Решение по жалобе ООО "Антарес"

Тип документа:
Решения по жалобам
Дата публикации:
11.07.2018
Управление:
Омское УФАС России
Сфера деятельности:
Контроль госзакупок
Номер дела:
№ 03-10.1/212-2018

Решение № 03-10.1/212-2018

о признании жалобы обоснованной

 

06 июля 2018 г.

г. Омск

 

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

…………. – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

…………. – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

…………. – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Антарес» (далее – Заявитель, Общество) на действия ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» и его аукционной комиссии (далее – аукционная комиссия, Заказчик) при осуществлении закупки «Выполнение работ по ремонту кровли» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352100009918000039) (далее - электронный аукцион),

в отсутствие представителей Заявителя, надлежащим образом уведомленного о дате, времени и месте рассмотрения жалобы,

в присутствии представителя Заказчика – ……………. (доверенность от 04.07.2018)

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 5821 от 29.06.2018), в которой указано, что при рассмотрении первых частей заявок на участие в аукционе аукционной комиссией нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе) при отказе Обществу в допуске к участию в аукционе.

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-5672 от 03.07.2018) Заказчиком были представлены возражения в отношении доводов жалобы и материалы закупки (вх. № 6002 от 05.07.2018) из которых следует, что 15.06.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) были размещены извещение о проведении электронного аукциона и документация об аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 1444153,62 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения первых частей заявок от 28.06.2018 на участие в аукционе подано одиннадцать заявок, трем участникам закупки отказано в допуске к участию в аукционе, в том числе Заявителю.

Согласно протоколу проведения аукциона от 02.07.2018 четыре участника закупки приняли участие в аукционе, наименьшее ценовое предложение 960362,05 руб. сделано участником с порядковым номером заявки 9.

Исходя из протокола подведения итогов аукциона от 02.07.2018, заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным документацией об аукционе. Победителем признано ООО «ФАРТ».

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать наименование и описание объекта закупки и условия контракта в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона, в том числе обоснование начальной (максимальной) цены контракта.

Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами «или эквивалент» либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

В силу части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Согласно пункту 2 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе документация об электронном аукционе наряду с информацией, указанной в извещении о проведении такого аукциона, должна содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в таком аукционе в соответствии с частями 3 - 6 статьи 66 настоящего Федерального закона и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников такого аукциона или ограничение доступа к участию в таком аукционе.

Подпунктом «б» части 3 статьи 66 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар первая часть заявки на участие в электронном аукционе должна содержать согласие участника такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги на условиях, предусмотренных документацией о таком аукционе, при проведении такого аукциона на выполнение работы или оказание услуги, а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.

Пункт 1 раздела 17 документации об аукционе содержит аналогичное требование.

В соответствии с требованиями части 1 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе аукционная комиссия проверяет первые части заявок на участие в электронном аукционе, содержащие информацию, предусмотренную частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, на соответствие требованиям, установленным документацией о таком аукционе в отношении закупаемых товаров, работ, услуг.

На основании пункта 2 части 4 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе участник электронного аукциона не допускается к участию в нем в случае несоответствия информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 настоящего Федерального закона, требованиям документации о таком аукционе.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе по результатам рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе аукционная комиссия оформляет протокол рассмотрения заявок на участие в таком аукционе, подписываемый всеми присутствующими на заседании аукционной комиссии ее членами не позднее даты окончания срока рассмотрения данных заявок.

Указанный протокол должен содержать информацию о допуске участника закупки, подавшего заявку на участие в таком аукционе, которой присвоен соответствующий порядковый номер, к участию в таком аукционе и признании этого участника закупки участником такого аукциона или об отказе в допуске к участию в таком аукционе с обоснованием этого решения, в том числе с указанием положений документации о таком аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положений заявки на участие в таком аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией о нем.

Согласно протоколу рассмотрения первых частей заявок на участие в аукционе от 28.06.2018 Заявителю (порядковый номер заявки 3) отказано в допуске к участию в аукционе по следующему основанию:

«Несоответствие информации, предусмотренной частью 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ, требованиям документации об аукционе (Отказ по п. 2 ч. 4 ст. 67 44-ФЗ): Не указано количество, марка страна происхождения материалов, используемых при выполнении работ».

Комиссия отмечает, что в протоколе не были указаны положения документации об аукционе, которым не соответствует заявка на участие в нем, положения заявки на участие в аукционе, которые не соответствуют требованиям, установленным документацией.

В жалобе Заявителя указано следующее:

«1) В разделе 17 Документации об электронном аукционе № 0352100009918000039, в пункте 1.1.2. указано, что первая часть заявки должна содержать: «при заключении контракта на оказание услуг (выполнение работ), для которых используется товар:

а) согласие, предусмотренное пунктом 1.1.1. настоящего раздела документации, также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наитии), знак обслуживания (при наитии), фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии), промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара.».

Однако значения, которым должны соответствовать конкретные показатели, а также наименование материалов к которым их надо указать - в разделах Документации и в Техническом задании отсутствуют.

Также отсутствует требования, которые послужили причиной отклонения, в частности «количество» и «марка», данные фразы в пункте 1.1.2. вообще отсутствуют, а если Заказчик под маркой подразумевает либо: «товарный знак», либо «фирменное наименование» - то в скобках в пункте 1.1.2. и стоит пометка «при наличии» - значит если этого нет, то и указывать вовсе не обязательно.

Также Закон о контрактной системе не содержит требования об указании в составе заявки количества товара, таким образом. Заказчик не вправе требовать в составе заявки на участие в электронном аукционе указания количества поставляемого товара. Однако в причине отказа указание то что отсутствует количество - есть.

2) Также в части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ пункт 36 (на основании которого и составлялся пункт 1.1.2. 17-го раздела Документации) указано, что при заключении контракта на выполнение работы или оказание услуги, для выполнения или оказания которых используется товар требуется: «согласие, предусмотренное пунктом 2 настоящей части. а также конкретные показатели используемого товара, соответствующие значениям, установленным документацией о таком аукционе, и указание на товарный знак (его словесное обозначение) (при наличии), знак обслуживания (при наличии, фирменное наименование (при наличии), патенты (при наличии), полезные модели (при наличии, промышленные образцы (при наличии), наименование страны происхождения товара» - мы видим, что значения которым должны соответствовать конкретные показатели - должны присутствовать в Документации об электронном аукционе, а если их нет. то это подразумевает только согласие в соответствии с пунктом 1.1.1. 17-го раздела Документации: «согласие участника электронного аукциона на оказание услуг на условиях предусмотренных документацией». Данное согласие нами было предоставлено.

3) Также, сметная документация (смета) и Документация об электронном аукционе - разные документы. как в пункте 1.1.2. так и в части 3 статьи 66 Федерального закона № 44-ФЗ пункт 36 мы видим формулировку «установленным документацией о таком аукционе», что подразумевает собой нахождение значений, требуемых для указания конкретных показателе и прочего - именно в Документации об электронном аукционе.

4) В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 64 Закона о контрактной системе Документация об электронном аукционе должны содержать требования к содержанию заявки и требования к составу заявки на участие в закупке, а также инструкцию по ее заполнению.

Из этого следует, что Документация об электронном аукционе должна содержать надлежащую инструкцию по заполнению заявки на участие в закупке, позволяющую определить порядок заполнения заявки в части указания показателей товара (работы, услуги). Неустановление Заказчиком в Документации об аукционе надлежащей инструкции, а также установление инструкции, не позволяющей однозначно определить порядок заполнения заявки является нарушением пункта 2 части 1 статьи 64 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, предусмотренного частью 4.2 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях».

Комиссия установила, что в заявке Общества содержится указание исключительно на согласие на выполнение работы на условиях, предусмотренных документацией об аукционе.

В пояснениях Заказчика в обоснование принятия решения об отказе участнику закупки в допуске к участию в аукционе указано следующее:

«Единой комиссией Заказчика при рассмотрении заявок были установлены несоответствия четырех заявок из одиннадцати поданных, что отражено в протоколе рассмотрения заявок. Заявки были отклонены по причине отсутствия указания страны происхождения материалов, используемых для проведения работ. Перечень и количество материалов, необходимых для выполнения работ, установлены Ведомостью объемов выполняемых работ и Локальным сметным расчетом, являющимися приложениями № 4 и № 5 к техническому заданию, установленному разделом II аукционной документацией».

Вместе с тем в документации отсутствовала инструкция по заполнению заявки в части представления показателей товаров, используемых при выполнении работ, в том числе указание на то, что участники закупки должны указывать показатели товаров, содержащихся в локальном сметном расчете и к тому же выделенные «жирным» шрифтом.

Кроме того, ни в локальном сметном расчете, ни в ведомости объемов выполняемых работ не были установлены максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться, позволяющие определить соответствие используемых при выполнении работ товаров установленным заказчиком требованиям, о чем обоснованно указано в жалобе Заявителя.

Также Заявитель обоснованно считает, что количество товара не относится к показателям, которые определены частью 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе.

Исходя из изложенного, Комиссия считает, что отсутствие в документации об аукционе инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе, а также требований к товарам (материалам) используемым при выполнении работ привело к неправомерному отказу участникам закупки в допуске к участию в аукционе по данному основанию.

 

На основании изложенного, руководствуясь подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу ООО «Антарес» на действия ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Выполнение работ по ремонту кровли» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352100009918000039).

 

2. Признать в действиях ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» и его аукционной комиссии нарушения пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» и его аукционной комиссии предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

  1. По выявленным нарушениям законодательства о контрактной системе передать материалы закупки должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Председатель Комиссии:

Члены Комиссии:

 

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/212-2018

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

06 июля 2018 г.

г.Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

………... – заместителя руководителя управления, Председателя Комиссии;

………... – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

………... – ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу ООО «Антарес» на действия ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» и его аукционной комиссии при осуществлении закупки «Выполнение работ по ремонту кровли» путем проведения электронного аукциона (извещение № 0352100009918000039) (далее - электронный аукцион),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» и его аукционной комиссии нарушения пункта 1 части 1 и части 2 статьи 33, пунктов 1 и 2 части 1 статьи 64, пункта 2 части 4 и пункта 2 части 6 статьи 67 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 06.07.2018 № 03-10.1/212-2018, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» в срок до 26.07.2018:

- отменить протоколы, составленные в ходе проведения электронного аукциона и разместить на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок информацию об отмене протоколов;

- возвратить заявки на участие в аукционе всем участникам закупки;

- внести изменения в документацию об аукционе с учетом нарушений, указанных в Решении от 06.07.2018 № 03-10.1/212-2018, установив требования к товарам, используемым при выполнении работ с указанием максимальных и (или) минимальных значений показателей, значений показателей, которые не могут изменяться, а также разместив инструкцию по заполнению заявки на участие в аукционе;

 

- назначить новую дату рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе с учетом требований части 6 статьи 65 Федерального закона о контрактной системе, дату проведения электронного аукциона, а также разместить на официальном сайте ЕИС информацию об отмене протоколов.

 

2. Оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер»:

- отменить протокол проведения электронного аукциона;

- обеспечить ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» возможность исполнения пункта 1 настоящего предписания;

- назначить время проведения электронного аукциона и разместить информацию о времени проведения электронного аукциона;

- уведомить участников закупки, подавших заявки на участие в электронном аукционе, об отмене Протоколов, о новой дате рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе, дате и времени проведения электронного аукциона, а также о необходимости наличия на счетах для проведения операций по обеспечению участия в открытых аукционах в электронной форме, открытых участникам закупки, денежных средств в размере обеспечения заявки на участие в электронном аукционе.

 

3. ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта, оператору электронной площадки ООО «РТС-тендер» осуществить дальнейшее проведение процедуры определения подрядчика в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и с учетом Решения от 06.07.2018 по делу № 03-10.1/212-2018.

 

4. ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет физической культуры и спорта» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1-2 настоящего предписания в срок до 27.07.2018 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии …………...

 

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

  • должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Председатель Комиссии

 

Члены Комиссии: