Решение №Дело № 05-04.1/86-18 Решение № 05-04.1/86-18 по жалобе ИП <...> на действия муниц... от 10 октября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Управление
Сфера деятельности
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № 05-04.1/86-18

о признании жалобы обоснованной

 

 

05.10.2018                                                                                                                              г. Омск

 

Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области (далее – Омское УФАС России) по рассмотрению жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров (далее - Комиссия) в составе:

<…> – заместителя руководителя управления, председателя Комиссии;

<…> – начальника отдела контроля органов власти, заместителя  председателя Комиссии;

<…> - главного специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии

<…> - специалиста-эксперта отдела контроля органов власти, члена Комиссии,

рассмотрев в порядке, предусмотренном статьей 18.1 Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее – Закон о защите конкуренции), жалобу индивидуального предпринимателя <…> (далее – ИП <…>, Заявитель) на действия  муниципального унитарного предприятия «Большереченский коммунальный комплекс» (далее – МУП «БКК», Ответчик, Заказчик) при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на приобретение угля каменного в количестве 435 тонн включая доставку для нужд МУП «БКК» (извещение № 31806865137) (далее – открытый аукцион),

при участии <…> (личность удостоверена паспортом);

при участии представителя ИП <…> – <…> (доверенность от 04.10.2018 б/н, личность удостоверена паспортом);

при участии представителя Ответчика <…>. (доверенность от 01.10.2018 № 22, личность удостоверена паспортом),

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В Омское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. № 8439э от 27.09.2018) на действия МУП «БКК» при проведении открытого аукциона, который полагает, что Заказчиком неправомерно было принято решение об отказе в допуске ИП <…> к участию в открытом аукционе.

В обоснование своей позиции Заявитель указывает следующее.

В соответствии с протоколом рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.09.2018 № 362775 Заявителю отказано в допуске к участию в открытом аукционе, в качестве обоснований принятого решения указано следующее: «Иное. На участие в аукционе подана единственная заявка. Процедура закупки признана не состоявшейся».

Заявитель полагает, что при принятии решения об отказе в допуске к участию в открытом аукционе ИП <…> Заказчик не указал, что послужило основанием для соответствующего отказа и какие требования документации нарушены.

В связи с чем, Заявитель просит признать несоответствующим действующему законодательству Российской Федерации извещение о проведении открытого аукциона от 20.08.2018, признать протокол рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе от 17.09.2018 № 362775 недействительным и обязать Заказчика заключить муниципальный контракт с единственным участником  - ИП <…> по начальной максимальной цене.

2. В соответствии с уведомлением Омского УФАС России от 01.10.2018 № 05-8414 Ответчиком представлены пояснения относительно фактов, изложенных в жалобе Заявителя, а также надлежащим образом заверенные копии запрашиваемых документов.

На заседании Комиссии 05.10.2018 представитель Ответчика с доводами жалобы не согласилась, высказалась согласно возражениям Заказчика на жалобу ИП <…>, отметив следующее.

МУП «БКК», руководствуясь общими принципами Федерального закона от 18.07.2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон о закупках), закрепленными в статье 3. Руководствуясь частью 6 статьи 448 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 7 Положения о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Большереченский коммунальный комплекс» от 07.08.2018, утвержденного директором МУП «Большереченский коммунальный комплекс» (далее – Положение о закупке) (действовавшим на дату проведения открытого аукциона), позволяющим  Заказчику принять решение об отказе от заключения договора в связи с наличием одной заявки на участие, а также изменением объема средств, на приобретение угля каменного (включая доставку) для нужд МУП «БКК», Ответчик принял решение не допускать Заявителя к участию в открытом аукционе. Одновременно в целях обеспечения конкурентности процедур, предусмотренных Положением о закупке, где Заказчик вправе отказаться от проведения аукциона в определенный в извещении срок, вплоть до подведения итогов аукциона, было принято решение отказаться от проведения открытого аукциона. Уведомление об отказе от проведения открытого аукциона размещено на электронной торговой площадке, размещенной на официальном сайте http://www.rts-tender.ru в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее – ЭТП) и Единой информационной системе на официальном сайте Российской Федерации www.zakupki.gov.ru (далее – ЕИС) 17.09.2018.

После принятия решения о не допуске к участию в открытом аукционе единственной заявки Ответчик внес изменения в план закупок с намерением провести новую конкурентную процедуру.

Право Заказчика отказаться от закупочной процедуры, предусмотренное старой редакцией Положения о закупке, не приводит к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.

На основании изложенного представитель Ответчика просит признать жалобу Заявителя необоснованной.

3. Из представленных материалов и информации следует, что 29.08.2018 в ЕИС размещено извещение № 31806865137 о проведении открытого аукциона.

Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, в разделе общая информация прием заявок на участие в открытом аукционе  осуществлялся Ответчиком с 29.08.2018 по 15.09.2018.

Дата окончания срока рассмотрения заявок на участие в открытом аукционе –  17.09.2018.

