Решение б/н РЕШЕНИЕ по делу № 06-06/34-2017 от 24 мая 2017 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

 

 

РЕШЕНИЕ

по делу № 06-06/34-2017

 

23 мая 2017 года г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы России по Омской области (далее - Омское УФАС России) по рассмотрению дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе рассмотрев дело № 06-06/34-2017 по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе по факту распространения Обществом с ограниченной ответственностью «Ломбард «Альма» (далее – ООО «Ломбард «Альма», Общество) наружной рекламы, содержащей признаки нарушения требований частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе» (далее - Федеральный закон «О рекламе»),

в присутствие директора ООО «Ломбард «Альма» (…),

 

УСТАНОВИЛА:

 

В ходе осуществления государственного надзора за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе 07.04.2017 специалистом Омского УФАС России был выявлен факт распространения на фасаде дома № 1 (торговый комплекс «Гранат») по ул. Малунцева в г. Омске информации следующего содержания: «Принимаем TV, ноутбуки, сотовые ВЫГОДНЫЙ ЛОМБАРД 0,2-0,5 % без штрафов».

В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона «О рекламе» реклама - это информация, распространенная любым способом, в любой форме, с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Распространенная информация подпадает под понятие «реклама», поскольку распространена наружным способом, в адрес неопределенного круга лиц, направлена на привлечение внимания к ломбарду и оказываемой им финансовой услуге (выдаче займов).

В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 19.07.2007 № 196-ФЗ «О ломбардах» (далее – Федеральный закон «О ломбардах») ломбардом является юридическое лицо - специализированная коммерческая организация, основными видами деятельности которой являются предоставление краткосрочных займов гражданам и хранение вещей.

Согласно пункту 2 статьи 4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Федеральный закон «О защите конкуренции») финансовая услуга - банковская услуга, страховая услуга, услуга на рынке ценных бумаг, услуга по договору лизинга, а также услуга, оказываемая финансовой организацией и связанная с привлечением и (или) размещением денежных средств юридических и физических лиц.

Ломбард как хозяйствующий субъект, оказывающий финансовые услуги, в силу пункта 6 статьи 4 Федерального закона «О защите конкуренции» является финансовой организацией.

В соответствии части 1 статьи 2 Федерального закона «О ломбардах» ломбард должен иметь полное и вправе иметь сокращенное фирменное наименование на русском языке. Фирменное наименование ломбарда должно содержать слово «ломбард» и указание на его организационно-правовую форму.

На момент выявления факта распространения вышеуказанной рекламы информация об организационно-правовой форме организации в данной рекламе отсутствовала.

В соответствии с частью 1 статьи 28 Федерального закона «О рекламе» реклама банковских, страховых и иных финансовых услуг и финансовой деятельности должна содержать наименование или имя лица, оказывающего эти услуги или осуществляющего данную деятельность (для юридического лица - наименование, для индивидуального предпринимателя - фамилию, имя и (если имеется) отчество).

Кроме того, в силу пункта 25 постановления Пленума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации от 08.10.2012 № 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» указано: «В соответствии с частью 3 статьи 28 Закона о рекламе, если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита, пользованием им и погашением кредита, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, эта реклама должна содержать все остальные условия, определяющие фактическую стоимость кредита для заемщика и влияющие на нее, поскольку указание неполных сведений об условиях предоставления кредита может привести к искажению сути рекламируемой банковской услуги и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение ею воспользоваться.

К условиям, влияющим на стоимость кредита, в частности, могут относиться условия о размере процентной ставки, сумме и сроке кредита, платежах и комиссиях по кредитным операциям, а также о дополнительных расходах заемщика, связанных с получением кредита (по страхованию рисков, в том числе жизни, здоровья потенциального заемщика, нотариальному заверению документов, предоставления обеспечения по кредитному договору, оценке имущества, передаваемого в залог, и др.)».

В соответствии частью 3 статьи 7 Закона «О ломбардах» существенными условиями договора займа являются наименование заложенной вещи, сумма ее оценки, произведенной в соответствии со статьей 5 настоящего Закона, сумма предоставленного займа, процентная ставка по займу и срок предоставления займа.

В указанной рекламе содержалась информация только об одном существенном условии договора займа - процентных ставках («от 0,2 до 0,5 %») при отсутствии остальных условий договора, влияющих на стоимость займа, что является нарушением части 3 статьи 28 Федерального закона «О рекламе», в соответствии с которой если реклама услуг, связанных с предоставлением кредита или займа, пользованием им и погашением кредита или займа, содержит хотя бы одно условие, влияющее на его стоимость, такая реклама должна содержать все остальные условия, определяющие полную стоимость кредита (займа), определяемую в соответствии с Федеральным законом «О потребительском кредите (займе)», для заемщика и влияющие на нее.

Распространенная Обществом рекламная информация о процентных ставках «от 0,2 до 0,5 %» не позволяет потребителю до момента получения займа самостоятельно определить, какой именно размер процентной ставки будет установлен Обществом при залоге имущества.

Отсутствие такой существенной информации в рекламе Общества может привести к искажению смысла рекламы и ввести в заблуждение потребителей, имеющих намерение воспользоваться рекламным предложением Общества.

Согласно части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» не допускается реклама, в которой отсутствует часть существенной информации о рекламируемом товаре, об условиях его приобретения или использования, если при этом искажается смысл информации и вводятся в заблуждение потребители рекламы.

В ответе ООО «Ломбард «Альма» от 16.05.2017 пояснило следующее: «…Данная информация, размещенная на витрине здания, была размещена в октябре 2016 года. 28 апреля 2017 года ранее наклеенная информация была заменена на новую, соответствующую Федеральному закону «О рекламе»…».

Таким образом, ООО «Ломбард «Альма» является рекламодателем, т.е. изготовителем или продавцом товара либо иным определившим объект рекламирования и (или) содержание рекламы лицо (пункт 5 статьи 3 Федерального закона «О рекламе»).

В силу части 6 статьи 38 Федерального закона «О рекламе» рекламодатель несет ответственность за нарушение требований, установленных частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

На заседании Комиссии директор ООО «Ломбард «Альма» (…) сообщила, что «…по правилам ломбарда процентная ставка зависит о суммы выданного займа...в настоящее время мы заменили всю рекламу, теперь она в надлежащем виде…фотографии я предоставляла…».

Рассмотрев материалы дела, заслушав пояснения директора Общества, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу о нарушении ООО «Ломбард «Альма» требований частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе» при распространении наружной рекламы ломбарда.

Учитывая добровольное устранение нарушения, Комиссия Омского УФАС России пришла к выводу об отсутствии необходимости выдачи ООО «Ломбард «Альма» предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.

 

Руководствуясь пунктом 2 части 1 статьи 33, частью 1 статьи 36 Федерального закона «О рекламе» и в соответствии с пунктами 37 - 42 Правил рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать рекламу ООО «Ломбард «Альма» «Принимаем TV, ноутбуки, сотовые ВЫГОДНЫЙ ЛОМБАРД 0,2-0,5 % без штрафов», распространенную на фасаде дома № 1 (торговый комплекс «Гранат») по ул. Малунцева в г. Омске, ненадлежащей, нарушающей требования частей 1 и 3 статьи 28, части 7 статьи 5 Федерального закона «О рекламе».

 

2. Предписание о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе ООО «Ломбард «Альма» не выдавать в связи с добровольным устранением нарушения.

 

3. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для возбуждения дела об административном правонарушении по части 1 статьи 14.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Решение изготовлено в полном объеме 24 мая 2017 года.

Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в порядке, предусмотренном статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

 

 

 

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны