Дело № 03-10.1/02-2018 по жалобе ООО "Агентство Помощи Бизнесу" на действия ФГБОУ ВО «СибГУФК»

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
12.01.2018
Управление:
Омское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ № 03-10.1/02-2018

Решение № 03-10.1/02-2018

о признании жалобы необоснованной

 

09 января 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…> – <…>;

<…> – <…>;

<…> – <…>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство Помощи Бизнесу» (далее – заявитель, ООО «Агентство Помощи Бизнесу») на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» (далее – заказчик, ФГБОУ ВО «СибГУФК») при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и гардеробному обслуживанию в учебных корпусах университета (извещение № 0352100009917000087) (далее – электронный аукцион),

в отсутствие представителя заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы;

в присутствии представителя заказчика – <…> (доверенность от 09.01.2018),

 

У С Т А Н О В И Л А:

 

1. В  Омское УФАС России  до окончания срока подачи заявок на участие в электронном аукционе поступила (вх. № 10371э от 25.12.2017) жалоба заявителя на положения документации об аукционе, нарушающие требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-10521э от 25.12.2017) заказчиком были представлены (вх. № 10639 от 29.12.2017) материалы электронного аукциона, из которых следует, что 11.12.2017 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (далее – официальный сайт ЕИС) были размещены извещение и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 9098375,00  руб.

Дата окончания срока подачи заявок была установлена 26.12.2017 в 09:00 час.

21.12.2017 и 22.12.2017 на официальном сайте ЕИС заказчиком были размещены разъяснения положений документации.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 26.12.2017 на участие в закупке поступило десять заявок, участнику закупки с порядковым номером заявки 9 было отказано в допуске к участию в электронном аукционе.

Согласно протоколу проведения электронного аукциона от 29.12.2017 в аукционе приняли участие шесть участников закупки, наименьшее ценовое предложение 6186894,68 руб. было сделано участником с порядковым номером заявки 3.

Из протокола подведения итогов электронного аукциона от 29.12.2017 следует, что заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об электронном аукционе.  Победителем признан участник с порядковым номером заявки 3 (ООО «ПРИМЕКС-ОМСК»).

На основании требования Омского УФАС России (исх. № 03-10521э от 25.12.2017) определение исполнителя приостановлено в части заключения контракта до рассмотрения жалобы по существу.

 

3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов, пояснений представителей заказчика, осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

 

3.1. Частью 1 статьи 8 Федерального закона о контрактной системе прямо предусмотрено, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).

В соответствии с частью 2 указанной статьи Федерального закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.

В силу пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.

Пунктом 1 частью 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе установлено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки.

Из буквального толкования пункта 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе следует, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам Федерального закона о контрактной системе, при описании объекта закупки должны таким образом устанавливать требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.

           Требования к товару, необходимому для оказания услуг по уборке помещений и гардеробному обслуживанию в учебных корпусах университета были установлены заказчиком в табличной форме в Приложения № 1 «Требования к функциональным характеристикам основных моющих средств для оказания услуг» (далее – Приложение № 1) раздела II «Техническое задание»  Приложения № 1 к документации об электронном аукционе.

 

В жалобе заявителя указано:

«В разделе II. Техническое задание, Приложение  №1 к Техническому заданию, «Требования к функциональным характеристикам основных моющих средств для оказания услуг», п.1 «Универсальное нейтральное высоко пенное моющее средство для мытья любых поверхностей» установлены следующие требования: PH Не менее 6,5 не более 7,2.  

В разделе II. Техническое задание, Приложение  №1 к Техническому заданию, «Требования к функциональным характеристикам основных моющих средств для оказания услуг», В п. 9 «Средство для отбеливания» установлены следующие требования: Массовая концентрация хлора Не менее 70 не более 85.

Из письма ФАС России от 01.07.2016 №ИА/44536/16 "Об установлении заказчиком требований к составу, инструкции по заполнению заявки на участие в закупке" следует, что при установлении заказчиком в документации, извещении о закупке требований к описанию участниками закупки товаров следует учесть, что Закон о контрактной системе не обязывает участника закупки иметь в наличии товар в момент подачи заявки, в связи с чем требования заказчика подробно описать в заявке (путем предоставления показателей и (или) их значений, как в виде одного значения, диапазона значений, так и сохранения неизменного значения) химический состав и (или) компоненты товара, и (или) показатели технологии производства, испытания товара, и (или) показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Таким образом, требования заказчика подробно описать в заявке значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке.

Аналогичные нарушения выявлены в п. 2. «Универсальное нейтральное низко пенное моющее средство для мытья любых поверхностей», п. 3. «Щелочное средство для очистки ковровых покрытий», п. 4. «Нейтральное средство для мойки и дезинфекции различных поверхностей», п. 5 «Средство для деревянных поверхностей» и другие.

Таким образом, показатели, значения которых становятся известными при испытании определенной партии товара после его производства, имеют признаки ограничения доступа к участию в закупке».

Согласно части 9 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

В нарушение указанной нормы Федерального закона о контрактной системе Обществом не представлено документальных подтверждений обоснованности вышеприведенного довода об  ограничении количества участников закупки, а также документов, свидетельствующих о том, что показатели, требования к котором установлены в Приложении № 1 к Техническому заданию документации об электронном аукционе, не предоставляются производителями товаров неограниченному кругу лиц и (или) могут быть предоставлены только после проведения испытаний после производства конкретной партии товара.

При таких обстоятельствах Комиссия считает жалобу необоснованной.

 

3.2. Пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе установлено, что  при осуществлении закупки заказчик устанавливает к участникам закупки единое требование о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.

Данное требование было установлено заказчиком в извещении № 0352100009917000087, а также в пункте 1 раздела 14 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частью 1 статьи 31 Федерального закона» документации об электронном аукционе.

В силу части 3 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с предусмотренной частью 1 настоящей статьи информацией содержит требования к участникам такого аукциона, установленные в соответствии с частью 1, частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

В силу пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе вторая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника такого аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1, частями 2 и 2.1 статьи 31 (при наличии таких требований) настоящего Федерального закона, или копии этих документов, а также декларация о соответствии участника такого аукциона требованиям, установленным пунктами 3 - 9 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона.

Подпункт 2 пункта 2 раздела 17 «Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе в соответствии с частями 3-6 статьи 66 Федерального закона и инструкция по ее заполнению» документации об аукционе, содержит следующую информацию:

«Вторая часть заявки должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона -  установлено».

При этом документация об аукционе не содержит информации о том, каким требованиям должен соответствовать участник закупки и какой документ необходимо ему представить в подтверждение этого соответствия.

Исходя из объекта закупки (оказание услуг по уборке помещений и гардеробному обслуживанию в учебных корпусах университета), Комиссия считает, что в пункте 1 раздела 14 и подпункте 2 пункта 2 раздела 17 документации об аукционе заказчику следовало указать «не установлено».

Таким образом, в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, части 3 статьи 64, пункта 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе в документации об аукционе были установлены требования как к участникам закупки, так и о предоставлении в составе второй части заявки документов, подтверждающих соответствие участника электронного аукциона требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе.

 

3.3. В соответствии с частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд  основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В силу части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе к документации об электронном аукционе прилагается проект контракта, который является неотъемлемой частью этой документации.

Раздел 1 «Предмет контракта» проекта контракта (Раздел III документации об электронном аукционе) содержит следующие существенные условия:

«1.1. Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства по оказанию услуг по уборке помещений и гардеробному обслуживанию в учебных корпусах университета. Перечень, требования к материалам и ведомость объемов работ (оказания услуг) указаны в техническом задании, приложенным к настоящему Контракту, являющегося неотъемлемой частью настоящего Контракта.

1.2. Исполнитель обязуется выполнить работы в соответствии с условиями настоящего Контракта, в соответствии с действующими и регламентирующими правилами на данный вид работ. 

1.3. Срок оказания услуг с момента подписания контракта по 31.12.2018. г.

1.4. Место оказания услуг (выполнения работ):  644009, г. Омск,        

- ул. Масленникова, 144:Учебный корпус №2,  Учебный корпус №3, Легкоатлетический комплекс, Гараж/ хоз. двор;

- ул. Масленникова, 150:Учебный корпус № 4;

- ул. Масленникова, 148: Учебный корпус № 5;

- ул. Старозагородная роща, 10: СОК «Зеленый остров»;

- ул. Маяковского, 96: Научно-спортивный центр;

- ул. Масленникова, 152: Центр силовых видов спорта, Общежитие №2;      

- ул. Масленникова, д.152а: Лечебно-восстановительный центр, Многоквартирный жилой дом (Общежитие);

ул. 1-я Кожевенная, 43: СОК «Экстрим парк».   

Комиссия отмечает, что проект контракта имеет всего одно приложение (Приложение № 1) следующего содержания:

«Настоящее Приложение удостоверяет, что в соответствии с контрактом  №_______ _______________________________________________________,в лице _______________________________, действующего на основании ____________________, именуемый в дальнейшем Исполнитель принимает на себя обязательства, являющиеся предметом контракта в соответствии с техническим заданием».

При этом ИНЫХ приложений проект контракта не содержит.

Согласно части 1 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документацией о закупке, заявкой, окончательным предложением участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя), документация о закупке, заявка, окончательное предложение не предусмотрены.

На основании части 2 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанного в части 8 статьи 69 настоящего Федерального закона протокола заказчик размещает в единой информационной системе без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения цены контракта, предложенной участником электронного аукциона, с которым заключается контракт, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), указанной в заявке на участие в таком аукционе его участника, в проект контракта, прилагаемый к документации о таком аукционе.

В соответствии  с частью 4 статьи 70 Федерального закона о контрактной системе победитель электронного аукциона, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает в единой информационной системе протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя такого аукциона. При этом победитель такого аукциона, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим извещению о проведении такого аукциона, документации о нем и своей заявке на участие в таком аукционе, с указанием соответствующих положений данных документов.

Указанные нормы свидетельствуют о том, что на этапе заключения контракта стороны не вправе устанавливать иные условия, отличные от тех, которые были предусмотрены проектом контракта, прилагаемого к документации об аукционе; кроме того, в передаваемый проект контракта должны включаться конкретные показатели товаров, которые участник аукциона (победитель) указал в первой части поданной им заявки.

Учитывая изложенное, изначально при размещении документации об аукционе, неотъемлемой частью которой является проект контракта, в составе этого контракта должны быть учтены все его приложения, которые не могут быть изменены или вновь приложены на этапе заключения контракта с победителем аукциона.

Статьей 309 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Частью 1 статьи 432 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что  договор считается заключенным, если между сторонами, в требуемой в подлежащих случаях форме, достигнуто соглашение по всем существенным условиям договора.

Существенными являются условия о предмете договора, условия, которые названы в законе или иных правовых актах как существенные или необходимые для договоров данного вида, а также все те условия, относительно которых по заявлению одной из сторон должно быть достигнуто соглашение.

По общему правилу, установленному частью 1 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе, изменение существенных условий контракта при его исполнении не допускается.

Таким образом, заказчиком в нарушение части 4 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе не были размещены все приложения, указанные в предмете проекта контракта.

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство Помощи Бизнесу» на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и гардеробному обслуживанию в учебных корпусах университета (извещение № 0352100009917000087).

 

2. Признать в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, частей 3 и 4 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона (извещение № 0352100009917000087) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

<…>

 

<…>:  

 

<…>

 

<…>

 

<…>

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/02-2018

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

09 января 2018 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

<…> – <…>;

            <…> – <…>;

            <…> – <…>,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Агентство Помощи Бизнесу» на действия Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на оказание услуг по уборке помещений и гардеробному обслуживанию в учебных корпусах университета (извещение № 0352100009917000087) (далее – электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» нарушение требований пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 2 части 1, частей 3 и 4 статьи 64, пункта 2 части 5 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 09.01.2018 № 03-10.1/02-2018, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» комиссии в срок до 22.01.2018 при осуществлении полномочий на определение исполнителя при проведении закупки в форме электронного аукциона (извещение № 0352100009917000087) при направлении проекта контракта победителю электронного аукциона, приложить техническое задание, являющееся неотъемлемой частью проекта контракта.

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» обеспечить Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» возможность выполнения действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания.

 

3. Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта»  и оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» осуществить дальнейшее проведение процедуры определения исполнителя в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 09.01.2018 № 03-10.1/02-2018.

 

4. Федеральному государственному бюджетному образовательному учреждению высшего образования «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пункте 1 настоящего предписания в срок до 23.01.2018 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии <…>

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

                                                                                                

 

 

<…>

 

 

<…>

 

<…>:

 

<…>

 

 

<…>