Решение №08-01-73 Решение №08-01-73 по жалобе ПАО «Росгосстрах» на действия з... от 29 марта 2016 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-73

21 марта 2016 года                                                                                                            г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителя подателя жалобы ПАО «Росгосстрах»: «…» (по доверенности),

в присутствии представителя заказчика – следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области: «…» (по доверенности),

в присутствии представителей участника закупки – АО «СОГАЗ»: «…» (по доверенности), «…» (по доверенности),

рассмотрев жалобу ПАО «Росгосстрах» на действия заказчика – следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области при проведении открытого конкурса на услуги обязательного страхования автогражданской ответственности (извещение № 0151100016316000030), начальная (максимальная) цена контракта 495 473,50 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ПАО «Росгосстрах» с жалобой на действия заказчика – следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области при проведении открытого конкурса на услуги обязательного страхования автогражданской ответственности (извещение № 0151100016316000030).

Суть жалобы заключается в следующем. После изучения конкурсной документации ПАО «Росгосстрах» 09.03.2016г. направило запрос на разъяснение положений документации закупки, однако в нарушение ч.7 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ ответ на запрос не поступил и не был размещён на сайте закупки.

Кроме того, ПАО «Росгосстрах» обжалует положения конкурсной документации, касающиеся установления только максимального значения начальной максимальной цены контракта, отсутствия информации о минимальном и максимальном значении показателей объекта закупки, позволяющих определить соответствие закупаемой услуги ОСАГО установленным заказчиком требованиям, отсутствия соответствия между описанием показателей объекта закупки и порядком определения рейтингов заявок участников закупки на основании установленных заказчиком показателей нестоимостных критериев оценки.

Также ПАО «Росгосстрах» обжалует положения конкурсной документации, касающиеся установления показателей нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», которые фактически не относятся к деятельности страховщика при оказании услуг ОСАГО, установления показателей нестоимостного критерия оценки «квалификация участника закупки» без указания, какие доказательства должны быть представлены участником закупки для подтверждения наличия в штате квалифицированного персонала, работающего на территории Новосибирской области.

На основании изложенного, ПАО «Росгосстрах» просит обязать заказчика внести изменения в конкурсную документацию в соответствии с требованиями законодательства.

На жалобу ПАО «Росгосстрах» от заказчика – следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы в силу следующего. Относительно отсутствия ответа на запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации от 09.03.2016г. заказчик пояснил, что в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений от ПАО «Росгосстрах» не поступал.

Заказчик пояснил, что в приложении № 1 к конкурсной документации произвёл подробнейший расчёт стоимости страхования ОСАГО исходя из группировки транспортных средств по марке автопроизводителя, указав все показатели, позволяющие определить соответствие заявки участника закупки требованиям, установленным заказчиком к закупаемой услуге. Таким образом, начальная (максимальная) цена контракта рассчитана с учетом положений Указания Банка России от 19.09.2014г. № 3384-У «О предельных размерах базовых ставок страховых тарифов и коэффициентах страховых тарифов, требованиях к структуре страховых тарифов, а также порядке их применения страховщиками при определении страховой премии по обязательному страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств», и не противоречит требованиям ФЗ № 44-ФЗ.

В пункте 27 информационной карты конкурсной документации заказчик установил критерии оценки заявок на участие в открытом конкурсе, а также балльную шкалу оценки и формулы в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013г. Кроме того, в пункте 27 информационной карты конкурсной документации заказчиком установлены показатели нестоимостного критерия оценки заявок на участие в конкурсе, а именно: сведения о круглосуточных диспетчерских службах по сопровождению страхового случая, с указанием контактного телефона таких круглосуточных диспетчерских служб, обеспечение возможности бесплатного выезда на место ДТП аварийного комиссара, возможность организации юридической поддержки при сборе документов после ДТП. Оценивается наличие этих показателей в виде величины значимости этих показателей, в соответствии с которыми будет производиться оценка, и по формуле расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям.

По мнению заказчика, установленные в документации о закупке показатели нестоимостных критериев оценки заявки не противоречат положениям Постановления Правительства РФ № 1085 от 28.11.2013г. и могут быть применены для оценки квалификации участника закупки.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В соответствии с ч.7 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ любой участник открытого конкурса вправе направить в письменной форме заказчику запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации. В течение двух рабочих дней с даты поступления указанного запроса заказчик обязан направить в письменной форме или в форме электронного документа разъяснения положений конкурсной документации, если указанный запрос поступил к заказчику не позднее чем за пять дней до даты окончания срока подачи заявок на участие в открытом конкурсе, данный порядок предоставления разъяснений документации установлен заказчиком в п.9 информационной карты конкурсной документации.

Комиссией Новосибирского УФАС России было установлено, что ПАО «Росгосстрах» направило по электронной почте в адрес заказчика запрос о даче разъяснений положений конкурсной документации, однако действующим законодательством и конкурсной документацией предусмотрено направление запроса о даче разъяснений положений конкурсной документации в письменной форме, направление запроса по электронной почте не предусмотрено. Таким образом, данный довод подателя жалобы не нашел своего подтверждения.

Довод подателя жалобы относительно отсутствия в конкурсной документации информации о минимальном и максимальном значении показателей объекта закупки, позволяющих определить соответствие закупаемой услуги ОСАГО установленным заказчиком требованиям, не нашел своего подтверждения, поскольку в разделе V «описание объекта закупки» и в приложении № 1 к конкурсной документации содержатся все данные для расчета страховой премии на 2016 год для заключения договоров ОСАГО, а также обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Довод ПАО «Росгосстрах» относительно установления в конкурсной документации только максимального значения начальной максимальной цены контракта не нашел своего подтверждения, поскольку обоснование начальной максимальной цены контракта, представленное в документации, не противоречит действующему законодательству, кроме того, законодательством не предусмотрено обязательного требования о необходимости указания минимального значения начальной максимальной цены контракта.

В соответствии с п.9 ч.1 ст.50 ФЗ № 44-ФЗ конкурсная документация должна содержать информацию о критериях оценки заявок на участие в открытом конкурсе, величины значимости этих критериев, порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в открытом конкурсе в соответствии с ФЗ № 44-ФЗ.

В соответствии с п.3 и п.4 ч.1 ст.32 ФЗ № 44-ФЗ, заказчик в документации о закупке для оценки заявок участников конкурса устанавливает критерии, такие как «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации».

В соответствии с ч.8 ст.32 ФЗ № 44-ФЗ, порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Комиссия Новосибирского УФАС России установила, что показатели нестоимостных критериев оценки заявок на участие в конкурсе «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», «квалификация участников закупки…», установленные заказчиком в конкурсной документации, могут быть применены для оценки данных критериев, не ограничивают количество участников данной закупки, кроме того, в соответствии с п.6 ч.2 ст.51 ФЗ № 44-ФЗ в случае, если в конкурсной документации указан такой критерий оценки заявок на участие в конкурсе, как квалификация участника открытого конкурса, заявка участника открытого конкурса может содержать также документы, подтверждающие его квалификацию, при этом отсутствие указанных документов не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям ФЗ № 44-ФЗ. Таким образом, доводы подателя жалобы, касающиеся установления показателей, не относящихся к деятельности страховщика при оказании услуг ОСАГО, не нашли своего подтверждения.

Согласно п.11 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации № 1085 от 28.11.2013г. (далее – Правила) для оценки заявок (предложений) по каждому критерию оценки используется 100-балльная шкала оценки. Если в соответствии с п.10 настоящих Правил в отношении критерия оценки в документации о закупке заказчиком предусматриваются показатели, то для каждого показателя устанавливается его значимость, в соответствии с которой будет производиться оценка, и формула расчета количества баллов, присуждаемых по таким показателям, или шкала предельных величин значимости показателей оценки, устанавливающая интервалы их изменений, или порядок их определения.

