РЕШЕНИЕ № 08-01-79 и предписание по жалобе ООО «СтройТраст» на действия ФКУ "Сибуправтодор"

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
04.04.2017
Управление:
Новосибирское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 08-01-79
Номер дела:

РЕШЕНИЕ № 08-01-79

28 марта 2017 года                                                                                                        г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в присутствии представителей:

заказчика – ФКУ «Сибуправтодор» - <...> (по доверенности);

участника закупки – ОАО «Новосибирскавтодор» -  <...>  (по доверенности),

представители подателя жалобы – ООО «СтройТраст» не заседание комиссии не явились общество уведомлено надлежащим образом,

рассмотрев жалобу ООО «СтройТраст» на действия ФКУ "Сибуправтодор" при проведении электронного аукциона №0351100008917000039 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск км 769+000 - км 787+000, Омская область, начальная (максимальная) цена контракта 151830637 рублей,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «СтройТраст» с жалобой на действия ФКУ "Сибуправтодор" при проведении электронного аукциона №0351100008917000039 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск км 769+000 - км 787+000, Омская область.

Суть жалобы заключается в следующем.

В нарушение Постановления Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 заказчик не установил требование о наличии у участников закупки опыта соответствующих строительных работ.

По мнению подателя жалобы, заказчик не установил в проекте контракта ответственность заказчика за нарушение условий контракта, тем самым нарушил ч.4 ст.34 ФЗ № 44-ФЗ.

На основании вышеизложенного, податель жалобы просит выдать предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

На данную жалобу от заказчика поступили возражения следующего содержания.

Заказчик полагает, что работы по строительству, реконструкции и капитальному ремонту и работы по текущему ремонту отличаются друг от друга по содержанию и, соответственно, имеют различное правовое регулирование. При выполнении работ по объекту данной закупки не затрагиваются конструктивные и иные характеристики надежности и безопасности данной дороги. В данном случае, заказчик полагает, что Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 не применяется.

Заказчик полагает, что в проекте контракта установлено обязательное условие об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно, в п.11.11, п.11.11.1, п.11.11.2 проекта контракта.

На основании вышеизложенного, заказчик просит признать данную жалобу необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчик указал код ОКПД 2 - 42.11.10.120 - дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 №99, для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который проводится закупка.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик обязан установить требование к наличию опыта работы у участника закупки, связанного с предметом контракта, а также требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней соответствующих документов, предусмотренных п.2 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ от 04.02.2015 № 99. Следовательно, участнику закупки в составе второй части заявки необходимо представить документы, подтверждающие наличие опыта исполнения контракта в соответствии с Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99 вне зависимости от того, являются работы по объекту закупки работами по капитальному или текущему ремонту.

Однако, ни в извещении, ни в аукционной документации заказчик не установил данное требование к участникам закупки и к составу и содержанию второй части аукционной заявки. Таким образом, извещение и аукционная документация сформированы с нарушением требований п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 №44-ФЗ.

Данный довод жалобы ООО «СтройТраст» обоснован.

В соответствии с ч.4 ст.34 ФЗ №44-ФЗ в проекте контракта заказчик установил обязательное условие об ответственности заказчика за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств, предусмотренных контрактом, а именно, в п.11.11, п.11.11.1, п.11.11.2 проекта контракта. Данный довод жалобы ООО «СтройТраст» является необоснованным.

При проведении внеплановой проверки на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ данного электронного аукциона выявлено следующее нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ №44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

ФАС России в своем письме от 1 июля 2016г. №ИА/44536/16 указала, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что ФЗ №44-ФЗ не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Заказчик в аукционной документации по большинству позиций товаров (материалов) установил требования к показателям, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Например, потеря массы при испытании щебня из осадочных пород на определение марки по дробимости в сухом состоянии, трещиностойкость по пределу прочности на растяжение при расколе при температуре 0 °С, расслаиваимость бетонной смеси по показателю раствороотделение, средняя прочность бетона, отвердевший термопластик должен быть стойким к статическому воздействию и другие.

Как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, такие требования могут привести к ограничению количества участников закупки. Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении таких требований в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Заказчик в аукционной документации установил требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, в том числе тех, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний.

Установив данные требования, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1. Признать жалобу ООО «СтройТраст» на действия ФКУ "Сибуправтодор" при проведении электронного аукциона №0351100008917000039 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск км 769+000 - км 787+000, Омская область, частично обоснованной.

2. Признать заказчика - ФКУ "Сибуправтодор" нарушившим требования п.1 ч.1, ч.3 ст.33, ч.5 ст.63, ч.1, ч.3 ст.64 и ч.5 ст.66 ФЗ №44-ФЗ.

3. Выдать заказчику - ФКУ "Сибуправтодор" и комиссии по осуществлению закупок при данном заказчике предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок. 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-105

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

28 марта 2017 года                                                                                                г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Студеникин Д.Е.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения №08-01-79 от 28.03.2017г. по жалобе ООО «СтройТраст» на действия ФКУ "Сибуправтодор" при проведении электронного аукциона №0351100008917000039 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск км 769+000 - км 787+000, Омская область,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок ФКУ «Сибуправтодор»  необходимо:

- Прекратить нарушение п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, при закупке работ, включенных в Постановление Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, прекратить не устанавливать требования к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения контракта, предусмотренного Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99, а также прекратить не устанавливать в таком случае требования ко второй части заявки о представлении в ней документов, подтверждающих опыт исполнения контракта, предусмотренных Постановлением Правительства РФ от 04.02.2015 № 99;

- Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать требования к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей товаров (материалов), которые могут быть известны по результатам проведения определенных испытаний, либо прекратить устанавливать требования к показателям товаров и материалов, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний;

- В соответствии с решением №08-01-79 от 28.03.2017г. и настоящим предписанием внести изменения в аукционную документацию №0351100008917000039 на выполнение работ по ремонту автомобильной дороги Р-254 "Иртыш" Челябинск - Курган - Омск - Новосибирск км 769+000 - км 787+000, Омская область;

- Продлить срок подачи заявок в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок аукционной комиссии ФКУ «Сибуправтодор» необходимо отменить решения комиссии по осуществлению закупок ФКУ «Сибуправтодор», зафиксированные во всех протоколах по данному электронному аукциону.

ФКУ «Сибуправтодор» и комиссии по осуществлению закупок необходимо исполнить данное предписание и сообщить о принятых мерах в соответствии с требованиями настоящего предписания в срок до 14.04.2017г. с приложением подтверждающих документов.

Оператору электронной площадки  обеспечить возможность исполнения данного предписания.