Решение №Б/н Решение по делу № 25 в отношении Министерства транспорта и д... от 22 июня 2015 г.

Вид документа
Дата регистрации
Процедура
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

 

Резолютивная часть решения оглашена 03 июня 2015 г.                                                   г. Новосибирск

Решение в полном объёме изготовлено 16 июня 2015 г.

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе «…», рассмотрев дело № 25, возбужденное 05.05.2015г. по признакам нарушения Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 18) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции», в присутствии заявителя ИП Беленько А.В., старшего прокурора отдела управления прокуратуры Новосибирской области «…», представителя Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области «…»,

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение прокуратуры Новосибирской области (вх. №2243 от 12.03.2015), которая сообщает следующее.

Прокуратура области провела проверку по обращению индивидуального предпринимателя Беленько А.В. о нарушении его прав министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области и выявила признаки нарушения антимонопольного законодательства.

Установлено, что на межмуниципальном автобусном маршруте № 581 «с. Довольное - г. Каргат - г. Новосибирск» осуществляют регулярные пассажирские перевозки МУП «Доволенское АТП» и индивидуальный предприниматель Беленько А.В. на основании договора, заключенного 05.05.2014 с ним министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее - министерство).

Министерство, вопреки требованиям подп. 1 п. 3 постановления Правительства Новосибирской области от 20.12.2012 №578-п, не заключило с индивидуальным предпринимателем Беленько А.В. договор об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов данных перевозчиков. В связи с этим перевозчик лишен возможности перевозить льготную категорию граждан.

Отказывая в заключении названного договора, министерство необоснованно ссылается на п. 5 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки, утвержденного вышеуказанным постановлением Правительства Новосибирской области (далее - Порядок).

Эта норма определяет критерии предоставления субсидии, а не условия заключения договоров об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов данных перевозчиков. Федеральное законодательство не предусматривает случаев отказа в заключении подобных договоров с хозяйствующими субъектами, осуществляющими регулярные пассажирские перевозки.

Министерство необоснованно препятствует осуществлению индивидуальным предпринимателем Беленько А.В. деятельности по оказанию услуг по перевозке граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, на межмуниципальном автобусном маршруте №581 «с. Довольное - г. Каргат - г. Новосибирск» путем установления не предусмотренных законодательством Российской Федерации требований о предоставлении документов, определенных в п. 5 Порядка.

Кроме того, невозможность осуществления индивидуальным предпринимателем Беленько А.В. перевозок льготной категории граждан ограничивает их выбор при приобретении услуг перевозки у разных хозяйствующих субъектов. Граждане, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, вынуждены пользоваться только услугами МУП «Доволенское АТП». Согласно представленным в министерство отчетам это предприятие с мая по октябрь 2014 года перевезло 1 0900 платных граждан и 10248 льготной категории, а индивидуальный предприниматель Беленько А.В. - только 9254 платных пассажиров.

Минтранс НСО письмом №2692 от 24.03.2015 сообщило Новосибирскому УФАС России следующее.

ИП  Беленько А.В. осуществляет регулярные пассажирские перевозки по маршруту «Довольное - Каргат - Новосибирск» с 2005 года. С 2005 по 2015 годы Минтрансом Новосибирской области с данным перевозчиком заключаются договоры об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении по маршруту №581 «Довольное - Каргат - Новосибирск».

По заявлению ИП Беленько А.В. о заключении договора перевозки граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки, Минтранс НСО сообщает: согласно пункту 5 постановления Правительства Новосибирской области от 20.12.2012 №578-п "Об установлении стоимости единого социального проездного билета, стоимости активации микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" и утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки":

«перевозчики, претендующие на получение субсидий, должны отвечать следующим критериям:

осуществление перевозчиком на законных основаниях регулярных пассажирских перевозок по маршрутам, сформированным министерством (органами местного самоуправления в Новосибирской области) в соответствии с законодательством;

наличие и использование перевозчиком автоматизированной системы персонифицированного учета поездок граждан или материалов регулярного сезонного обследования пассажиропотоков не менее двух раз в год: в период с 1 апреля по 30 сентября и с 1 октября по 31 марта по методике, разработанной министерством;

отсутствие в отношении перевозчика процесса ликвидации, реорганизации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации или приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.».

Таким образом, для заключения договора необходимо представить в Минтранс Новосибирской области документы, подтверждающие, что ИП Беленько А.В. отвечает всем вышеизложенным критериям.

Представленные документы ИП Беленько А.В. не содержат той информации, которая предусмотрена подпунктом 2 пункта 5 постановления, о чем ИП Беленько А.В. и прокуратура Новосибирской области была извещена.

В настоящее время представление прокуратуры Новосибирской области о требовании заключить с ИП Беленько А.В. договор об организации пассажирских перевозок и о предоставлении субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки, находится на рассмотрении, решение будет приниматься с учетом мнения Министерства юстиции Новосибирской области.

Руководствуясь пунктом 1 части 8 статьи 44  ФЗ от 26.07.2006 N 135 – ФЗ  "О защите конкуренции" в отношении Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области возбуждено дело № 25 от 05.05.2015г о нарушении антимонопольного законодательства.

В объяснение по делу письмом вх. №4938 от 26.05.2015 Министерство транспорта и дорожного хозяйства сообщило следующее.

Постановлением Правительства Новосибирской области от 20.12.2012 № 578-п "Об установлении стоимости единого социального проездного билета, стоимости активации микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" и утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки" утвержден порядок предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки (далее - Порядок).

Согласно пункту 4 Порядка получателями субсидий являются перевозчики, осуществляющие пассажирские перевозки граждан по предъявлении единого социального проездного билета (далее - ЕСIIБ) и микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" (далее - МПК) электрическим (трамвай, троллейбус, метрополитен) и автомобильным (кроме такси) транспортом по муниципальным и пригородным маршрутам, автомобильным (кроме такси) транспортом по межмуниципальным маршрутам, внутренним водным транспортом по приroродным маршрутам регулярного сообщения и на паромных переправах, а также реализацию мер социальной поддержки граждан при проезде железнодорожным транспортом в пригородном сообщении в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки (далее – договор).

Согласно «Современному экономическому словарю" (Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.): Критерий - это показатель, признак, на основании которого формируется оценка чего либо.

Относительно   вышеуказанной нормы постановления I1равительства Новосибирской области указанные в пункте критерии предъявляются к перевозчику для заключения с ним Договора.

Далее в пункте 6 Порядка указаны условия предоставления субсидий из областного бюджета, то есть наличие определенных данных для предоставления субсидий, в том числе наличие Договора (подпункт 1 пункта 6).

В соответствии со статьей 12 3акона Новосибирской области от 07.06.20107 № 112-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» (далее - 3акон НСО №112-03) Минтранс Новосибирской области заключает с перевозчиком договор об организации пассажирских перевозок на определенном маршруте по результатам конкурса или на временных условиях. Данный договор является правовым основанием осуществления перевозчиком деятельности по перевозке пассажиров по регулярному маршруту.

Для перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки, Минтранс Новосибирской области также заключает договор об организации пассажирских перевозок с указанием, что перевозчик осуществляет перевозку таких граждан.

Только при наличии заключенного договора об организации пассажирских перевозок (с предоставлением льготного пpоезда) - то есть для перевозки граждан и пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки, министерство заключает Договор на предоставление субсидий на основании критериев, установленных пунктом 5 Порядка.

После заключения Договора перевозчики в сроки, установленные в Договоре, предоставляют в министерство определенные документы, указанные в Порядке, на основании которых министерство решает вопрос о предоставлении субсидий в соответствии с пунктом 6 Порядка.

Кроме того, согласно Положению о Минтрансе Новосибирской области, утвержденному постановлением Губернатора Новосибирской области от 04.05.2010 №145, министерство определяет потребности в пассажирских перевозках по межмуниципальным и пригородным маршрутам регулярного сообщения и маршрутам между субъектами Российской Федерации, проходящим по территории Новосибирской области (подпункт 9 пункта 8). Также в соответствии со статьей 20 3акона НСО №112-03 Минтранс Новосибирской области при организации пассажирских перевозок определяет потребности в пассажирских перевозках на маршрутах регулярного сообщения с учетом анализа пассажиропотоков, необходимое количество и типы транспортных средств и обосновывает объемы финансирования необходимые для выполнения пассажирских перевозок.

ИП Беленько А.В. осуществлял деятельность по перевозке пассажиров по маршруту №581 «с.Довольное - г.Каргат - г.Новосибирск» на основании договора об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении №М14/О5/О5-5 от 05.05.2014 года. Согласно договору ИП Беленько А.В. не имел права перевозить пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки. Соответственно Договор с ним министерством не заключался, и субсидии не выплачивались.

24.11.2014 года ИП Беленько А.В. обратился в министерство с заявлением о заключении договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов, то есть Договора. К заявлению были приложены документы: копия договора от 05.05.2014 года, отчеты о выполнении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, опросные листы, копия лицензии, информация ИФНС №6.

Минтранс Новосибирской области не заключило с ИП Беленько А.В. Договор, в связи с тем, что ИП Беленько А.В. не соответствовал критериям, установленным пунктом 5 Порядка, и в частности: отсутствовал заключенный договор об организации пассажирских перевозок автомобильным транспортом в межмуниципальном сообщении (с предоставлением льготного проезда).

Не представлены были материалы регулярного сезонного обследования пассажиропотока по маршруту (материалы обследования пассажиропотока на маршруте №581 с 01.04.2014 по 30.09.2014 года).

Данные материалы позволяют министерству определять необходимость установления, изменения и закрытия выходов автобусов по перевозке пассажиров, для которых установлены меры социальной поддержки, Решение принимается в соответствии со статьей 20 3акона НСО №112-03 с учетом мнения органов местного самоуправления, а также с учетом ежегодно выделяемых бюджетных средств.

По маршруту №581 кроме ИП Беленько А.В. также осуществляет перевозку пассажиров МУП «Доволенское автотранспортное предприятие» согласно заключенному договору №М14/О2/27-6. Данный договор был заключен 27.02.2014 года, в договоре указано, что перевозчик осуществляет перевозку пассажиров, имеющих право на социальные льготы.

То есть на маршруте №581 обеспечиваются права граждан на перевозку с предоставлением льготного проезда по 2 выходам из 5.

Согласно информации, предоставленной ООО «Автосервис» (Новосибирский автовокзал), с мая 2014 года по май 2015 года по маршруту №581 перевезено 55833 пассажиров, из них льготных пассажиров - 21859. Предложений об увеличении рейсов для перевозки пассажиров, для которых установлены меры социальной поддержки, от пассажиров Новосибирского автовокзала, администраций Доволенского и Каргатского районов не поступало в Минтранс Новосибирской области. То есть документов, подтверждающих необходимость увеличения количества рейсов на маршруте, перевозящих граждан, имеющих право на предоставление мер социальной поддержки, министерство не имело, и не имеет.

На представление прокуратуры Новосибирской области от 04.03.2015 года об устранении нарyпений прав и свобод человека и гражданина Минтранс Новосибирской области направил ответ от 03.04.2015 года №1324-06/28. В письме министерство вновь указало на то, что отношения по заключению Договора, регламентируются пунктом 5 Порядка, и для заключения Договора с ИП Беленько А.В. ему необходимо предоставить все указанные в пункте документы. До настоящего времени ИП Беленько А.В. указанные документы не представил.

С 2015 года по заключенному договору количество рейсов, перевозящих граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, не увеличилось, то есть права ИП Беленько А.В. при заключении договора в 2014 и 2015 годах нарушены не были.

В связи с отсутствием документов, подтверждающих необходимость увеличения количества рейсов на маршруте № 581, перевозящих граждан, имеющих право на меры социальной поддержки, документов, указанных в пункте 5 Порядка, которые должен представить ИП Беленько А.В., Минтранс Новосибирской области не имел право заключать Договор.

Согласно Бюджетному кодексу РФ Минтранс Новосибирской области является главным распорядителем бюджетных средств, в том числе субсидий, предоставляемых из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки.

Статьей 78 Бюджетного кодекса РФ предусмотрено, что:

субсидии выдаются юридическим лицам в целях возмещения недополученных доходов;

в нормативных правовых актах о предоставлении субсидий устанавливаются критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий;

и.т.д.

Таким образом, на основании данной статьи Бюджетного кодекса РФ в Порядок был внесен пункт 5 - где были установлены критерии отбора юридических лиц, имеющих право на получение субсидий.

В соответствии с пунктом 10 части 1 статьи 158 Бюджетного кодекса РФ главный распорядитель бюджетных средств обеспечивает соблюдение получателями. .. субсидий... условий, целей и порядка установленных при их предоставлении - то есть Минтранс Новосибирской области не имеет право предоставлять субсидии и соответственно заключать Договоры с нарушением Порядка, установленного нормативными правовыми актами. В данном случае такой Порядок предусмотрен постановлением Правительства Новосибирской области №578-п, где четко установлены критерии для перевозчиков для заключения Договора и условия получения субсидий. Минтранс Новосибирской области в этом случае несет ответственность (в том числе уголовную) за соблюдение ИП Беленько А.В. всех условий Порядка. Это предполагает, что Минтранс Новосибирской области при подписании Договоров обязано проверять соблюдение всех условий и критериев, установленных Порядком, а не как утверждает прокуратура Новосибирской области - заключать Договор с любым желающим перевозить льготную категорию граждан. То есть прокуратура Новосибирской области видит полномочия Минтранса Новосибирской области только в контроле за предоставлением субсидий перевозчиком. Но такой вывод прокуратуры Новосибирской области противоречит Бюджетному кодексу Российской Федерации и постановлению Правительства Новосибирской области № 578-п.

Порядок был принят в 2012 году и существенно, до подачи представления Прокуратурой Новосибирской области не поменялся. В 2013 году ИП Беленько А.В. также обращался с заявлением о заключении с ним аналогичного договора, но получил отказ по тем же причинам. Прокуратура Новосибирской области и УФАС по НСО в 2013 году поддержали позицию Минтранса Новосибирской области (копии документов прилагаются).

В настоящее время в нормативные правовые акты вносятся изменения, которые поддерживают и еще более ужесточают указанную выше позицию Минтранса Новосибирской области.

Комиссия Новосибирского УФАС России на заседании выслушала доводы заявителя ИП Беленько А.В., который пояснил следующее.

С 2002 года заявитель осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере пассажирских перевозок по регулярному межмуниципальному маршруту № 581 «Новосибирск - Каргат - Довольное», имеет соответствующую лицензию. Ежегодно с министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее - Минтранс) он подписывает договор на осуществление регулярных перевозок граждан.

С 2013 года заявитель обращается в Минтранс с заявлениями о заключении договора на перевозку граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов данных перевозчиков. Минтранс незаконно отказывает.

Так, частью 1 ст. 15 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-Ф3 «О защите конкуренции» органам государственной власти субъектов Российской Федерации запрещается осуществлять действия (бездействия), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев осуществления таких действий (бездействий).

Согласно ст. 5 Закона Новосибирской области от 07.06.2007 №112-03 «Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области» одним из принципов организации и осуществления транспортного обслуживания населения является равенство доступа перевозчиков на рынок транспортных услуг.

Подпунктом 1 пункта 3 постановления Правительства Новосибирской области от 20.12.2012 №578-п «Об установлении стоимости единого социального проездного билета, стоимости активации микропроцессорной пластиковой карты «социальная карта» и утверждении порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки» Минтрансу предписано заключить с перевозчиками, осущecтвляющими регулярные пассажирские перевозки, договоры об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, и предоставления субсидий в целях возмещения недополученных доходов данных перевозчиков (далее - Постановление № 578-п).

При этом в постановлении никаких иных условий, кроме осуществления перевозчиками регулярных пассажирских перевозок не прописано.

Вопреки изложенным требованиям нормативно-правового акта Минтранс незаконно отказывает ИП Беленько А.В. в заключении такого Договора, тем самым предоставляет приоритетное право для МУП «Доволенское АТП» и ограничивает конкуренцию.

Позиция Минтранса о том, что для заключения Договора перевозчик должен представить документы, перечисленные в пункте 5 Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки, утвержденного Постановлением №578-п необоснованна, так как пункт 5 Порядка предусматривает предоставление документов для получения субсидии, а не для заключения договора..

Это и логично, поскольку в соответствии с названным пунктом для получения субсидии (то есть для непосредственного возмещения недополученных доходов) необходимо представить Договор, сведения из налогового органа об отсутствии процесса ликвидации, реорганизации и т.п., а также наличие и использование перевозчиком автоматизированной системы персонифицированного учета поездок граждан или материалов регулярного сезонного обследования пассажиропотоков не менее двух раз в год: в период с 1 апреля по 30 сентября и с 1 октября по 31 марта по методике, разработанной министерством. Методика проведения регулярного сезонного обследования пассажиропотока прописана в Порядке проведения регулярного сезонного обследования пассажиропотоков на маршрутах муниципального, пригородного и межмуниципального сообщения на территории Новосибирской области перевозчиками, заключившими договоры на перевозку пассажиров по специальному проездному билету, который утвержден Приказом министра транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области от 20.06.2013 .№95 (далее - Порядок).

В пункте 2 Порядка 2 указано, что он разработан в целях:

- определения фактического объема перевезенных пассажиров и пассажирооборота;

- определения фактического уровня поездок граждан, для которых действующим законодательством установлены меры социальной поддержки при проезде на транспорте;

- расчета реальных технико-эксплуатационных показателей транспортного обслуживания пассажиров на основе метериалов обследования пассажиропотоков.

Отчет о выполненных рейсах и пассажиропотоке заявитель направляет в Минтранс ежемесячно.

  Жители Доволенского района Новосибирской области не имеют соответствующих социальных карт соответственно об установке автоматизированной системы персонифицированного учета поездок речи быть не может.

Действиями Минтранса нарушаются права ИП Беленько А.В. создаются условия для недобросовестной конкуренции МУП «Доволенское АТП», а также возможного прекращения осуществления заявителем предпринимательской деятельности

В результате бездействия Минтранса с 2013 года заявитель несет убытки в виде упущенной выгоды.

Комиссия Новосибирского УФАС России на своем заседании выслушала доводы представителя ответчика Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области, изложенные в объяснении по делу.

Комиссия Новосибирского УФАС России на своем заседании выслушала доводы старшего прокурора отдела управления прокуратуры Новосибирской области «…», изложенные в обращении  прокуратуры Новосибирской области (вх. №2243 от 12.03.2015). Дополнительно было пояснено следующее.

Постановление о порядке предоставления перевозчикам субсидий №578-П от 20.12.2012 ставит в условие получения субсидий заключение перевозчиком договора с Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области об организации пассажирских перевозок и о предоставлении субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки. Прежде чем отвечать критериям, перевозчик должен заключить указанный договор. Договор должен быть заключен автоматически без проверки соответствия критериям. 

Постановление №578-П не устанавливает двух видов договоров с перевозчиками об организации пассажирских перевозок с правом перевозки льготных категорий граждан или без него. Осуществление ИП Беленько А.В. перевозки льготных категорий граждан в Доволенском районе НСО наряду с МУП «Доволенское АТП» не приведет к увеличению их количества. Согласно приложенным отчетам, в настоящее время 2/3 пассажиров в Доволенском районе НСО перевозит МУП «Доволенское АТП», 1/3 пассажиров ИП Беленько, что является свидетельством ограничения конкуренции .

Рассмотрев материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в деле, Комиссия Новосибирского УФАС России установила следующее.

В августе 2014 ИП Беленько А.В. обратился в Минтранс НСО с заявлением о заключении с ним договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов. В ответ Минтранс письмом №3502-06/28 от 29.09.2014 сообщило, что для заключения указанного договора перевозчику необходимо представить документы, подтверждающие, что он отвечает критериям, установленным   пунктом 5 постановления Правительства Новосибирской области от 20.12.2012 №578-п "Об установлении стоимости единого социального проездного билета, стоимости активации микропроцессорной пластиковой карты "Социальная карта" и утверждении Порядка предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки".

24.11.2014 ИП Беленько А.В. повторно обращался в Минтранс НСО для заключения указанного договора с приложением копии договора об организации пассажирских перевозок №М14/05/05-5 от 05.05.2014, отчетов о выполнении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, опросных листов, копии лицензии, информации межрайонной инспекции федеральной налоговой службы №6 по НСО. Минтранс НСО ответ заявителю на данное обращение не направляло.

Порядок предоставления субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки, урегулирован Постановлением Правительства Новосибирской области №578-п от 20.12.2012 (далее – Порядок).

Предоставление субсидий осуществляется министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (далее - министерство) в пределах бюджетных ассигнований и лимитов бюджетных обязательств, предусмотренных в установленном порядке на цели, указанные в пункте 2 настоящего Порядка, государственной программой Новосибирской области "Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области на 2014 - 2021 годы", утвержденной постановлением Правительства Новосибирской области от 24.02.2014 N 83-п "Об утверждении государственной программы Новосибирской области "Обеспечение доступности услуг общественного пассажирского транспорта, в том числе Новосибирского метрополитена, для населения Новосибирской области на 2014 - 2021 годы" (п. 3 Порядка).

Согласно пункту 5 Порядка «перевозчики, претендующие на получение субсидий, должны отвечать следующим критериям:

осуществление перевозчиком на законных основаниях регулярных пассажирских перевозок по маршрутам, сформированным министерством (органами местного самоуправления в Новосибирской области) в соответствии с законодательством;

наличие и использование перевозчиком автоматизированной системы персонифицированного учета поездок граждан или материалов регулярного сезонного обследования пассажиропотоков не менее двух раз в год: в период с 1 апреля по 30 сентября и с 1 октября по 31 марта по методике, разработанной министерством;

отсутствие в отношении перевозчика процесса ликвидации, реорганизации или банкротства в соответствии с законодательством Российской Федерации или приостановления деятельности в порядке, предусмотренном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях»;

Таким образом, одним из условий предоставления перевозчиком субсидий является наличие заключенного с министерством договора об организации пассажирских перевозок и о предоставлении субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки.

Согласно п. 6 Порядка Субсидии предоставляются перевозчикам, отвечающим критериям, установленным в пункте 5 настоящего Порядка, при соблюдении следующих условий:

1) наличие заключенного с министерством договора об организации пассажирских перевозок и о предоставлении субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки (далее - договор);

2) осуществление перевозок граждан соответствующим типом транспортных средств по сформированным маршрутам и расписаниям движения в соответствии с договором;

3) ведение перевозчиком (для многопрофильных организаций и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих кроме перевозок пассажиров иные виды деятельности) раздельного учета доходов и расходов по видам деятельности и видам перевозок пассажиров - в случае выполнения перевозок пассажиров несколькими видами транспорта или в нескольких видах сообщения или заказных перевозок;

4) ежемесячное представление в министерство не позднее 5 числа месяца, следующего за отчетным, отчета о недополученных доходах перевозчика, заключившего договор, по форме, утверждаемой министерством;

5) согласие перевозчика на осуществление министерством и органами государственного финансового контроля проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий, включаемое в договор.

Новосибирское УФАС России принимает доводы Прокуратуры Новосибирской области о незаконности отказа Минтранс НСО ИП Беленько А.В. в заключении договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов по причине непредставления документов, подтверждающих, что заявитель соответствует установленным в п. 5 Порядка критериям.

Порядок не возлагает на перевозчиков обязанности представления каких-либо документов для заключения указанного договора, не устанавливает их перечень, не содержит оснований для отказа в заключении указанного договора.

Соответствовать установленным п. 5 Порядка критериям должны перевозчики, претендующие на получение субсидии, а не заключающие договор об организации пассажирских перевозок и о предоставлении субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки (далее - договор).

Порядок не содержит указаний, что для заключения договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов, перевозчик должен иметь заключенный договор об организации перевозки пассажиров с предоставлением льготного проезда. Согласно п./п. 4 п. 5 перевозчик, претендующий на получение субсидий, должен осуществлять на законных основаниях регулярные пассажирские перевозки по маршрутам, сформированным министерством (органами местного самоуправления в Новосибирской области) в соответствии с законодательством.

Закон Новосибирской области от 07.06.2007 №112-ОЗ "Об организации транспортного обслуживания населения на территории Новосибирской области" также не содержит указания на необходимость наличия у перевозчика договора об организации перевозки пассажиров с предоставлением льготного проезда.

Комиссия Новосибирского УФАС России принимает доводы прокуратуры Новосибирской области о том, что осуществление ИП Беленько А.В. перевозки льготных категорий граждан в Доволенском районе НСО наряду с МУП «Доволенское АТП» не приведет к увеличению их количества, а приведет к их перераспределению. Соответственно, увеличения размера выделяемых из областного бюджета денежных средств в качестве субсидий согласно Порядку не требуется.

Представителем Министерства транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области представлен проект постановления Правительства о внесении изменений в постановление Правительства Новосибирской области от 24.02.2014 №83. Данным документом устанавливается новый порядок предоставления субсидий из областного бюджета НСО в целях возмещения недополученных доходов перевозчиков, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых установлены меры социальной поддержки.

Согласно п. 5  указанного постановления перевозчики, претендующие на получение субсидий при заключении договора о предоставлении субсидий из областного бюджета Новосибирской области в целях возмещения недополученных доходов, возникающих в случае перевозки пассажиров, для которых законодательством установлены  меры социальной поддержки, должны отвечать указанным в настоящей редакции Порядка критериям.

Данный документ не может применяться для регулирования Порядка предоставления рассматриваемых субсидий, поскольку не является действующим нормативным правовым актом.

Таким образом, отказ Минтранса НСО ИП Беленько А.В. в заключении договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов необоснован.

Незаконный отказ Минтранса НСО ИП Беленько А.В. в заключении договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов препятствует ему в осуществлении перевозки указанных граждан, получении соответствующего возмещения.

Невозможность осуществления индивидуальным предпринимателем Беленько А.В. перевозок льготной категории граждан ограничивает их выбор при приобретении услуг перевозки у разных хозяйствующих субъектов. Граждане, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, вынуждены пользоваться только услугами МУП «Доволенское АТП». Согласно представленным в министерство отчетам это предприятие с мая по октябрь 2014 года перевезло 1 0900 платных граждан и 10248 льготной категории, а индивидуальный предприниматель Беленько А.В. - только 9254 платных пассажиров.

Таким образом, незаконный отказ Минтранса НСО ИП Беленько А.В. в заключении договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов создает для МУП «Доволенское АТП» возможность в одностороннем порядке воздействовать на общие условия обращения услуг по перевозке льготных категорий граждан в Доволенском районе Новосибирской области, а следовательно, приводит (может привести) к ограничению конкуренции на данном рынке. Невозможность осуществления индивидуальным предпринимателем Беленько А.В. перевозок льготной категории граждан ограничивает их выбор при приобретении услуг перевозки у разных хозяйствующих субъектов, что также может привести к ограничению конкуренции между перевозчиками.

В силу ч. 1 ст. 15 Закона №135-ФЗ органам государственной власти субъекта, иным осуществляющим функции указанных органов органам или организациям запрещается принимать акты и (или) осуществлять действия (бездействие), которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции, за исключением предусмотренных федеральными законами случаев принятия актов и (или) осуществления таких действий (бездействия).

Таким образом, Минтрансом НСО допущено нарушение ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 – 4 статьи 41, частью 1 статьи 49, статьей 50 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции»,

РЕШИЛА:

Признать Министерство транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области нарушившим ч. 1 ст. 15 ФЗ «О защите конкуренции». Нарушение выразилось в необоснованном отказе в  заключении договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте и предоставлении субсидий, в целях возмещения недополученных доходов, с ИП Беленько А.В., что препятствует ему в осуществлении перевозки указанных граждан, получении соответствующего возмещения и может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.

Выдать Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области предписание о прекращении нарушения антимонопольного законодательства. Для его исполнения Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области необходимо направить в адрес ИП Беленько А.В. подписанный со своей стороны проект договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов данных перевозчиков.

Признать, что основания для принятия иных мер по пресечению и (или) устранению последствий нарушения антимонопольного законодательства отсутствуют.

Решение Комиссии может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

ПРЕДПИСАНИЕ №40

о прекращении нарушения антимонопольного законодательства

 

16 июня 2015 г.                                                                                                               г. Новосибирск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (Новосибирское УФАС России) по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства в составе «…»,

руководствуясь ст. 23, ч. 1 ст. 39, ч. 4 ст. 41, ст. 50 Федерального закона от 26.07.2006 г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции», на основании своего решения от 16.06.2014 по делу №25, возбужденному 05.05.2015, о нарушении Министерством транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области (630011, г. Новосибирск, ул. Красный проспект, 18) части 1 статьи 15 Федерального закона № 135-ФЗ «О защите конкуренции»,

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

1. Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области прекратить нарушение части 1 статьи 15 ФЗ «О защите конкуренции», выразившееся в необоснованном отказе в  заключении договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов с ИП Беленько А.В., что препятствует ему в осуществлении перевозки указанных граждан, получении соответствующего возмещения и может привести к ограничению конкуренции на данном рынке.

С целью исполнения настоящего предписания Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области необходимо совершить действия, направленные на обеспечение конкуренции, а именно, в срок до 21.07.2015 направить в адрес ИП Беленько А.В. подписанный со своей стороны проект договора об организации пассажирских перевозок граждан, для которых законодательством установлены меры социальной поддержки на транспорте, и предоставлении субсидий в целях возмещения недополученных доходов данных перевозчиков.

2. Об исполнении пункта 1 настоящего предписания Министерству транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области сообщить в Новосибирское УФАС России 23.07.2015 г., с приложением подтверждающих документов.

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его принятия.

Примечание. За невыполнение в установленный срок законного предписания антимонопольного органа ч. 2.6 ст. 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Привлечение к ответственности, предусмотренной законодательством Российской Федерации, не освобождает от обязанности исполнить предписание антимонопольного органа.

Связанные организации

Связанные организации не указаны