Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-06/08-2017 по признакам нарушения за... от 24 марта 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-06/08-2017

 

22 марта  2017 года                                                                                                                              

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе

рассмотрев дело № 06-06/08-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью  «Роскошный ломбард»  (далее – ООО «Роскошный ломбард», Общество) наружной рекламы, содержащей признаки нарушения требований частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствие представителя ООО «Роскошный ломбард» (ИНН 5504135302, ОГРН 1165543051673, юридический адрес: 644024, г. Омск, ул. М. Жукова, дом 25, офис 12 П) <…..> (доверенность № <…..>),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 17.02.2017 специалистом Омского УФАС России были выявлены факты распространения информации на рекламных конструкциях по адресу: г. Омск, ул. Заозерная, дом 11/1 следующего содержания:

-«РОСЛОМБАРД. Ломбард/Золото. Ставка от 0,2% до 0,5%. БЕЗ ШТРАФОВ. Оценка и выплаты по ГОСТу. ТК «Первомайский-2», 1 этаж» (рекламная конструкция размещалась на фасаде торгового комплекса «Первомайский»);

-«РОСЛОМБАРД. Ломбард. Золото. Ставка  от 0,2 %  до 0,5 %. Без штрафов Оценка и выплаты по ГОСТу. Скупка /залог/хранение» (рекламная конструкция размещалась на 1 этаже торгового комплекса «Первомайский»).

Омским УФАС России было установлено, что деятельность в ломбарде «РОСЛОМБАРД» осуществляет ООО «Роскошный ломбард» (ИНН 5504135302, ОГРН 1165543051673).

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Размещенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена наружным способом, направлена на привлечение внимания неопределенного круга лиц к ломбарду «РОСЛОМБАРД» и оказываемой им финансовой услуге (выдаче займов).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ  «О защите конкуренции» (далее - Федеральный закон «О защите конкуренции»)  финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В силу статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации наименование юридического лица, являющегося коммерческой организацией, должно содержать его фирменное наименование и указание на его организационно-правовую форму.

Статьей 1473 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что юридическое лицо, являющееся коммерческой организацией, выступает в гражданском обороте под своим фирменным наименованием, которое определяется в его учредительных документах и включается в Единый государственный реестр юридических лиц при государственной регистрации юридического лица. Фирменное наименование юридического лица должно содержать указание на его организационно-правовую форму и собственно наименование юридического лица, которое не может состоять только из слов, обозначающих род деятельности.

Кроме того, в соответствии с частью 2 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах»  ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

Таким образом, вышеуказанная  рекламная информация является рекламой финансовых услуг ломбарда (предоставление займов в денежной форме), которая не содержит обязательных сведений, предусмотренных частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которой реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Одновременно вышеуказанная реклама Общества содержала информацию об условиях договоров - «ставка от 0,2%  до 0,5%».

В силу части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Порядок расчета полной стоимости потребительского кредита (займа) с приведением формулы, по которой необходимо осуществлять расчет, установлен статьей 6 Федерального закона от 21.12.2013 № 353-ФЗ «О потребительском кредите (займе)» (далее – Федеральный закон «О потребительском кредите (займе).

При этом условия договора потребительского кредита (займа) определены статьей 5 Федерального закона «О потребительском кредите (займе)».

В указанной рекламе ООО «Роскошный ломбард» содержится информация о процентной ставке от «0,2 %  до 0,5%», однако отсутствуют сведения об остальных условиях, влияющих на стоимость займа.

На заседании Комиссии представителем Общества по доверенности <…..> были даны пояснения: «Это действительно реклама ООО «Роскошный ломбард». Никого из потребителей мы не обманываем, все изделия мы оцениваем по стандарту, учитывая вес вставок (камней).  Действительно, от срока займа зависит процентная ставка. Если клиент сдает изделие на длительный срок, то процентная ставка по платежу меньше. За просроченные платежи штрафов нет».

В пункте 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано: «В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит  хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставления обеспечения по кредитному  договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)».

Анализ положений Федерального закона «О рекламе» показывает системную связь положений части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» с положениями части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

В силу части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

Распространенная Обществом рекламная информация  о процентных ставках «от 0,2 % до 0,5 %»  не позволяет потребителю до момента получения займа самостоятельно определить, какой именно размер процентной ставки будет установлен Обществом при залоге имущества.

Отсутствие такой существенной информации в рекламе Общества может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламным предложением Общества.

Учитывая изложенное, ООО «Роскошный ломбард» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения представителя Общества  <…..>, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Роскошный ломбард» требований частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы ломбарда.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «Роскошный ломбард»:

-«РОСЛОМБАРД. Ломбард/Золото. Ставка от 0,2% до 0,5%. БЕЗ ШТРАФОВ. Оценка и выплаты по ГОСТу. ТК «Первомайский-2», 1 этаж», «РОСЛОМБАРД. Ломбард. Золото. Ставка от 0,2 % до 0,5 %. Без штрафов Оценка и выплаты по ГОСТу. Скупка /залог/хранение», размещенную по адресу: г. Омск, ул. Заозерная, дом 11/1 торговый комплекс «Первомайский», ненадлежащей, распространенной с нарушением требований частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

 

2. Выдать ООО «Роскошный ломбард» предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

3. Передать  материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  23 марта 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

ПРЕДПИСАНИЕ

о прекращении нарушения законодательства

Российской Федерации о рекламе

по делу №  06-06/08-2017

22 марта 2017  года                                                                                                                                                                                

 г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе на основании своего решения от 22.03.2017  по делу № 06-06/08-2017 о признании ненадлежащей рекламы, размещенной обществом с ограниченной ответственностью  «Роскошный ломбард» (далее – ООО «Роскошный ломбард») по адресу г. Омск, ул. Заозерная, дом 11/1 ТК «Первомайский», нарушающей требования частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

 в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 33, частями 1, 3 статьи 36 Федерального   закона «О   рекламе»,   пунктами   44, 45  Правил рассмотрения антимонопольным  органом дел,   возбужденных   по признакам    нарушения    законодательства   Российской  Федерации о рекламе, пунктом 3.56.1 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе,

 

ПРЕДПИСЫВАЕТ:

 

1. ООО «Роскошный ломбард» (ИНН 5504135302, ОГРН 1165543051673, юридический адрес: 644024, г. Омск, ул. М. Жукова, дом 25, офис 12 П)  в срок до  10 апреля 2017 года прекратить нарушение требований Федерального закона «О рекламе»:

- части 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «РОСЛОМБАРД. Ломбард/Золото. Ставка от 0,2% до 0,5%. БЕЗ ШТРАФОВ. Оценка и выплаты по ГОСТу. ТК «Первомайский-2», 1 этаж», «РОСЛОМБАРД. Ломбард. Золото. Ставка  от 0,2 %  до 0,5 %. Без штрафов Оценка и выплаты по ГОСТу. Скупка /залог/хранение» указывать полное наименование лица, оказывающего услуги по предоставлению займов;

- части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», а именно: в рекламе «РОСЛОМБАРД. Ломбард/Золото. Ставка от 0,2% до 0,5%. БЕЗ ШТРАФОВ. Оценка и выплаты по ГОСТу. ТК «Первомайский-2», 1 этаж», «РОСЛОМБАРД. Ломбард. Золото. Ставка  от 0,2 %  до 0,5 %. Без штрафов Оценка и выплаты по ГОСТу. Скупка /залог/хранение» указывать все остальные условия, определяющие полную стоимость займа;  

- части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе», а именно: не допускать распространение рекламы «РОСЛОМБАРД. Ломбард/Золото. Ставка от 0,2% до 0,5%. БЕЗ ШТРАФОВ. Оценка и выплаты по ГОСТу. ТК «Первомайский-2», 1 этаж», «РОСЛОМБАРД. Ломбард. Золото. Ставка  от 0,2 %  до 0,5 %. Без штрафов Оценка и выплаты по ГОСТу. Скупка /залог/хранение», в которой отсутствует существенная информация о том, что размер процентной ставки зависит от срока предоставляемого займа либо иных условий.

 

2.  ООО «Роскошный ломбард» представить в Омское УФАС России доказательства   исполнения   пункта 1 настоящего  предписания в срок до 12 апреля 2017 года.

 

 В   случае   невыполнения в установленный срок предписания   о прекращении  нарушения законодательства о рекламе Омское УФАС России вправе в соответствии с частью 2.4 статьи 19.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях   наложить на должностных лиц штраф в размере от двенадцати тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

           

Предписание может быть обжаловано в арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей  198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

                                                                                           

                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                                                 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны