Решение № 08-01-83 РЕШЕНИЕ № 08-01-83 и предписание по жалобе ООО «А Строй» с ... от 11 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ № 08-01-83

03 апреля 2017 года                                                                                                          г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

в отсутствии представителей подателя жалобы – ООО «А Строй» (уведомлено надлежащим образом),

в присутствии представителей заказчика – департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города: <...> (по доверенности), <...> (по доверенности), <...> (по доверенности),

рассмотрев жалобу ООО «А Строй» на действия заказчика – департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту и обустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Новосибирска в Кировском районе (извещение № 0151300034917000006), начальная (максимальная) цена контракта 10 552 467,75 руб.,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России обратилось ООО «А Строй» с жалобой на действия заказчика – департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города при проведении электронных аукционов на выполнение работ по ремонту и обустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Новосибирска в Кировском районе (извещение № 0151300034917000006).

Суть жалобы заключается в следующем. ООО «А Строй» считает, что документация об электронном аукционе не соответствует требованиям действующего законодательства в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд по следующим основаниям.

По мнению ООО «А Строй», заказчиком в требованиях к используемым при выполнении работ материалам описания объекта закупки установлены следующие излишние требования о соответствии материалов, используемых при выполнении работ.

По позиции «Асфальтобетонная смесь типа Г марки II»:

- остаточная пористость – не менее 2,5 % не более 5,0 %;

- водонасыщение по объему – не менее 1,5 % не более 4,0 %;

- водостойкость – не менее 0,85;

- пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей – не более 22,0 %;

- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы – не более 15 %;

- предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С – не менее 2,2 МПа.

По позиции «Асфальтобетонная смесь типа В марки II»:

- остаточная пористость – не менее 2,5 % не более 5,0 %;

- водонасыщение по объему – не менее 1,5 % не более 4,0 %;

- водостойкость – не менее 0,85;

- пористость минеральной части асфальтобетонов из горячих смесей – не менее 14,0 % не более 22,0 %;

- содержание зерен пластинчатой (лещадной) и игловатой формы – не более 15 %;

- предел прочности при сжатии, при температуре 20 °С – не менее 2,2 МПа.

По позиции «Битум»:

- глубина проникания иглы, 0,1мм, при 25°С – 91-130;

- глубина проникания иглы, 0,1мм, при 0°С – не менее 28;

- температура размягчения по кольцу и шару – не ниже 43 °С;

- растяжимость при 25 °С – не менее 65 см;

- растяжимость при 0 °С – не менее 4 см;

- температура хрупкости – не выше -17 °С;

- температура вспышки – не ниже 230 °С;

- индекс пенетрации в пределах диапазона – от -1,0 до 1,0.

По позиции «Битумная эмульсия класса ЭБК-1»:

- содержание вяжущего с эмульгатором по массе – от 50 до 70 %;

- условная вязкость при температуре 20 °С – от 10 до 65 с;

- сцепление с минеральными материалами – не менее 5 баллов;

- остаток на сите с сеткой № 014, % по массе – не более 0,25 %.

По позиции «Щебень фракций 40-70 мм; 20-40мм; 10-20 мм; 5-10 мм»:

- содержание зерен слабых пород – не более 10%;

- содержание глины в комках – не более 0,25 %;

- величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов – не более 740 Бк/кг;

- марка по истираемости щебня – И1;

- морозостойкость – не ниже F50.

По позиции «Песок»:

- содержание пылевидных и глинистых частиц – не более 2 %;

- удельная эффективная активность естественных радионуклидов – не более 740 Бк/кг.

По позиции «Бортовой камень марки БР100.30.15»:

- марка бетона по морозостойкости – F200;

- водопоглощение бетонных камней по массе – не более 6%;

- класс бетона по прочности на растяжение – не менее 4.

По позиции «Бортовой камень марки БР100.20.8»:

- марка бетона по морозостойкости – F200;

- водопоглощение бетонных камней по массе – не более 6%;

- класс бетона по прочности на растяжение – не менее 3,2.

ООО «А Строй» считает, что данные характеристики, установленные заказчиком как значимые, являются специфичными и известными только производителю, которые имеют значение на стадии лабораторного контроля произведенной продукции, но не в сфере обращения и реализации товара как такового. В сопроводительных документах при продаже товаров могут отсутствовать в силу закона.

Проверка данных характеристик требует от заказчика обладания необходимым инструментарием, лабораториями и квалифицированными специалистами по проверке заявленных требований и предложений участника закупки, а в дальнейшем исполнителя контракта.

ООО «А Строй» полагает, что заказчиком установлены требования необъективного характера путем излишней детализации описания объекта закупки, что приводит к ограничению количества участников закупки.

Кроме того, по мнению подателя жалобы, заказчиком в нарушение ст.23 ФЗ № 44-ФЗ не указан идентификационный код закупки в проекте контракта.

На жалобу ООО «А Строй» от заказчика – департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города поступили возражения, в которых указано следующее.

Заказчик не согласен с доводами подателя жалобы, поскольку заказчиком соблюдены требования ФЗ № 44-ФЗ в части описания характеристик используемого товара, в том числе в части описания требований к товарам в связи с использованием обозначений и терминологий, касающихся технических, функциональных характеристик битума, щебня, асфальтобетонной смеси, битумной эмульсии, бортового камня, песка в соответствии с ГОСТами.

Показатели по асфальтобетонной смеси типа Г марки II, асфальтобетонной смеси типа В марки II, битума, битумной эмульсии класса ЭБК-1, щебня фракции 40-70 мм; 20- 40 мм; 10-20 мм; 5-10 мм, песка, бортового камня марки БР100.30.15, БР100.20.8 являются стандартными и находятся в пределах, установленных ГОСТами: 9128-2013 «Смеси асфальтобетонные, полимерасфальтобетонные, асфальтобетон, полимерасфальтобетон для автомобильных дорог и аэродромов. Технические условия», 52128-2003 «Государственный стандарт Российской Федерации. Эмульсии битумные дорожные. Технические условия», 22245-90 «Государственный стандарт Союза ССР. Битумы нефтяные дорожные вязкие. Технические условия», 8267-93 «Щебень и гравий из плотных горных пород для строительных работ. Технические условия», 8736-2014 «Песок для строительных работ. Технические условия», 6665-91 «Межгосударственный стандарт. Камни бетонные и железобетонные бортовые. Технические условия», не ограничивают участников закупки при подаче заявок, не обязывают участника закупки иметь в наличии товар, подлежащий описанию в соответствии с требованиями документации на момент подачи заявки.

В данном случае заказчик установил требования к используемым материалам при выполнении работ в пределах показателей, установленных в вышеуказанных ГОСТах, с учетом своих потребностей и исходя из специфики осуществляемого вида работ.

Таким образом, заказчик считает, что при формировании описания объекта закупки были соблюдены требования положений ФЗ № 44-ФЗ и ФЗ № 135-Ф3, что подтверждается также количеством поданных заявок на участие в электронном аукционе, поскольку по окончании срока подачи заявок на участие в электронном аукционе было подано 14 заявок, при этом в каждой заявке, сформированной и поданной участниками закупки, указаны конкретные показатели либо диапазоны показателей используемых материалов при выполнении работ, соответствующие ГОСТам и в полном объеме соответствующие показателям, установленным в аукционной документации, следовательно, для участников закупки показатели, установленные в документации, были понятны и не ограничили их право на участие в закупке. Указанное обстоятельство подтверждает правомерность и разумность установленных заказчиком в документации показателей к используемым материалам при выполнении работ.

Кроме того, заказчиком исполнены положения ст.23 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, идентификационный код закупки указан в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в пункте 1 информационной карты документации), неотъемлемой частью которой является проект муниципального контракта, при этом ч.1 ст.23 ФЗ № 44-ФЗ установлена необходимость указания идентификационного кода закупки именно в контракте, а не в проекте контракта.

На основании изложенного, департамент энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города просит признать жалобу ООО «А Строй» необоснованной.

Изучив представленные материалы и доводы сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.

Согласно п.1 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Согласно п.2 ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен использовать при составлении описания объекта закупки показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающуюся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно ч.2 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в ч.1 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

В соответствии с Письмом ФАС России от 01.07.2016 № ИА/44536/16 «Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке», неустановление заказчиком надлежащей инструкции по заполнению заявки может привести к возникновению у участников закупок ошибок технического характера при заполнении и формировании своих заявок, что в свою очередь может привести к признанию таких заявок не соответствующими установленным заказчиком требованиям.

В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:

1) указать на раздел и (или) пункт документации о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;

2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);

3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;

4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).

В случае установления заказчиком в документации, извещении о закупке требований об одновременном соответствии предлагаемых участниками показателей товара как значениям, предусмотренным Стандартом, так и значениям, указанным в документации, извещении о закупке, последние не должны противоречить требованиям Стандарта, а также не должны вводить участников закупки в заблуждение и позволять указать в заявке противоречащие положениям Стандарта показатели и (или) их значения.

При установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Согласно п.2 ч.1 ст.64 ФЗ № 44-ФЗ документация об электронном аукционе должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Заказчик в аукционной документации по всем позициям товаров (материалов) установил требования к некоторым показателям, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Например, остаточная пористость, водонасыщение по объему, глубина проникания иглы, 0,1мм, при 25° С, водопоглощение бетонных камней по массе, содержание пылевидных и глинистых частиц, содержание вяжущего с эмульгатором по массе, величина суммарной удельной эффективной активности естественных радионуклидов и др.

Кроме того, в соответствии с инструкцией по заполнению заявки на участие в электронном ауционе, содержащейся в аукционной документации, «В первой части заявки участник должен в произвольной форме выразить согласие на выполнение работ на условиях, предусмотренных документацией об электронном аукционе. Описание товара (материала), используемого участником при выполнении работ, должно быть выполнено как описание индивидуально определенной вещи, в строгом соответствии с реальными функциональными характеристиками товара (материала)… При описании характеристики товара (материала) (показателей для определения соответствия) участник закупки указывает конкретные показатели, но вправе указать диапазоны значений, если требуемый параметр товара (материала) указанный в диапазоне, является конкретным, значение которого не может изменяться, то в предоставляемых сведениях участник закупки указывает диапазонную величину соответствующего параметра предлагаемого (используемого) товара (материала)».

Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что факт ограничения конкуренции посредством установления таких требований подателем жалобы не подтвержден.

Кроме того, на участие в данном электронном аукционе было подано 14 заявок, ни одной из этих заявок не было отказано в допуске к участию в данном электронном аукционе, что свидетельствует об отсутствии ограничения количества участников закупки.

При этом, как указано в вышеупомянутом письме ФАС России, такие требования могут привести к ограничению количества участников закупки. На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что данный довод подателя жалобы нашел свое подтверждение частично.

Вместе с тем, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что действия заказчика могут не приводить к ограничению конкуренции при установлении таких требований в случае, если заказчиком не установлено требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний. Заказчик в аукционной документации установил требование к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей, в том числе, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний.

Установив данные требования, заказчик нарушил п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ.

Довод подателя жалобы об отсутствии в проекте контракта указания на идентификационный код закупки не нашел своего подтверждения, поскольку в соответствии с ч.1 ст.23 ФЗ № 44-ФЗ идентификационный код закупки указывается в плане закупок, плане-графике, извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), осуществляемом закрытым способом, документации о закупке, в контракте, а также в иных документах, предусмотренных ФЗ № 44-ФЗ, то есть обязанность указания данного кода в проекте контракта действующим законодательством не установлена.

При проведении на основании п.1 ч.15 ст.99 ФЗ №44-ФЗ внеплановой проверки данного электронного аукциона были выявлены следующие нарушения законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Согласно п.3 ч.2 ст.31 ФЗ № 44-ФЗ Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются путем проведения конкурсов с ограниченным участием, двухэтапных конкурсов, закрытых конкурсов с ограниченным участием, закрытых двухэтапных конкурсов или аукционов, дополнительные требования, в том числе к наличию опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015 для выполнения работ строительных, включенных в коды 41.2, 42, 43 (кроме кода 43.13) Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014, в случае, если начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает 10 млн. рублей, требуется наличие опыта исполнения (с учетом правопреемства) одного контракта (договора) на выполнение соответствующих работ строительных за последние 3 года до даты подачи заявки на участие в закупке. При этом стоимость такого исполненного контракта (договора) составляет не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, договора (цены лота), на право заключить который, проводится закупка.

В извещении о проведении электронного аукциона заказчик указал код ОКПД 2 –42.11.10.120 - дороги автомобильные, в том числе улично-дорожная сеть, и прочие автомобильные и пешеходные дороги, при этом начальная максимальная цена контракта превышает 10 млн. рублей.

На основании изложенного, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к выводу о том, что заказчик обязан установить требование к наличию опыта работы у участника закупки, связанного с предметом контракта, а также требование к составу и содержанию второй части аукционной заявки о представлении в ней соответствующих документов, предусмотренных п.2 приложения № 2 к Постановлению Правительства РФ № 99 от 04.02.2015. Не установив данные требования в аукционной документации, заказчик нарушил п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ.

Руководствуясь ч.8 ст.106, п.1 ч.15, п.2 ч.22 ст.99 ФЗ №44-ФЗ, Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

1.Признать жалобу ООО «А Строй» на действия заказчика – департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту и обустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Новосибирска в Кировском районе (извещение № 0151300034917000006) частично обоснованной.

2.Признать заказчика нарушившим п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33, п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, Постановление Правительства РФ № 99 от 04.02.2015.

3.Выдать заказчику и единой комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 08-02-109

об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок

03 апреля 2017 года                                                                                                          г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:

Швалов А.Г.

- зам. руководителя управления, председатель Комиссии;

Растворцев С.Н.

- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

Газизов М.М.

- ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии;

на основании своего решения № 08-01-83 от 03.04.2017г. по жалобе ООО «А Строй» на действия заказчика – департамента энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города при проведении электронного аукциона на выполнение работ по ремонту и обустройству дворовых территорий многоквартирных домов, проездов к дворовым территориям многоквартирных домов города Новосибирска в Кировском районе (извещение № 0151300034917000006),

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

Для устранения нарушений законодательства в сфере закупок заказчику – департаменту энергетики, жилищного и коммунального хозяйства города необходимо:

 

1.Прекратить нарушение п.1 ч.1 ст.33 и ч.3 ст.33 ФЗ № 44-ФЗ, а именно, прекратить устанавливать в аукционной документации требования к составу и содержанию первой части заявки о представлении в ней конкретных показателей товаров (материалов), которые могут быть известны по результатам проведения определенных испытаний, либо прекратить устанавливать требования к показателям товаров и материалов, которые могут быть известны по результатам определенных испытаний.

2.Прекратить нарушение п.6 ч.5 ст.63, ч.3 ст.64, п.2 ч.1 ст.64 и п.2 ч.5 ст.66 ФЗ № 44-ФЗ, Постановления Правительства РФ № 99 от 04.02.2015, а именно, при осуществлении закупки работ, начальная (максимальная) цена которых превышает 10 млн. рублей, включенных в Постановление Правительства РФ № 99 от 04.02.2015, устанавливать в аукционной документации требования к участникам закупки о наличии у них опыта исполнения контракта, предусмотренного Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015, а также устанавливать в таком случае требования ко второй части заявки о представлении в ней документов, подтверждающих опыт исполнения контракта, предусмотренных Постановлением Правительства РФ № 99 от 04.02.2015.

3.Внести изменения в документацию об электронном аукционе № 0151300034917000006 в соответствии с решением № 08-01-83 от 03.04.2017г. и настоящим предписанием.

4. Продлить сроки подачи заявок на участие в электронном аукционе в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

Связанные организации

Связанные организации не указаны