Решение б/н Решение по жалобе ООО «Сибирская экспертная компания» на де... от 11 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Не указана
Дело
Не указано
Процедура
Не указана
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

11 октября 2018г.                                                                                                   г. Новосибирск

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области (далее - Новосибирское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров в составе:

Волохина И.В. – заместитель руководителя управления - начальник отдела рекламы, председатель Комиссии;

Филатьева И.Е. – и.о. начальника отдела контроля органов власти, член Комиссии;

Строгина Е.В. – специалист-эксперт отдела контроля органов власти, член Комиссии;

рассмотрев жалобу ООО «Сибирская экспертная компания» (вх. № 8165 от 02.10.2018) на действия организатора торгов  Федерального казенного предприятия «Анозит» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности электродвигателей взрывозащищенного исполнения (№31806945370), в присутствии представителя ООО «Сибирская экспертная компания» <...> (доверенность №37/1 от 08.10.2018г.) и представителей ФКП «Анозит» <...> (доверенность №316 от 12.10.2017г.) и <...>(доверенность №327 от 09.10.2018г.),

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступила жалоба ООО «Сибирская экспертная компания» (вх. № 8165 от 02.10.2018) на действия организатора торгов  Федерального казенного предприятия «Анозит» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности электродвигателей взрывозащищенного исполнения (№31806945370). Заявитель сообщает следующее.

Неправомерное включение в документацию о запросе предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по экспертизе промышленной безопасности электродвигателей взрывозащищенного исполнения для оценки критерия «Качество работ, услуг и (или) квалификация Участника» излишних трех показателей, касающиеся квалификации экспертов, которые должны быть в штате у участника закупки, а именно: количество у участника в штате экспертов I и II категории; количество у участника в штате экспертов I категории; количество у участника в штате сотрудников, имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук, что нарушает требования части 1 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-Ф3), пункта 4 Положения о лицензировании деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 №682, пунктов 9, 9.1. Федеральных норм и правил в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.02013г. №538.

21 сентября 2018г. на интернет-сайте http://www.rts-tender.ru/ размещено извещение о проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на услуги по экспертизе промышленной безопасности электродвигателей взрывозащищенного исполнения с подачей заявок до 04 часов 00 минут 03 октября 2018г. (время московское).

Закупка проводится в соответствии с Федеральным законом от 18.07.2011г. №223-Ф3 «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее - Закон №223-Ф3).

В пункте 10.1. Документации о запросе предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности электродвигателей взрывозащищенного исполнения, утвержденной директором ФКП «Анозит» (далее - Документация) одним из требований к участнику закупки является: участник должен иметь лицензию на осуществление деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности технических устройств, применяемых на опасном производственном объекте.

Далее в пункте 13.1.10. Документации указано, что «Победителем признается участник закупок, предложивший лучшие условия исполнения договора в соответствии с критериями и порядком оценки и сопоставления заявок, которые установлены в пункте 14 настоящей документации».

В пункте 14 Документации оценка и сопоставление заявок в целях определения победителя процедуры закупки определяется по двум критериям:

  • цена договора со значимостью критерия - 50%;
  • качество работ, услуг и (или) квалификация Участника со значимостью критерия - 50%.

Согласно пункту 14.4. Документации расчет баллов по критериям следующий:

  1. Цена договора при оценке заявок по критерию «Цена договора» лучшим условием исполнения договора по указанному критерию признается предложение Участника закупок с наименьшей ценой договора.
  2. «Качество работ, услуг и (или) квалификация Участника»: для оценки заявок по этому критерию каждой заявке выставляется значение от 0 до 100 баллов. Сумма максимальных значений всех показателей этого критерия должна составлять 100 баллов.

Рейтинг заявки участника определяется как среднее арифметическое оценок в баллах всех членов комиссии, присуждаемых этой заявке по указанному критерию по четырем показателям критерия:

2.1) Количество полных лет оказания услуг по экспертизе промышленной безопасности до даты размещения извещения о проведении настоящей закупки:

Значение показателя

Балл

Менее 1 года

0

1 год

2

2 года

4

3 года

6

4 года

8

5 лет

10

6 лет

12

7 лет

14

8 лет

16

9 лет

18

10 лет

20

11 лет

22

12 лет

24

13 лет

26

14 лет

28

15 лет и более

30

2.2) Количество у участника выполненных договоров по оказанию услуг по экспертизе промышленной безопасности технологического оборудования взрывозащищенного исполнения с ценой по каждому такому договору не менее 300 тысяч рублей за последние 5 лет:

Наименование показателя

Балл

0 договоров

0

1 договор

3

2 договора

6

3 договора

9

4 договора

12

5 договоров

15

6 договоров

18

7 договоров

21

8 договоров

24

9 договоров

27

10 и более договоров

30

2.3) Количество у участника в штате экспертов I и 11 категории, аттестованных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности»:

Наименование показателя

Балл

10 и менее экспертов I и II категории

0

11-15 экспертов I и II категории

2

16-20 экспертов I и II категории

4

21-25 экспертов I и II категории

6

26-30 экспертов I и II категории

8

более 30 экспертов I и II категории

10

Для подтверждения у участника в штате экспертов I и II категории, аттестованных в порядке, установленном Постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 509, участник указывает сведения о количестве таких экспертов в декларации о квалификации участника по форме № 5 пункта 22 настоящей документации о закупке с приложением сканированных копий квалификационных удостоверений экспертов и выписки из штатного расписания, составленной участником в произвольной форме, в которой должно быть указано ФИО каждого эксперта и наименование соответствующей категории.

2.4) Количество у участника в штате экспертов 1 категории, аттестованных в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 28 мая 2015 года № 509 «Об аттестации экспертов в области промышленной безопасности»:

Наименование показателя

Балл

5 и менее экспертов I категории

0

6 экспертов I категории

4

7 экспертов I категории

8

8 экспертов I категории

12

9 экспертов I категории

16

10 и более экспертов I категории

20

Участник указывает сведения о количестве таких экспертов в декларации о квалификации участника по форме № 5 пункта 22 настоящей документации.

2.5) Количество у участника в штате сотрудников имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук:

Наименование показателя

Балл

0 сотрудников в штате имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук

0

1 сотрудник в штате имеющий ученую степень кандидата или доктора технических наук

2

2 сотрудника в штате имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук

4

3 сотрудника в штате имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук

6

4 сотрудника в штате имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук

8

5 и более сотрудников в штате имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук

10

Участник указывает сведения о количестве таких экспертов в декларации о квалификации участника по форме № 5 пункта 22 настоящей документации.

Для расчета итогового рейтинга, присуждаемого заявке по критерию «Качество работ, услуг и (или) квалификация Участника», производится умножение полученного результата по формуле на соответствующую значимость критерия.

Таким образом, для оценки критерия «Качество работ, услуг и (или) квалификация Участника» используются пять показателей, из которых три показателя касаются квалификации экспертов, которые должны быть в штате у участника закупки, это:

-количество у участника в штате экспертов I и II категории, причем если у участника более 30 экспертов I и II категории, то он получает максимальное количество баллов — 10;

-количество у участника в штате экспертов I категории, причем если у участника 10 и более экспертов I категории, то он получает максимальное количество баллов - 20;

-количество у участника в штате сотрудников, имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук, причем если у участника 5 и более сотрудников с ученой степенью кандидата или доктора технических наук, то он получает максимальное количество баллов -10.

То есть общее количество баллов по показателям квалификации составляет 40.

В соответствии со статьей 13 Федерального закона от 21.07.1997г. №116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» экспертизу промышленной безопасности проводит организация, имеющая лицензию на ее проведение в порядке, установленном федеральными нормами и правилами.

В статье 12 Федерального закона от 04.05.2011г. №99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» в перечень видов деятельности, на которые требуется лицензия, входит деятельность по проведению экспертизы промышленной безопасности.

Порядок лицензирования деятельности по проведению экспертизы промышленной безопасности установлен в Положении, утвержденном постановлением Правительства РФ от 04.07.2012 №682.

Согласно пункту 4 выше названного Положения лицензионными требованиями к соискателю лицензии и лицензиату на осуществление лицензируемой деятельности являются, в частности: «наличие в штате соискателя лицензии (лицензиата) как минимум 3 экспертов в области промышленной безопасности, которые соответствуют требованиям, установленным федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности, которые аттестованы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, в области аттестации, соответствующей заявляемым работам (услугам), и для которых в этой работа в этой организации является основной».

Таким образом, юридическое лицо, у которого есть эта лицензия безусловно имеют в штате экспертов с соответствующей квалификацией.

Кроме этого, Федеральными нормами и правилами в области промышленной безопасности «Правила проведения экспертизы промышленной безопасности», утвержденными приказом Ростехнадзора от 14.11.2013г. №538 (далее - Правила) установлены требования к экспертам.

Согласно пункту 9 Правил эксперт I категории должен соответствовать следующим требованиям: иметь высшее образование; иметь стаж работы не менее 10 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации; обладать знаниями нормативных правовых актов Российской    Федерации в области промышленной безопасности, средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварий на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы; иметь опыт проведения не менее 15 экспертиз промышленной безопасности.

Согласно пункту 9.1. Правил эксперт II категории должен соответствовать следующим требованиям: иметь высшее образование; иметь стаж работы не менее 7 лет по специальности, соответствующей его области (областям) аттестации; обладать знаниями нормативных правовых актов Российской    Федерации в области промышленной безопасности, средств измерений и оборудования, а также методов технического диагностирования, неразрушающего и разрушающего контроля технических устройств, обследования зданий и сооружений, оценки риска аварий на опасном производственном объекте и связанной с ней угрозы, необходимых для осуществления экспертизы; иметь опыт проведения не менее 10 экспертиз промышленной безопасности.

Частью 1 статьи 3 Закона №223-Ф3 установлен один из принципов, которым должны руководствоваться Заказчики при закупке - равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

В данной закупке этот принцип нарушен Заказчиком  (единой закупочной комиссией) в части наличия дискриминации и необоснованного ограничения конкуренции по отношению к участникам закупки.

Заказчик (единая закупочная комиссия) включил в документацию для оценки критерия «Качество работ, услуг и (или) квалификация Участника» излишние три показателя, касающиеся квалификации экспертов, которые должны быть в штате у участника закупки: - количество у участника в штате экспертов I и II категории,

  • количество у участника в штате экспертов I категории,
  • количество у участника в штате сотрудников имеющих ученую степень кандидата или доктора технических наук.

Таким образом, Заказчик существенно и необоснованно ограничил количество участников закупки, которые имеют соответствующую лицензию и экспертов, аттестованных в соответствующей области согласно требованиям действующего законодательства.

Действия (бездействие) организатора торгов оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов (часть 2 статьи 18.1 Федерального закона от 26.07.2006г. №135- ФЗ «О защите конкуренции»).

ООО «Сибирская Экспертная Компания» является организаций, которая имеет лицензию и аттестованных экспертов в заявленной данной закупкой области, но не может стать участником закупки в связи с выше изложенными нарушениями.

Федеральное казенное предприятие «Анозит» предоставило следующие возражения на доводы жалобы (вх. № 8396 от 09.10.2018г.).

Согласно части 5 статьи 3 Федерального закона № 223-ФЗ и пункту 10.1 документации о проведении запроса предложений участником закупки может выступать любое юридическое лицо или несколько юридических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, независимо от организационно-правовой формы, формы собственности, места нахождения и места происхождения капитала либо любое физическое лицо или несколько физических лиц, выступающих на стороне одного участника закупки, в том числе индивидуальный предприниматель или несколько индивидуальных предпринимателей, выступающих на стороне оттого участника закупки, которые соответствуют требованиям, установленным в подпунктах 1-4 пункта 10.1 документации о проведении запроса предложений, в том числе одним из требований является, то, что участник должен соответствовать требованиям, устанавливаемым в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся предметом закупки.

При подготовке заявки на участие в закупочной процедуре участник руководствуется требованиями к содержанию, форме, оформлению и составу заявки на участие в закупке, установленными в пункте 12 документации о запросе предложений, где в пункте 12.2 установлено, что подаваемая участником заявка должна содержать документы, указанные в подпунктах 1-9 пункта 12.1. документации о запросе предложений, а документы и информация, подтверждающие предлагаемые участником качество работ, услуг и (или) квалификацию участника закупки, указанные в подпункте 10 пункта 12.1. документации о запросе предложений участник предоставляет в целях осуществления Заказчиком оценки заявок по критерию «Качество работ, услуг и (или) квалификация Участника» в соответствии с подпунктом 2 пункта 14.4 документации о запросе предложений и непредоставление участником документов, указанных в подпункте 10 пункта 12.1 не является основанием для признания заявки не соответствующей требованиям, установленным документацией.

Указанные в пункте 14.4. документации о проведении закупки показатели критерия «Качество работ, услуг и (или) квалификация Участника» не устанавливают какие-либо требования к участнику, в том числе требования к квалификации и образованию специалистов, находящихся в штате у участника, а предоставляют лишь преимущественные условия при осуществлении Заказчиком процедуры оценки и сопоставления заявок, необходимой для выявления победителя, который является наиболее квалифицированным участником на рынке оказываемых услуг и/или предложение которого содержит наиболее лучшие условия исполнения договора для Заказчика. Установленные Заказчиком в документации о запросе предложений показатели критерия оценки заявок «Качество работ, услуг и (или) квалификация Участника» стимулирует развитие неценовой конкуренции в основу которого положено достижение хозяйствующими субъектами более высокого качества, технического уровня, технологического совершенства оказываемых на рынке услуг.

В силу того, что предоставление участником в составе заявки документов, указанных в подпункте 10 пункта 12.1. документации о запросе предложений является не обязательным и непредоставление таких документов не влечет к отклонению заявки, следует, что участником закупки может быть любая организация соответствующая требованиям, установленным в пункте 10.1 документации о запросе предложений. Исходя из этого следует отметить, что права и законные интересы Заявителя не ущемлены и не нарушены при организации и проведении торгов, являющихся предметом обжалования.

 

Рассмотрев по существу поступившую жалобу, доводы, представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России приходит к следующим выводам.

Запрос предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности электродвигателей взрывозащищенного исполнения №31806945370 производится в рамках положений Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

В соответствии с частью 1 статьи 1 Федерального закона от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц" целями регулирования настоящего Федерального закона являются создание условий для своевременного и полного удовлетворения потребностей юридических лиц.

Согласно части 2 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования к закупке, в том числе, порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки, положения.

Согласно пункту 9 части 10 статьи 4 Федерального закона от 18 июля 2011 года № 223- ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» в документации о закупке должны быть указаны, в том числе, требования к участникам закупки и перечень документов, представляемых участниками закупки для подтверждения их соответствия установленным требованиям.

Определение заказчиком требований к участникам закупки должно осуществляться в соответствии с положениями Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» и Федерального закона от 26.07.2006г. № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Подпунктом 10 пункта 12.1 Документации и закупке заявка должна одержать документы и информацию, подтверждающую предлагаемое участником качество работ, услуг и (или) квалификацию участника закупки (в соответствии с пунктом 14 настоящей документации).

В пункте 14 Документации содержится информация о критериях и порядке оценки и сопоставления заявок.

Таким образом, Документация о закупке содержит требования к участникам и перечень документов необходимых для подтверждения квалификации.

Исходя из вышеизложенного, Документация по закупке №31806945370 составлена в рамках положений Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Учитывая изложенные обстоятельства, руководствуясь ч. 20 ст. 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Комиссия Новосибирского УФАС России

РЕШИЛА:

Признать  жалобу ООО «Сибирская экспертная компания» (вх. № 8165 от 02.10.2018) на действия организатора торгов  Федерального казенного предприятия «Анозит» при проведении запроса предложений в электронной форме на право заключения договора на оказание услуг по экспертизе промышленной безопасности электродвигателей взрывозащищенного исполнения (№31806945370) необоснованной.

Связанные организации

Связанные организации не указаны