В соответствии с п.п.а) п.25 Правил показателями нестоимостного критерия оценки «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» может быть качество товаров (качество работ, качество услуг).

Согласно п.26 Правил количество баллов, присваиваемых заявке (предложению) по показателям, предусмотренным п.25 Правил, определяется как среднее арифметическое оценок (в баллах) всех членов комиссии по закупкам, присуждаемых заявке (предложению) по каждому из указанных показателей.

Заказчиком в п.27 информационной карты конкурсной документации установлен как порядок оценки заявок по показателям критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки», в соответствии с которым количество баллов, присваиваемых заявке по показателям, определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному показателю, так и шкала предельных величин значимости показателя оценки с указанием значений в баллах. Исходя из изложенного, не представляется возможным установить, каким образом заказчиком будет производиться оценка по данному критерию. Таким образом, заказчиком нарушен п.26 Правил, довод подателя жалобы относительно отсутствия соответствия между описанием показателей объекта закупки и порядком определения рейтингов заявок участников закупки на основании установленных заказчиком показателей нестоимостных критериев оценки нашел свое подтверждение.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного конкурса, было выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г. № 1063 утверждены Правила определения размера штрафа, начисляемого в случае ненадлежащего исполнения заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом (за исключением просрочки исполнения обязательств заказчиком, поставщиком (подрядчиком, исполнителем), и размера пени, начисляемой за каждый день просрочки исполнения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательства, предусмотренного контрактом (далее - Правила), в п.6 которых установлена формула расчета пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства. Однако в п.6.3 проекта контракта установлен размер пени в случае просрочки исполнения исполнителем обязательства, предусмотренного контрактом, начиная со дня, следующего после дня истечения установленного контрактом срока исполнения обязательства, определенный в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ от 25.11.2013г., при этом формула расчета пени, предусмотренная Правилами, отсутствует. Таким образом, заказчиком нарушена ч.7 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

  1. Признать жалобу ПАО «Росгосстрах» на действия заказчика – следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области при проведении открытого конкурса на услуги обязательного страхования автогражданской ответственности (извещение № 0151100016316000030) частично обоснованной.
  2. Признать заказчика нарушившим п.26 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, ч.7 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ.
  3. Выдать заказчику и конкурсной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-61

об устранении нарушения законодательства в сфере закупок

21 марта 2016 года                                                                                                         г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Заргаров А.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-73 от 21.03.2016г. по жалобе ПАО «Росгосстрах» на действия заказчика – следственного управления Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области при проведении открытого конкурса на услуги обязательного страхования автогражданской ответственности (извещение № 0151100016316000030),

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок заказчику - следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации по Новосибирской области заказчика необходимо:

  1. Прекратить нарушение п.26 Правил оценки заявок, окончательных предложений участников закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 28.11.2013 № 1085, а именно, установить в конкурсной документации порядок оценки заявок по показателям критерия «качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки» в соответствии с указанным пунктом данных Правил.
  2. Прекратить нарушение ч.7 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, устанавливать в проекте контракта формулу расчета и размер пени за каждый день просрочки исполнения поставщиком (исполнителем, подрядчиком) обязательства в соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства от 25.11.2013г. № 1063.
  3. Внести изменения в документацию об открытом конкурсе № 0151100016316000030 в соответствии с решением № 08-01-73 от 21.03.2016г. и настоящим предписанием.
  4. Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Для устранения нарушения законодательства в сфере закупок конкурсной комиссии заказчика необходимо:

Отменить решения конкурсной комиссии, зафиксированные во всех протоколах по данному открытому конкурсу.

О принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания следственному управлению Следственного комитета Российской Федерации сообщить в адрес Новосибирского УФАС России в срок до 07.04.2016г. с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.

Примечание:

За уклонение от исполнения или несвоевременное исполнение настоящего предписания в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридические лица и должностные лица несут административную ответственность.

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны