Решение №08-01-638 Решение № 08-01-638 по жалобе от 24 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-638

 

24 декабря 2018 года                                                                                  г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

 

Дунина А.А.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствие представителей:

от заказчика – МУП ЖКХ Новосельское не явились, уведомлено надлежащим образом;

от подателя жалобы: ООО «Контракт» - не явились, уведомлено надлежащим образом;

рассмотрев жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – Новосельского муниципального унитарного предприятия по оказанию жилищно-коммунальных услуг Купинского р-на Новосибирской области при проведении электронного аукциона № 0551300020518000002 на поставку угля марки Д – длиннопламенный, начальная (максимальная) цена контракта 3410000,00 рублей, размещен в ЕИС 10.12.2018,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Контракт» с жалобой на действия заказчика – Новосельского муниципального унитарного предприятия по оказанию жилищно-коммунальных услуг Купинского р-на Новосибирской области при проведении электронного аукциона № 0551300020518000002 на поставку угля марки Д – длиннопламенный.

Суть жалобы ООО «Контракт» заключается в следующем.

  1. Заказчик установил срок для подачи заявок на участие в электронном аукционе менее, чем это предусмотрено ФЗ № 44-ФЗ для закупки с начальной (максимальной) ценой контракта более 3 млн. рублей.
  2. В документации о закупке не установлено требование к участникам закупки, предусмотренное п. 11 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, об отсутствии у участника закупки ограничений для участия в закупках, установленных законодательством Российской Федерации.
  3. Требование п. 15.2.1 документации об электронном аукционе установлено не в соответствии с требованиями п. 1 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.
  4. Заказчик не установил требование к декларированию участниками соответствия п.п. 3, 4 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ.
  5. Документация об электронном аукционе содержит требование к представлению участниками декларации об их непринадлежности к оффшорным компаниям.
  6. Документация о закупке содержит требование к представлению участниками декларации об отсутствии сведений о них в реестре недобросовестных поставщиков.
  7. В описании объекта закупки предъявлен ряд требований к углю каменному для энергетических целей марки Др, требования о представлении конкретных значений по ряду показателей которого, по мнению подателя жалобы, не являются правомерными.

Заказчиком установлены требования к показателям, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, а именно, к зольности – не более 19%; содержанию влаги – не более 17% (с ноября по апрель – не более 8%); к содержанию минеральных примесей (породы), кусков размером более 25мм – не более 4%; к минимальной низкой теплоте сгорания – 5100 ккал/кг; к содержанию мелочи (0-13мм) – не более 30%.

На жалобу ООО «Контракт» от заказчика - МУП ЖКХ Новосельское поступили следующие возражения.

  1. Данный довод заказчик признал. Указанные действия объясняются заказчиком технической ошибкой.
  2. Требование о соответствии п. 11 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ предъявлено к участникам закупки. Данное требование содержится в извещении о проведении электронного аукциона. Отсутствие такого требования в документации не ограничивает количество участников закупки.
  3. Заказчик полагает, что установил требование в п. 15.2.1 документации к составу второй части заявки на участие в электронном аукционе в полном соответствии с п.5 ст. 66 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ.
  4. Декларации, в том числе о соответствии пп. 3, 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, представляются участниками с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки наравне с другими общими требованиями, предъявляемыми к участникам закупки, по единой форме на электронной площадке.
  5. Заказчик полагает, что аукционная комиссия вправе проверять соответствие участников закупки, в том числе на предмет непринадлежности их к оффшорным компаниям. По мнению заказчика, такая декларация может представляться с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
  6. Заказчик полагает, что аукционная комиссия вправе проверять соответствие участников закупки, в том числе на предмет отсутствия сведений об участниках закупки в реестре недобросовестных поставщиков. По мнению заказчика, такая декларация может представляться с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки.
  7.  По мнению заказчика, все показатели и их значения установлены в соответствии с объективными потребностями заказчика, а требования к значениям показателей установлены в соответствии со стандартизирующими документами: ГОСТ 32347-2013 и ГОСТ 32464-2013.

Изучив доводы подателя жалобы, возражения заказчика - МУП ЖКХ Новосельское, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

  1. В соответствии с ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если начальная (максимальная) цена контракта превышает три миллиона рублей, заказчик размещает в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона не менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

Извещение о проведении электронного аукциона № 0551300020518000002 опубликовано 10.12.2018. Начальная (максимальная) цена контракта данной закупки составляет 3410000,00р.

Пятнадцатый календарный день, отсчитываемый со дня, следующего за днем опубликования извещения о закупке, должен был приходиться на 25.12.2018г.

Согласно указанному извещению датой окончания подачи заявок являлось 18.12.2018.

Таким образом, заказчик нарушил ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ, сократив срок подачи заявок на 7 календарных дней.

  1. Документация об электронном аукционе № 0551300020518000002 предусматривает, что закупка проводится без применения ограничения для участия в закупке только субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций.

В документации об электронном аукционе не предъявлено требование к участникам о соответствии их требованию п. 11 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в связи с тем, что закупка проводится на общих основаниях, не включение в состав требований к участникам закупки требования об отсутствии ограничений для участия в закупке, предусмотренного ст. 30 № 44-ФЗ, не является нарушением ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна, в том числе, содержать наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), почтовый адрес участника такого аукциона, фамилия, имя, отчество (при наличии), паспортные данные, место жительства (для физического лица), номер контактного телефона, идентификационный номер налогоплательщика участника такого аукциона или в соответствии с законодательством соответствующего иностранного государства аналог идентификационного номера налогоплательщика участника такого аукциона (для иностранного лица), идентификационный номер налогоплательщика (при наличии) учредителей, членов коллегиального исполнительного органа, лица, исполняющего функции единоличного исполнительного органа участника такого аукциона.

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что Закон о контрактной системе в сфере закупок допускает вероятность того обстоятельства, что ИНН у учредителей участника закупки может отсутствовать.

Требование о безальтернативном представлении ИНН учредителей участника закупки в документации об аукционе установлено не в соответствии с п. 1 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Пункт 13 документации об электронном аукционе содержит требования, предъявляемые к участникам закупки. Подпункты 1, 2 содержат требования: о непроведении ликвидации участника закупки - юридического лица и отсутствие решения арбитражного суда о признании участника закупки - юридического лица или индивидуального предпринимателя несостоятельным (банкротом) и об открытии конкурсного производства; о неприостановлении деятельности участника закупки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, на дату подачи заявки на участие в закупке.

Пункт 15.2.6 документации об электронном аукционе устанавливает требование о представлении деклараций в соответствии с пп. 3-8 п. 13 документации о закупке.

Таким образом, требования о декларировании соответствия пп. 1-2 п. 13 документации об электронном аукционе не установлены.

Заказчик нарушил ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона (указанная деклараци предоставляется с использованием программно-аппаратных средств электронной площадки).

Документация об электронном аукционе содержит требование о декларировании участниками непринадлежности их к офшорным компаниям.

Заказчик в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ не имеет права требовать от участников представления такой декларации.

  1. Документация об электронном аукционе содержит требование о декларировании участниками информации об отсутствии сведений об участниках в реестре недобросовестных поставщиков.

Заказчик в соответствии с п. 2 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ не имеет права требовать от участников представления такой декларации.

  1. ФАС России в своем письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ № 44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Описание объекта закупки содержит следующие требования к закупаемому товару.

№п/п

Наименование

Техническая характеристика

Ед.изм.

количество

1.

Уголь каменный для энергетических целей марки Др

Класс рядовой, крупностью не более 300мм; зольность – не более 19%; содержание влаги – не более 17% (с ноября по апрель – не более 8%); содержание минеральных примесей (породы), кусков размером более 25мм – не более 4%; минимальная низкая теплота сгорания – 5100 ккал/кг; содержание мелочи (0-13мм) – не более 30%.

тонна

1100

Инструкция по заполнению первых частей заявок содержит следующие указания на то, каким образом необходимо заполнять первую часть заявки.

«Участник аукциона должен указать конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в «Описании объекта закупки» документации об электронном аукционе. При описании предлагаемого товара могут быть использованы только общепринятые обозначения и сокращения. Не допускается при заполнении сведений вместо указания конкретных характеристик (показателей) предлагаемого к поставке товара указывать: «не более», «не менее», «или», «не хуже», «соответствует», «в полном соответствии», ставить знаки «+», «-», «V» и т.п. При описании характеристики товара (показателей для определения соответствия) участник аукциона вправе указать диапазоны значений, если это предусмотрено параметрами товара».

Показатели зольности, содержания влаги; содержания минеральных примесей (породы), кусков размером более 25мм; минимальной низкой теплоты сгорания; содержания мелочи (0-13мм) являются теми показателями, значения которых становятся известными по результатам проведения испытаний соответствующей партии товара, и информация о которых заносится в сертификат на конкретную партию товара.

Выводы ФАС России, изложенные в письме от 1 июля 2016 г. № ИА/44536/16, не обязывают участников закупки иметь товар в наличии. Вместе с тем, требования инструкции по заполнению первых частей заявок не позволяют по требуемым показателям представить в заявках не конкретные значения, а диапазоны значений, в соответствии со стандартизирующими документами.

Таким образом, требования документации, по мнению Комиссии Новосибирского УФАС России, могли привести, ввиду невозможности представления конкретных значений показателей товара участниками, у которых товара еще нет в наличии, к ограничению числа участников закупки. Подача единственной заявки на участие в электронном аукционе подтверждает указанные выводы.

При проведении на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ внеплановой проверки данной закупки, в том числе всей информации, размещенной в единой информационной системе в рамках данного электронного аукциона, а также действий аукционной комиссии при рассмотрении первых и вторых частей заявок участников, были выявлены иные нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

  1. В соответствии с ч. 1 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ заказчики в качестве обеспечения заявок и исполнения контрактов принимают банковские гарантии, выданные банками, соответствующими требованиям, установленным Правительством Российской Федерации.

Закон о контрактной системе в сфере закупок под указанными требованиями предполагает соответствие требованиям, предъявляемым Постановлением Правительства РФ от 12.04.2018 N 440 «О требованиях к банкам, которые вправе выдавать банковские гарантии для обеспечения заявок и исполнения контрактов».

Требования к обеспечению исполнения контракта в документации об электронном аукционе со ссылкой на ст. 74.1 НК РФ установлены в старой редакции ФЗ № 44-ФЗ. Требований, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 440, в документации об электронном аукционе не установлено. Заказчик нарушил ч. 1 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Согласно ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ первая часть заявки на участие в электронном аукционе, предметом которого является товар, должна содержать: согласие участника электронного аукциона на поставку товара на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе и не подлежащих изменению по результатам проведения электронного аукциона (такое согласие дается с применением программно-аппаратных средств электронной площадки), а также наименование страны происхождения товара (в случае установления заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона, документации об электронном аукционе условий, запретов, ограничений допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, в соответствии со статьей 14 ФЗ № 44-ФЗ) и конкретные показатели товара, соответствующие значениям, установленным в документации об электронном аукционе, и указание на товарный знак (при наличии).

Требования документации к составу первых частей заявок установлены в неактуальной редакции ФЗ № 44-ФЗ. В составе требований к составу первых частей заявок отсутствует требование к представлению согласия участника на поставку товара. Таким образом, заказчик нарушил ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Размер ответственности подрядчика, установленный в соответствии с п. 3 Правил определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, неисполнения или ненадлежащего исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 30 августа 2017 г. № 1042 (далее – Правила определения размере штрафа), применим в отношении подрядчиков, принимающих участие в закупке на общих основаниях. Пункт 7.5 проекта контракта содержит условия о размере ответственности поставщика в соответствии с п. 4 Правил определения размера штрафа. Заказчик нарушил ч. 5 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ.
  2. В соответствии с ГОСТ 147-2013 (ISO 1928-2009) «Топливо твердое минеральное. Определение высшей теплоты сгорания и расчет низшей теплоты сгорания» в национальной системе стандартизации применяется именно понятие «низшая теплота сгорания» в отношении, в частности, к твердому минеральному топливу.

Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.

Описание объекта закупки содержит требование к показателю «минимальная низкая теплота сгорания».

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что установление требования к такому показателю как «минимальная низкая теплота сгорания» неправомерно, поскольку оно не отвечает требованию п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ.

  1. Аукционная комиссия заказчика при рассмотрении единственной заявки на участие в электронном аукционе приняла решение о ее соответствии требованиям документации об электронном аукционе.

Описание объекта закупки содержало требования к показателю «содержание влаги – не более 17% (с ноября по апрель – не более 8%)».

В составе заявки участника было представлено «содержание влаги – 17 %».

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что в составе заявки участник не представил значение, отвечающее требованию показателя влажности в период с ноября по апрель.

Вместе с тем, аукционная комиссия заказчика признала заявку ООО «НТК» соответствующей. Признав не соответствующую требованиям документации заявку участника соответствующей, аукционная комиссия заказчика нарушила ч. 2 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 1 ч. 15, п. 2 ч. 22 ст. 99 ФЗ № 44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ООО «Контракт» на действия заказчика – Новосельского муниципального унитарного предприятия по оказанию жилищно-коммунальных услуг Купинского р-на Новосибирской области при проведении электронного аукциона № 0551300020518000002 на поставку угля марки Д – длиннопламенный частично обоснованной (не обоснованный довод № 2).
  2. Признать заказчика нарушившим ч. 1 ст. 31, п. 2 ч. 1 ст. 33, ч. 5 ст. 34, ч. 1 ст. 45, ч. 3 ст. 63, ч. 3 ст. 66, п.п. 1, 2 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Признать аукционную комиссию заказчика нарушившей ч. 2 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ.
  4. Выдать заказчику, аукционной комиссии предписание об устранении нарушений Закона о контрактной системе в сфере закупок.
  5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для принятия решения о возбуждении дел об административных правонарушениях в отношении виновных лиц.

 

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            А.Г. Швалов

 

 

 

Члены Комиссии:                                                                                       А.А. Дунина

 

 

 

М.А. Можейкин

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-331

24 декабря 2018 года                                                                                 г. Новосибирск

              

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Дунина А.А.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Можейкин М.А.

- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения № 08-01-638 от 24.12.2018г. по жалобе ООО «Контракт» на действия заказчика – Новосельского муниципального унитарного предприятия по оказанию жилищно-коммунальных услуг Купинского р-на Новосибирской области при проведении электронного аукциона № 0551300020518000002 на поставку угля марки Д – длиннопламенный, начальная (максимальная) цена контракта 3410000,00 рублей, размещен в ЕИС 10.12.2018,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок заказчику - Новосельскому муниципальному унитарному предприятию по оказанию жилищно-коммунальных услуг Купинского р-на Новосибирской области необходимо:

 

  1. Прекратить нарушение ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить не устанавливать единые требования к участникам закупки, предусмотренные пп. 3, 4 ч. 1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ;
  2. Прекратить нарушение п. 2 ч. 1 ст. 33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить включать нестандартные требования к показателям товаров, а в случае установления нестандартных требований к таким показателям, включать в документацию обоснование применения таких нестандартных требований;
  3. Прекратить нарушение ч. 5 ст. 34 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить включать в проект контракта размер ответственности для СМП, СОНКО при проведении закупки на общих основаниях;
  4. Прекратить нарушение ч. 1 ст. 45 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить включать в документацию об электронном аукционе требования к банковской гарантии, утратившие силу;
  5. Прекратить нарушение ч. 3 ст. 63 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить размещать в единой информационной системе извещение о проведении электронного аукциона менее чем за пятнадцать дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе;
  6. Прекратить нарушение ч. 3 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к составу первых частей заявок в неактуальной редакции Закона о контрактной системе в сфере закупок, а также прекратить не требовать согласие участника закупки на поставку товара в соответствии с условиями документации об электронном аукционе;
  7. Прекратить нарушение п. 1 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к документам и информации, представляемой участниками в составе вторых частей, не в соответствии с требованиями ФЗ № 44-ФЗ;
  8. Прекратить нарушение п. 2 ч. 5 ст. 66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к декларированию участниками информации, предусмотренной п. 10 ч. 1, ч. 1.1 ст. 31 ФЗ № 44-ФЗ;
  9. Внести изменения в извещение и документацию об электронном аукционе в соответствии с решением № 08-01-638 от 24.12.2018г. и настоящим предписанием.
  10. Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе 0551300020518000002 в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.

 

Для устранения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок аукционной комиссии необходимо:

 

  1. Прекратить нарушение ч. 2 ст. 69 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить признавать соответствующими заявки участников, значения показателей товаров в которых не соответствуют требованиям документации либо отсутствуют;
  2. Отменить решения аукционной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону;

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания сообщить до 18.01.2019г. с приложением подтверждающих документов.

Оператору электронной торговой площадки – обеспечить возможность исполнения требований решения Комиссии Новосибирского УФАС России № 08-01-638 от 24.12.2018г. и настоящего предписания.

 

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

 

Примечание:

Согласно ч. 7 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных или муниципальных нужд, его территориального органа влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере пятидесяти тысяч рублей; на юридических лиц в размере пятисот тысяч рублей.

 

 

Председатель Комиссии                                                                            А.Г. Швалов

 

 

 

Члены Комиссии                                                                                        А.А. Дунина

 

 

 

                                                                                                                      М.А. Можейкин

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны