Решение №б/н РЕШЕНИЕ по делу № 02-01-13-10-16 в отношении ОАО «Российские... от 21 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

РЕШЕНИЕ

по делу № 02-01-13-10-16

Резолютивная часть решения объявлена 13.03. 2017г.                                                                       г. Новосибирск

Решение изготовлено в полном объеме  20.03. 2017г.

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по рассмотрению дела о нарушении антимонопольного законодательства (далее - Комиссия) в составе:

Камнева Н.П. – заместитель руководителя управления, председатель Комиссии;

Князькова С.Е. – начальник отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии,

Тюлькова Е.А. – ведущий специалист-эксперт отдела антимонопольного контроля и естественных монополий, член Комиссии, в присутствии на заседании:

представителя ОАО РЖД <...> по доверенности № 3-Сиб-212/Д от 19.12.2016 г.,

представителя филиала ОАО РЖД Западно-Сибирской железной дороги <...> по доверенности № НЮ-21/64 от 01.10.2015 г.

в отсутствие заявителя, надлежащим образом извещенного о дате времени и месте рассмотрения дела о нарушении антимонопольного законодательства 02-01-13-10-16 от 17.11.2016 г. (определение об отложении рассмотрения дела № 02-01-13-10-2016 направлено в адрес заявителя письмом исх.02-699 от 23.01.2017 г., получено адресатом 11.02.2017 г., что подтверждается отчетом об отслеживании почтовых отправлений Почты России почтовый идентификатор № 63000705607206).

Рассмотрев дело 02-01-13-10-16 от 17.11.2016 г. по признакам нарушения открытым акционерным обществом «Российские железные дороги» в лице Эксплуатационного вагонного депо Инская – структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" (ИНН 7708503727, 107174, Москва, ул. Басманная новая, 2) части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

УСТАНОВИЛА:

В Новосибирское УФАС России поступило обращение Новосибирской транспортной прокуратуры по вопросу законности действий  Эксплуатационного вагонного депо Инская ОАО «РЖД»,  выразившихся в необоснованном навязывании ООО «ТР» проведения ремонтных работ вагонов.

По обращению  ООО «ТР» Новосибирской транспортной прокуратурой была проведена проверка законности действий сотрудников Эксплуатационного вагонного депо Инская ОАО «РЖД» (далее – ЭВД Инская ОАО «РЖД»), в рамках которой установлено следующее.

В  адрес ООО «ТР» поступили документы (акт о выполненных работах, дефектная ведомость, расчетно-дефектная ведомость) от  ЭВД Инская ОАО «РЖД» о проведенном ремонте вагона № 90897117 на сумму 15 436, 67 руб. Вместе с тем, как указывает Общество, ремонт вагона не был согласован с ООО «ТР».                                                                   

Кроме того, 02.09.2016 г. в ходе совместного осмотра колесной пары вагона № 90897117, в целях выявления предполагаемого дефекта – трещина обода колесной пары, с применением дефектоскопа, указанный дефект не подтвердился, что зафиксировано в соответствующем заключении. Однако, после освидетельствования вагон не был выпущен для дальнейшей транспортировки. ООО «ТР» указывает на необоснованное навязывание ОАО «РЖД» проведения ремонтных работ вагонов, что нарушает права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности и его в частности.

По мнению Новосибирской транспортной прокуратуры структурным подразделением  ОАО «РЖД» (Эксплуатационное вагонное депо Инская) нарушены положения антимонопольного законодательства, поскольку ООО «ТР» не была предоставлена возможность выбора порядка и места проведения ремонтных работ, что нарушает права и законные  интересы субъектов предпринимательской деятельности и его в частности.

В силу п.6 Положения № 5 Правил технической эксплуатации железнодорожных дорог РФ, утвержденных приказом Министерства транспорта России от 21.12.2010 № 286, допуск для эксплуатации вновь построенного, модернизированного, а также прошедшего плановые виды ремонта железнодорожного подвижного состава осуществляется, соответственно владельцем инфраструктуры.

Все работы, предусмотренные Руководством по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов № 717-ЦВ-2009 были проведены, вагон соответствовал техническим нормам, однако не выводился в эксплуатацию в связи с требованием ОАО «РЖД» по заключению договора на фактически проведенные работы.

В силу своего монополистического положения, пользуясь установленными законом полномочиями на выпуск вагона в эксплуатацию, ЭВД Инская ОАО «РЖД» не осуществило своевременный выпуск в эксплуатацию вагона № 90897117,  загруженного скоропортящимися грузами (документы были оформлены спустя 6 дней после фактически проведения работ).

В целях недопущения убытков вызванных ухудшением потребительских свойств скоропортящихся товаров, перевозимых в вагоне № 90897117, между ОАО «РЖД» и ООО «ТР» был заключен договор № 239 на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузового вагона. Договор был заключен только 14.06.2016 г., то есть после проведения работ 09.06.2016 г.

Таким образом, по мнению Новосибирской транспортной прокуратуры, в действиях ЭВД Инская ОАО «РЖД» усматриваются признаки злоупотребления доминирующим положением, влекущие нарушение прав и законных интересов предприятий, владеющих вагонами, эксплуатируемыми на железнодорожных путях общего и необщего пользования.

К заявлению Новосибирской транспортной прокуратуры было приложено обращение ООО «ТР», в котором дополнительно изложены следующие обстоятельства.

24 февраля 2016 года был произведен капитальный ремонт вагона № 90897117 структурным подразделением ОАО «РЖД», гарантийный срок, в течение которого ООО «ТР» имело право безвозмездно устранить недостаткам в ремонтном ДЕПО (в случае их выявления) составляет 1 год.

22.06.2016 г. в адрес заявителя (ООО «ТР») от ЭВД Инская-СП Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры филиала ОАО «РЖД» поступил Акт выполненных работ № 2769296 от 16.06.2016 г. по текущему ремонту вагона № 90897117, подача-уборка вагона № 90897117 на сумму 15 436 рублей, вместе с дефектной и расчетно-дефектной ведомостями. Однако, указанный ремонт не был согласован с заявителем.

При рассмотрении указанного заявления установлено следующее.

29.05.2016 г. в адрес ООО «ТР» поступило уведомление № 2572 на ремонт вагона № 90897117, следовавшего со скоропортящимся грузом, следовавшего по маршруту ст. Крымская Забайкальская ж.д.-ст. Бронницы Московская ж.д. Наименование неисправностей: претензии к качеству выполнения капитального ремонта, трещина обода колесной пары. В результате совместного осмотра дефект не подтвердился, что указано в заключении от 02.06.2016. Несмотря на это, 22.06.2016 года в адрес ООО «ТР» поступили документы, датированные 16 июня 2016 года, из которых следует, что ОАО «РЖД» произведен ремонт колесной пары и выставлен счет на оплату ремонта. Груженый вагон был доставлен получателю с задержкой на 15 суток по причине удержания вагона в ВЧДЭ Инская. По мнению, ООО «ТР» действия монополиста – ОАО «РЖД» нарушают права и законные интересы субъектов предпринимательской деятельности.

Кроме того, ООО «ТР» в адрес начальника эксплуатационного вагонного депо Инская ОАО «РЖД» Баева С.В. была направлена претензия следующего содержания. 22.06.2016 г. в адрес ООО «ТР» поступил Акт о выполненных работах № 2769296 от 16.06.2016 г. по текущему ремонту вагона № 90897117, подача-уборка вагона на сумму 15 436 руб. вместе с дефектной и расчетно-дефектной ведомостями. С указанным актом ООО «ТР» не согласно по следующим причинам. В отношении вагона № 90897117 структурным подразделением ОАО «РЖД» (ВЧД Курган ОАО «ВРК-3») произведен полный капитальный ремонт 24.02.2016 г., вагон находится в удовлетворительном состоянии (кроме того, гарантийный срок после капитального ремонта составляет один год).

29.05.2016 г. получено уведомление № 2572 на ремонт вагона. Наименование неисправностей – претензии к качеству выполнения капитального ремонта, трещина обода колесной пары.

Сотрудниками ВЧДЭ Инская совместно с представителем ООО «ТР» производился осмотр выявленного дефекта. Однако, в результате совместного осмотра с дефектоскопистом, представителями ВЧДЭ и ВЧДР Курган, вышеуказанный дефект не подтвердился, что отражено в заключении об изломе.

Между тем, после освидетельствования, вагон так и не был выпущен для дальнейшей транспортировки.

14.06.2016 г. сотрудниками ВЧДЭ Инская был составлен счет на оплату услуг по подаче/уборке вагона в ремонтный тупик и регламентные работы по проверке, который был оплачен с целью скорейшей отправки вагона, груженого скоропортящимся дорогостоящим грузом для его отправки грузополучателем, которые уже несет убытки в результате действий ОАО «РЖД».

Однако, не смотря на вышеизложенное, ремонт был произведен и выставлен счет на оплату ремонта.

ООО «ТР» полагает, что поскольку колесные пары были в надлежащем состоянии, выявленный дефект не был подтвержден комиссией, проведение ремонта колесных пар не требовалось. Услуги по ремонту колесных пар являются навязанными и не подлежат оплате со стороны ООО «ТР». Настоящим письмом ООО «ТР» просило скорректировать либо отозвать акт № 2769296 от 16.06.2016 г.

Ответ на данное письмо ООО «ТР» не получило. 06.07.2016 г. ООО «ТР» обратилось в Западно-Сибирскую транспортную прокуратуру с просьбой провести проверку по данному факту и принять меры с целью недопущения нарушения прав предпринимателей.

В ответ на запросы Новосибирского УФАС России (исх. № 02-8068 от 12.08.2016 г., № 02-8468 от 24.08.2016 г., 02-9313 от 16.09.2016 г.) от ОАО «РЖД» получены следующие сведения.

29.05.2016 г. на ПТО Инская «Зело» в соответствии с п. 14 приложения № 5 Правил технической эксплуатации, утвержденных приказом Министерства транспорта Российской Федерации № 286 от 21.12.2010 г., в цех текущего отцепочного ремонта (далее — ТОР) был забракован вагон № 90897117, находящийся в собственности ООО «ТР».

Отцепка вагона № 90897117, находящегося в собственности ООО «ТР», была произведена 29.05.2016 г. на участок текущего отцепочного ремонта Инская для ремонта по коду неисправности 112 «трещина обода» согласно уведомлению формы ВУ-23М, так как в соответствии с п. 14 приложения 5 «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, а также п.3.2.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50, не допускается к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав с трещиной в ободе колеса.

Согласно п. 1.4 «Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации», утвержденной Протоколом от 21-22 мая 2009 г. № 50 Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества неисправный вагон - это вагон, который по своему техническому состоянию не может быть допущен к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требует ремонта или исключения.

В соответствии с п. 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту от 02.09.1997 № РД ЦВ-056-97 (далее - Руководство по ТОР) при его проведении должны быть выявлены и устранены неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар и надрессорных балок тележек, буксового узла - вне зависимости от причины поступления вагона в ТОР.

При этом в состав таких работ включаются: устранение указанной в форме ВУ-23 неисправности грузового вагона; выполнение регламентных и профилактических работ; контроль состояния всех узлов и деталей вагонов.

В процессе ремонта колесная пара № 029991/39/1978 с предполагаемым дефектом обода колеса была направлена в вагонное ремонтное депо Инская АО «ВРК-1», где при проведении неразрушающего контроля обода колеса наличие трещины не подтвердилось, что отражено в заключении об изломе или обнаружении в эксплуатации трещины колеса от 02.06.2016 г.

Однако в связи с тем, что на поверхности катания данной колесной пары имелся дефект в виде выщербины согласно п. 2 Руководство по ТОР был произведен ее ремонт путем обточки поверхности катания колеса с последующим возвратом данной колесной пары под вагон № 90897117.

Для проведения данного ремонта был заключен договор от 14.06.2016 г. № 239 на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузового вагона № 90897117. Вагон выпущен в эксплуатацию 16.06.2016 г. на основании уведомления формы ВУ-36.

Вместе с тем со стороны ООО «ТР» были нарушены условия данного договора в части выполнения пунктов 2.3.3. и 3.10., окончательный расчет за проведение ремонта грузового вагона и связанных с ним работ не произведен.

Со стороны эксплуатационного вагонного депо Инская все условия договора были выполнены.

Перечень и стоимость произведенных работ вагона № 90897117 (заказчик ООО «ТР», договор № 239 от 14.06.2016) указаны в расчетно-дефектной ведомости.

Проведение ремонта вагона № 90897117 было согласовано с владельцем вагона. Вагон № 90897117 был отцеплен для ремонта в ТОР Инская 29.05.2016 г., а 30.05.2016 была отправлена телеграмма собственнику вагона № 90897117 с уведомлением об отцепки по причине неисправности трещины обода, с просьбой сообщить в суточный срок дату прибытия представителя для расследования случая отцепки, согласно регламенту расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы. Ответа от собственника не поступило. 02.06.2016 с электронной почты начальника отдела Гарагули Антона Алексеевича в адрес собственника вагона было выслана форма разового договора на текущий ремонт вагона № 90897117 - ответа от собственника не поступило. 14.06.2016 в адрес собственника вагона повторно была выслана форма разового договора, а также счет на предоплату текущего ремонта вагона № 90897117. В этот же день с электронной почты генерального директора ООО «ТР» Рубина Вадима Викторовича поступило сообщение «Прошу срочно выпустить вагон из ремонта. Оплата и договор во вложении».

Работы на ТОР Инская производятся согласно прейскуранту цен на работы, выполняемые на текущем ремонте грузовых вагонов.     

Поводом для заключения договора на выполнение разовых ремонтных работ, послужила трещина на ободе колесной пары. В соответствии с п. 14 приложения 5 «Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации», утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286, а также п.3.2.1 Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации (Инструкция осмотрщику вагонов), утвержденной на 50-м заседании Совета по железнодорожному транспорту государств - участников Содружества, протокол от 21-22 мая 2009 г. № 50, не допускается к следованию в поездах железнодорожный подвижной состав с трещиной в ободе колеса, а также при наличии выщербины на поверхности катания колеса, согласно п.8.3 таблицы 1 «Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов № 717-ЦВ-2009». Согласно п.8.3 таблицы 1 «Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов № 717-ЦВ-2009» толщина обода колеса при выпуске вагонов из ТОР должна составлять не менее 24 мм.

В результате рассмотрения данного обращения, представленных  материалов, в том числе ответов на запросы и действующих нормативно-правовых документов установлено следующее.

29.05.2016 г. структурным подразделением ОАО «РЖД» произведена отцепка вагона № 90897117, находящегося в собственности ООО «ТР».

Согласно уведомлению  № 2572 от  29.05.2016 г.  на ремонт вагона № 90897117 в качестве неисправностей указано: претензии к качеству выполнения капитального ремонта: трещина обода № 2, левая по ходу поезда, № к4139 90з-8з. Вид требуемого ремонта – текущий ремонт.

В заключении об изломе или обнаружении в эксплуатации трещины колеса от 02.06.2016 г., подписанном, в том числе  сотрудниками ВЧДЭ и ВЧДР Курган, указано, что дефект не подтвердился. Наличие выщербин, ползунов, наваров не обнаружено. Колесная пара годна к эксплуатации.

Однако, согласно представленной электронной переписке, 14.06.2016 г. в адрес ООО «ТР» был направлен счет на предоплату текущего ремонта вагона и договор на  выполнение разовых работ по текущему ремонту грузового вагона № 239, который был подписан заявителем по причине длительной задержки вывода из Депо в эксплуатацию груженого скоропортящимся грузом вагона.

Согласно уведомлению № 6116 от 16.06.2016 о приемке вагонов из текущего ремонта, вагон  № 90897117 был отремонтирован. Сведения о проведенном текущем ремонте вагона № 90897117 также содержатся в Акте о выполненных работах (оказаны услугах) от 16.06.2016 г. и расчетно-дефектной ведомости на текущий ремонт вагона от 16.06.2016 г.

Согласно расчетно-дефектной ведомости на текущий отцепочный ремонт грузового вагона № 90897117 (заказчик ООО «ТР» договор № 239 от 14.06.2016) проводились следующие работы:

а)      контрольные и регламентные операции;

б)      смена колесной пары (в одной тележке-одной), деталь собственника (давальческое сырье) после текущего ремонта. ЦКК ГОСТ, зч. собств.;

в)      сборка-разборка тормозной рычажной передачи при выкатке и подкатке тележки;

г)       проверка и регулировка стояночного тормоза вагона, винт стояночного тормоза разработать;

д)      регулировка тормозной передачи (при необходимости);

е)       сбор за подачу и уборку вагонов;                                               Вагон выпущен в эксплуатацию 16.06.2016 г. на основании уведомления формы ВУ-36.

При этом, в рамках проверки Новосибирской транспортной прокуратурой получены письменные объяснения заместителя начальника Эксплуатационного вагонного депо Инская ОАО «РЖД» от 21.07.2016 г. и 27.07.2016 г., суть которых в следующем.

Заместитель начальника ЭВД Инская ОАО «РЖД» Данилкин А.Г. пояснил, что вагон был отцеплен 29.05.2016 г., после отцепки находился в ожидании заключения договора на проведение работ по ремонту вагона, без заключения договора ОАО «РЖД» ремонты в настоящее время не проводит. 14.06.2016 г. был заключен договор, внесена предоплата и после этого проведен ремонт и вагон направлен по месту назначения. При этом в объяснениях от 27.07.2016 г. заместитель начальника ЭВД Инская ОАО «РЖД» Данилкин А.Г. указал, что колесная пара была направлена в ремонт до заключения договора – 09.06.2016 г. В АО «ВРК» были проведены работы по освидетельствованию колесной пары и обточке бандажей колесной пары № 29991. 10.06.2016 г. колесная пара от вагона № 90897117 ООО «ТР» была возвращена в Эксплуатационное вагонное депо Инская ОАО «РЖД». Колесная пара была подана на участок текущего отцепочного ремонта ст. Инская, где с 10.06.2016 находилась в ожидании подкладки под вагон после заключения договора. До заключения договора вагон не мог быть выпущен из депо, поскольку в ином случае ОАО «РЖД» не получит оплату за ремонт. В акте выполненных работ по договору от 14.06.2016 г. на ремонт вагона № 90897117 указаны все работы, в том числе проведенные до его заключения.

Начальник ЭВД Инская филиала ОАО «РЖД» Баев С.В. пояснил, что в процессе ремонта колесная пара с предполагаемым дефектом обода колеса была направлена в вагонное депо, где при проведении неразрушающего контроля обода колеса наличие трещины не подтвердилось, что отражено в заключении об изломе от 02.06.2016 г.

Как указывалось выше, по окончании ремонта ООО «ТР» был направлен акт о выполненных работах вместе с дефектной и расчетной ведомостями, с которыми Общество не согласно, о чем сообщило в письме начальнику ЭВД Инская ОАО «РЖД», и просило скорректировать или отозвать данный акт. На указанное письмо ответа от ОАО «РЖД» не получено.

На основании изложенного можно сделать вывод, что без заключения договора вагон не мог быть выпущен в эксплуатацию. В соответствии с частью 1 статьи 10 ФЗ «О защите конкуренции» от 26.07.2006г. № 135-ФЗ запрещаются действия (бездействие) занимающего доминирующее положение хозяйствующего субъекта, результатом которых являются или могут являться недопущение, ограничение, устранение конкуренции и (или) ущемление интересов других лиц (хозяйствующих субъектов) в сфере предпринимательской деятельности либо неопределенного круга потребителей.

Железнодорожные перевозки согласно статье 4 Федерального закона от 17.08.1995 № 147-ФЗ "О естественных монополиях" отнесены к сфере деятельности субъектов естественных монополий. 

Согласно приказу Федеральной службы по тарифам от 29.12.2004 № 435-Т  ОАО "РЖД" включено в реестр субъектов естественных монополий по осуществлению деятельности в сфере оказания услуг железнодорожных перевозок, а также услуг по использованию инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования.

Согласно п. 2 Приложения 5 к Правилам технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 21.12.2010 №286, на инфраструктуре, железнодорожных путях необщего пользования не допускается использование потенциально-опасного железнодорожного подвижного состава и его составных частей, иных технических средств, не соответствующих требованиям норм и правил. Контроль за соблюдением указанных требований осуществляется, соответственно, владельцем инфраструктуры, владельцем железнодорожных путей необщего пользования.

Исходя из Положения о Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры, утвержденного начальником Центральной дирекции инфраструктуры - филиала ОАО «РЖД» от 14.07.2012г., основными задачами дирекции являются:

  1. Управление технологическим комплексом инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования с целью обеспечения перевозок пассажиров, грузов, багажа, грузобагажа, и оказания иных, связанных с перевозками, услуг;
  2. Обеспечение безопасности движения и организация текущего содержания объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожных путей необщего пользования в технически исправном состоянии;
  3.  Недопущение на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования технически неисправного подвижного состава, создающего риск причинения вреда объектам инфраструктуры и нарушения графика движения поездов.

Основными задачами ЭВД Инская ОАО «РЖД», согласно Положению об ЭВД Инская ОАО «РЖД», утвержденному и.о. начальника Западно–Сибирской дирекции инфраструктуры от 23.07.2012 г. №ДИОШ-9/2 (далее – Положение о депо), в том числе являются:

  1. организация работ по техническому обслуживанию вагонов в соответствии с технологическим процессом и графиком движения поездов;
  2. недопущение на инфраструктуру железнодорожного транспорта общего пользования и железнодорожные пути необщего пользования технически неисправного подвижного состава, создающего риск причинения вреда объектам инфраструктуры и нарушения исполнения графика движения поездов;

Так же, согласно Положению о депо, депо в соответствии с возложенными на него задачами осуществляет функцию по обеспечению допуска на объекты инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования технически исправного подвижного состава в целях недопущения причинения вреда объектам инфраструктуры и нарушения графика движения поездов (пп. 2 п. 8 Положения о депо), осуществляет текущий отцепочный ремонт (далее - ТОР) грузовых вагонов (пп.5 п. 8 Положения о депо)

Таким образом, ОАО «РЖД», как владельцем  инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, в лице ЭВД Инская ОАО «РЖД» осуществлен контроль технического состояния вагона №90897117 и принято решение об его отцепке в рамках оказания услуг перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования, что подтверждается ответом Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры от 02.12.2016 г. № 5966/ЗСибДи.

Согласно аналитическому отчету по результатам обзора состояния конкуренции на рынке услуг в сфере железнодорожных перевозок, подготовленному отделом товарных и финансовых рынков Новосибирского УФАС России, рынок услуг перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования в географических границах объектов инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования ОАО «РЖД», на которые ЭВД Инская ОАО «РЖД» обеспечивает допуск подвижного состава, с января 2015 по сентябрь 2016 г. являлся рынком, функционирующим в условиях естественной монополии.

В соответствии с ч. 5 ст. 5 Закона «О защите конкуренции» доминирующим признается положение хозяйствующего субъекта - субъекта естественной монополии на товарном рынке, находящемся в состоянии естественной монополии. Следовательно, ОАО «РЖД» в лице ЭВД Инская ОАО «РЖД» занимает доминирующее положение на рынке услуг перевозки грузов железнодорожным транспортом общего пользования в границах объектов инфраструктуры  железнодорожного транспорта общего пользования ОАО «РЖД», на которые ЭВД Инская ОАО «РЖД» обеспечивает допуск подвижного состава. На основании изложенного, в действиях ОАО «РЖД» по созданию препятствий для использования инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования усматривается нарушение ч.1 ст.10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 г. «О защите конкуренции».

В связи с изложенным, Приказом от 07.11.2016 г. № 166 в отношении ОАО «РЖД» возбуждено дело о нарушении антимонопольного законодательства.

Ответчиком представлены возражения по делу, суть которых заключается в следующем.

При проведении текущего отцепочного ремонта вагонов ОАО «РЖД» обязано строго соблюдать требования следующих нормативных актов:

  1. Правил технической эксплуатации железных дорог Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 21.12.2010 № 286 (далее - ПТЭ);
  2. Инструкции по техническому обслуживанию вагонов в эксплуатации, утвержденной Протоколом Совета по железнодорожному транспорту Государств-участников Содружества от 21-22.05.2009 № 50 (далее - Инструкция осмотрщика вагонов);
  3. Руководящего документа по ремонту и техническому обслуживанию колесных пар с буксовыми узлами грузовых вагонов магистральных железных дорог колеи 1520 (1524 мм), согласованным Комиссией Совета по железнодорожному транспорту полномочных специалистов вагонного хозяйства железнодорожных администраций (Протокол от 4-6 сентября 2012 г.) (далее - Руководящий документ по ремонту и техническому обслуживанию);
  4. Руководства по текущему отцепочному ремонту РД 32 ЦВ-056-97, утвержденного Начальником Департамента вагонного хозяйства МПС РФ ..... 02.09.1997 (далее - Руководство по ТОР);
  5. Руководства по текущему отцепочному ремонту грузовых вагонов № 717-ЦВ-2009 утвержденного распоряжением ОАО «РЖД» от 26.11.2010 № 2425р (далее - Руководство № 717-ЦВ-2009);
  6. Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденным Президентом НП «ОПЖТ» .... 14.03.2014 (далее - Регламент расследования).

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов повагонной отправкой прямым сообщением № ЭС081019 вагон № 90897117 следовал со станции отправления Карымская Заб.ж.д. до станции назначения Бронницы Моск.ж.д., при этом перевозчиком груза является ОАО «РЖД», грузоотправителем - ООО «ТР».

Согласно п. 14 Приложения № 5 Правил технической эксплуатации, а также п. 1.4 Инструкции осмотрщика вагонов неисправный вагон - это вагон, который по своему техническому состоянию не может быть допущен к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требует ремонта или исключения.

В соответствии с п. 3.2.1. Инструкции осмотрщика вагонов запрещается выпускать в эксплуатацию и допускать к следованию в поездах с трещиной в любой части оси колесной пары или трещиной в ободе, диске и ступице колеса.

Согласно п. 2.1.5 Инструкции осмотрщика вагонов при обнаружении неисправностей, требующих отцепки вагона, осмотрщик наносит меловую разметку, сообщает по телефону или радиосвязи оператору ПТО объем ремонта, выписывает в двух экземплярах уведомление формы ВУ-23М (ВУ-23) и передает дежурному по станции и оператору ПТО.

Оператор после получения информации от осмотрщика-ремонтника вагонов о наличии в составе поезда вагонов угрожающих безопасности движения поездов, передает сообщение «1353» о переводе вагона в нерабочий парк с указанием кода неисправности в соответствии с Классификатором КЖА 2005 05.

29.05.2016 г. в связи с обнаружением неисправности колесной пары вагона № 90897117, он был отцеплен в текущий отцепочный ремонт на ст. Инская Зап.Сиб.ж.д.

Согласно Регламенту расследования собственнику вагона было направлено уведомление об отцепке вагона по коду неисправности 112 «трещина обода» (ранее приобщено к материалам дела) с просьбой сообщить в суточный срок дату прибытия представителя для расследования случая отцепки. Собственник вагона на данное уведомление не ответил, на расследование случая не прибыл.

Согласно заключению об изломе или обнаружении в эксплуатации трещины колеса от 02.06.2016 г. ПТО Инская дефектоскопии колесной пары вагона № 90897117 дефект по коду неисправности «112» не подтвердился.

Вместе с тем при прохождении входного контроля в ВЧДР Инская при поступлении колесной пары была обнаружена выщербина, что подтверждается отметкой в журнале ремонта и оборота колесных пар ВЧДР Инская.

При этом согласно п. 2.4 Руководства по текущему отцепочному ремонту при его проведении должны быть выявлены и устранены все неисправности кузовов, рам вагонов, колесных пар и надрессорных балок тележек, буксового узла - вне зависимости от причины поступления вагона в ТОР.

При этом в состав таких работ включаются: выполнение регламентных и профилактических работ; контроль состояния всех узлов и деталей вагонов.

Таким образом, вагон № 90897117 не мог быть допущен к перевозке до устранения выявленной при входном контроле неисправности (выщербина), как угрожающей безопасности движения поездов.

Кроме того, ОАО «РЖД» были понесены расходы по выполнению регламентных и профилактических работ, а также по контролю состояния узлов и деталей вагона № 90897117 при расследовании случая неисправности колесной пары данного вагона по коду неисправности 112 «трещина обода».

В связи с необходимостью оплаты указанных выше работ, а также необходимости обточки колесной пары 02.06.2016 г. с адреса электронной почты начальника отдела по работе с компаниями-операторами ВЧД-6 Инская Западно-Сибирской железной дороги - Филиала ОАО «РЖД» Гарагули А.А. был направлен для рассмотрения и подписания проект разового договора на проведение текущего отцепочного ремонта в объеме ТР-2 вагона № 9087117 (garagulyaAA@wsr.rzd).

Однако ООО «ТР» направило подписанный с его стороны договор, а также копию платежного поручения об оплате на указанный выше электронный адрес только 14.06.2016 г., что подтверждается копией данного электронного письма, после чего ОАО «РЖД» был произведен ремонт, что подтверждается актом выполненных работ от 16.06.2016.

Согласно ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества, если иное не предусмотрено законом или договором, несет его собственник.

Таким образом, на собственника (арендатора) вагона законом возложена обязанность по осуществлению текущего отцепочного ремонта в целях безопасности движения по железнодорожным путям общего пользования. Такие работы связаны с восстановлением естественного износа вагона, который он получает при обычных условиях эксплуатации.

Вместе с тем при рассмотрении настоящего дела заявителем (ООО «ТР») в обоснование ущемления своих прав не представлен договор аренды подвижного состава (вагона № 90897117), согласно условиям которого расходы по проведению текущего отцепочного ремонта несет именно арендатор.

Обстоятельства, аналогичные тем, которые являются предметом рассмотрения настоящего дела, уже являлись ранее предметом проверки на наличие в них признаков нарушения антимонопольного законодательства Управлением Федеральной антимонопольной службы по Омской области по заявлению ООО «Балтсервис» (запрос от 04.04.2016 № 04-2045).

По результатам проведенной проверки было отказано в возбуждении дела о нарушении антимонопольного законодательства.

Согласно ст. 432 ГК РФ договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора. Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

Исходя из смысла данных норм законодательства Российской Федерации, предложение ОАО «РЖД» заключить договор на выполнение текущего отцепочного ремонта (далее - ТОР), содержащего условия по которым должно быть достигнуто соглашение, не может нарушать прав и законных интересов ООО «ТР», в силу следующего.

Согласно доводам обращения ООО «ТР» к прокурору, заявитель не согласен с условием о предварительной оплате текущего отцепочного ремонта вагона, без которой текущий отцепочный ремонт не может быть произведен, и, как следствие, вагон не может быть допущен к эксплуатации.

Условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами (ст. 422 ГК РФ).

В предусмотренных законом случаях применяются цены (тарифы, расценки, ставки и т.п.), устанавливаемые или регулируемые уполномоченными на то государственными органами и (или) органами местного самоуправления.

Постановлением Правительства РФ от 05.08.2009 № 643 утвержден Перечень работ (услуг) субъектов естественных монополий в сфере железнодорожных перевозок, тарифы и сборы и плата в отношении которых регулируются государством, в числе которых отсутствуют услуги (работы) по текущему отцепочному ремонту вагонов.

В связи с отсутствием соответствующих императивных норм, к услугам на выполнение ТОР применяются правила ст. 421 ГК РФ о свободе договора, что означает свободный выбор условий договора, а также волеизъявления на его заключение на предложенных условиях.

Кроме того, из смысла нормы п. 1 ст. 432 ГК РФ, во взаимосвязи с положениями п. 1 и 2 ст. 421 ГК РФ и п. 2 ст. 434 ГК РФ, следует, что неподписание договора стороной сделки свидетельствует о несогласовании его существенных условий, в связи с чем договор, не подписанный стороной, является незаключенным, не влекущим прав и обязанностей сторон.

Оказание услуг либо выполнение работ без заключения соответствующего договора, предусмотренного ГК РФ, квалифицируются как правоотношения сторон, возникшие из неосновательного обогащения (ст. 1102 ГК РФ).

Таким образом, проведение ОАО «РЖД» текущего отцепочного ремонта вагона № 90897117, включая проведение регламентных и профилактических работ, а также работ по контролю состояния его узлов и деталей при расследовании случая неисправности установленной под ним колесной пары, без их оплаты приводит к нарушению прав ОАО «РЖД» и возникновению на стороне ООО «ТР» неосновательного обогащения.

Согласно транспортной железнодорожной накладной на перевозку грузов повагонной отправкой прямым сообщением № ЭС081019 срок доставки груза, перевозимого в вагоне № 90897117, истек 08.06.2016.

Согласно п. 6.3. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утвержденных приказом Минтранса России от 07.08.2015 № 245 срок доставки груза продлевается на все время задержки вагонов, контейнеров в пути следования, связанной с оформлением и исправлением обнаруженной технической неисправности, возникшей по не зависящим от перевозчика причинам.

Согласно Классификатору КЖА 2005 05 неисправность по коду 107 «выщербина» является эксплуатационной, то есть вызванной естественным износом деталей и узлов вагона в процессе его эксплуатации или произошедшая по причинам, не связанным с низким качеством изготовления или планового ремонта вагона.

В процессе перевозки груза по отправке № ЭС081019 были составлены акты общей формы, согласно которым срок доставки продлевается на 18 суток.

Таким образом, срок доставки продляется до 26.06.2016, в то время как согласно транспортной железнодорожной накладной № ЭС081019 груз был доставлен получателю 23.06.2016, то есть в пределах срока.

Согласно п. 3 ч. 1 ст. 10 Закона о защите конкуренции запрещается навязывание контрагенту условий договора, невыгодных для него или не относящихся к предмету договора (экономически или технологически не обоснованные и (или) прямо не предусмотренные федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами уполномоченных федеральных органов исполнительной власти или судебными актами требования о передаче финансовых средств, иного имущества, в том числе имущественных прав, а также согласие заключить договор при условии внесения в него положений относительно" товара, в котором контрагент не заинтересован, и другие требования).

Вместе с тем действия ОАО «РЖД» по проведению текущего отцепочного ремонта вагона № 90897117, включая регламентационные работы, являются технологически обоснованными и прямо предусмотрены ПТЭ, Инструкцией осмотрщика вагонов, Руководящего документа по техническому обслуживанию, Руководства по ТОР, Руководством № 717- ЦВ-2009 и Регламентом расследования и не могут расцениваться как навязывание невыгодных условий контрагенту.

Таким образом, в действиях ОАО «РЖД» отсутствует нарушение антимонопольного законодательства.

На заседании комиссии Новосибирского УФАС России представители ответчика поддержали указанные доводы, а также пояснили, что неисправность в виде наличия выщербины и подозрение на трещину обода колесной пары явились основанием для проведения входного неразрушающего контроля, который ответчик обязан провести в срок, установленный Регламентом расследования причин отцепки грузового вагона и ведения рекламационной работы, утвержденным Президентом НП «ОПЖТ» Гапановичем В.А. 14.03.2014. ООО «ТР» имело возможность отказаться от проведения расследования и последующего заключения договора, однако не сделало этого, поэтому расследование случая состоялось и ООО «ТР» был направлен проект договора и счет на предоплату.

По поводу доводов ответчика, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

Как указывает ответчик со ссылкой на Правила технической эксплуатации, а также Инструкцию осмотрщика вагонов неисправный вагон - это вагон, который по своему техническому состоянию не может быть допущен к эксплуатации на железнодорожных путях общего пользования и требует ремонта или исключения.

29.05.2016 г. в адрес ООО «ТР» поступило уведомление № 2572 на ремонт вагона № 90897117, наименование неисправностей: претензии к качеству выполнения капитального ремонта, трещина обода колесной пары. Таким образом, вагон признан неисправным. В результате совместного осмотра дефект не подтвердился, что указано в заключении.

Поскольку при поступлении вагона в ремонтное депо должны быть выявлены и устранены все неисправности, в том числе колесных пар вне зависимости от причин поступления вагона в текущий отцепочный ремонт, ответчиком помимо устранения выщербины, выполняются регламентные и профилактические работы; контроль состояния всех узлов и деталей вагонов. Указанные работы были выполнены ответчиком 16.06.2016 г. (что подтверждается актом выполненных работ от 16.06.2016.) на основании договора, заключенного с ООО «ТР» 14.06.2016 г. Следовательно, заключение договора на проведение ремонта не является навязанным.

Устранение выщербины было произведено до заключения договора. Однако, поскольку действия ответчика по расследованию причин отцепки грузового вагона являются для него обязательными, их проведение не может расцениваться как злоупотребление доминирующим положением.

ООО «ТР» уведомлялось о наличии дефекта колесной пары в виде выщербины 29.05.2016 г. 02.06.2016 г. ответчик выслал проект договора, ООО «ТР» имело право отказаться от заключения договора на выполнение разовых работ по текущему ремонту грузового вагона, однако, не сделало этого.

С учетом изложенного, Комиссией Новосибирского УФАС России установлено, что действия ОАО «РЖД» по проведению ремонта неисправного вагона не могут расцениваться как ущемление прав ООО «ТР», не являются нарушением части 1 статьи 10 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Руководствуясь статьей 23, частью 1 статьи 39, частями 1 — 4 статьи 41, пункт 1 части 1 статьи 48 Закона о защите конкуренции, Комиссия Новосибирского УФАС России,

РЕШИЛА:    

Прекратить рассмотрение дела  № 02-01-13-10-16 от 17.11.2016 г. по признакам нарушения ОАО "РЖД" в лице Эксплуатационного вагонного депо Инская – структурного подразделения Западно-Сибирской дирекции инфраструктуры – структурного подразделения Западно-Сибирской железной дороги – филиала ОАО "РЖД" части 1 статьи 10 Федерального закона № 135-ФЗ от 26.07.2006 «О защите конкуренции» в связи с отсутствием нарушения антимонопольного законодательства в рассматриваемых Комиссией действиях.

Связанные организации

Связанные организации не указаны