Решение б/н РЕШЕНИЕ № 08-01-582 и предписание по жалобе ООО УК «Новосиби... от 9 января 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-582

«21» декабря 2017 года                                                                                                      г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. председателя  Комиссии;

Соловьев А.О.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей подателя жалобы – ООО УК «Новосибирский Бытовой Сервис», уведомлено надлежащим образом,

в присутствии представителя прокуратуры Новосибирской области: <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО УК «Новосибирский Бытовой Сервис» на действия заказчика – прокуратуры Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151100013117000093 на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений прокуратуры Новосибирской области, начальная (максимальная) цена контракта 8 899 933,00 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО УК «Новосибирский Бытовой Сервис» с жалобой на действия заказчика – прокуратуры Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151100013117000093 на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений прокуратуры Новосибирской области.

Суть жалобы заключается в следующем.

Податель жалобы считает, что заказчик осуществляет данную закупку с нарушениями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Заказчик установил требования к моющему пылесосу, а также к роторной машине, используемым при оказании услуг. Податель жалобы считает, что данные требования, противоречат правилам ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с позицией ФАС России, изложенной в письме от 01 июля 2016 г. № ИА/44536/16, при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар на момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

В свою очередь в нарушение ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, заказчиком по позициям товаров № 1-3; 6-9; 11-19 табличной формы установлены требования к показателям и значениям таких показателей товаров, обязывающие подробно описывать химический состав веществ, а так же значения показателей, которые становятся известными при испытании определенной партии товаров, например:

  • позиция товара № 12 «Дезинфицирующие средства для обработки сантехники» установлено требование: «Плотность при 20°С должна быть: 1,050 - 1,055 г/мл. Водородный показатель должен быть: < 1. Способность к разложению должна быть не < 85 %»;
  • позиция товара №11: «Моющее средство для кафеля, керамической плитки» установлены требования: «Плотность: 0,5-2,0 г/см3. Эффективность удаления ржавчины с твердой поверхности: > 30% должно быть»;
  • позиция товара № 7: «Средство прочистки труб» установлены требования: «В составе средства должно содержаться: Вода дистиллированная, гидроксид натрия от 40%, гидроксид калия >4% должно быть, ЭДТА 5-10% должно быть, средство не должно портить пластмассовые трубы. рН 1%>-ого раствора >11 не должно быть. Плотность концентрата <1,45г/см»;
  • позиция товара № 17 «Средство для дезинфекции урн» установлены требования: «Плотность, кг/мЗ (20°С): >0,98. рН 100 % раствора: <15. рН 10 % раствора: >10. Содержание ПАВ: >10%. Состав должен быть: А- ПАВ, н-ПАВ <5%, амфотерные ПАВ, гипохлорит, комплексообразователь, сода каустическая, отдушка, вода».

Кроме того, инструкция по заполнению первой части заявки, установленная в документации об электронном аукционе, не позволяет надлежащим образом указать ряд показателей товаров, используемых при оказании услуг, например:

  • Позиция товара № 3: «Плотность: не > 0.95 г/см3 должно быть» - необходимо представить конкретный показатель, либо представить его в редакции заказчика. Не понятно, что означают указания: «не >    должно быть»,
  • Позиция товара № 7: «рН 1% - ого раствора >11 не должно быть». В данном случае не понятно, каким образом участник закупки должен представлять информацию о показателе, оставлять ее в редакции заказчика, либо представлять конкретное значение в виде «12 не должно быть» или «рН 1%-ого раствора 10».

Таким образом, установленные требования к позициям товара №№ 3, 7 не дают возможность определить выражены ли требования в виде максимального значения показателя или оно представляет из себя значение показателя которое не может изменяться.

  • Позиция товара № 10: «Срок хранения должен быть >: концентрата 10 месяцев, рабочих растворов 10 суток». В данном случае невозможно однозначно определить, распространяется ли требование знака «>» на оба значения показателя «концентрата 10 месяцев» и «раствора 10 суток», либо оно относится только к первому значению показателя «концентрата 10 месяцев».
  • По позиции товара № 13 установлено противоречивое требование, которое при любых вариациях невозможно правильно отразить в первой части заявки, а именно: «Водородный показатель: должен быть не <3,5 должно быть».

На основании изложенного, податель жалобы просит выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу от заказчика поступили возражения, в которых изложено следующее.

Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы.

Заказчиком не установлены требования к деловой репутации участника закупки, наличие производственных мощностей и технологического оборудования.

В разделе 8 технического задания к указанному электронному аукциону установлены требования к качеству, техническим характеристикам товара, требования к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара, и иные показатели, связанные с определением соответствия используемого при оказании услуг товара потребностям заказчика.

Заказчиком в документации о закупке не указано, что используемые при оказании услуг по уборке помещений инвентарь и оборудование (в том числе моющий пылесос и роторная машина) должны принадлежать исполнителю на праве собственности либо ином законном праве. Возможность участия в аукционе не поставлена в зависимость от наличия (отсутствия) у участников необходимого инвентаря и оборудования.

В связи с проведением ремонта в помещениях органов прокуратуры области, с учетом потребностей заказчика в пунктах 1-21 раздела 8 технического задания установлены лишь требования к товарам, которые могут использоваться исполнителем при оказании услуг по уборке помещений.

В документации о закупке не указано, что исполнитель обязан оказать предусмотренные контрактом услуги самостоятельно без привлечения иных лиц, обладающих оборудованием, инвентарем, необходимым для качественной уборки помещений.

В соответствии с части 2 статьи 33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с положениями ФЗ № 44-ФЗ заказчик обязан установить в документации о закупке требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке и инструкцию по ее заполнению.

В соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном аукционе (раздел 4 документации) участник аукциона в первой части заявки указывает показатели в соответствии с разделом «Техническое задание» п. 8 документации об электронном аукционе, при этом участник указывает конкретные характеристики товара, не допускается использование формулировок «не более», «не менее», за исключением случаев, когда указанным способом показатели характеристик товара обозначаются производителем товара.

В пункте 8 технического задания заказчиком в соответствии с потребностями установлены максимальные и минимальные значения показателей к товарам, используемым при оказании услуг, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с указанной формой участник должен представить информацию о товаре, его характеристиках и страну происхождения, при этом, требования к подробному описанию товара не установлены.

Для представления в первой части заявки характеристик товаров (материалов), указанных в жалобе, у участников закупки нет необходимости иметь данные товары в наличии, а также проводить какие-либо исследования. Достаточно отразить в заявке конкретные значения показателей в рамках максимальных (минимальных) значений, установленных заказчиком. Значения указанных показателей определяются производителями товаров.

Установленные заказчиком максимальные и (или) минимальные значения показателей не содержат противоречий.

Довод ООО УК «Новосибирский бытовой сервис» о том, что не понятно как трактовать требования к товару, изложенные в табличной форме, является необоснованным. В силу части 3 статьи 65 ФЗ № 44-ФЗ любой участник электронного аукциона, получивший аккредитацию на электронной площадке, вправе направить на адрес электронной площадки, на которой планируется проведение такого аукциона, запрос о даче разъяснений положений документации о таком аукционе.

В случае возникновения сомнений ООО УК «Новосибирский бытовой сервис» вправе было обратиться с запросом о даче разъяснений положений документации об электронном аукционе.

На основании изложенного, заказчик просит признать жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы, доводы сторон, а также сведения, размещенные в единой информационной системе, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с п.1 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 ФЗ № 44-ФЗ.

В силу норм п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Согласно ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом, указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

В соответствии с п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к составу и содержанию аукционной заявки в соответствии с частями 3-6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а также инструкцию по их заполнению.

В соответствии с ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ требовать от участника электронного аукциона представления иных документов и информации, за исключением предусмотренных частями 3 и 5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ документов и информации, не допускается.

В документации об электронном аукционе установлено требование о представлении в заявке согласия на оказание услуг на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе, а также конкретные показатели применяемых при оказании услуг товаров (материалов).

В документации об электронном аукционе установлены требования к моющему пылесосу, а также к роторной машине, используемым при оказании услуг. При этом, использованы такие характеристики, как объем баков для чистой/грязной воды у пылесоса, разрежение, расход моющего раствора (в описании объекта закупки установлено, что при оказании услуг используются товары (материалы), предлагаемые самим исполнителем) и другие. По позиции «роторная машина» использованы такие характеристики, как диаметр диска, скорость вращения, давление на поверхность, масса и другие характеристики. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в потребности заказчика входит сам результат оказания услуг, что и является объектом закупки, а не оборудование, используемое при оказании услуг. Комиссия считает, что требования к оборудованию, используемому при оказании услуг, являются избыточными и не входят в фактическую потребность заказчика. Таким образом, в разрезе позиции ФАС России, изложенной в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16, установив требования о представлении в заявках показателей моющего пылесоса и роторной машины, заказчик нарушил ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Данный довод подателя жалобы обоснован.

ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 указывала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Комиссия Новосибирского УФАС России, изучив описание объекта закупки, пришла к выводу, что характеристики товаров (материалов), установленные в описании объекта закупки, о которых заявлено в жалобе, как о требованиях по химическому составу, установлены в документации с нарушением требований ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ. Установленные требования о представлении таких показателей, как «плотность при 20°С», «Водородный показатель», «эффективность удаления ржавчины с твердой поверхности», содержание гидроксида натрия, гидроксида калия, «рН 100 % раствора», содержание поверхностно-активных веществ и других аналогичных показателей, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, имеют явную химическую природу и установлены в противовес позиции ФАС России, изложенной в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16. Таким образом, данный довод подателя жалобы подтвержден.

Как указано выше, в соответствии с п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать, в том числе инструкцию по заполнению заявки.

В документации установлены такие требования, как «Плотность: не > 0.95 г/см3 должно быть», «рН 1% - ого раствора >11 не должно быть», «Срок хранения должен быть >: концентрата 10 месяцев, рабочих растворов 10 суток», «Водородный показатель: должен быть не <3,5 должно быть». При этом, имеющаяся в документации об электронном аукционе инструкция по заполнению первой части заявки не позволяют однозначно воспринять и трактовать указанные характеристики. По мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, показатели товаров по указанным требованиям могут быть сформулированы в разных формах с расчленением формулировки показателя, например «Водородный показатель - 3,5» или «Водородный показатель «4 должно быть». Такого рода неоднозначность может ввести в заблуждение участников закупки относительно представляемого в заявке показателя.

На основании изложенного, данный довод подателя жалобы подтвержден.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России представитель заказчика признал все вышеуказанные нарушения и сообщил, что все они были допущены при формировании документации об электронном аукционе в связи занятостью устранением технической проблемы, возникшей в единой информационной системе.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей аукционных заявок, выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Как указано выше, начальная (максимальная) цена контракта данной закупки составляет 8 899 933,00 рублей и закупка осуществляется у субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций. Предложенная победителем цена контракта составляет 8 855 433,33 рублей.

Согласно ч.4 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

В силу требований ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в контракт включается обязательное условие об ответственности заказчика и поставщика (подрядчика, исполнителя) за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом.

В соответствии с ч.5 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ в случае просрочки исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, а также в иных случаях неисполнения или ненадлежащего исполнения заказчиком обязательств, предусмотренных контрактом, поставщик (подрядчик, исполнитель) вправе потребовать уплаты неустоек (штрафов, пеней). Пеня начисляется за каждый день просрочки исполнения обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства. Такая пеня устанавливается контрактом в размере одной трехсотой действующей на дату уплаты пеней ставки рефинансирования Центрального банка Российской Федерации от не уплаченной в срок суммы.

В нарушение ч.4, ч.5 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, заказчик не установил в проекте контракта условие о начислении пени за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика.

Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, содержат единственно возможный размер штрафа для заказчика при цене контракта от 3 до 50 миллионов рублей – 5000 рублей. Кроме того, данные правила содержат единственно возможный размер штрафа для поставщика при осуществлении закупки с учетом п.1 ч.1 ст.30 ФЗ № 44-ФЗ при цене контракта от 3 до 10 миллионов рублей –  2% цены контракта. В нарушение указанных правил, заказчик установил в проекте контракта размер штрафа для поставщика 3 процента цены контракта, для заказчика – 1000 рублей.

При принятии решения Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что на участие в данном электронном аукционе было подано две заявки. При рассмотрении первых частей заявок обе заявки были допущены к участию в электронном аукционе. При этом, вышеуказанные нарушения не повлияли на результаты проведения торгов.

Один из участников предложил цену при проведении аукциона, которая ниже начальной (максимальной) цены контракта, что свидетельствует об экономии бюджетных средств. Данный участник признан соответствующим требованиям документации. Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что его заявка полностью соответствует требованиям извещения и документации об электронном аукционе.

При таких обстоятельствах, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что устранение вышеуказанных нарушений является целесообразным при заключении контракта.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО УК «Новосибирский Бытовой Сервис» на действия заказчика – прокуратуры Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151100013117000093 на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений прокуратуры Новосибирской области обоснованной.
  2. Выдать заказчику предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-452

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

21 декабря 2017 года                                                                                                   г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Сухоплюев Д.В.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Заргаров А.М.

- зам. начальника отдела контроля закупок, зам. начальника Комиссии;

Соловьев А.О.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-582 от 21.12.2017г. по жалобе ООО УК «Новосибирский Бытовой Сервис» на действия заказчика – прокуратуры Новосибирской области при проведении электронного аукциона №0151100013117000093 на оказание услуг по комплексному обслуживанию помещений прокуратуры Новосибирской области,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику – прокуратуре Новосибирской области необходимо:

  1. Прекратить нарушение ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к оборудованию, используемому при оказании услуг, не являющемуся объектом закупки;
  2. Прекратить нарушение ч.6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить требовать представления в заявке показателей товаров (материалов), относящихся к химическим компонентам товаров (материалов);
  3. Прекратить нарушение п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить указывать в документации об электронном аукционе инструкцию по заполнению заявки, которая не позволяет однозначно трактовать установленные требования к товарам (материалам), используемым при оказании услуг;
  4. Прекратить нарушение ч.4, ч.5 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, а также правила, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 30.08.2017 № 1042, а именно, при заключении контракта с победителем данного электронного аукциона включить в проект контракта, направляемый победителю, условие о начислении пени за просрочку исполнения обязательств со стороны заказчика, а также указать верные размеры штрафов для заказчика и поставщика.

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе оператору электронной торговой площадки ЗАО «Сбербанк-АСТ» необходимо обеспечить возможность заказчику исполнить требования решения №08-01-582 от 21.12.2017г. и настоящего предписания.

Связанные организации

Связанные организации не указаны