Решение №03-10.1/350-2017 Решение № 03-10.1/350-2017 по жалобе ООО Фултон на действия ... от 28 декабря 2017 г.

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 03-10.1/350-2017

о признании жалобы частично обоснованной

 

25 декабря 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее – Комиссия) в составе:

«…………..» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«…………..» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………..» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фултон» (далее - заявитель, Общество, ООО «Фултон») на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» (далее – заказчик, БУЗОО «ССМП») при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б (извещение № 03523000448117000115) (далее – запрос котировок),

в присутствии представителей:

заявителя – «…………..», директора;

заказчика – «…………..» (доверенность № 8 от 03.05.2017), «…………..» (доверенность № 10 от 20.07.2017),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России до окончания срока подачи заявок на участие в закупке поступила (вх. № 10181 от 18.12.2017) жалоба заявителя на положения извещения о проведении запроса котировок, согласно которой при проведении закупки заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе).

 

2. На запрос Омского УФАС России (исх. № 03-10275э от 19.12.2017) Заказчиком были представлены (вх. № 10301 от 21.12.2017) возражения на доводы жалобы заявителя и материалы запроса котировок, из которых следует, что 12.12.2017 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) было размещено извещение о проведении запроса котировок с начальной (максимальной) ценой контракта 171360 руб.

В соответствии с протоколом рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок от 19.12.2017 на участие в запросе котировок подано две заявки. Заявка участника с порядковым номером 2 – ООО «Экоцентр» была отклонена. Победителем признан участник с порядковым номером 1 – ООО «Университет экологических проблем». Запрос котировок был признан несостоявшимся.

 

3. В результате рассмотрения жалобы, представленных материалов, пояснений представителей сторон и осуществления в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки Комиссия установила следующее:

3.1. Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться, в том числе правилом о том, что описание объекта закупки должно носить объективный характер. В описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а также требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание характеристик объекта закупки. Документация о закупке может содержать указание на товарные знаки в случае, если при выполнении работ, оказании услуг предполагается использовать товары, поставки которых не являются предметом контракта. При этом обязательным условием является включение в описание объекта закупки слов «или эквивалент», за исключением случаев несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, а также случаев закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.

Комиссия отмечает, что объектом закупки (извещение № 03523000448117000115) является оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса опасности Б.

В жалобе заявителя указано: «Определение «Сбор», включенное в наименование и описание объекта закупки, не несет объективного характера описания функциональных и технических характеристик объекта закупки, исходя из нижеизложенного:

Исходя из терминов и определений СанПиН 2.1.7.2790-10 «Сбор отходов - прием или поступление отходов от физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего обращения».

СанПиН 2.1.7.2790-10 определяются требования к сбору медицинских отходов только внутри медицинских учреждений, и не регламентируют именно прием медицинских отходов в процессе передачи для дальнейшего обращения вне медицинских учреждений. Фактически включается в описание закупки услуга по приемке отходов, при этом не регламентирована СанПиН 2.1.7.2790-10.

В п. 3.1. СанПиН 2.1.7.2790-10 определена система сбора, которая определяет этапы, не предусматривающие этапа сбор (прием) отходов:

сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

- обеззараживание/обезвреживание;

- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

- захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Кроме того, положениями п.8.2 СанПиН 2.1.7.2790-10 предусмотрено в ходе учета и контроля движения отходов должны предоставляться - документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов.

Следовательно, в описании закупки формулировка в части оказания услуг по сбору не указывает на характеристики закупки в соответствии с положениями СанПиН 2.1.7.2790-10».

В соответствии с абзацем 1 статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее – Федеральный закон об отходах производства и потребления) отходы производства и потребления это вещества или предметы, которые образованы в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с настоящим Федеральным законом.

В силу статьи 4.1 Федерального закона об отходах производства и потребления отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Частью 2 статьи 2 Федерального закона об отходах производства и потребления определено, что отношения в области обращения с радиоактивными отходами, с биологическими отходами, с медицинскими отходами, веществами, разрушающими озоновый слой (за исключением случаев, если такие вещества являются частью продукции, утратившей свои потребительские свойства), с выбросами вредных веществ в атмосферу и со сбросами вредных веществ в водные объекты регулируются соответствующим законодательством Российской Федерации.

На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу о том, что отношения в области обращения с медицинскими отходами исключены из сферы действия Федерального закона об отходах производства и потребления, поскольку указанные отношения регулируются специальным законодательством.

В соответствии с частью 1 статьи 49 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон об основах охраны здоровья граждан) к медицинским отходам относятся все виды отходов, в том числе анатомические, патолого-анатомические, биохимические, микробиологические и физиологические, образующиеся в процессе осуществления медицинской деятельности и фармацевтической деятельности, деятельности по производству лекарственных средств и медицинских изделий, а также деятельности в области использования возбудителей инфекционных заболеваний и генно-инженерно-модифицированных организмов в медицинских целях.

При этом частью 3 статьи 49 Федерального закона об основах охраны здоровья граждан предусмотрено, что медицинские отходы подлежат сбору, использованию, обезвреживанию, размещению, хранению, транспортировке, учету и утилизации в порядке, установленном законодательством в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Федеральный закон о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения) санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается, в частности посредством государственного санитарно-эпидемиологического нормирования.

В соответствии с частью 1 статьи 22 Федерального закона о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения отходы производства и потребления подлежат сбору, накоплению, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению, условия и способы которых должны быть безопасными для здоровья населения и среды обитания и которые должны осуществляться в соответствии с санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно пункту 3.1 раздела III «Требования к организации системы обращения с медицинскими отходами» СанПиН 2.1.7.2790-10, утвержденного Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 09.12.2010 № 163 «Об утверждении СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами» (далее - СанПиН 2.1.7.2790-10), система сбора, временного хранения и транспортирования медицинских отходов должна включать следующие этапы:

- сбор отходов внутри организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность;

- перемещение отходов из подразделений и временное хранение отходов на территории организации, образующей отходы;

- обеззараживание/обезвреживание;

- транспортирование отходов с территории организации, образующей отходы;

- захоронение или уничтожение медицинских отходов.

Согласно Приложению № 6 «Термины и определения» к СанПиН 2.1.7.2790-10 под сбором отходов понимается прием или поступление отходов физических лиц и юридических лиц в целях дальнейшего обращения.

Комиссия считает, что в данном конкретном случае при расширительном толковании термина «Сбор» следует понимать фактический прием медицинских отходов от заказчика в целях дальнейшего транспортирования и обезвреживания, в связи с чем, признает указанный довод жалобы Заявителя необоснованным.

Кроме того Комиссия считает необоснованным довод жалобы заявителя о том, что: «Включение в наименование и описание объекта закупки формулировки «Оказание услуг по транспортированию и сдаче на обезвреживание» не носит объективного характера описания функциональных и технических характеристик, так как не соответствует действующему законодательству, в частности СанПиН 2.1.7.2790-10» по следующим основаниям.

В жалобе заявитель указывает:

«-Пунктом 3.8 транспортирование отходов с территории организаций, осуществляющих медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, производится транспортом специализированных организаций к месту последующего обезвреживания, размещения медицинских отходов.

- Пунктом 4.16: Медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного храпения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания.

- Пунктом 8.2.: Для учета медицинских отходов классов Б и В служат следующие документы:

- документы, подтверждающие вывоз и обезвреживание отходов, выданные специализированными организациями, осуществляющими транспортирование и обезвреживание отходов;

Особое внимание, в определении указано и, а не или.

Пунктом 10.1 дано определение специализированной организации:

10.1. Участок по обращению с отходами классов Б и В является структурным подразделением организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, или самостоятельной специализированной организацией (далее - участок).

Согласно положений СанПиН 2.1.7.2790-10, единственного нормативного документа по обращению с медицинскими отходами, не допускается для осуществления транспортирования и обезвреживания привлечение сторонних лиц, кроме специализированных организаций.

Исходя из действующего законодательства требованиям объективного характера описания функциональных и технических характеристик объекта закупки соответствует формулировка «Оказание услуг по транспортированию и обезвреживанию медицинских отходов класса Б».

В дополнение к вышесказанному ни Федеральным законом № 89-ФЗ от 24.06.1998 «Об отходах производства и потребления», ни Федеральным законом № 52-ФЗ от 30.03.1999 «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», ни СанПиН 2.1.7.2790-10, не предусмотрена формулировка (понятие, термин, определение) вида обращения с медицинскими отходами - как «сдача на обезвреживание»».

Комиссия отмечает, что в абзаце первом Приложения № 1 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок (далее – Техническое задание) указано: «Исполнитель обязуется по заданию Заказчика своими и/или привлеченными силами оказать услуги по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б с соблюдением норм и требований санитарно-эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2.1.7.2790-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами", иных норм и требований действующего законодательства».

При этом абзацем седьмым Технического задания определено: «Качество оказываемых услуг должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям к данному виду услуг и подтверждаться наличием (предоставлением по требованию Заказчика) документов, обязательных для данного вида услуг, оформленных в соответствии с требованиями Федерального закона № 89-ФЗ от 24.06.1998 года «Об отходах производства и потребления», Федерального закона № 52-ФЗ от 30.03.1999 года «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», СанПиН 2.1.7.2790-10 и иными требованиями действующего законодательства Российской Федерации».

Из указанного следует, что заказчиком определено, какие действия необходимо выполнить исполнителю в рамках заключенного контракта, а также определены требования, которым должна соответствовать оказываемая им услуга.

Таким образом, исполнитель и оказываемые им услуги должны соответствовать требованиям, обычно предъявляемым к лицам, осуществляющим подобного рода услуги в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10.

При этом следует отметить, что в пункте 10.1 СанПиН 2.1.7.2790-10, вопреки утверждению заявителя, не определено понятие специализированной организации, а также не установлен исчерпывающий перечень требований, при наличии которых участник закупки будет относиться к специализированной организации.

При таких обстоятельствах Комиссия считает приведенный выше довод жалобы необоснованным.

Вместе с тем Комиссия считает необходимым отметить, что в жалобе заявитель указывает следующее: «В соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10 транспортирование медицинских отходов класса Б осуществляется транспортом специализированных организаций, а не специализированным транспортом (или приспособленным для этих целей транспортом с закрывающимся кузовом), как указал Заказчик, что противоречит законодательству РФ, является ограничением конкуренции путем включения в описание закупки необъективно избыточных требований, как наличие специализированного транспорта (или приспособленным для этих целей транспортом с закрывающимся кузовом)».

В силу части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе не допускается включение в документацию о закупке (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.

Комиссия отмечает, что в соответствии с пунктом 4.10 СанПиН 2.1.7.2790-10 отходы класса Б подлежат обязательному обеззараживанию (дезинфекции)/обезвреживанию. Выбор метода обеззараживания/обезвреживания определяется возможностями организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, и выполняется при разработке схемы обращения с медицинскими отходами.

В случае отсутствия в организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, участка по обеззараживанию/обезвреживанию отходов класса Б или централизованной системы обезвреживания медицинских отходов, принятой на административной территории, отходы класса Б обеззараживаются персоналом данной организации в местах их образования химическими/физическими методами.

На заседании Комиссии представителем заказчика даны пояснения о том, что согласно схеме обращения с медицинскими отходами, принятой в БУЗОО «ССМП» отходы класса Б подлежат дезинфекции химическим способом.

В пункте 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 указано, что медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается.

Контейнеры должны быть изготовлены из материалов, устойчивых к механическому воздействию, воздействию высоких и низких температур, моющих и дезинфицирующих средств, закрываться крышками, конструкция которых не должна допускать их самопроизвольного открывания.

В пункте 4.17 СанПиН 2.1.7.2790-10 при организации участков обеззараживания/обезвреживания медицинских отходов с использованием аппаратных методов разрешается сбор, временное хранение, транспортирование медицинских отходов класса Б без предварительного обеззараживания в местах образования, при условии обеспечения необходимых требований эпидемиологической безопасности.

При этом организация, осуществляющая медицинскую и/или фармацевтическую деятельность, должна быть обеспечена всеми необходимыми расходными средствами, в том числе одноразовой упаковочной тарой.

В пункте 4.19 СанПиН 2.1.7.2790-10 указано, что допускается перемещение необеззараженных медицинских отходов класса Б, упакованных в специальные одноразовые емкости (контейнеры), из удаленных структурных подразделений (здравпункты, кабинеты, фельдшерско-акушерские пункты) и других мест оказания медицинской помощи в медицинскую организацию для обеспечения их последующего обеззараживания/обезвреживания.

Пунктом 7.5 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлено, что для перевозки необеззараженных отходов класса Б используются специализированные транспортные средства, использование их для других целей не допускается.

Пунктом 7.8 СанПиН 2.1.7.2790-10 установлены санитарно-эпидемиологические требования к транспортным средствам, предназначенным для перевозки необеззараженных отходов класса Б, а именно:

- кабина водителя должна быть отделена от кузова автомобиля;

- кузов автомобиля должен быть выполнен из материалов, устойчивых к обработке моющими и дезинфекционными средствами, механическому воздействию, иметь гладкую внутреннюю поверхность и маркировку "Медицинские отходы" с внешней стороны;

- при продолжительности более 4-х часов транспортировки отходов, хранившихся в морозильных камерах, предусматривается охлаждаемый транспорт;

- в кузове должны быть предусмотрены приспособления для фиксации контейнеров, их погрузки и выгрузки;

- транспортное средство должно быть обеспечено комплектом средств для проведения экстренной дезинфекции в случае рассыпания, разливания медицинских отходов (пакеты, перчатки, вода, дезинфицирующие средства, ветошь и другое);

- транспорт, занятый перевозкой отходов, не реже 1 раза в неделю подлежит мытью и дезинфекции. Обеззараживание проводится способом орошения из гидропульта, распылителей или способом протирания растворами дезинфицирующих средств с использованием ветоши, щеток. При этом необходимо соблюдать меры предосторожности, предусмотренные инструкцией/методическими указаниями по применению конкретного дезинфицирующего средства (защитная одежда, респираторы, защитные очки, резиновые перчатки);

- транспортное средство оснащается средствами мобильной связи.

Таким образом, согласно требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 специализированным транспортом подлежат вывозу только необеззараженные медицинские отходы класса Б.

Комиссией определено, что в абзаце втором раздела «Требования к оказанию услуг» Технического задания заказчиком указано: «Транспортирование отходов должно производиться специализированным транспортом (или приспособленным для этих целей транспортом с закрывающимся кузовом), предназначенным для оказания услуг, в порядке, установленном действующим законодательством Российской Федерации».

Из указанного следует, что при осуществлении заказчиком дезинфекции медицинских отходов класса Б химическим методом исполнитель по контракту обязан осуществлять транспортирование указанных отходов специализированным транспортом, в то время как вывоз специализированным транспортом согласно требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 осуществляется только необеззараженных отходов класса Б.

При таких обстоятельствах Комиссия усматривает в действиях заказчика нарушение части 3 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем, признает указанный довод жалобы обоснованным.

 

3.2. В жалобе заявителя указано: «Не отвечают положениям объективного характера описания функциональных и технических характеристик объекта закупки следующие пункты проекта договора:

- пункт 2.3 (Порядок формирования цены договора: Цена включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с оказанием услуг в соответствии с установленными требованиями Заказчика, а также расходы на перевозку, погрузо-разгрузочные работы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей), противоречит Приложению № 4 к извещению о ЗК (обоснование НМЦК), поскольку в обосновании НМЦК указанных затрат нет. Ввиду этого Заказчиком необъективно описан объект закупки, указанный в п.2.3 проекта договора;

- пункт 3.10 (.Моментом исполнения обязательств Исполнителя по оказанию услуг в соответствии с условиями настоящего договора считается факт передачи услуг Заказчику, что подтверждается подписанным Сторонами документом о приемке услуг — актом оказанных услуг (выполненных работ), не понятно когда в итоге услуга является оказанной момента «сдачи на обезвреживание» или после обезвреживания медицинских отходов)?

- пункт 4.2 ч.3 (Заказчик обязан складировать отходы в принадлежащих Заказчику стандартных сборниках-контейнерах на специально отведенных и оборудованных площадках) противоречит п.4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10, где указано требование по хранению медицинских отходов класса Б в ЛПУ в контейнерах, а не сборниках-контейнерах (используются для ТБО) и в помещениях для временного хранения медицинских отходов, но не площадках (используются для ТБО). Кроме того СанПиНом 2.1.7.2790-10 не предусмотрено понятие обращения с медицинскими отходами как их складирование».

Комиссия считает необходимым отметить, что в пункте 2.3 проекта контракта указано: «Порядок формирования цены договора: Цена включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с оказанием услуг в соответствии с установленными требованиями Заказчика, а также расходы на перевозку, погрузо-разгрузочные работы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей».

На заседании Комиссии представитель заказчика даны пояснения о том, что начальная (максимальная) цена контракта рассчитывалась на основании коммерческих предложений, представленных участниками соответствующего рынка. Учитывая, что сам запрос о предоставлении коммерческих предложений содержал информацию о том, что включается в цену услуги, а именно: «Цена включает в себя все расходы Исполнителя, связанные с оказанием услуг в соответствии с установленными требованиями Заказчика, а также расходы на перевозку, погрузо-разгрузочные работы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей», следовательно, предложенная цена услуги содержала все расходы исполнителя, связанные с оказанием услуг в соответствии с установленными требованиями Заказчика, а также расходы на перевозку, погрузо-разгрузочные работы, страхование, уплату таможенных пошлин, налогов, сборов и других обязательных платежей.

Соглашаясь с пояснениями представителя заказчика, Комиссия не усматривает в действиях заказчика нарушений требований Федерального закона о контрактной системе.

Вместе с тем изучив содержание пункта 3.10 проекта контракта, Комиссия считает необходимым отметить следующее.

В соответствии с частью 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе в контракт включается обязательное условие о порядке и сроках оплаты товара, работы или услуги, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, выполненной работы (ее результатов) или оказанной услуги в части соответствия их количества, комплектности, объема требованиям, установленным контрактом, а также о порядке и сроках оформления результатов такой приемки. В случае, если контракт заключается с физическим лицом, за исключением индивидуального предпринимателя или иного занимающегося частной практикой лица, в контракт включается обязательное условие об уменьшении суммы, подлежащей уплате физическому лицу, на размер налоговых платежей, связанных с оплатой контракта.

Пи этом в пункте 3.10 проекта контракта указано: «Моментом исполнения обязательств Исполнителя по оказанию услуг в соответствии с условиями настоящего договора считается факт передачи услуг Заказчику, что подтверждается подписанным Сторонами документом о приемке услуг – актом оказанных услуг (выполненных работ)».

Комиссия отмечает, что из указанной формулировки прямо не следует с какого момента услуга считается оказанной: с момента обеззараживания медицинских отходов или с момента передачи на обеззараживание их третьему лицу.

При таких обстоятельствах Комиссия считает, что заказчиком нарушены требования части 13 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем, считает довод жалобы о несоответствии пункта 3.10 проекта контракта требованиям действующего законодательства обоснованным.

Кроме того, в пункте 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10 указано, что медицинские отходы класса Б из подразделений в закрытых одноразовых емкостях (пакетах) помещают в контейнеры и затем в них перемещают на участок по обращению с отходами или помещение для временного хранения медицинских отходов до последующего вывоза транспортом специализированных организаций к месту обеззараживания/обезвреживания. Доступ посторонних лиц в помещения временного хранения медицинских отходов запрещается.

В подпункте 3 пункта 4.2 проекта контракта указано: «Заказчик обязан складировать отходы в принадлежащих Заказчику стандартных сборниках-контейнерах на специально отведенных и оборудованных площадках».

Комиссия отмечает, что в пункте 3.6 СанПиН 2.1.7.2790-10 указано, что сбор, временное хранение и вывоз отходов следует выполнять в соответствии со схемой обращения с медицинскими отходами, принятой в данной организации, осуществляющей медицинскую и/или фармацевтическую деятельность.

Данная схема разрабатывается в соответствии с требованиями настоящих санитарных правил и утверждается руководителем организации.

Таким образом, заказчик обязан осуществлять обращение с медицинскими отходами в соответствии с принятой в БУЗОО «ССМП» схемой обращения с медицинскими отходами, которая разработана в соответствии с СанПиН 2.1.7.2790-10.

На заседании Комиссии представителем заказчика даны пояснения о том, что согласно схеме обращения с медицинскими отходами принятой в БУЗОО «ССМП» после сбора медицинских отходов они помещаются в сборники – контейнеры и направляются на специально отведенную и оборудованную площадку для последующей транспортировки к месту обезвреживания.

В силу изложенного Комиссия считает необоснованным довод жалобы о несоответствии подпункта 3 пункта 4.2 проекта контракта требованиям пункта 4.16 СанПиН 2.1.7.2790-10.

 

3.3. В жалобе заявителя указано: «Указание в описании объекта закупки показателя «контейнер» в определении объема услуги не соответствует требованиям п.2 ч.1 ст. 33, так как данное определение противоречит законодательству о стандартизации.

Действующим законодательством о стандартизации определены показатели:

  • веса (тонна, кг, грамм и т.д.);
  • объема (м3, дм3(литр), см3 и т.д);
  • количества (шт.).

Показателя измерения объема услуги «контейнер» никакими нормативными документами не предусмотрено.

Кроме того в описании объекта закупки у Заказчика отсутствует обоснование необходимости применения им такого показателя (условного обозначения и термина), как «контейнер», не указанного в законодательстве о стандартизации.

Учитывая, что в документации Заказчик указывает объем предполагаемого им «контейнера» 750 литров, т.е. в единицах, соответствующих законодательству о стандартизации, следовательно, у Заказчика есть возможность применить определенные законодательством о стандартизации показатели, в частности:

  • объема - м3, литр;
  • веса - тонна, кг.

В ТЗ Заказчик указал, что при вывозе медицинских отходов Исполнитель фиксирует данные о количестве отходов в специальном журнале, хранящемся у диспетчера (старшего фельдшера) подстанции. Из АД и проекта контракта не понятно, в каких же единицах измерения Заказчик будет фиксировать количество отходов, согласно требованиям СанПиН 2.1.7.2790-10 для учета служат упаковки или вес, соответственно измеряемый в граммах, килограммах, тоннах и т.д. Учет медицинских отходов, предполагаемый Заказчиком в «контейнерах» противоречит требованиям и рекомендациям СанПиН 2.1.7.2790-10».

Пунктом 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

Согласно части 2 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.

Таким образом, из приведенных выше норм следует, что действующее законодательство о контрактной системе в сфере закупок допускает самостоятельное формирование заказчиком объекта закупки, исходя из целей осуществления закупки и его потребностей. В частности при описании объекта закупки заказчик вправе указывать функциональные, технические и качественные характеристики товара, которые являются определяющими для него, но при этом не ограничивающими количество потенциальных участников закупок. Кроме того, заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к закупаемому товару, как, например, в рассматриваемом случае к его составу, весу и упаковке.

Однако следует отметить, что при составлении описания объекта закупки заказчик должен использовать показатели, требования, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик товара, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации.

При этом в случае если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.

 

В разделе «Количество контейнеров» таблицы 1 Приложения № 1 «Техническое задание» к извещению о проведении запроса котировок (далее - Техническое задание) указано: «750 литров – 1 шт».

Комиссия отмечает, что действительно в аукционной документации отсутствуют ссылки на конкретные стандарты и технические регламенты, в которых бы использовалось такое понятие как «контейнер», однако данное обстоятельство не противоречит положениям пункта 2 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе на основании следующего.

Из буквального прочтения нормы следует, что заказчик при составлении описания объекта закупки должен использовать показатели, требования, условные обозначения и терминологии, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании. Неуказание в аукционной документации на конкретные стандарты и технические регламенты при описании объекта закупки не может вводить участников закупки в заблуждение относительно предъявляемых к услуге требований, поскольку каждый технический регламент имеет свой предмет правового регулирования, в том числе по требования к обращению с медицинскими отходами.

При этом в разделе «Требования к оказанию услуг» Технического задания установлено:

«При оказании услуг Исполнитель обязан соблюдать:

Нормы и требования СанПиН 2.1.7.2790-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к обращению с медицинскими отходами»;

Федеральный закон от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»;

Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской федерации».

Качество оказываемых услуг должно соответствовать установленным в Российской Федерации государственным стандартам и требованиям к данному виду услуг и подтверждаться наличием документов, обязательных для данного вида услуг, оформленных в соответствии с требованиями нормативной документации».

Таким образом, заказчиком был определен стандарт, которому должна соответствовать услуга, являющаяся предметом закупки.

Следует отметить, что заявитель ошибочно считает, что объем услуги измеряется заказчиком в «контейнерах», поскольку исходя из описания объекта закупки, указанного в Техническом задании указано, что оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б из контейнеров ёмкостью (или иначе объемом) 750 литров.

Таким образом, заказчиком определен объем услуги в литрах, которые соответствуют законодательству о стандартизации, как об этом указывает в жалобе сам заявитель.

По мнению Комиссии, указание заказчиком в описании объекта закупки таких понятий как «контейнер», «бочка», «фляга», «бокс», «коробка», «ящик» или иной тары не может вводить в заблуждение потенциальных участников закупки в виду того, что заказчиком в документации определен максимальный объем определенной тары, в которую будут помещаться медицинские отходы, соответственно, заказчиком определен максимальный объем медицинских отходов класса Б, который подлежит вывозу с территории заказчика согласно графика оказания услуг.

При таких обстоятельствах, по мнению Комиссии, заказчиком при описании объекта закупки были использованы показатели, требования, условные обозначения и терминология, соответствующие законодательству Российской Федерации о стандартизации, следовательно, документация не должна содержать указанного обоснования.

На основании изложенного Комиссия считает приведенный выше довод жалобы необоснованным.

 

3.4. В жалобе заявитель указывает: «Считаю, что в соответствии с положениями п. 1 ч.1 ст.31, необходимо установить требование к лицам, осуществляющим оказание услуги по обращению с медицинскими отходами, являющихся объектом закупки, в части отнесения к специализированной организации в соответствии с положениями СанПиН 2.1.7.2790-10.

Как вариант данное требование может быть изложено в следующей формулировке: «Соответствие требованиям к специализированной организации согласно СанПиН 2.1.7.2790-10»».

Комиссией определено, что в пункте 1 раздела 18 «Требования к участникам электронного аукциона, установленные в соответствии с частями 1 - 1.1 статьи 31 Федерального закона» документации об аукционе указано: «Соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим оказание услуг, являющихся объектом электронного аукциона – требование не установлено».

Комиссия отмечает, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое заключение - документ, выдаваемый в установленных международными договорами Российской Федерации, международными правовыми актами, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами случаях федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, и удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарно-эпидемиологическим и гигиеническим требованиям факторов среды обитания, условий деятельности юридических лиц, граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, а также используемых ими территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, транспортных средств;

Приказом Роспотребнадзора от 19.07.2007 № 224 «О санитарно-эпидемиологических экспертизах, обследованиях, исследованиях, испытаниях и токсикологических, гигиенических и иных видах оценок» был утвержден порядок выдачи санитарно-эпидемиологических заключений (далее - Порядок).

Пунктом 6 Порядка определено, что санитарно-эпидемиологические заключения выдаются о соответствии (несоответствии) санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые предполагается использовать для осуществления, в том числе деятельности по сбору, использованию, обезвреживанию, транспортировке, размещению отходов I - IV класса опасности.

Таким образом, Порядком определен закрытый перечень видов деятельности, на которые требуется оформление санитарно-эпидемиологического заключения. Следует отметить, что услуги по транспортировке и обезвреживанию необеззараженных медицинских отходов класса Б в указанный перечень не включены.

При этом следует отметить, что к отходам I - IV класса опасности согласно пункта 2.1 СанПиН 2.1.7.2790-10 относятся медицинские отходы класса Г.

Комиссия отмечает, что согласно части 1 статье 2 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается в там числе посредством лицензирования видов деятельности, представляющих потенциальную опасность для человека.

В силу части 1 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» отдельные виды деятельности, представляющие потенциальную опасность для человека, подлежат лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Частью 2 статьи 40 Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» определено, что обязательным условием для принятия решения о выдаче лицензии является представление соискателем лицензии санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, которые соискатель лицензии предполагает использовать для осуществления в частности деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV класса опасности.

При этом следует также отметить, что в соответствии с пунктом 4.29 СанПиН 2.1.7.2790-10 сбор и временное хранение отходов класса Г осуществляется в маркированные емкости («Отходы. Класс Г») в соответствии с требованиями нормативных документов в зависимости от класса опасности отходов. Вывоз отходов класса Г для обезвреживания или утилизации осуществляется специализированными организациями, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Пунктом 4.30 СанПиН 2.1.7.2790-10 указано, что сбор, хранение, удаление отходов класса Д осуществляется в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации к обращению с радиоактивными веществами и другими источниками ионизирующих излучений, нормами радиационной безопасности.

При этом в соответствии с пунктом 4.31 СанПиН 2.1.7.2790-10 вывоз и обезвреживание отходов класса Д осуществляется специализированными организациями по обращению с радиоактивными отходами, имеющими лицензию на данный вид деятельности.

Таким образом, законодательство Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения не предъявляет требований к организациям, осуществляющим сбор и обезвреживание медицинских отходов класса «Б» о наличии соответствующей лицензии, как, например, к организациям, осуществляющим сбор и обеззараживанию медицинских отходов класса «Г» и «Д».

 

С учетом изложенного Комиссия приходит к выводу, о том, что наличие санитарно-эпидемиологического заключения необходимо соискателю для получения лицензии на соответствующий вид деятельности. Учитывая что услуги по сбору транспортировке и обезвреживанию медицинских отходов класса Б не лицензируются, следовательно, участник закупки не должен обладать санитарно-эпидемиологическим заключением на указанный вид деятельности.

В силу указанного Комиссия считает данный довод жалобы необоснованным.

 

На основании изложенного и руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фултон» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б (извещение № 03523000448117000115) в части доводов, связанных с установлением требования о наличии у исполнителя специализированного транспорта и осуществлением заказчиком приемки оказанной услуги.

 

2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» нарушение требований части 13 статьи 34, части 3 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе.

 

3. На основании части 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.

 

4. По фактам выявленных нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок передать материалы запроса котировок (извещение № 03523000448117000115) должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении по части 4.1 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

«…………..»

Члены Комиссии:

«…………..»

«…………..»

ПРЕДПИСАНИЕ № 03-10.1/350-2017

об устранении нарушений законодательства в сфере закупок

 

25 декабря 2017 г.

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…………..» – начальника отдела контроля закупок, заместителя Председателя Комиссии;

«…………..» – главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;

«…………..» - главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,

рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью «Фултон» на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок на оказание услуг по сбору, транспортировке и сдаче на обезвреживание медицинских отходов класса Б (извещение №0352300044817000115),

в результате проведения внеплановой проверки в соответствии с подпунктом «б» пункта 1 части 3, частью 4 и пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон о контрактной системе), установив в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» требований части 13 статьи 34, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 1 статьи 64 Федерального закона о контрактной системе,

на основании своего Решения от 25.12.2017 № 03-10.1/350-2017, руководствуясь пунктом 2 части 22, частью 23 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

  1. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» в срок до 12.01.2018:

- отменить протокол рассмотрения и оценки заявок на участие в запросе котировок,

- аннулировать запрос котировок (извещение № 03523000448117000115).

 

2. Бюджетному учреждению здравоохранения Омской области «Станция скорой медицинской помощи» проинформировать Омское УФАС России об исполнении действий, указанных в пунктах 1 настоящего предписания в срок до 15.01.2018 в письменном виде с приложением подтверждающих документов.

 

 

Контроль исполнения предписания возложить на члена Комиссии «…………..»

Настоящее предписание может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

Невыполнение должностным лицом заказчика, должностным лицом уполномоченного органа, должностным лицом уполномоченного учреждения, членом комиссии по осуществлению закупок, оператором электронной площадки, специализированной организацией в установленный срок законного предписания влечет за собой административное наказание в виде административного штрафа в соответствии с частью 7 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

 

Заместитель Председателя Комиссии

«…………..»

Члены Комиссии:

«…………..»

 

«…………..»

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны