РЕШЕНИЕ № 08-01-66 и предписание по жалобе ООО «Профит плюс» на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор"

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
04.04.2017
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 08-01-66
Номер дела:

РЕШЕНИЕ № 08-01-66

23 марта 2017 года                                                                                                    г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

от подателя жалобы – ООО «Профит плюс» представители не явились, уведомлено надлежащим образом;

от заказчика – ФКУ «Сибуправтодор»: <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «Профит плюс» на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона №0351100008917000018 на выполнение работ по ремонту путепровода через автомобильную дорогу на км 813+200 (правый) автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке Южный обход г. Омска, Омская область, размещен в ЕИС 01.03.2017г., начальная (максимальная) цена контракта 28 686 490 рублей,  

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «Профит плюс» с жалобой на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона №0351100008917000018 на выполнение работ по ремонту путепровода через автомобильную дорогу на км 813+200 (правый) автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке Южный обход г. Омска, Омская область.

Суть жалобы заключается в следующем.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44 описание объекта закупки должно носить объективный характер.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ №44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем, требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке. 

Тем не менее, заказчик в описании объекта закупки установил следующие требования к товарам (материалам), используемым при выполнении работ.

По позиции «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов»:

Максимальная температура асфальтобетонной смеси при отгрузке не более 150°С;

Пористость минеральной части асфальтобетона, по объему не более 23%;

Водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия не более 10,0%;

Содержание зёрен мельче 0,63 мм, по массе в зерновом составе от 10% до 60%;

Содержание битума в асфальтобетонной смеси от 3,5% до 5,5%;

Содержание зёрен мельче 0,071 мм, по массе в зерновом составе от 2% до 8%;

Минимальная температура асфальтобетонной смеси при отгрузке не менее 140°С;

Остаточная пористость, по объему от 5,0% до 10,0%;

Водонасыщение образцов, отформованных из смесей, по объему от 4,0% до 10,0 %;

Содержание в минеральном порошке, применяемом в асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 1,25мм, по массе не менее 95 %;

Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом не более 0,7%;

Пористость минерального порошка, применяемого в асфальтобетонной смеси не более 40 %;

Содержание в минеральном порошке, применяемом в асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 0,315мм, по массе не менее 80%;

Набухание образцов из смеси порошка с битумом не более 3%;

Содержание в минеральном порошке, применяемом в асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 0,071 мм, по массе не менее 60%;

Влажность минерального порошка, применяемого в асфальтобетонной смеси, по массе        менее 2,5%;

Содержание минерального порошка в смеси не более 20%;

Потеря массы щебня  при распаде не более 5%;

Содержание в щебне глины в комках, по массе не более 0,25%;

Содержание в щебне пылевидных и глинистых частиц, по массе не более 2%;

Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости не более 35%;

Потеря массы при испытании щебня из осадочных пород на определение марки по дробимости в сухом состоянии не более 19%;

Содержание  в щебне зерен слабых пород, по массе не более 10%;

Потеря массы щебня после испытания на замораживание-оттаивание не более 5%;

Содержание зёрен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы, по массе не более 35%;

Истинная плотность щебня от 2,0 до 3,0 г/см3;

По позиции «Смеси асфальтобетонные и асфальтобетон щебеночно-мастичные»:

Содержание щебня по массе 70-80%;

Максимальная температура асфальтобетонной смеси при отгрузке не более 165°С;

Трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0°С 2,5-6,0 МПа;

Пористость минеральной части асфальтобетона, по объему 15,1-18,9%;

Водонасыщение вырубок и кернов готового покрытия не более 3,5%;

Предел прочности при сжатии при температуре 50°С не менее 0,65 МПа;

Содержание зёрен мельче 0,63 мм, по массе в зерновом составе 11,1-20,9%;

Содержание вяжущего в асфальтобетонной смеси 5,5-6,0%;

Предел прочности при сжатии при температуре 20°С не менее 2,2 МПа;

Коэффициент вариации предела прочности при сжатии при температуре 50 °С не более    0,18;

Водостойкость при длительном водонасыщении не менее 0,85;                

Содержание зёрен мельче 0,071 мм, по массе в зерновом составе от 8 до 13%;

Сдвигоустойчивость по сцеплению при сдвиге при температуре 50 °С не менее 0,18 МПа;

Минимальная температура асфальтобетонной смеси при отгрузке не менее 150°С;

Остаточная пористость, по объему 1,5-4,5%;

Водонасыщение образцов, отформованных из смесей, по объему 1,0-4,0%;

Температура размягчения битума  по кольцу и шару не менее 51°С;

Растяжимость, при 25 °С не менее 30 см;

Эластичность, при 25 0С не менее 85%;

Глубина проникания иглы, при 0 °С не менее 40 0,1 мм;

Истинная плотность ПБВ не более 1,0 г/см3;

Температура хрупкости не выше «-25»°С;

Истинная плотность минерального порошка 2,3-3,0 г/см3;

Содержание в минеральном порошке, применяемом в асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 1,25мм, по массе не менее 95%;

Водостойкость образцов из смеси порошка с битумом не более 0,7%;

Пористость минерального порошка, применяемого в асфальтобетонной смеси не более 40%;

Содержание в минеральном порошке, применяемом в асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 0,315мм, по массе не менее 80%;

Набухание образцов из смеси порошка с битумом не более 3%;

Содержание в минеральном порошке, применяемом в асфальтобетонной смеси, зёрен мельче 0,071 мм, по массе не менее 60%;

Влажность минерального порошка, применяемого в асфальтобетонной смеси, по массе        не более 2,5%;

Содержание в щебне пылевидных и глинистых частиц, по массе не более 2%;

Потеря массы при испытании щебня на определение марки по истираемости не более 35%;

Потеря массы при испытании щебня из осадочных пород на определение марки по дробимости в сухом состоянии не более 19%;

По позиции «Смеси бетонные БСТ»:

Показатель удобоукладываемости  по осадке  конуса от 1 до 20 см;

Максимально допустимое отклонение по показателю осадка конуса не более ±2 см;

Расслаиваемость бетонной смеси по показателю раствороотделение не более 4%;

Расслаиваемость бетонной смеси по показателю водоотделение до 0,8%;

Средняя прочность бетона 51,2 МПа;

По позиции «Смеси щебёночно-гравийно-песчаные для покрытий  и оснований автомобильных дорог»:

Содержание глины в комках от общего количества пылевидных и глинистых частиц в готовых смесях должно быть не более 10% по массе;

Полный остаток по массе на сите размером 5мм 50-80% по массе;

Содержание зерен пластинчатой и игловатой формы в щебне не более 35%.

По мнению подателя жалобы, участникам закупки не представляется возможным указать достоверные значения требуемых заказчиком в документации об аукционе показателей, в том числе перечисленных выше, так как участник закупки не обязан иметь в наличии товар, предлагаемый для использования при выполнении работ, на момент подачи заявки на участие в аукционе, следовательно, требование к их указанию в составе заявки является избыточным требованием.

Кроме того, ООО «Профит плюс» в своей жалобе указывает, что заказчик ограничивает возможность участия в данной закупке индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную форму налогообложения и не являющихся плательщиками НДС. В частности, по мнению подателя жалобы, таким ограничением служит указание в п.3.1 проекта контракта на то, что общая стоимость работ будет указана с учетом НДС 18%. Однако, индивидуальные предприниматели, применяющие упрощенную форму налогообложения, не являются плательщиками НДС. При этом, в проекте контракта не указано, что данный контракт может быть заключен с лицом, не являющимся плательщиком НДС.

На основании изложенного, податель жалобы считает, что аукционная документация, размещенная в ЕИС, содержит нарушения требований законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На жалобу ООО «Профит плюс» от заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» поступили следующие возражения.

Требования к материалам, указанные в описании объекта закупки, установлены в соответствии с потребностями заказчика и носят объективный характер, что полностью соответствует требованиям ст.33 ФЗ №44-ФЗ. Все показатели, по которым необходимо представить сведения в составе первой части заявки, указаны в соответствующих ГОСТах.

Кроме того, заказчик пояснил, что в п.3.4 проекта контракта указано, что в случае если настоящий контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

На основании изложенного, заказчик считает, что аукционная документация соответствует  требованиям законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

На заседании Комиссии Новосибирского УФАС России было установлено, что в п.3.4 проекта контракта указано, что в случае если настоящий контракт будет заключен с физическим лицом, сумма, подлежащая уплате такому физическому лицу, уменьшается на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта. На основании изложенного Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать довод подателя жалобы о том, что заказчик при размещении данной закупки не установил возможность заключить контракт с лицом, не являющимся плательщиком НДС, тем самым ограничив количество участников закупки, необоснованным.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

ФАС России в своем письме от 1 июля 2016г. №ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ №44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Заказчик в аукционной документации по большинству позиций товаров (материалов) установил требования к показателям, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Например, потеря массы при испытании щебня из осадочных пород на определение марки по дробимости в сухом состоянии, трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, расслаиваимость бетонной смеси по показателю раствороотделение, средняя прочность бетона, отвердевший термопластик должен быть стойким к статическому воздействию и другие. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что факт ограничения конкуренции посредством установления таких требований подателем жалобы не подтвержден. При этом, как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, такие требования могут привести к ограничению количества участников закупки. В связи с этим, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данный довод подателя жалобы частично обоснован.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении таких требований в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Заказчик в аукционной документации установил требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, в том числе тех, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний.

Установив данные требования, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ. Довод жалобы ООО «Профит плюс» относительно требований документации к химическому составу товаров (материалов) не нашел своего подтверждения, поскольку в перечне товаров (материалов), применяемых при выполнении работ, такие требования отсутствуют.

На основании вышеизложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России решила признать жалобу ООО «Профит плюс» на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона №0351100008917000018 на выполнение работ по ремонту путепровода через автомобильную дорогу на км 813+200 (правый) автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке Южный обход г. Омска, Омская область частично обоснованной.

При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ данного электронного аукциона выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно ч.2 ст.31 ФЗ №44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию:

1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;

2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;

3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;

4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.

Согласно ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать, в том числе, документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) ФЗ № 44-ФЗ, или копии этих документов, а также декларацию о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 ФЗ № 44-ФЗ.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчик указал код ОКПД 2 - 42.11.10.120 - дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99, для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

Следовательно, участнику закупки в составе второй части заявки необходимо представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99.

Однако, ни в извещении, ни в аукционной документации заказчик не установил данное требование к участникам закупки и к составу и содержанию второй части аукционной заявки. Таким образом, извещение и аукционная документация сформированы с нарушением требований п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 №44-ФЗ

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «Профит плюс» на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона №0351100008917000018 на выполнение работ по ремонту путепровода через автомобильную дорогу на км 813+200 (правый) автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке Южный обход г. Омска, Омская область частично обоснованной.

2. Признать заказчика нарушившим требования п.1 ч.1, ч.3 ст.33, ч.5 ст.63, ч.1, ч.3 ст.64 и ч.5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ.

3. Выдать заказчику и аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-101

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

23 марта 2017 года                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-66 от 23.03.2017г. по жалобе ООО «Профит плюс» на действия заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» при проведении электронного аукциона №0351100008917000018 на выполнение работ по ремонту путепровода через автомобильную дорогу на км 813+200 (правый) автомобильной дороги Р-254 «Иртыш» Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск на участке Южный обход г. Омска, Омская область,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок ФКУ «Сибуправтодор»  необходимо:

1.Прекратить нарушение п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, при закупке работ, включенных в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, прекратить не устанавливать требования к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения контракта, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также прекратить не устанавливать в таком случае требования ко второй части заявки о представлении в ней документов, подтверждающих опыт исполнения контракта, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99;

2.Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей товаров (материалов), которые могут быть известны по результатам проведения определенных испытаний, либо прекратить устанавливать требования к показателям товаров и материалов, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний;

3.Внести изменения в аукционную документацию в соответствии с решением №08-01-66 от 23.03.2017г. и настоящим предписанием;

4.Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.