Решение б/н Решение по делу № 06-06/21-2017 от 24 апреля 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

РЕШЕНИЕ 

по делу № 06-06/21-2017

 

19 апреля  2017 года                                                                                                                                       г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев дело № 06-06/21-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью  «Турфирма «Артем»  (далее – ООО «Турфирма «Артем», Общество) наружной рекламы, содержащей признаки нарушения требований пункта 2  части 3, части 6 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствии представителя лица, в действиях которого усматриваются признаки нарушения законодательства о рекламе – ООО «Турфирма «Артем» (ОГРН 1105543025400, юридический адрес: г. Омск, пр. К.Маркса, дом 82) - директора (…),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 17.03.2017 специалистом Омского УФАС России был выявлен факт распространения на рекламной конструкции, размещенной по адресу: г. Омск, ул. Фрунзе, дом 1/4, торговая галерея «Миллениум», 1 этаж,  информации: «Артем. Турфирма 712 офис 7 этаж www.Artem55.ru  www.Artem55.рф  Бесплатные консультации. В случае отказа в получении визы мы вернем вам деньги  ВИЗЫ  Билеты бесплатное бронирование  АВИА и Ж/Д по всем направлениям.  Мы не отменяем визы уже 17 лет успешно открываем визы  Страховки по шенгену и другим странам  Туризм по лучшим ценам  Отели по всему миру  Пр-кт Маркса 89 (ост. «ЖД Вокзал») 21-33-32 40-15-94  Ул. Волочаевская 17 (ост. «Рабиновича») 916-926 916-826 Ул. Фрунзе 1/4 (Миллениум) 7 этаж 636-146 666-616».  При этом указанный рекламный текст сопровождался изображением женщины в желтых солнцезащитных очках, с заграничным паспортом в руках.

В соответствии с пунктом 1  статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Согласно пункту 2 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.

Пункт 3 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» содержит определение товара, согласно которому товар - это продукт деятельности (в том числе работа, услуга), предназначенный для продажи, обмена или иного введения в оборот.

Вышеуказанная информация подпадает под  понятие «реклама», поскольку обладает всеми ее признаками – распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к туристической фирме «Артем» и оказываемой услуге: реализации туристского продукта (комплекс услуг по перевозке и размещению туристов).

При этом материалами дела установлено:

1. Согласно статье 1 Федерального закона от 15.08.1996 № 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию» выезд из Российской Федерации и въезд в Российскую Федерацию (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, а также принятыми на основании данных федеральных законов указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

Для осуществления въезда и выезда в иностранное государство необходимо наличие  определенного пакета документов, в том числе разрешения (визы), выданного консульским учреждением.

Согласно словарю С.И. Ожегова и Шведовой Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений/Российская академия наук. Институт русского языка имени В.В. Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: «А ТЕМП», 2004,  виза, - ы, ж. 1. Пометка должностного лица на документе. Поставить свою визу. 2. Разрешение на въезд в страну, выезд или проезд через нее, а также пометка в паспорте в знак такого разрешения. II прил.визовый, -ая, -ое. Визовый режим, консульство, -а, ср. 1. Дипломатическое представительство, возглавляемое консулом (в 1знач.). 2. Должность или время управления консула (во 2 знач.). II прил. Консульский, -ая, ое (стр. 291).

Порядок выдачи визы регламентирован различными международными договорами Российской Федерации, заключенными с иностранными государствами.

Например, согласно пункту «d» статьи 3 Соглашений между Российской Федерацией и Европейским Сообществом об упрощении выдачи виз гражданам Российской Федерации и Европейского Союза от 25 мая 2006 года «виза» означает разрешение или решение, выданное или принятое Российской Федерацией или государством-членом которое необходимо:

- для въезда в целях пребывания на общий срок не более 90 дней в Российской Федерации, в этом государстве-члене или нескольких государствах-членах;

- въезда в целях осуществления транзита через территорию Российской Федерации, государства-члена или нескольких государств-членов.

Из части 1 статьи 7 вышеуказанных Соглашений следует, что дипломатические представительства и консульские учреждения Российской Федерации и государств-членов принимают решение по запросам об оформлении виз в течение 10 календарных дней с даты получения ходатайства и документов, необходимых для оформления визы.

На основании вышеизложенного, выдача (открытие, оформление) виз осуществляется исключительно государственным органом.

В тексте рекламы, в том числе дословно указано: «…уже 17 лет успешно открываем визы»,  таким образом, в момент прочтения текста рекламы у потребителя создается впечатление, что Обществом оказывается такая услуга как «открытие виз», что не соответствует действительности и нарушает  пункт  2  части 3 статьи 5 Федерального закона  «О рекламе», согласно которому реклама, содержащая не соответствующие действительности сведения о любых характеристиках товара, в том числе о его природе, составе, способе и дате изготовления, назначении, потребительских свойствах, об условиях применения товара, о месте его происхождения, наличии сертификата соответствия или декларации о соответствии, знаков соответствия и знаков обращения на рынке, сроках службы, сроках годности товара, признается недостоверной.

 

2. В распространенной рекламе, направленной на привлечение внимания, формирование и поддержания интереса неопределенного круга лиц к услугам, реализуемым Обществом, помимо текста также содержится также изображение женщины в желтых солнцезащитных очках, с заграничным паспортом в руках, сходного с образом Родины-матери с широко известного плаката «Родина-мать зовет!»  художника Ираклия Тоидзе времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

 

 

Поводом для создания плаката послужило страшное известие о нападении фашистской Германии на Советский союз и начале войны и главной идеей плаката И.Тоидзе являлся патриотический призыв к исполнению долга по защите Родины, именно к этому призывал на плакате своих сыновей и дочерей символический обобщенный образ Родины-матери.

Например, в одном из описаний плаката «Родина-мать зовет!» (сайт http://opisanie-kartin.com/opisanie-sovetskogo-plakata-rodina-mat-zovet) указано, что «…«Родина-мать» – один из самых известных пропагандистских плакатов за историю Советского Союза. Плакат появился на свет в первые дни, прошедшие с нападения нацистских войск гитлеровского Третьего Рейха на Советский союз. Об объявлении войны было передано по всем радиоканалам государства, так что каждый житель страны слышал об этой ужасной новости. Не стал исключением и художник Ираклий Тоидзе, будущий создатель этого шедевра. Как он признался со временем, идея о том, как будет выглядеть плакат, посетила автора совершенно случайно. Тоидзе узнал о немецком нападении со слов своей жены. Утром 22 июня 1941, года после объявления Советского Информбюро, взволнованная жена художника вбежала к нему в мастерскую с одним лишь только словом: «Война!». Поражённый И.Тоидзе, увидев весь ужас и спокойную решимость на лице своей женщины, немедленно попросил её замереть на месте. Именно жена послужила художнику вдохновением для создания плаката. На нём он изобразил обычную женщину в простом красном платье, которая должна символизировать образ России-Матери.

В руках Родина-мать держит присягу, принятие которой было обязательным перед отправкой на фронт для борьбы с войсками немецких оккупантов. Позади женщины видны множество штыков, что символизирует мощную силу, стоящую за спиной всей страны. Плакат возымел свою силу: множество призывников под впечатлением от такого пропагандистского метода старались как можно быстрее записаться в добровольцы для отправки на фронт…».

Комиссия  Омского УФАС России пришла к выводу о том, использование в рекламе туристической фирмы изображения, сходного с описанием Родины – матери, дискредитирует саму идею единения народа в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., является оскорбительным как по отношению к памяти, так и к ныне живущим ветеранам Великой Отечественной войны, фактически превращает знаковый символ эпохи Великой Отечественной войны в искаженный образ, использованный в продвижении услуг конкретной турфирмы.  

В силу части  6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» в рекламе не допускается использование бранных слов, непристойных и оскорбительных образов, сравнений и выражений, в том числе в отношении пола, расы, национальности, профессии, социальной категории, возраста, языка человека и гражданина, официальных государственных символов (флагов, гербов, гимнов), религиозных символов, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, а также объектов культурного наследия, включенных в Список всемирного наследия.

По определению (пункт 4 статьи 3 Федерального закона «О рекламе») ненадлежащая реклама – реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации.

По определению (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»)  ООО «Турфирма «Артем» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо.

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных пунктом 2 части 3, частью 6 статьи 5  Федерального закона «О рекламе».

В пояснениях ООО «Турфирма «Артем» от 24.03.2017 сообщило о том, что «…Лично я не открываю визы, а помогаю в подготовке документов для оформления виз для выезда из Российской Федерации в страны Шенгенского соглашения, непосредственно в Консульствах и Визовых Центрах иностранных государств… новым дизайнером изготовлен новый рекламный плакат и в среду - 29.03.2017 он будет заменен, старый уничтожен».

Кроме того, в ответе от 13.04.2017 ООО «Турфирма «Артем» указало на то, что «…плакат был тут же снят и заменен на новый….в рекламе дизайнером был использован образ схожий с плакатом Советских времен, но у нас не было никакой цели ОСКОРБИТЬ или ОБИДЕТЬ Ветеранов Великой Отечественной Войны и Патриотов России… ».

На заседании Комиссии директором ООО «Турфирма «Артем»  (…) были даны пояснения, в том числе указано:

«При изготовлении плаката хотел привлечь внимания к своей фирме…

…Этот плакат провисел три года. Ни у кого претензий не было, а тут всех заинтересовало…

… Турагентство «Артем» не открывает визы, а только оказывает помощь в  подготовке пакета документов для подачи его в дипломатические представительства, также оказывает консультации. За много лет работы нареканий по этому поводу не было. Только слова благодарности…

… После получения запроса из УФАС я сразу же заменил рекламу.

… В настоящее время там висит другой плакат. Также считаю, что такое изображение Родины – матери не является оскорбительным. Кого могут обидеть солнцезащитные очки и паспорт в руках? Если бы она была голой, тогда я понимаю, что это оскорбление.

… С дизайнером, придумавшим эту рекламу, я больше не работаю.

…Если все-таки кого-то обидел, прошу прощения…».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения директора Общества, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Турфирма «Артем» требований пункта 2 части 3, части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы Общества.

Учитывая добровольное устранение нарушения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО «Турфирма «Артем» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «Турфирма «Артем» «Артем. Турфирма 712 офис 7 этаж www.Artem55.ru  www Artem55.рф  Бесплатные консультации. В случае отказа в получении визы мы вернем вам деньги  ВИЗЫ  Билеты бесплатное бронирование  АВИА и Ж/Д по всем направлениям.  Мы не отменяем визы уже 17 лет успешно открываем визы  Страховки по шенгену и другим странам  Туризм по лучшим ценам  Отели по всему миру  Пр-кт Маркса 89 (ост. «ЖД Вокзал») 21-33-32 40-15-94  Ул. Волочаевская 17 (ост. «Рабиновича») 916-926 916-826    Ул. Фрунзе 1/4 (Миллениум) 7 этаж 636-146 666-616», ненадлежащей в части указания в рекламе слов «уже 17 лет успешно открываем визы» и использования в рекламе изображения женщины в желтых солнцезащитных очках, с заграничным паспортом в руках, сходного с образом Родины-матери с широко известного плаката «Родина-мать зовет!» художника Ираклия Тоидзе  времен Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., нарушающей требования пункта 2 части 3 и части 6 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Турфирма «Артем» не выдавать в связи с устранением нарушения в добровольном порядке.

 

3. Передать  материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме  24 апреля 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны