Решение б/н Решение № РНП-55-83/2018 по обращению Администрации Усть-Иш... от 19 сентября 2018 г.

Вид документа
Дата регистрации
Приложения
Отсутствуют

Текст документа

 Сохранить как PDF

Решение № РНП-55-83/2018

по результатам рассмотрения сведений о недобросовестном поставщике

 

17 сентября 2018 г.

 

г. Омск

 

Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:

«…»;

«…»;

«…»,

рассмотрев представленные Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области (далее – заказчик) сведения об индивидуальном предпринимателе «…» для включения в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее – реестр) в связи с уклонением от заключения муниципального контракта на приобретение и установку резервного источника электроснабжения на котельную по ул. Новая, № 2 "А" с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области по результатам проведения электронного аукциона (извещение № 0152300048318000018) (далее - электронный аукцион, муниципальный контракт, контракт),

в присутствии представителя заказчика – «…» (доверенность № УСТШ-64 от 13.09.2018),

в отсутствие индивидуального предпринимателя «…», надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения сведений,

 

УСТАНОВИЛА:

 

1. В соответствии с частью 5 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее - Федеральный закон о контрактной системе) в Омское УФАС России были представлены (вх. № 7702э от 04.09.2018) материалы и информация, свидетельствующие, по мнению заказчика, об уклонении ИП «…» от заключения муниципального контракта.

Из представленных материалов и информации следует, что 30.07.2018 на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком были размещены извещение № 0152300048318000018 и документация об электронном аукционе с начальной (максимальной) ценой контракта 351 826,56 руб.

Согласно протоколу рассмотрения заявок от 08.08.2018 на участие в электронном аукционе было подано две заявки, оба участника закупки были допущены к участию в аукционе.

Протоколом проведения электронного аукциона от 13.08.2018 указано, что в процедуре проведения электронного аукциона приняли участие два участника закупки, наименьшее ценовое предложение 321921,18 руб. сделано участником с идентификационным номером заявки 103598363.

15.08.2018 на официальном сайте ЕИС был размещен протокол подведения итогов электронного аукциона, в соответствии с которым победителем аукциона признан ИП «…».

30.08.2018 размещен протокол отказа от заключения контракта ИП «…» в связи с признанием предпринимателя уклонившимся от заключения контракта.

Из представленной (вх. № 7773э от 05.09.2018) на запрос Омского УФАС России (исх. № 03-7591э от 05.09.2018) оператором электронной площадки ООО «РТС-тендер» хронологии заключения контракта следует:

20.08.2018 – участнику (победителю) направлен на подпись проект контракта;

27.08.2018 – участник не подписал контракт в регламентированный срок;

28.08.2018 – участником создан протокол разногласий; опубликован протокол разногласий по проекту контракта; истек тринадцатидневный срок для направления протокола разногласий;

30.08.2018 – участник признан уклонившимся от заключения контракта; размещен протокол отказа от заключения контракта;

31.08.2018 – перевод обеспечения заявки на участие заказчику по причине признания участника закупки уклонившимся от заключения контракта.

 

2. Рассмотрев представленные материалы и пояснения представителей сторон, в результате проверки представленных заказчиком сведений об уклонении ИП «…» от заключения муниципального контракта на основании части 7 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе, Комиссия считает, что сведения об ИП «…» подлежат включению в реестр, исходя из следующего.

Согласно части 8 статьи 69 Федерального закона о контрактной системе результаты рассмотрения заявок на участие в электронном аукционе фиксируются в протоколе подведения итогов такого аукциона, который подписывается всеми участвовавшими в рассмотрении этих заявок членами аукционной комиссии, и не позднее рабочего дня, следующего за датой подписания указанного протокола, размещаются заказчиком на электронной площадке и в единой информационной системе.

Комиссия установила, что в соответствии с требованиями указанной нормы Федерального закона о контрактной системе протокол подведения итогов электронного аукциона от 15.08.2018 был размещен на официальном сайте ЕИС 15.08.2018.

В соответствии с частью 2 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения в единой информационной системе указанных в части 12 статьи 54.7, части 8 статьи 69, части 8 статьи 82.4, части 23 статьи 83.1 настоящего Федерального закона протоколов заказчик размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы без своей подписи проект контракта, который составляется путем включения в проект контракта, прилагаемый к документации или извещению о закупке, цены контракта, предложенной участником закупки, с которым заключается контракт, либо предложения о цене за право заключения контракта в случае, предусмотренном частью 23 статьи 68настоящего Федерального закона, информации о товаре (товарном знаке и (или) конкретных показателях товара), информации, предусмотренной пунктом 2 части 4 статьи 54.4, пунктом 7 части 9 статьи 83.1 настоящего Федерального закона, указанных в заявке, окончательном предложении участника электронной процедуры.

Во исполнение названной нормы 20.08.2018 заказчиком был направлен проект муниципального контракта победителю.

На основании части 3 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры подписывает усиленной электронной подписью указанный проект контракта, размещает на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, если данное требование установлено в извещении и (или) документации о закупке, либо размещает протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи.

В силу части 4 указанной статьи в течение пяти дней с даты размещения заказчиком в единой информационной системе проекта контракта победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, в случае наличия разногласий по проекту контракта, размещенному в соответствии с частью 2 настоящей статьи, размещает на электронной площадке протокол разногласий, подписанный усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени победителя электронной процедуры. Указанный протокол может быть размещен на электронной площадке в отношении соответствующего контракта не более чем один раз. При этом победитель электронной процедуры, с которым заключается контракт, указывает в протоколе разногласий замечания к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.

В соответствии со статьей 193 Гражданского кодекса Российской Федерации, если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

В связи с тем, что последний день срока направления подписанного проекта муниципального контракта и документа, подтверждающего предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокола разногласий приходился на нерабочий день (25.08.2018), последним днем, когда могли быть исполнены названные требования Федерального закона о контрактной системе, являлся 27.08.2018.

Таким образом, учитывая положения частей 3 и 4 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе, победитель электронного аукциона в срок до 27.08.2018 включительно должен был разместить на электронной площадке подписанный проект контракта и документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта, либо протокол разногласий, однако указанные действия не были совершены предпринимателем.

Согласно части 13 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе победитель электронной процедуры (за исключением победителя, предусмотренного частью 14 настоящей статьи) признается заказчиком уклонившимся от заключения контракта в случае, если в сроки, предусмотренные настоящей статьей, он не направил заказчику проект контракта, подписанный лицом, имеющим право действовать от имени такого победителя, или не направил протокол разногласий, предусмотренный частью 4 настоящей статьи, или не исполнил требования, предусмотренные статьей 37 настоящего Федерального закона (в случае снижения при проведении электронного аукциона или конкурса цены контракта на двадцать пять процентов и более от начальной (максимальной) цены контракта). При этом заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем признания победителя электронной процедуры уклонившимся от заключения контракта, составляет и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке с использованием единой информационной системы протокол о признании такого победителя уклонившимся от заключения контракта, содержащий информацию о месте и времени его составления, о победителе, признанном уклонившимся от заключения контракта, о факте, являющемся основанием для такого признания, а также реквизиты документов, подтверждающих этот факт.

В соответствии с указанной нормой 30.08.2018 ИП «…» признан уклонившимся от заключения контракта, заказчиком был размещен протокол отказа от заключения контракта (далее – протокол от 30.08.2018).

В протоколе от 30.08.2018 указана причина отказа от заключения контракта: «В связи с признанием участника закупки уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 13 ст. 83.2 Закона 44-ФЗ».

Частью 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе установлено, что в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.

По смыслу указанной нормы Федерального закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является такое уклонение лица от заключения контракта, которое предполагает недобросовестное поведение.

При этом антимонопольный орган, рассматривающий вопрос о включении сведений в реестр, не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта установления заказчиком уклонения поставщика от заключения контракта, не выявляя иные связанные с ним обстоятельства, в том числе наличие или отсутствие вины данного субъекта.

 

В целях проверки факта уклонения общества от заключения муниципального контракта Омским УФАС России было направлено в адрес ИП «…» письмо (исх. № 03-7592 от 05.09.2018) с предложением о представлении письменных пояснений о причинах уклонения от подписания контракта и приложением подтверждающих документов, данное письмо содержало также уведомление о рассмотрении 17.09.2018 в 11:40 часов настоящего обращения заказчика.

На указанный запрос предпринимателем были представлены (вх. № 8059 от 14.09.2018) пояснения следующего содержания: «По итогам электронного аукциона (№ 0152300048318000018) на поставку и установку резервного источника электроснабжения на котельную по ул. Новая, д.2 «А», с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области и электронного аукциона (№ 0152300048318000017) на поставку и установку резервного источника электроснабжения на котельную по ул. Пушкина, № 34 п. Аксеново Усть-Ишимского муниципального района я, индивидуальный предприниматель «…», был признан победителем.

Сообщаю об отсутствии намерения уклонения от заключения муниципальных контрактов с Администрацией Усть-Ишимского муниципального района (далее – Заказчик).

Протокол разногласий по контракту мною подготовлен (прилагается), но не напрвлен Заказчику, в установленные законом сроки, по причине невозможности доступа к электронной площадке РТС-тендер в результате моего нахождения в это время на обследовании в Омском областном диспансере № 3 (прилагается). Доверенного лица, на право пользования моей электронно-цифровой подписью нет.

По вышеизложенным фактам выполнение данной процедуры было просрочено на 1 день по уважительной причине. В связи с этим прошу пояснительные материалы к делу приложить и в данном случае в Реестр недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков) не включать».

К вышеуказанным письменным пояснениям ИП «…» были приложены копии следующих документов:

- протокол разногласий по проекту муниципального контракта;

- справка из учреждения здравоохранения.

Комиссией установлено, что предпринимателем 28.08.2018 (за пределами регламентированного законом срока) был создан и размещен протокол разногласий по проекту муниципального контракта, в котором в нарушение части 4 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе не содержалось замечаний к положениям проекта контракта, не соответствующим документации и (или) извещению о закупке и своей заявке на участие в электронной процедуре, с указанием соответствующих положений данных документов.

Также предпринимателем не представлено Комиссии документальных доказательств того, что у него отсутствовала возможность подписания проекта контракта и предоставления обеспечения исполнения контракта в течение установленного пятидневного срока.

В соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг.

Согласно пункту 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.

В силу пункта 3 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.

Сложившаяся правоприменительная практика относит к непреодолимой силе такие чрезвычайные события, как землетрясение, извержение вулкана, наводнение, засуха, ураган, цунами, сель, паводок, аномальные атмосферные осадки, а также военные действия, эпидемии, крупномасштабные забастовки, техногенные аварии и другие обстоятельства, при наличии которых нормальный ход развития экономических и правовых отношений невозможен.

 

Они характеризуются чрезвычайностью (исключительность рассматриваемого обстоятельства, наступление которого в конкретных условиях является необычным) и непредотвратимостью (любой участник гражданского оборота, осуществляющий аналогичную с должником деятельность, не мог бы избежать наступления этого обстоятельства или его последствий).

Таким образом, доказательств возникновения у ИП Максименко Д.Н. каких-либо обстоятельств, возникших вследствие непреодолимой силы и не позволивших ему исполнить надлежащим образом требования законодательства, в установленном порядке подписать проект муниципального контракта, не представлено.

Уклонение от заключения контракта может выражаться как в совершении целенаправленных (умышленных) действий или бездействия, осуществленных с указанной целью, так и в их совершении по неосторожности, когда участник закупки по небрежности не принимает необходимых мер по соблюдению норм и правил, необходимых для заключения контракта, то есть создает условия, влекущие невозможность подписания контракта.

Совершая действия (бездействие) в рамках заключения контракта, участник закупки должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей.

Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник закупки должен осознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае признания его победителем и уклонения от заключения контракта в дальнейшем.

Хронология заключения муниципального контракта наглядно свидетельствует о том, что в установленные частями 3-6 статьи 83.2 Федерального закона о контрактной системе процессуальные сроки предприниматель в адрес заказчика не представил подписанный проект муниципального контракта.

Указанные обстоятельства, по мнению Комиссии, свидетельствуют о виновном уклонении предпринимателя от заключения контракта, следовательно, сведения об ИП «…» подлежат включению в Реестр.

 

На основании изложенного, руководствуясь, частью 7 статьи 104, пунктом 2 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2013 № 1062, Комиссия

 

Р Е Ш И Л А:

 

Сведения об индивидуальном предпринимателе «…», представленные Администрацией Усть-Ишимского муниципального района Омской области в связи с уклонением от заключения муниципального контракта на приобретение и установку резервного источника электроснабжения на котельную по ул. Новая, №2 "А" с. Никольск Усть-Ишимского муниципального района Омской области по результатам проведения электронного аукциона (извещение № 0152300048318000018), включить в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) сроком на два года.

 

Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.

 

 

Председатель Комиссии:

 

Члены Комиссии:

«…»

 

«…»

 

«…»

 

Связанные организации

Связанные организации не указаны