Решение б/н Акт проверки № 07 в отношении АО «Научно-производственный це... от 11 декабря 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

г. Омск                                                                                                                                                                                  11 декабря 2018 г.

                                                                                                                                                                                              11 ч. 00 мин.

 

АКТ ПРОВЕРКИ

№ 07

 

В соответствии с планом проверок Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) на 2018 год, утвержденным руководителем Омского УФАС России 30.11.2017, размещённым на официальном сайте Омского УФАС России: www.omsk.fas.gov.ru, на основании приказа руководителя Омского УФАС России от 05.10.2018 № 177 проведена плановая выездная проверка в отношении акционерного общества «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» (далее – АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», Общество) (ОГРН 1157746315539, ИНН 7719409437, юридический адрес: 105118, город Москва, проспект Буденного, дом 16, корпус 2) в лице филиала «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» адрес местонахождения: 644021, Омская область, город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 283 (далее – филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», Филиал, проверяемое лицо).

Место нахождения филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»: город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 283.

Адрес места проведения проверки: город Омск, улица Богдана Хмельницкого, дом 283.

Продолжительность проверки: с 15.10.2018 по 12.12.2018, включительно.

С копией приказа от 05.10.2018 № 177 о проведении проверки ознакомлен исполняющий обязанности директора филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» <...>, который уведомлен о проведении проверки заказным письмом с уведомлением (исх. Омского УФАС России от 05.10.2018 № 05-8707),

 

________________________________________________________________/С.А. Богочанов/

(подпись лица, ознакомившегося с приказом от 05.10.2018 № 177, с указанием даты, времени ознакомления)

 

Лица, проводившие проверку (далее также инспекция Омского УФАС России):

руководитель инспекции: начальник отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 13751);

члены инспекции:

  • ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 17379);
  • ведущий специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 17257);
  • специалист-эксперт отдела контроля органов власти Омского УФАС России <...> (служебное удостоверение № 17132).

При проведении проверки со стороны филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» присутствовали:

  • исполняющий обязанности директора филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» <...>;
  • начальник управления материально-технического снабжения филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» <...>;
  • начальник планово-экономического отдела филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» <...>;
  • начальник отдела сопровождения закупок управления материально-технического снабжения филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» <...>;
  • начальник бюро сопровождения закупок управления материально-технического снабжения филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» <...>.

Руководителем проверяемого лица в период проведения проверки (с 15.10.2018 по 11.12.2018) являлся исполняющий обязанности директора филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» <...>.

Цель и задачи проверки: осуществление контроля за соблюдением требований Федерального закона от 18.07.2011 № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках).

Предмет проводимой проверки: соблюдение проверяемым лицом положений Закона о закупках при осуществлении своей деятельности.

Период, за который проведена проверка: с 01.01.2018 по 05.10.2018, включительно (далее также проверяемый период).

Срок проведения проверки согласно приказам руководителя Омского УФАС России от 05.10.2018 № 177, 07.11.2018 № 209 составляет 42 рабочих дня.

Правовые основания проведения проверки: пункт 11 части 1 статьи 23, статьи 24, 25, 25.1, 25.2 Закона о защите конкуренции, статья 9 Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России руководствовалась следующими Федеральными законами и нормативными правовыми актами:

  • Гражданским кодексом Российской Федерации (далее – ГК РФ);
  • Законом о закупках;
  • Федеральным законом от 24.07.2007 № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 11.12.2014 № 1352 «Об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Постановление № 1352);
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 16.09.2016 № 925 «О приоритете товаров российского происхождения, работ, услуг, выполняемых, оказываемых российскими лицами, по отношению к товарам, происходящим от иностранного государства, работам, услугам, выполняемым, оказываемым иностранными лицами»;
  • постановлением Правительства Российской Федерации от 10.09.2012 № 908 «Об утверждении Положения о размещении в единой информационной системе информации о закупке» (далее – Постановление № 908);
  • Единым положением о закупке Государственной корпорации «Ростех» (в редакции с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 23.12.2015 № 9, от 17.03.2016 № 2, от 15.06.2016 № 7, от 11.10.2016 № 11, от 15.12.2016 № 14, от 23.12.2016 № 15, от 31.03.2017 № 7, от 28.09.2017 № 14, от 20.12.2017 № 17, от 19.04.2018 № 3, от 25.06.2018 № 5), утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 18.03.2015 № 3) (далее – Положение о закупке)

В процессе проверки инспекцией Омского УФАС России в соответствии с положениями Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции проверок соблюдения требований антимонопольного законодательства, утвержденного приказом ФАС России от 25.05.2012 № 340 (зарегистрирован в Минюсте России 18.06.2012 № 24593), проведены следующие мероприятия по контролю, необходимые для достижения целей и задач проведения проверки:

  • истребование у проверяемого лица документов и информации в соответствии со статьей 25.4 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции»;
  • оценка и анализ закупок, проведенных филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», договоров (соглашений), иных документов и информации проверяемого лица, необходимых для достижения целей и задач настоящей проверки;
  • копирование документов;
  • получение объяснений в устной и письменной форме.

Также в процессе проведения проверки с целью оценки соответствия деятельности филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» положениям Закона о закупках, инспекция Омского УФАС России изучила:

  • Положения о закупках (в редакциях от 19.04.2018, 25.06.2018);
  • проанализировала план закупок, осуществляемых АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», в том числе филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» в проверяемый период;
  • проанализировала реестр закупок, проведенных филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» в проверяемый период;
  • проанализировала сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», в том числе филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», по результатам закупки товаров, работ, услуг в проверяемый период;
  • проанализировала сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», в том числе филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика) в проверяемый период;
  • проанализировала сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», в том числе филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации;
  • проанализировала годовой отчет АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» за 2017 год о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства, в том числе филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют».

В ходе проведения проверки инспекция Омского УФАС России установила следующее.

1. АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» осуществляет деятельность на основании устава, утвержденного решением единственного акционера АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (от 01.06.2018 № 1/2018) (редакция № 4) (далее – Устав).

В соответствии с пунктом 1.1 Устава АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» создано в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах», Федеральным законом от 21.12.2001 № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества» путем преобразования федерального государственного унитарного предприятия «Научно-производственный центр газотурбостроения «Салют» на основании распоряжения Правительства Российской Федерации от 25.06.2012 № 1074-р и распоряжения Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в городе Москве от 17.02.2015 № 146 и является его правопреемником.

Основными целями деятельности Общества являются: извлечение прибыли, участие в реализации государственных программ, а также иные цели, не запрещенные законодательством Российской Федерации.

Согласно пункту 9.1 Устава органами управления Общества являются: высший орган Общества (общее собрание акционеров), коллегиальный орган (Совет директоров), единоличный исполнительный орган (генеральный директор).

В соответствии с пунктом 4.1 Устава Общество в установленном порядке может создавать филиалы и открывать представительства, как на территории Российской Федерации, так и за её пределами.

Филиалы и представительства Общества осуществляют свою деятельность от имени Общества. Общество несет ответственность за деятельность своих филиалов и представительств (пункт 4.2 Устава).

В соответствии с пунктом 4.3 Устава филиалы и представительства действуют на основании положений, утверждаемых Советом директоров Общества. Руководитель филиала и руководитель представительства назначаются единоличным исполнительным органом (генеральным директором, управляющей организацией, управляющим) Общества и действуют на основании доверенности.

Филиалы и представительства не являются юридическими лицами, действуют на основании утвержденных положений (пункт 4.4 Устава).

Из содержания пункта 4.5 Устава следует, что одним из филиалов Общества является: «Омское моторостроительное объединение им. П.И. Баранова», Российская Федерация, 644021, г. Омск, ул. Б. Хмельницкого, д. 283.

Решением Совета директоров АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» утверждено положение о филиале «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» (протокол № СД-1/2015 от 16.04.2015) (далее – Положение о филиале).

Филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» действует в соответствии с требованиями статьи 55 ГК РФ, статьи 5 Федерального закона «Об акционерных обществах», иных федеральных законов, Устава АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», а также Положения о филиале (пункт 1.1 Положения о филиале).

Согласно пункту 1.2 Положения о филиале Филиал является обособленным подразделением Общества, расположенным вне места его нахождения и осуществляет часть его функций, в том числе функции представительства.

Филиал не является юридическим лицом, в своей деятельности руководствуется действующим законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, внутренними нормативными документами Общества и Филиала, а также Положением о филиале (пункт 1.5 Положения о филиале).

Пунктом 2.1 Положения о филиале установлено, что основными целями деятельности Филиала являются реализация перспективных программ Общества в области газотурбостроения, внедрение новых технологий и разработок, а также выполнение работ по своевременному и полному обеспечению заказа Общества.

Согласно пункту 2.6 Положения о филиале в случаях и порядке, установленных законодательством Российской Федерации, Уставом Общества, доверенностью, выдаваемой Обществом и Положением о закупочной деятельности Общества, Филиал выполняет функции заказчика при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для нужд Филиала.

В соответствии с приказом АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» № СЛТ/11-388 от 03.09.2018 «Об оптимизации закупочной деятельности филиала «ОМО им. П.И. Баранова» закупки товаров, работ (услуг) конкурентным/неконкурентным способом по договорам, инициируемым филиалом, начальная максимальная цена которых превышает 500 000 рублей, проводятся на головном предприятии АО «НПЦ газотурбостроения «Салют».

2. Закон о закупках устанавливает общие принципы закупки товаров, работ, услуг определенными категориями заказчиков и основные требования к ней.

Частью 1 статьи 3 Закона о закупках установлено, что при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются следующими принципами:

  • информационная открытость закупки;
  • равноправие, справедливость, отсутствие дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки;
  • целевое и экономически эффективное расходование денежных средств на приобретение товаров, работ, услуг (с учетом при необходимости стоимости жизненного цикла закупаемой продукции) и реализация мер, направленных на сокращение издержек заказчика;
  • отсутствие ограничения допуска к участию в закупке путем установления неизмеряемых требований к участникам закупки.

Согласно части 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, ГК РФ, названным Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений части 3 названной статьи правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

2.1. Частью 2 статьи 2 Закона о закупках установлено, что положение о закупке является документом, который регламентирует закупочную деятельность заказчика и должен содержать требования о закупке, в том числе порядок подготовки и проведения процедур закупки (включая способы закупки) и условия их применения, порядок заключения и исполнения договоров, а также иные, связанные с обеспечением закупки положения.

Согласно части 1 статьи 4 Закона о закупках положение о закупке, изменения, вносимые в указанное положение, подлежат обязательному размещению в единой информационной системе не позднее чем в течение пятнадцати дней со дня утверждения.

При этом Законом о закупках установлен соответствующий порядок утверждения положения о закупке в зависимости от организационно-правовой формы заказчика (часть 3 статьи 2 Закона о закупках).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что в проверяемый период при проведении закупок АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», в том числе филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют», руководствовались Положением о закупках, утвержденным Наблюдательным советом Государственной корпорации «Ростех» (протокол от 18.03.2015 № 3) (в редакции с изменениями, утвержденными решениями Наблюдательного совета Государственной корпорации «Ростех» от 19.04.2018 № 3, от 25.06.2018 № 5)

Порядок утверждения и размещения в единой информационной системе Положений о закупке АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» не нарушен.

2.2. Согласно части 2 статьи 4 Закона о закупках заказчик размещает в единой информационной системе план закупки товаров, работ, услуг на срок не менее чем один год. Порядок формирования плана закупки товаров, работ, услуг, порядок и сроки размещения в единой информационной системе такого плана, требования к форме такого плана устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В силу пункта 2 правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 17.09.2012 № 932 «Об утверждении Правил формирования плана закупки товаров (работ, услуг) и требований к форме такого плана» (далее – Правила № 932), в план закупки включаются сведения о закупке товаров (работ, услуг), необходимых для удовлетворения потребностей заказчика.

