Решение б/н Решение и предписание по делу №61/18 в отношении ЗАО «Золота... от 8 ноября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ ПО ДЕЛУ №61/18

 

«08» ноября 2018 г.                                                                                                г.Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: В.Ю. Строгин – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

рассмотрев дело №61/18, возбужденное по факту распространения рекламной информации о «Единой Транспортной Карте» с онлайн-пополнением, с признаками нарушения Федерального закона от 13.03.2006г. №38-Ф3 «О рекламе» (далее - ФЗ «О рекламе»),

в отсутствии заявителя: заявителя физического лица <…>,

в присутствии представителей лица, в действиях которого содержатся признаки нарушения законодательства РФ о рекламе ЗАО «Золотая корона»:

<…>

УСТАНОВИЛА:

 

В адрес Новосибирского УФАС России поступили заявления физического лица (вх. №№4359э от 13.08.2018г., 4667э от 27.08.2018г.) по факту распространения рекламной информации о «Единой Транспортной Карте» с онлайн-пополнением. По мнению заявителя, данная информация вводит потребителя в заблуждение относительно возможности оплачивать проезд на всех маршрутах муниципального и коммерческого транспорта, подключенного к системе «Электронный проездной – Новосибирск», что является нарушением Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе».

По результатам рассмотрения заявлений Новосибирским УФАС России возбуждено данное дело.

В соответствии со ст.3 ФЗ «О рекламе», рекламой является информация, распространяемая любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке;

объект рекламирования - это товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Рассматриваемая информация по своему содержанию и способу распространения направлена на привлечения внимания неопределенного круга лиц к объекту рекламирования – новой единой транспортной карте-онлайн, продвижению ее на рынке. Т.е. данная информация является рекламной, т.к. в полной мере соответствует понятию «реклама».

В силу требований, установленных нормами ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы (ч.7 ст.5).

В рекламе существенной является не только информация, привлекательная для потребителя, но и информация, способная обмануть ожидания, сформированные у потребителей такой рекламой.

Заявителем приобретена карта «Единая транспортная карта» с онлайн-пополнением. Приобрести карту заявителя побудила рекламная информация, размещенная в салоне троллейбуса №29 следующего содержания:

«Приобретайте в кассах метрополитена и у кондукторов в трамваях и троллейбусах НОВАЯ КАРТА с удобным онлайн-пополнением В режиме онлайн в Платежном кабинете Системы город… С помощью сервиса «Сбербанк-онлайн» В платежных терминалах ПАО «Сбербанк» Наличными в терминалах «Квартоплат» и кассах агентов «Системы «Город» Установите мобильное приложение транспортная карта».

При покупке карты условия пользования заявителю озвучены не были. К карте прилагается конверт с вкладышем-памяткой, согласно которому данная карта имеет ограничение по поездкам.

При обращении непосредственно в службу поддержки ЗАО «Золотая Корона», специалистом Информационного центра "Золотая Корона – Транспортная карта", <…>07.08.2018г. был дан ответ следующего содержания: «ЕТК-онлайн, действительно, принимается к оплате только на муниципальном транспорте, подключенном к Системе «Электронный проездной – Новосибирск» и в Новосибирском метрополитене. Данная информация указана в памятке, а также на официальном сайте www.t-karta.ru». При этом реклама не содержит указания на сайт, либо другой источник информирования потребителей.

Распространение транспортных карт осуществляет МУП г.Новосибирска «Пассажиртрансснаб» (далее – МУП «ПТС»). Информационные материалы о «Единой транспортной карте» с онлайн-пополнением в соответствии с условиями договора на оказание информационно-технологических (процессинговых) услуг №26 от 17.02.2017г. были размещены на терминалах самообслуживания «Квартоплат», принадлежащих МУП «ПТС», расположенных в кассовых зонах МУП «Новосибирский метрополитен» (макет № 1), переданы в МУП «Новосибирский метрополитен» (макет №№ 1, 2), МКП «Горэлектротранспорт», МКП «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» (макет №№ 3, 4). Дополнительно информация о Единой транспортной карте - онлайн была размещена на официальном сайте МУП «ПТС» - https://ptsmup.ru.

Как установлено материалами дела, данные информационные материалы были предоставлены ЗАО «Золотая корона».

При этом макет, переданный МУП «ПТС» МКП «Пассажирское автотранспортное предприятие № 4» (макет №4), не содержит указания на место получения дополнительной либо подробной информации. Ссылка на сайты www.t-karta.ru, https://ptsmup.ru также отсутствует.

ЗАО «Золотая корона» в ответ на определение о возбуждении дела №61/18 от 11.10.2018 сообщает, что введение транспортной карты-онлайн Транспортной Системы «Электронный проездной - Новосибирск» (далее по тексту - «ЕТК-онлайн» и «Система») является социально значимым проектом, который реализовывался мэрией г. Новосибирска в лице Департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии совместно с организатором работы Системы - МУП «Пассажиртрансснаб», а также ЗАО «Золотая корона» на всех видах пассажирского транспорта в период с 16 июля 2018 года по настоящее время. В указанный период размещения ЗАО «Золотая корона» рекламной информации о распространении указанных карт в пассажирском транспорте города, не все перевозчики г. Новосибирска обновили терминалы обслуживания для использования карт ЕТК-онлайн, и внедрение ЕТК-онлайн в виде первого этапа реализовано было на маршрутах только муниципального транспорта с 16 июля 2018 года.

Информация об этапах введения карты ЕТК-онлайн на пассажирском транспорте специально заблаговременно максимально широко доводилась до физических лиц через пресс-центр мэрии, а также проведены были интервью в средствах массовой информации, дополнительно была размещена информация, доступная для ознакомления любыми физическими лицами в местах распространения и пополнения ЕТК-онлайн, также на интернет-сайтах организатора Системы - МУП «Пассажиртрансснаб» - www.otsmiip.ru, Транспортной Системы «Электронный проездной - Новосибирск» - www.t-karta.ru.

Указанная информация о возможности получения ЕТК-онлайн в развёрнутом, доступном и понятном для физических лиц виде была размещена на каждой рекламно-информационной наклейке, размещенной в пассажирском транспорте. Также указана ссылка на сайт Системы для ознакомления любым физическим лицом, перед получением такой карты, всех деталей и условий внедрения и поэтапной работы ЕТК-онлайн.

Кроме того, во всех рекламных материалах есть QR-коды со ссылками для скачивания мобильного приложения «Транспортная карта», при переходе по которым открывается страница с описанием мобильного приложения и прямой ссылкой на интернет-сайт Системы - www.t-karta.ru, где есть полная информация об условиях использования карт ЕТК-онлайн, включая маршруты на которых данная карта обслуживается в рамках Системы.

Отдельно на интернет-сайте Системы www.t-karta.ru, на который есть ссылка на каждой размещенной в пассажирском транспорте наклейке о возможности получении ЕТК-онлайн, сообщается неопределенному кругу заинтересованных лиц о том, что: «ЕТК-онлайн принимается к оплате на всем муниципальном транспорте, подключенном к Транспортной Системе «Электронный проездной - Новосибирск» и в Новосибирском метрополитене», таким образом, уточнены маршруты, на которых такая карта обслуживается при ее использовании в Системе.

Информирование потребителей, как указывает ответчик, также массово производилось посредством интернет-сайтов, интервью и информации для потенциальных пользователей ЕТК-онлайн, в том числе о том, что карта ЕТК-онлайн обслуживается поэтапно и не на всех видах транспорта, а только на муниципальном транспорте и в метрополитене, а сетевые поездки действуют на определенных маршрутах г. Новосибирска: www.news.ngs.ru; www.rn.vn.ru; www.nsk.aif.ru; www.novosibirsk.bezformata.ru; www.tr.ru; www.regnum.ru/news/2461127.html; www.otstv.ru; www.vasligorod.rii и т.д.

Кроме вышеуказанного информирования граждан, при получении карты ЕТК-онлайн пользователю предоставляется конверт с памяткой и возможностью ознакомления с информацией на конверте о ЕТК-онлайн и на памятке пользователю о том, каким образом и на каких маршрутах и транспорте в настоящий момент обслуживается ЕТК-онлайн. Макеты памятки для пользователей были изготовлены ЗАО «Золотая корона» и переданы МУП «Пассажиртрансснаб» для дальнейшего предоставления пользователям в рамках обязанности МУП «Пассажиртрансснаб», как оператора - организатора работы Системы, доводить до сведения пользователей информацию о преимуществах, предоставляемых Системой, правилах пользования картами, обслуживаемыми в Системе, о местонахождении пунктов пополнения.

Согласно Правилам пользования Транспортной картой и Правилам пользования ЕТК-онлайн, Пользователь ЕТК-онлайн вправе, в случае, если Пользователя не устраивают какие-либо условия использования карт или обслуживания в Системе, отказаться от обслуживания карты ЕТК-онлайн, для чего ему необходимо обратиться в Центр обслуживания пользователей транспортных карт МУП «Пассажиртрансснаб», о чем указано в пункте 3.8. Правил пользования Транспортной картой, размещенных на сайте Системы - www.t-karta.ru, с письменным заявлением, также Пользователь в праве обратиться с требованием возврата суммы оплаты, внесенной при получении карты ЕТК-онлайн.

При этом ЗАО «Золотая корона» указывает, что ссылка на сайт Системы с вышеуказанной информацией в обязательном порядке для информирования указывалась и указывается на всех информационных наклейках, размещенных и размещаемых в пассажирском транспорте города и информирующих о возможности получения карт ЕТК-онлайн.

Таким образом, по мнению ЗАО «Золотая корона», на основании вышеизложенного и с учетом вышеуказанных обстоятельств можно сделать вывод, о том, что граждане, как потенциальные пользователи карт ЕТК-онлайн в полной мере были проинформированы обо всех существенных условиях получения и использования карт ЕТК-онлайн, не было фактов искажения рекламной информации и (или) введения в заблуждение потенциальных потребителей, информация, размещенная в пассажирском транспорте, содержала все существенные требования о рекламируемой услуге, в связи с этим реклама карт ЕТК-онлайн в пассажирском транспорте, не может являться недостоверной и не содержит нарушений требований ст.5 Федерального закона от 13.03.2006 №38-Ф3 «О рекламе».

Данные доводы рассмотрены Комиссией Новосибирского УФАС России, не приняты по основаниям, изложенным выше.

Из изложенного следует, что рекламная информация, размещенная в троллейбусе №29, не содержит условий, существенных для потребителя, а именно: информации об ограничении мест и способов оплаты (отсутствует возможность оплачивать картой ЕТК-онлайн проезд в коммерческом транспорте г.Новосибирска, где принимаются транспортные карты без пометки «онлайн»).

Данная информация вводит потребителя в заблуждение, побуждая к приобретению данного вида транспортных карт, но, не информируя об отсутствии возможности пользования определенной категорией городского маршрутного транспорта.

Указанные обстоятельства свидетельствуют о нарушении ч.7 ст.5 Закона о рекламе.

В соответствии с ч.6 ст.38 Закона о рекламе, за нарушение требований ч.7 ст.5 Закона о рекламе несет ответственность рекламодатель.

Рекламодателем, в силу п.5 ст.3 Закона о рекламе, является изготовитель или продавец товара либо иное определившее объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

Как доказано материалами, рекламодателем рассматриваемой рекламы является ЗАО «Золотая корона» (ИНН 5406119655, ОГРН 1025402453438, дата присвоения ОГРН: 18.08.2002, адрес: ул. Кирова, д.86, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630102).

Рассмотрев материалы дела, Комиссия, руководствуясь частью 2 пункта 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 ФЗ «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37-42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

 

РЕШИЛА:

 

  1. Признать рекламную информацию о «Единой Транспортной Карте» с онлайн-пополнением, размещенную в августе 2018г. в муниципальном общественном транспорте, следующего содержания: «Приобретайте в кассах метрополитена и у кондукторов в трамваях и троллейбусах НОВАЯ КАРТА с удобным онлайн-пополнением В режиме онлайн в Платежном кабинете Системы город… С помощью сервиса «Сбербанк-онлайн» В платежных терминалах ПАО «Сбербанк» Наличными в терминалах «Квартоплат» и кассах агентов «Системы «Город» Установите мобильное приложение транспортная карта», ненадлежащей рекламой,

а Закрытое акционерное общество «Золотая корона» (ИНН 5406119655, ОГРН 1025402453438, дата присвоения ОГРН: 18.08.2002, адрес: ул. Кирова, д.86, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630102), нарушившим ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

2. Выдать ЗАО «Золотая корона» предписание о прекращении нарушения законодательства РФ о рекламе.

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Новосибирского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.1 ст. 14.3 Кодекса РФ об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме "21" ноября 2018 г.

Решение может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

 

 

 

Председатель Комиссии                                               __________________И.В. Волохина

 

 

Члены Комиссии                                                           __________________В.Ю. Строгин

 

       __________________ М.О. Хрипченко

ПРЕДПИСАНИЕ

О ПРЕКРАЩЕНИИ НАРУШЕНИЯ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РЕКЛАМЕ

 

«21» ноября 2018г.                                                                                                г. Новосибирск

 

Комиссия Новосибирского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства о рекламе в составе:

председатель Комиссии: И.В. Волохина - заместитель руководителя управления – начальник отдела рекламы;

члены комиссии: В.Ю. Строгин – главный специалист-эксперт отдела рекламы;

М.О. Хрипченко – ведущий специалист-эксперт отдела рекламы,

на основании своего решения от 21.11.2018г. по делу №61/18 о признании ненадлежащей рекламы о «Единой Транспортной Карте» с онлайн-пополнением, размещенной в августе 2018г. в муниципальном общественном транспорте,

и в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального закона «О рекламе», пунктами 44, 45 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ЗАО «Золотая корона» (ИНН 5406119655, ОГРН 1025402453438, дата присвоения ОГРН: 18.08.2002, адрес: ул. Кирова, д.86, г. Новосибирск, Новосибирская обл., 630102), в пятидневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства Российской Федерации о рекламе. Для этого не допускать распространения рекламы с нарушением требований ч.7 ст.5 Федерального закона от 13.03.2006г. №38-ФЗ «О рекламе»:

- не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

2. ЗАО «Золотая корона» представить в Новосибирское УФАС России вещественные (письменные) доказательства исполнения пункта 1 настоящего предписания до «10» декабря 2018г.

 

В случае невыполнения в установленный срок предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе Новосибирское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей, на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

Председатель Комиссии                                               __________________И.В.Волохина

 

Члены Комиссии                                                           __________________В.Ю. Строгин

 

                                                                                         __________________М.О.Хрипченко

Связанные организации

Связанные организации не указаны