            Дата и время проведения открытого аукциона – 18.09.2018

Согласно протоколу рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 19.09.2018 № 362775 на участие в открытом аукционе поступила 1 заявка – ИП <…> Аукционная комиссия, рассмотрев заявку Заявителя, приняла решение о не допуске ИП <…> к участию в открытом аукционе, в качестве обоснования принятого решения указано следующее: «Иное. На участие в аукционе подана единственная заявка. Процедура закупки признана несостоявшейся». В связи с тем, что по результатам рассмотрения заявки на участие в электронном аукционе аукционная комиссия приняла решение об отказе в допуске к участию единственной заявки, электронный аукцион признан несостоявшимся.

Согласно протоколу отказа от участия в аукционе от 17.09.2018 аукционная комиссия рассмотрела единственную заявку на участие в открытом аукционе и приняла решение: «В целях обеспечения конкурентности процедур, предусмотренных Положением о закупке, учитывая сложившуюся ценовую ситуацию на рынке продажи угля каменного, учитывая требование вышестоящей организации в рамках финансирования данной процедуры, отказаться от проведения данной закупочной процедуры».

4. Рассмотрев жалобу Заявителя, представленные Ответчиком документы, заслушав доводы представителей сторон, Комиссия признала жалобу обоснованной, исходя из следующего.

Порядок рассмотрения антимонопольным органом жалоб на нарушение процедуры торгов и порядка заключения договоров установлен статьей 18.1 Закона о защите конкуренции.

Согласно части 1 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции антимонопольный орган рассматривает жалобы на действия (бездействие) юридического лица, организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной комиссии или аукционной комиссии при организации и проведении торгов, заключении договоров по результатам торгов либо в случае, если торги, проведение которых является обязательным в соответствии с законодательством Российской Федерации, признаны несостоявшимися, а также при организации и проведении закупок в соответствии с Законом о закупках, за исключением жалоб, рассмотрение которых предусмотрено законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.

Согласно части 2 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции действия (бездействие) организатора торгов, оператора электронной площадки, конкурсной или аукционной комиссии могут быть обжалованы в антимонопольный орган лицами, подавшими заявки на участие в торгах, а в случае, если такое обжалование связано с нарушением установленного нормативными правовыми актами порядка размещения информации о проведении торгов, порядка подачи заявок на участие в торгах, также иным лицом (заявителем), права или законные интересы которого могут быть ущемлены или нарушены в результате нарушения порядка организации и проведения торгов.

4.1. В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о закупках при закупке товаров, работ, услуг заказчики руководствуются Конституцией Российской Федерации, Гражданским кодексом Российской Федерации, Законом о закупках, другими федеральными законами и иными нормативными подзаконными актами Российской Федерации, а также принятыми в соответствии с ними и утвержденными с учетом положений ч. 3 ст. 2 Закона о закупках правовыми актами, регламентирующими правила закупки.

В соответствии с часть 9 статьи 3.2 Закона о закупках для осуществления конкурентной закупки заказчик разрабатывает и утверждает документацию о закупке (за исключением проведения запроса котировок в электронной форме), которая размещается в единой информационной системе вместе с извещением об осуществлении закупки и включает в себя сведения, предусмотренные, в том числе частью 10 статьи 4 настоящего Федерального закона.

Заказчик при проведении открытого аукциона руководствовался  Положением о закупках товаров, работ, услуг для нужд МУП «Большереченский коммунальный комплекс», утвержденным приказом директора МУП «Большереченский коммунальный комплекс» 07.08.2018 (предыдущая редакция).

Из пункта 7 Положения о закупке следует, что порядок проведения электронного аукциона устанавливается в документации по аукциону, подготовленной в соответствии с требованиями настоящего Положения и регламентом работы электронной торговой площадки. Организатор закупки готовит документацию по аукциону, которая согласовывается комиссией и утверждается руководителем заказчика. Документация по аукциону должна быть размещена на официальном сайте одновременно с размещением извещения о проведении аукциона.

Из пункта 10 Положения о закупке следует, что закупочная документация должна быть доступна на официальном сайте одновременно с извещением без взимания платы.

Комиссия, проанализировав материалы дела и информацию, размещенную в ЕИС, установила, что в нарушение пункта 9 статьи 3.2 Закона о закупках, пункта 7 Положения о закупке Заказчиком документация об открытом аукционе не разработана, в ЕИС не размещена.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7.32.3 за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установлена административная ответственность.

4.2. В соответствии с частью 2 статьи 3.2 Закона о закупках любой участник конкурентной закупки вправе направить заказчику в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом и положением о закупке, запрос о даче разъяснений положений извещения об осуществлении закупки и (или) документации о закупке.

В соответствии с частью 3 статьи 3.2 Закона о закупках в течение трех рабочих дней с даты поступления запроса, указанного в части 2 настоящей статьи, заказчик осуществляет разъяснение положений документации о конкурентной закупке и размещает их в единой информационной системе с указанием предмета запроса, но без указания участника такой закупки, от которого поступил указанный запрос. При этом заказчик вправе не осуществлять такое разъяснение в случае, если указанный запрос поступил позднее чем за три рабочих дня до даты окончания срока подачи заявок на участие в такой закупке.

Из материалов настоящего дела следует, что 06.09.2018 Заказчику поступил запрос на разъяснение аукционной документации. 07.09.2018 Заказчик подготовил разъяснение документации аукциона.

Вместе с тем, в нарушение части 3 статьи 3.2 Закона о закупках Ответчик разместил вышеуказанное разъяснение положений документации лишь на ЭТП, прикрепив техническое задание на поставку каменного угля, в ЕИС указанные разъяснения положений документации Заказчиком не размещены.

В соответствии с пунктом 5 статьи 7.32.3 за неразмещение в единой информационной системе в сфере закупок информации о закупке товаров, работ, услуг, размещение которой предусмотрено законодательством Российской Федерации в сфере закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, установлена административная ответственность.

4.3. Из жалобы Заявителя следует, что при принятии решения об отказе в допуске к участию в открытом аукционе ИП <…>. Заказчик в протоколе не указал основание отклонения его заявки.

В соответствии с пунктом 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках протокол, составляемый в ходе осуществления конкурентной закупки (по результатам этапа конкурентной закупки), должен содержать результаты рассмотрения заявок на участие в закупке (в случае, если этапом закупки предусмотрена возможность рассмотрения и отклонения таких заявок) с указанием, в том числе:

а) количества заявок на участие в закупке, которые отклонены;

б) оснований отклонения каждой заявки на участие в закупке с указанием положений документации о закупке, извещения о проведении запроса котировок, которым не соответствует такая заявка.

Согласно пункту 7 Положения о закупке комиссия рассматривает и проверяет заявки участников аукциона на соответствие требованиям, установленным документацией по аукциону в отношении товаров, работ, услуг.

На основании результатов рассмотрения первых частей заявок Комиссией принимается решение о допуске к участию в аукционе участника и о признании участника, подавшего заявку, участником аукциона или об отказе в допуске такого участника к участию в аукционе в порядке и по основаниям, которые предусмотрены документацией по аукциону.

Как отмечалось выше, в протоколе рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе от 17.09.2018 № 362775 в качестве основания отклонения заявки Заявителя на участие в открытом аукционе указано следующее: «Иное. На участие в аукционе подана единственная заявка. Процедура закупки признана не состоявшейся».

Проанализировав указанный протокол, Комиссия приходит к выводу, что он (протокол) не содержит оснований отклонения заявки Заявителя, что является нарушением пункта 3 части 13 статьи 3.2 Закона о закупках. В связи с чем, рассматриваемый довод Заявителя является обоснованным.

4.4. В соответствии с пунктом 5 статьи 3.2 Закона о закупках Заказчик вправе отменить конкурентную закупку по одному и более предмету закупки (лоту) до наступления даты и времени окончания срока подачи заявок на участие в конкурентной закупке.

В соответствии с пунктом 7 Положения о закупке (предыдущая редакция) организатор закупки по согласованию с комиссией вправе отказаться от его проведения в определенный в извещении срок, вплоть до подведения итогов аукциона.

Установлено, что открытый аукцион Заказчиком отменен 17.09.2018, тогда как срок окончания подачи заявок на участие в открытом аукционе – 15.09.2018. Таким образом, действия Заказчика, выразившиеся в отмене открытого аукциона после окончания срока подачи заявок на участие в открытом аукционе, нарушают часть 5 статьи 3.2 Закона о закупках.

Таким образом, рассмотрев жалобу ИП <…>, Комиссией выявлены грубые нарушения Заказчиком Закона о закупках, в том числе проведение открытого аукциона без разработанной закупочной документации, что является основанием для принятия Комиссией решения об аннулировании закупки. Вместе с тем, учитывая, что Заказчиком 17.09.2018 открытый аукцион отменен, у Комиссии отсутствуют основания для выдачи предписания об аннулировании Закупки.

Принимая во внимание изложенное, руководствуясь частью 20 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции, Комиссия

 

РЕШИЛА:

 

1. Признать обоснованной жалобу индивидуального предпринимателя <…> на действия  муниципального унитарного предприятия «Большереченский коммунальный комплекс» при проведении открытого аукциона в электронной форме на право заключения договора на приобретение угля каменного в количестве 435 тонн включая доставку для нужд МУП «БКК» (извещение № 31806865137).

2.  Предписание не выдавать, в связи с отсутствием оснований для его выдачи.

3. Передать материалы дела № 05-04.1/86-18 уполномоченному должностному лицу Омского УФАС России для принятия решения о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном статьей 7.32.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

 

Согласно части 23 статьи 18.1 Закона о защите конкуренции настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

 

Председатель Комиссии                                                                                             <…>

 

Члены Комиссии                                                                                                            <…>

 

                                                                                                                                         <…>

 

                                                                                                                                          <…>

Связанные организации

Связанные организации не указаны