Пунктом 3 Правил № 932 определено, что план закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями к форме плана закупки.

План закупки формируется заказчиком в соответствии с требованиями, установленными нормативными правовыми актами Российской Федерации, локальными актами заказчика, а также положением о закупке, утвержденным в установленном порядке, в том числе с учетом сроков проведения закупочных процедур исходя из требуемой даты поставки товаров (работ, услуг) (пункт 5 Правил № 932).

В соответствии с пунктом 8 Правил № 932 может осуществляться корректировка плана закупок, в том числе в случае изменения потребности в товарах, работах, услугах, в том числе сроков их приобретения, способа осуществления закупки и срока исполнения договора.

Сроки подготовки плана закупки, а также порядок подготовки заказчиком проекта плана закупки определяются заказчиком самостоятельно с учетом установленных требований, в том числе требований, предусмотренных настоящими Правилами (пункт 10 Правил № 932).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что глава 4 Положения о закупках регламентирует порядок формирования и размещения плана закупок товаров, работ, услуг АО «НПЦ газотурбостроения «Салют».

План закупок товаров, работ, услуг АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» на 2018 год, утвержденный 03.12.2017, размещен в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с требованиями к форме плана закупок.

Все изменения в план (122 редакция плана закупки от 03.12.2018) размещены в единой информационной системе.

2.3. В соответствии с пунктами 8 и 10 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением № 1352, для проведения торгов, иных способов закупки, предусмотренных положением о закупке, в соответствии с подпунктом «б» пункта 4 Положения заказчики обязаны утвердить перечень товаров, работ, услуг, закупки которых осуществляются у субъектов малого и среднего предпринимательства, и разместить его в единой информационной системе.

Заказчик размещает перечень в единой информационной системе, а также на сайте заказчика в сети «Интернет».

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что на официальном сайте АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» www.salut.ru и в единой информационной системе опубликован перечень товаров, работ, услуг, закупаемых у субъектов малого и среднего предпринимательства.

3. Согласно части 2 статьи 3 Закона о закупках положением о закупке предусматриваются конкурентные и неконкурентные закупки, устанавливается порядок осуществления таких закупок с учетом положений Закона о закупках.

Частями 3.1, 3.2 статьи 3 Закона о закупках предусмотрены способы осуществления конкурентных и неконкурентных закупок.

В главе 3 Положения о закупках установлены способы закупок и условия их применения. Глава 6 Положения о закупках регламентирует порядок проведения процедур закупки.

Так, пунктом 6.1.1 Положения о закупках предусмотрены следующие способы закупок:

  • конкурс (открытый конкурс, конкурс в электронной форме, закрытый конкурс);
  • аукцион/редукцион (открытый аукцион/редукцион, аукцион/редукцион в электронной форме, закрытый аукцион/редукцион);
  • запрос предложений (запрос предложений в электронной форме, закрытый запрос предложений);
  • запрос ценовых котировок (запрос ценовых котировок в электронной форме, закрытый запрос ценовых котировок);
  • тендер (тендер в электронной форме, закрытый тендер);
  • запрос цен (запрос цен в электронной форме, закрытый запрос цен);
  • закупка у единственного поставщика.

В пункте 6.6.2 Положения о закупках указаны основания для проведения закупки у единственного поставщика (52 случая).

3.1. В проверяемый период Филиалом проведено 116 закупок неконкурентным способом (у единственного поставщика).

В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи. В случае, если при заключении и исполнении договора изменяются объем, цена закупаемых товаров, работ, услуг или сроки исполнения договора по сравнению с указанными в протоколе, составленном по результатам закупки, не позднее чем в течение десяти дней со дня внесения изменений в договор в единой информационной системе размещается информация об изменении договора с указанием измененных условий.

Из содержания части 15 статьи 4 Закона о закупках следует, что не подлежат размещению в ЕИС сведения об осуществлении закупок товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает сто тысяч рублей. В случае, если годовая выручка заказчика за отчетный финансовый год составляет более чем пять миллиардов рублей, заказчик вправе не размещать в единой информационной системе сведения о закупке товаров, работ, услуг, стоимость которых не превышает пятьсот тысяч рублей.

Согласно части 2 статьи 4.1 Закона о закупках в течение трех рабочих дней со дня заключения договора заказчики вносят информацию и документы, установленные Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 1 настоящей статьи, в реестр договоров. Если в договор были внесены изменения, заказчики вносят в реестр договоров такие информацию и документы, в отношении которых были внесены изменения. Информация о результатах исполнения договора вносится заказчиками в реестр договоров в течение десяти дней со дня исполнения, изменения или расторжения договора.

В реестр договоров не вносятся сведения и документы, которые в соответствии с Законом о закупках не подлежат размещению в единой информационной системе (часть 3 статьи 4.1 Закона о закупках).

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» в единой информационной системе размещены сведения о закупках, произведенных по результатам закупки у единственного поставщика.

Вместе с тем, Филиалом не размещены сведения о договорах, заключенных, в том числе по результатам закупки у единственного поставщика, в соответствии с извещениями №№ 31806235741, 31806185000, 31806248055, 31806253138, 31806575139, 31806450193, 31806625640, 31806684175, 31806752105, 31806771361, 31806781985, 31806765695, 31806786483.

Из письменных пояснений филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» следует, что сведения о договорах по вышеуказанным закупкам не размещены в единой информационной системе, в связи со следующими обстоятельствами:

  • в соответствии с извещениями №№ 31806185000, 31806248055, 31806253138 договоры по результатам закупки у единственного поставщика не были заключены, в связи с изменением плана производства филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют»;
  • в соответствии с извещениями №№ 31806575139, 31806450193, 31806684175, 31806771361, 31806781985, 31806765695, 31806786483 договоры по результатам закупки у единственного поставщика не заключены, в связи с урегулированием разногласий с поставщиками, возникших при заключении договоров;
  • в соответствии с извещениями № 31806235741, 31806625640, 318016752105 договоры по результатам закупки у единственного поставщика не заключены, в связи с тем, что договорные документы проходят согласование в филиале «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют».

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что Филиалом нарушены сроки размещения сведений о договорах, заключенных, в том числе по результатам закупки у единственного поставщика, в соответствии с извещениями №№ 31806062662, 31806364234, 31806577384.

Филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» представлены копии договоров, заключенных по результатам вышеуказанных закупок.

Так, по результатам закупки № 31806062662 заключен договор № ГПН-17/27110/03108/Д от 01.02.2018, вместе с тем, информация об указанном договоре размещена в единой информационной системе только 20.11.2018. По результатам закупки № 31806364234 заключен договор № 155390604078 от 27.04.2018, сведения о договоре размещены 20.11.2018. По результатам закупки № 31806577384 заключен договор № 184139-2 от 02.10.2018, сведения об указанном договоре размещены в единой информационной системе 20.11.2018.

Таким образом, филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» допущено нарушение части 2 статьи 4.1 Закона о закупках, выразившееся в несоблюдении сроков размещения в единой информационной системе сведений о договорах, заключенных, в том числе по результатам закупки у единственного поставщика.

За нарушение установленных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц сроков размещения в единой информационной системе в сфере закупок правового акта, регламентирующего правила закупки товаров, работ, услуг заказчиком, частью 4 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

3.2. Посредством проведения закупок конкурентными способами, предусмотренными Положением о закупках, филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» в проверяемый было проведено 326 закупок.

На обозрение Инспекции Омского УФАС России представлены извещения, документации, протоколы, составленные в ходе организации и проведения закупочных процедур, заявки участников закупок.

При изучении и анализе представленных на обозрение документов (извещения №№ 31806723166, 31806683523, 31806731811, 31806135122, 31806153109, 31806230335, 31806701845, 31806564931 и других) Инспекцией Омского УФАС России установлено, что филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» при проведении закупочных процедур способом запроса предложений, в том числе в электронной форме, запроса котировок, в том числе в электронной форме, в извещении о проведении закупки указывают, что процедура не является торгами и не влечет для заказчика и/или организатора закупки возникновения соответствующего объема обязательств, предусмотренного статьями 447–449 ГК РФ.

Данные положения содержатся и в закупочных документациях.

Вместе с тем, участник закупки не вправе отказаться от заключения договора. В случае уклонения от заключения договора, сведения о таких участниках включаются в Реестр недобросовестных поставщиков.

Таким образом, закупочной документацией одновременно закреплена обязанность лица, признанного в качестве победителя закупки, по заключению договора, с другой стороны – право заказчика не заключать договор с победителем закупки, что в свою очередь противоречит общим принципам гражданского законодательства и Закону о закупках, в частности принципу равенства участников гражданских правоотношений, установленному частью 1 статьи 1 ГК РФ, а также установленному частью 1 статьи 10 ГК РФ запрету на злоупотребление правом.

Согласно части 1 статьи 8 ГК РФ гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами, а также из действий граждан и юридических лиц.

Исходя из положений названной нормы права, торгами в контексте гражданского законодательства могут быть признаны закупочные процедуры, по своей правовой природе отвечающие определению «аукцион» или «конкурс», вне зависимости от того, какое наименование присвоено им организатором таких процедур.

В соответствии с частью 2 статьи 448 ГК РФ извещение о проведении торгов должно содержать сведения о времени, месте и форме торгов, об их предмете, о существующих обременениях продаваемого имущества и о порядке проведения торгов, в том числе об оформлении участия в торгах, определении лица, выигравшего торги, а также сведения о начальной цене.

Инспекцией Омского УФАС России установлено, что извещения о проведении закупок, закупочная документация содержат сведения, предусмотренные частью 2 статьи 448 ГК РФ.

На основании изложенного, Инспекция Омского УФАС России приходит к выводу, что заказчиком опубликованы извещение и закупочная документация для неопределенного круга лиц, содержащие условия, позволяющие отнести способ заключения договора к торгам, в связи с чем, к данному правоотношению применимы нормы ГК РФ, регулирующие проведение торгов вне зависимости от того, как филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» именует проводимую им процедуру.

Частью 1 статьи 447 ГК РФ установлено, что договор заключается с лицом, выигравшим торги. Положениями статей 447–448 ГК РФ не предусмотрено возможности отказа от заключения договора с победителем.

Соответственно, рассматриваемые нормы закупочной документации неправомерны и не соответствуют требованиям гражданского законодательства и Закона о закупках, нарушают баланс частных и публичных интересов, законодательно закрепленный принцип равенства участников гражданских правоотношений, поскольку создают незаконные, необоснованные преимущества Заказчику, наделяя его исключительно правами и, ущемляя, таким образом, экономически более слабую сторону в правоотношениях – участника, презюмируя, что у него имеются исключительно обязанности.

В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 3 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются принципами равноправия, справедливости, отсутствия дискриминации и необоснованных ограничений конкуренции по отношению к участникам закупки.

Право филиала «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» самостоятельно определять порядок и механизмы проведения закупочных процедур не освобождают Филиал от необходимости соблюдения требований действующего законодательства и прав участников закупочных процедур.

То обстоятельство, что частью 4 статьи 447 ГК РФ предусмотрены иные, помимо конкурса и аукциона, формы торгов, не означает, что филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» вправе подменять конкурентный и прозрачный отбор контрагента (который должен быть основан на принципе равенства участников гражданских правоотношений) на процедуру, при проведении которой создаются видимость соблюдения действующего законодательства и необоснованные преимущества экономически более сильной стороне в правоотношениях. Из положений части 4 статьи 447 ГК РФ не следует, что при проведении торгов в иной, помимо конкурса и аукциона форме, у организатора отпадает обязанность по заключению договора с победителем.

Таким образом, Инспекция Омского УФАС России считает необходимым указать Филиалу на обязательность соблюдения требований действующего законодательства и прав участников закупочных процедур.

3.3. С 01.07.2018 Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о закупках внесены изменения.

Инспекция Омского УФАС России, проанализировав закупки, проведенные Филиалом после 01.07.2018 (извещения №№ 31806693935, 31806731811, 31806701894, 31806737323, 31806718459,31806714022 и другие), установила следующее.

В извещениях и закупочных документациях указано, что организатор закупки вправе отказаться от проведения закупки без каких-либо последствий в любой момент до подведения ее итогов.

Вместе с тем, частью 5 статьи 3.2 Закона о закупках заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

Таким образом, Инспекция Омского УФАС России считает необходимым указать филиалу «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» на обязательность соблюдения требований Закона о закупках.

3.4. Инспекцией Омского УФАС России установлено, что извещения о проведении закупок, указанных в пункте 3.3 настоящего акта, не содержат сведения о дате начала срока подачи заявок на участие в закупке.

Вместе с тем, пунктом 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках установлено, что в извещение об осуществлении конкурентной закупки должны быть указаны, в том числе порядок, дата начала, дата и время окончания срока подачи заявок на участие в закупке (этапах конкурентной закупки) и порядок подведения итогов конкурентной закупки (этапов конкурентной закупки).

Таким образом, филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» нарушены требования к содержанию извещения и документации о закупке, а именно пункт 7 части 9 статьи 4 Закона о закупках, что содержит в себе признаки состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 7.32.3 КоАП РФ.

За несоблюдение предусмотренных законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц требований к содержанию извещений о закупке товаров, работ, услуг и (или) документации о закупке товаров, работ, услуг, частью 7 статьи 7.32.3 Кодекса Российской Федераций об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность.

4. Согласно части 19 статьи 4 Закона о закупках заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки, сведения о которой составляют государственную тайну или в отношении которой приняты решения Правительства Российской Федерации в соответствии с частью 16 настоящей статьи;
  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, с указанием сведений о количестве, об общей стоимости договоров, предусматривающих закупку конкретными заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации, инновационной продукции, высокотехнологичной продукции у таких субъектов в годовом объеме, определяемом в соответствии с пунктом 1 части 8.2 статьи 3 Закона о закупках.

Федеральным законом от 31.12.2017 № 505-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» в Закон о закупках внесены изменения в часть 19 статьи 4 Закона о закупках в соответствии которой заказчик не позднее 10-го числа месяца, следующего за отчетным месяцем, размещает в единой информационной системе:

  • сведения о количестве и об общей стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки товаров, работ, услуг, в том числе об общей стоимости договоров, информация о которых не внесена в реестр договоров в соответствии с частью 3 статьи 4.1 Закона о закупках;
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком по результатам закупки у единственного поставщика (исполнителя, подрядчика);
  • сведения о количестве и стоимости договоров, заключенных заказчиком с единственным поставщиком (исполнителем, подрядчиком) по результатам конкурентной закупки, признанной несостоявшейся.

Филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» на требование Инспекции Омского УФАС России (исх. от 30.10.2018 № 05-9592) были представлены сведения, предусмотренные частью 19 статьи 4 Закона о закупках (вх. Омского УФАС России от 06.11.2018 № 9716).

По результатам анализа представленной информации, а также информации, размещенной в единой информационной системе, нарушение сроков размещения сведений, предусмотренных частью 19 статьи 4 Закона о закупках, в проверяемый период не установлено.

5. В соответствии с частью 5 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе при закупке размещается информация о закупке, в том числе извещение о закупке, документация о закупке, проект договора, являющийся неотъемлемой частью извещения о закупке и документации о закупке, изменения, вносимые в такое извещение и такую документацию, разъяснения такой документации, протоколы, составляемые в ходе закупки, а также иная информация, размещение которой в единой информационной системе предусмотрено настоящим Федеральным законом и положением о закупке, за исключением случаев, предусмотренных частями 15 и 16 настоящей статьи.

Пунктом 34 Положения об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема, утвержденного Постановлением № 1352, установлено, что в целях формирования отчетности об участии субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках заказчики составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов малого и среднего предпринимательства в соответствии с требованиями к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц у субъектов малого и среднего предпринимательства и размещают указанный отчет в соответствии с частью 21 статьи 4 Закона о закупках в единой информационной системе.

Согласно части 21 статьи 4 Закона о закупках информация о годовом объеме закупки, которую заказчики обязаны осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства, размещается в единой информационной системе не позднее 1 февраля года, следующего за прошедшим календарным годом.

Инспекция Омского УФАС России, изучив сведения, размещенные в единой информационной системе, установила, что информация о годовом объеме закупки, которую АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» обязано осуществить у субъектов малого и среднего предпринимательства (годовой отчет), размещена Обществом в единой информационной системе 26.01.2018. Нарушений не выявлено.

6. В соответствии с Законом о закупках, Постановлением Правительства РФ от 22.11.2012 № 1211 «О ведении реестра недобросовестных поставщиков, предусмотренного Федеральным законом «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» Заказчик направляет сведения об участниках закупки, уклонившихся от заключения договоров, в том числе не предоставивших заказчику в срок, предусмотренный документацией о закупке, подписанный договор или не предоставивших обеспечение исполнения договора в случае, если заказчиком было установлено требование обеспечения договора до его заключения, а также о поставщиках (исполнителях, подрядчиках), с которыми договоры по решению суда расторгнуты в связи с существенным нарушением ими договоров.

В проверяемый период Филиалом проведены закупки: № 31806340569, 31806507174, 31806537047 по результатам которых победители указанных закупок (ООО «Магистраль», АО «Торговый Дом Металлургический завод Красный Октябрь») уклонились от заключения договора.

Данную информацию филиал «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» направил в Омское УФАС России в предусмотренный законодательством срок. Нарушений не выявлено.

Анализ представленных в распоряжение инспекции сведений, документов свидетельствует о том, что проверяемое лицо в рассматриваемой сфере деятельности, в целом, соблюдает требования Закона о закупках, при этом инспекцией Омского УФАС России выявлены отдельные случаи нарушения действующего законодательства.

По результатам проведенной плановой выездной проверки Инспекция Омского УФАС России, с учетом вышеизложенных в настоящем Акте выявленных обстоятельств, рекомендует филиалу «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» при проведении закупочных процедур учесть замечания, изложенные в пунктах 3.2, 3.3 настоящего Акта, а также в установленном порядке Инспекция Омского УФАС России решила передать материалы проверки уполномоченному должностному лицу отдела контроля органов власти Омского УФАС России для рассмотрения вопроса о возбуждении административных дел по признакам нарушения статьи 7.32.3 КоАП РФ.

 

Настоящий акт составлен на 8 листах в двух экземплярах. Прилагаемые к настоящему акту документы являются материалами проверки и хранятся в Омском УФАС России.

Прилагаемые к Акту № 07 от 11.12.2018 документы: копии документов, представленных филиалом «ОМО им. П.И. Баранова» АО «НПЦ газотурбостроения «Салют» инспекции Омского УФАС России в ходе проверки.

 

Подписи лиц, проводивших проверку:

 

 

Руководитель инспекции <...>

Члены инспекции: <...>

<...>

<...>

 

 

С актом проверки ознакомлен(а):

«___» _________________ 2018 г.

 

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

 

Копию акта со всеми приложениями (за исключением документов, полученных от проверяемого лица) получил(а):

«___» _________________ 2018 г.

 

___________________________________________________________________________________________________________________________________

(Ф.И.О., должность руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя проверяемого лица)

 

 

Отметка об отказе руководителя проверяемого лица (его уполномоченного представителя, иного должностного лица) подписать акт

___________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Руководитель инспекции:           <...>

Связанные организации

Связанные организации не указаны