абзац 7, 8 инструкции содержит следующую информацию:

«Если конкретное значение параметра (показателя) товара соответствующего государственному стандарту (ГОСТ, ГОСТ Р) становится известно при испытании определенной партии товара после его производства и не может быть предоставлено в соответствии с требованиями Описания объекта закупки в связи с тем, что участник закупки не имеет товар в наличии на момент подачи заявки, то в заявке на участие следует указать значение параметра (в виде фиксированного или интервального значения), соответствующее значению данного параметра в государственном стандарте.

Значения показателей материалов, для которых в «Описании объекта закупок» не указано требование о соответствии ГОСТ (ГОСТ Р), указываются участниками в соответствии стехнической документацией предприятия-изготовителя в виде одного значения показателя или в виде диапазона значений показателей с использованием формулировок «не более», «не менее», «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «до», «св.», знаки «+», «>», «-», «±», «<».»

Указанная формулировка позволяет участнику закупки при подготовке заявки при отсутствии информации о конкретных значениях показателя в связи с отсутствием у него товара, указывать в заявке не конкретное (точное) значение показателя, а значение показателя в виде интервального значения, соответствующие значению, указанному в стандарте.

Изучив представленные материалы и доводы подателя жалобы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с п. 6 ст. 42 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки должна содержаться информация о сроке, месте и порядке подачи заявок участников закупки.

В соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 64 Закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Согласно извещению о проведении закупки и документации о закупке заказчиком установлены дата и время окончания срока подачи заявок: 14.10.2018 в 09:00 (выходной день).

В соответствии с ч. 3 ст. 63 Закона о контрактной системе в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещение о проведении аукциона опубликовано заказчиком 28.09.2018.

В соответствии с ч. 7 ст. 66 Закона о контрактной системе участник электронного аукциона вправе подать заявку на участие в таком аукционе в любое время с момента размещения извещения о его проведении до предусмотренных документацией о таком аукционе даты и времени окончания срока подачи на участие в таком аукционе заявок.

В соответствии с ч. ч. 8, 9 ст. 66 Закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе направляется участником такого аукциона оператору электронной площадки в форме двух электронных документов, содержащих части заявки, предусмотренные ч. ч. 3, 5 ст. 66 Закона о контрактной системе. Указанные электронные документы подаются одновременно. В течение одного часа с момента получения заявки на участие в электронном аукционе оператор электронной площадки обязан присвоить ей порядковый номер и подтвердить в форме электронного документа, направляемого участнику такого аукциона, подавшему указанную заявку, ее получение с указанием присвоенного ей порядкового номера.

Таким образом, законодательством о контрактной системе не установлен порядок определения срока окончания подачи заявок, исчисляемый рабочими днями. Участник закупки вправе подать заявку в любое время до даты и времени окончания срока подачи заявок.

В соответствии с ч. 1 ст. 59 Закона о контрактной системе под аукционом в электронной форме (электронным аукционом) понимается аукцион, при котором информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения о проведении такого аукциона и документации о нем, к участникам закупки предъявляются единые требования и дополнительные требования, проведение такого аукциона обеспечивается на электронной площадке ее оператором.

В соответствии с ч. 4 ст. 59 Закона о контрактной системе под электронной площадкой понимается сайт в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», на котором проводятся электронные аукционы. Функционирование электронных площадок осуществляется в соответствии с едиными требованиями, установленными федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.

Оператором электронной площадки, обеспечивающим проведение аукциона, является ЗАО «Сбербанк-АСТ».

Комиссия УФАС установила, что регламент оператора электронной площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ»не содержит ограничения возможности подачи заявки на участие в аукционе в выходной день.

Кроме того, Заказчиком установлен срок подачи заявок, превышающий пятнадцать календарных дней.

На основании вышеизложенного Комиссия Новосибирского УФАС России признала данный довод жалобы необоснованным.

  1. Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). ФАС России в своем письме от 01.07.2016 № ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

При изучении описания объекта закупки данного электронного аукциона, Комиссия Новосибирского  УФАС России установила, что заказчиком указаны характеристики, показатели которых становятся известными по результатам испытаний.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что в пункт 11.1 документации об электронном аукционе содержится инструкцию по заполнению первой части заявки, согласно которой:

«Если конкретное значение параметра (показателя) товара соответствующего государственному стандарту (ГОСТ, ГОСТ Р) становится известно при испытании определенной партии товара после его производства и не может быть предоставлено в соответствии с требованиями Описания объекта закупки в связи с тем, что участник закупки не имеет товар в наличии на момент подачи заявки, то в заявке на участие следует указать значение параметра (в виде фиксированного или интервального значения), соответствующее значению данного параметра в государственном стандарте.

Значения показателей материалов, для которых в «Описании объекта закупок» не указано требование о соответствии ГОСТ (ГОСТ Р), указываются участниками в соответствии стехнической документацией предприятия-изготовителя в виде одного значения показателя или в виде диапазона значений показателей с использованием формулировок «не более», «не менее», «более», «менее», «(с)выше», «ниже», «до», «св.», знаки «+», «>», «-», «±», «<».»

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком определено, что участник закупки не должен указывать конкретные характеристики предлагаемого к поставке товара, которые будут известны после проведения испытаний, таким образом, довод жалобы не нашел своего подтверждение.

При проведении на основании п. 1  ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки данной закупки, в том числе, всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок, выявлено следующее нарушение законодательства Российской Федерации о контрактной системе.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 15.05.2017 №570 утвержден перечень видов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по государственному и (или) муниципальному контрактам.

В перечне 34 вида работ. Заказчик должен включить в документацию о закупке возможные виды и объемы работ из утвержденного перечня, которые подрядчик должен будет выполнить самостоятельно. Подрядчиком выбираются из предусмотренных документацией видов и объемов работ те, которые он будет выполнять самостоятельно. Определенные по предложению подрядчика виды и объемы работ включаются в контракт. Эти конкретные виды работ в совокупном стоимостном выражении должны составлять: не менее 15% цены государственного и (или) муниципального контракта - до 1 июля 2018; не менее 25% цены государственного и (или) муниципального контракта - с 1 июля 2018.

Согласно п.7 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042, за ненадлежащее исполнение подрядчиком обязательств по выполнению видов и объемов работ по строительству, реконструкции объектов капитального строительства, которые подрядчик обязан выполнить самостоятельно без привлечения других лиц к исполнению своих обязательств по контракту, размер штрафа устанавливается в размере 5 процентов стоимости указанных работ.

Проект контракта не содержит условия о штрафе, предусмотренное п.7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 №1042, что является нарушением ч.5 ст.34 Закона о контрактной системе.

Руководствуясь ч.8 ст.106,п.1 ч.15 ст.99, п.2 ч.22 ст.99 Закона о контрактной системе,Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобуИП «…»на действия заказчика и уполномоченного учреждения при проведении электронного аукциона на выполнение работ по  реконструкции водопровода в п. Михайловский по ул. Старая Михайловка Чулымского района Новосибирской области (извещение № 0851600002318000064)необоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим ч. 5 ст. 34 Закона о контрактной системе,п. 7 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 № 1042.
  3. Заказчику выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 
  4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-273

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

18 октября 2018 года                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

-   главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

Дунина А.А

-   ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии,

на основании своего решения №08-01-533 от 18.10.2018 года по жалобе индивидуального предпринимателя «…»на действия заказчика - администрацииЧулымского района Новосибирской области и уполномоченного учреждения - – муниципального казенного учреждения Чулымского района «Управление муниципальными закупками» при проведении электронного аукциона на выполнение работ по  реконструкции водопровода в п.Михайловский по ул.Старая Михайловка Чулымского района Новосибирской области(извещение № 0851600002318000064),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику необходимо:

- прекратить нарушать ч.5 ст.34 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Закон о контрактной системе), а именно, в соответствии с требованиями Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.08.2017 N 1042, внести изменения в проект контракта при его направлении победителю данного электронного аукциона, установив условие о штрафе, предусмотренное п.7 вышеуказанных Правил.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 06.11.2018 с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

Согласно ч. 7 ст. 19.5 Кодекса об административных правонарушениях Российский Федерации невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания, требования органа, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны