Решение № 03-08/46-2018 по результатам внеплановой камеральной проверки деятельности в сфере закупок товаров, работ, услуг уполномоченного учреждения - казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения»

Тип документа:
Решения по делам
Дата публикации:
11.07.2018
Управление:
Омское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер документа:
№ 03-08/46-2018
Номер дела:
№ 03-08/46-2018

Решение № 03-08/46-2018

по результатам внеплановой камеральной проверки деятельности

в сфере закупок товаров, работ, услуг уполномоченного учреждения - казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения»

 

05 июля 2018 г.

г. Омск

 

В соответствии с приказом Омского УФАС России от 22.06.2018 № 104 и подпунктом «б» пункта 1 части 3 и пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…>

<…>

<…>

в отсутствие представителя казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» (далее – уполномоченное учреждение), извещенного о месте, дате и времени рассмотрения обращения,

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

В Омское УФАС России поступило (вх. № 5445 от 19.06.2018) обращение уполномоченного учреждения (исх. от 19.06.2018 № 155) о проведении внеплановой камеральной проверки соблюдения уполномоченным учреждением требований Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку медицинского расходного материала для отделения заготовки и переливания крови» (извещение № 0852500000118001070) (далее – электронный аукцион), в котором указано:

«В связи с технической ошибкой по результатам рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия ошибочно приняла решение о соответствии заявок с порядковым номером 1».

Кроме того, в Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок поступила (вх. № 5604 от 25.06.2018) жалоба Акционерного общества «Группа Компаний «МЕДПОЛИМЕРПРОМ», в которой указано, что документация об электронном аукционе разработана с нарушением требований Федерального закона о контрактной системе.

31.05.2018 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением были размещены извещение № 0852500000118001070 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 386506,48 руб.

Из протокола рассмотрения первых частей заявок от 09.06.2018 следует, что на участие в аукционе поступило две заявки, оба участника закупки допущены к участию в аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 13.06.2018 наименьшее ценовое предложение в сумме 382641,40 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 1, при этом снижение начальной максимальной цены контракта составило 1%.

Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 18.06.2018, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе. Победителем признано ООО «Дельрус Сиб».

В силу части 2 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе аукционной комиссией на основании результатов рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе принимается решение о соответствии или о несоответствии заявки на участие в таком аукционе требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в порядке и по основаниям, которые предусмотрены настоящей статьей. Для принятия указанного решения аукционная комиссия рассматривает информацию о подавшем данную заявку участнике такого аукциона, содержащуюся в реестре участников такого аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке.

На основании пункта 1 части 6 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе заявка на участие в электронном аукционе признается не соответствующей требованиям, установленным документацией о таком аукционе, в случае непредставления документов и информации, которые предусмотрены пунктами 1, 3 - 5, 7 и 8 части 2 статьи 62, частями 3 и 5 статьи 66 настоящего Федерального закона, несоответствия указанных документов и информации требованиям, установленным документацией о таком аукционе, наличия в указанных документах недостоверной информации об участнике такого аукциона на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе.

В протоколе подведения итогов аукциона от 13.06.2018 указано, что заявки всех участников с порядковыми номерами 1 - ООО «Дельрус Сиб», 2 - Акционерного общества «Группа Компаний «МЕДПОЛИМЕРПРОМ» признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

Согласно части 2 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

Частью 3 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств обязаны разместить в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений. Порядок подготовки и размещения обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений в единой информационной системе, а также требования к его содержанию устанавливаются Правительством Российской Федерации. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.

На основании пункта 7 части 5 статьи 63 Федерального закона о контрактной системе в извещении о проведении электронного аукциона наряду с информацией, указанной в статье 42 настоящего Федерального закона, указываются условия, запреты и ограничения допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.

В силу части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна также содержать информацию, предусмотренную пунктами 1-12 настоящей нормы.

В разделе «Ограничения и запреты» извещения № 0852500000118000070 о проведении электронного аукциона было указано:

«Запрет на допуск товаров, услуг при осуществлении закупок, а также ограничения и условия допуска в соответствии с требованиями, установленными статьей 14 Федерального закона № 44-ФЗ.

Постановление Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Приказ Минэкономразвития России от 25.03.2014 N 155 (ред. от 13.11.2015) «Об условиях допуска товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд».

Аналогичное условие содержит пункт 21 документации об аукционе.

Таким образом, при осуществлении закупки был установлен запрет на допуск товаров происходящих из иностранных государств в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 05 февраля 2015 года № 102 «Об установлении ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 102).

Пунктом 1 Постановления № 102 утверждены:

перечень отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень № 1);

перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень № 2).

Из указанного следует, что Постановлением № 102 утверждены два перечня медицинских изделий, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

При этом следует отметить, что в Перечень № 2 включены медицинские изделия одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящие из иностранных государств.

Пунктом 2 Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в Перечень № 1, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1 и происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявок (окончательных предложений), которые одновременно:

содержат предложения о поставке отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень № 1, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;

не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», при сопоставлении этих заявок (окончательных предложений).

Из указанного следует, что заказчик обязан отклонить все заявки с предложением товара иностранного происхождения (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза) при соблюдении указанных условий.

Иной подход просматривается при отклонении заявок при закупках товаров по Перечню № 2.

Пунктом 2(1.1) Постановления № 102 установлено, что для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, заказчик отклоняет все заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее одной удовлетворяющей требованиям извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке заявки (окончательного предложения), которая одновременно:

содержит предложение о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2;

подается организацией, включенной в реестр поставщиков указанных медицинских изделий, предусмотренный Правилами отбора организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, в целях осуществления конкретной закупки такой продукции для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 14 августа 2017 г. № 967 «Об особенностях осуществления закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Постановление № 967).

Пунктом 1 Постановления № 967 установлено, что при осуществлении конкретной закупки медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный Постановление № 102, в целях осуществления закупки указанной продукции федеральными государственными бюджетными учреждениями и государственными бюджетными учреждениями субъектов Российской Федерации, оказывающими медицинскую помощь в рамках программы государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи (далее - заказчики):

а) поставщики указанной продукции определяются из числа организаций, реализующих в 2017 - 2024 годах комплексные проекты по расширению и (или) локализации производства медицинских изделий и включенных в реестр поставщиков, предусмотренный Правилами, утвержденными настоящим постановлением;

б) заказчики руководствуются пунктами 1, 2(1.1), 2(2) и 2(3) Постановления № 102. При этом заказчики обязаны запросить у оператора электронной площадки все вторые части заявок, поданных его участниками, на участие в электронном аукционе, а оператор электронной площадки обязан направить заказчикам все вторые части таких заявок, а также документы этих участников, предусмотренные пунктами 2 - 6 и 8 части 2 статьи 61 Закона о контрактной системе и содержащиеся на дату и время окончания срока подачи заявок на участие в таком аукционе в реестре его участников, получивших аккредитацию на электронной площадке;

в) конкурсная (аукционная) комиссия заказчиков в обязательном порядке рассматривает все заявки на участие в конкурсе (аукционе) на наличие организаций в Реестре поставщиков.

Указанный реестр поставщиков формируется и ведется Министерством промышленности и торговли Российской Федерации (далее - Минпромторг России) и размещается на официальном сайте министерства в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет», а также в единой информационной системе в сфере закупок.

Реестр, размещенный 04.10.2017 на официальном сайте Минпромторга России, с 11.10.2017 доступен для просмотра с главной страницы ЕИС:

http://minpromtorg.gov.ru/docs/#!reestr_postavshhikov_medicinskih_izdeliy_odnorazovogo_primeneniya_ispolzovaniya_iz_polivinilhloridnyh_plastikov_vklyuchennyh_v_perechen_medicinskih_izdeliy_odnorazovogo_primeneniya_ispolzovaniya_iz_polivinilhloridnyh_plastikov_proishodyashhih_iz_inostrannyh_gosudarstv_v_otnoshenii_kotoryh_ustanavlivayutsya_ogranicheniya_dopuska_dlya_celey_osushhestvleniya_zakupok_dlya_obespecheniya_gosudarstvennyh_i_municipalnyh_nuzhd_utverzhdennyy_postanovleniem_pravitelstva_rossiyskoy_federacii_ot_5_fevralya_2015_g__102_ob_ogranicheniyah_i_usloviyah_dopuska_otdelnyh_vidov_medicinskih_izdeliy_proishodyashhih_iz_inostrannyh_gosudarstv_dlya_celey_osushhestvleniya_zakupok_dlya_obespecheniya_gosudarstvennyh_i_municipalnyh_nuzhd.

  • настоящее время в данном реестре поставщиков медицинских изделий, включенных в перечень № 2, содержится информация только об одном лице, прошедшем отбор в соответствии с указанными Правилами – Акционерном обществе «Группа Компаний «МЕДПОЛИМЕРПРОМ» (АО «ГК «МПП») (ОГРН 1167746483783, ИНН 7703410814).

 

При этом, несмотря на то, что Перечень № 2 имеет наименование «Перечень медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд», формулировка пункта 2(1.1) Постановления № 102 позволяет сделать вывод о том, что если на участие в закупке медицинских изделий, включенных в Перечень № 2, поступит заявка Акционерного общества «Группа Компаний ««МЕДПОЛИМЕРПРОМ», то заказчик будет обязан отклонить все иные заявки (окончательные предложения), содержащие предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, в том числе российского происхождения и государств-членов Евразийского экономического союза.

В приложении № 1 «Заказ на поставку товара» к документации об электронном аукционе установлены предмет закупки и требования к закупаемому товару:

 

№ п/п

Наименование объекта закупки

Код ОКПД 2 <1>

Описание объекта закупки (функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики (при необходимости)), показатели, позволяющие определить соответствие поставляемого товара потребностям Заказчика, максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться <2>

1

2

3

4

1

Мешок для крови строенный

32.50.13.190

Мешок полимерный для крови.

Области применения: для забора, хранения и транспортировки крови и и разделения на компоненты.

Емкость основного мешка с антикоагулянтом не более 450 мл*. два дополнительных мешка емкостью не более 450 мл* каждый. Предварительно залитый антикоагулянт ЦФД(CPD).

Объем антикоагулянта не менее 55 мл*.

…………………………………………

2

Комплект устройств полимерных

32.50.13.190

Комплект устройств полимерных предназначен для удаления лейкоцитов из компонентов консервируемой крови (эритромассы и плазмы),

Задержка лейкоцитов при фильтрации эритромассы не менее 99%*. Содержание остаточных лейкоцитов в дозе эритромассы не более 1х10* в 8 степени

Содержание остаточных лейкоцитов в плазме не более 5х10* в 4 степени.

Срок хранения безлейкоцитной эритромассы не менее 20 суток*. Коннектор для стерильного соединения контейнера с фильтруемой средой и создания закрытой замкнутой системы фильтрования.

3

Комплект устройств полимерных

32.50.13.190

Лейкофильтр полимерный однократного применения для удаления лейкоцитов из донорской крови и других эритроцитных средств в комплекте с магистралями и полимерным контейнером для сбора очищенной крови. Устройство обеспечивает получение высококачественных компонентов консервирования крови-эритромассы и плазмы, обедненных лейкоцитами.

……………………….

 

Комиссией определено, что в Перечень № 1, в том числе включены:

 

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД) ОК 034-2007

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014

Наименование вида медицинских изделий <*>

33.10.15.610

32.50.13.190

Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, в том числе с микрофильтром

Одновременно в Перечне № 2, в том числе указано:

 

Наименование медицинского изделия

Код в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2) ОК 034-2014

Код вида медицинского изделия <*>

Наименование вида медицинского изделия <*>

Классификационные признаки вида медицинского изделия <*>

1. Устройства для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов

32.50.13.110

32.50.13.190

114090

131660

131850

131880

136330

145530

145570

167580

 

устройства (системы) для переливания крови, кровезаменителей и инфузионных растворов, в том числе с микрофильтром, для безопасного переливания пациенту крови и ее компонентов, кровезаменителей и инфузионных растворов из полимерных и стеклянных емкостей

устройства для переливания инфузионных растворов и кровезаменителей (ПР)

 

131850

Фильтр для инфузионной системы внутривенных вливаний

устройства для переливания крови, компонентов крови и кровезаменителей с микрофильтром (ПК с микрофильтром)

 

145530

фильтр для переливания крови

2. Контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов

32.50.13.190

32.50.50.000

144260

144270

144290

144300

144310

144320

144490

169870

178820

322610

 

контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов, в том числе с лейкофильтром, для получения цельной крови у донора и получения компонентов донорской крови: эритроцитарной массы, плазмы, концентрата тромбоцитов и тромболейкомассы, в том числе для получения компонентов крови, обедненных лейкоцитами

 

контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с гемоконсервантом, трехкамерные

 

144320

Набор для донорской крови, трехкамерный

 

Таким образом, медицинские изделия с кодом ОКПД2 32.50.13.190 включены как в Перечень № 1, так и в Перечень № 2.

Комиссия отмечает, что в примечании <*> к Перечню №1 указано: «При применении настоящего перечня следует руководствоваться как кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД или ОКПД2), так и наименованием вида медицинского изделия указанного кода».

В примечании <*> к Перечню № 2 указано: «При применении настоящего перечня следует руководствоваться кодом в соответствии с Общероссийским классификатором продукции по видам экономической деятельности (ОКПД 2), и (или) кодом вида медицинского изделия в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий, утвержденной приказом Минздрава России, и (или) наименованием вида медицинского изделия, и (или) классификационными признаками вида медицинского изделия (при наличии)».

Характеристики товара, установленные в приложении № 1 «Заказ на поставку товара» к документации об электронном аукционе, не попадают под наименование и классификационные признаки медицинских изделий, указанных в Перечне № 2:

- описание и наименования объектов содержат указание на то, что медицинские изделия являются полимерными, при этом Постановлением № 102 устанавливаются ограничения допуска при осуществлении закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков;

- в Перечень № 2 включены только «контейнеры для заготовки, хранения и транспортирования донорской крови и ее компонентов с гемоконсервантом, трехкамерные», однако, указанный в позиции 1 приложения № 1 «Заказ на поставку товара» к документации об электронном аукционе «Мешок для крови строенный» не содержит указания на то, что он должен содержать гемоконсервант.

Кроме того, Комиссия отмечает, что пунктом 2(2) Постановления № 102 установлено, что:

для целей ограничения допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 1 и не включенные в него;

для целей осуществления закупок медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков, включенных в перечень № 2, не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия, включенные в перечень № 2 и не включенные в него.

Дословное прочтение пункта 2(2) и Постановления № 102 в целом позволяет сделать вывод о том, что фактически Постановление № 102 формально не содержит запрета о том, что в случае, если наименование медицинского изделия и его код по ОКПД2 одновременно содержатся в этих двух перечнях, то по перечню № 1 не могут закупаться товары, включенные в перечень № 2.

На основании изложенного, Комиссия считает правомерными действия единой комиссии уполномоченного учреждения по принятию решения о соответствии участника с порядковым номером заявки 1 требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.

 

Учитывая изложенное, а также письменные пояснения уполномоченного учреждения, руководствуясь пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

В связи с отсутствием в действиях казенного учреждения Омской области «Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения» и его единой комиссии события правонарушения предписание не выдавать.

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии

<…>

Члены Комиссии:

<…>

 

<…>